ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИИ. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
1.1.Конфликт. История изучения конфликтов
1.2.Речевой конфликт и речевая агрессия
1.3.Средства выражения речевой агрессии
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО КОНФЛИКТА в
ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1.Адресат негативной экспрессивной лексики
2.2.Стилистические средства
2.3.Лексические средства
2.4.Агрессивная лексика без намерения оскорбить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема конфликта и речевой агрессии, как проявления речевого конфликта изучалась достаточно давно. Слово «агрессия» (от лат. aggression ‘нападение’) приобретает активность в русском языке с середины 30-х гг. ХХ столетия. Об этом свидетельствуют материалы Толкового словаря русского языка в 4-х томах под ред. Дмитрия Николаевича Ушакова. Два слова ряда: «агрессия» и «агрессор» - маркируются в словаре пометами «политическое». Таким образом, четко определяется денотативное пространство функционирования названных слов - публицистический, прежде всего политический дискурс.
Речевая агрессия изучается в работе Александра Александровича Гогина и Олеси Евгеньевны Репетевой «Вербальные правонарушения: Понятие, сущность, виды», в работе «Вербальная агрессия в школьной речевой среде», где рассматриваются причины и последствия речевой агрессии, как проявления речевого конфликта. Однако в основном исследователи рассматривают речевую агрессию в юридическом аспекте, в политической и публицистической сфере - газеты, телевидение и т.д. Язык СМИ изучала Татьяна Георгиевна Ашурукова в статье «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте», Виталий Григорьевич Костомаров и другие.
В художественной литературе присутствует речевая экспрессия, однако в контексте художественного произведения она воспринимается как агрессия.
Объект данного исследования: средства выражения речевого конфликта в отечественной детской литературе.
Предмет исследования: речь персонажей детских произведений.
Методы исследования:
сравнительно-исторический
метод сплошной выборки примеров из произведения
3. метод анализа и обобщения полученных фактов,
Основные положения, выносимые на защиту:
1.средства выражения речевой агрессии в отечественной детской литературе менялась с течением времени.
2.речевой конфликт и речевая агрессия в детской литературе связана с воспитательным значением детской литературы.
Материалы исследования: произведения Л.Чарской, Л.Толстого, А. Бруштейн, А.Гайдара, Л.Матвеевой, А.Егорушкиной, Н.Огнева и т.д.
Научная новизна заключается в том, что феномен речевой агрессии в детской литературе до настоящего времени практически не рассматривался.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проанализировать средства выражения речевой агрессии и их значение для реализации воспитательной цели детской литературы.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью средств выражения конфликта (экспрессия, агрессия) в художественном произведении.
Задачи исследования, вытекающие из данной цели, заключаются в следующем:
1.проанализировать речь персонажей и авторские характеристики в детских произведениях разных эпох.
2.сравнить, как менялись средства выражения речевого конфликта в процессе исторического развития.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по детской литературе, детской педагогике и психологии.
Апробация работы: результаты работы были отражены в выступлениях на конференциях различного уровня: Татищевские чтения, дни науки ТГУ, статьях «Речевой конфликт и речевая агрессия в отечественной детской литературе», опубликованной в журнале «Наукополис» в 2016 году. Также по материалам этой работы было проведено практическое занятие по предмету «анализ текста» для студентов 3 курса филологического факультета ТГУ.
Структура работы определена логикой исследования, целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе (теоретической) «Предмет лингвоконфликтологии. Виды конфликтов» даются определения понятий «речевой конфликт», и «речевая агрессия», а также рассматриваются способы ее выражения в языке.
Во второй главе (практической) «Средства выражения речевого конфликта в детской литературе» рассматриваются речевые конфликты и средства выражений речевой агрессии в различных детских произведениях, анализируется специфика ее выражения в разные исторические периоды. Заключение содержит общие выводы по данной работе.
В ходе проведенного нами теоретического исследования и анализа средств выражения речевой агрессии в отечественных детских произведениях мы пришли к следующим выводам:
1.Адресатом речевой агрессии далеко не всегда является другой персонаж, его ровесник или взрослый. Иногда своеобразным «адресатом» может стать и вся окружающая героя реальность, которую он так или иначе не принимает. Чаще всего агрессивная лексика по отношению ко всей окружающей реальности является отображением внутреннего мира персонажа, но не всегда.
Лексику с негативной экспрессивной окраской герой может использовать и по отношению к самому себе. Чаще всего это относится к положительным героям (Железников «Чучело», С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»). Именно положительным героям чаще всего свойственна самокритичность.
Объектом лексики с негативной экспрессивной окраской могут быть не только люди, но и неодушевленные предметы или даже государственные учреждения или явления, животные и даже собственная одежда (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль», В. Железников «Чучело»). В случае, если речь идет об одежде другого персонажа, то почти всегда это - отношение адресанта к ее владельцу (Л.Толстой «Детство»).
В отдельных случаях объектом лексики со значением негативной оценки могут быть и слова, которые использует собеседник (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»).
2.Средства выражения речевой агрессии менялись с течением времени. Речевую агрессию в дореволюционной детской литературе можно разделить на три группы: 1. Связанные с происхождением героя, его национальной, сословной или социальной принадлежностью (хохлушка, финка, деревенщина). 2. Связанные с внешностью (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Л. Чарская «Волшебная сказка»). 3. Связанные с поведением и нравственными качествами героя.
Слова из последней группы встречаются особенно часто. Причем акцент делался на словах, обозначающих бессердечие героя («Волшебная сказка»). В советской литературе слова с таким значением в качестве средств негативной оценки почти не встречаются, напротив - осуждается излишняя чувствительность. Также в советской литературе появляется новая группа слов с негативной экспрессивной окраской - политическая. Составляют ее новые слова вроде «контра» (контрреволюционер), буржуй, и старые, получившие отрицательную окраску. «Аристократки, верующие, белая кость, голубая кровь» [Рощин, 130 с] «Капиталист» [Черных, Пантелеев, 368 с] «проклятые буржуины» [Гайдар, 134 с]. Это можно объяснить стремлением разделить всех на «своих» и «чужих». Но не только по принципу советский- несоветский. В школьной повести (и не только советской) присутствует и другое противостояние: «Ученики-учителя» или «дети-взрослые».
В современной литературе чаще всего встречаются оскорбления, обозначающие недостаток у адресата умственных способностей. «Отстой», «лох», «сакс», «отморозок». Гораздо реже в современной литературе можно встретить оскорбления, связанные с национальностью. А оскорбления, связанные со здоровьем в рассмотренных нами произведениях встречаются только один раз. Исключение - намеки на проблемы с умственным здоровьем, которые встречаются довольно часто. Однако они дают оценку поведению и поступкам героя, которые, по мнению адресанта, похожи на поступки и поведение человека неадекватного.
2.Средством выражения речевой агрессии могут быть метафоры и
сравнения. Чаще всего зоосемантические. Но могут встречаться сравнения с мифологическими существами или с литературными и
мультипликационными персонажами.
3.Средством выражения речевой агрессии могут быть не только слова с заведомо негативной окраской, но и нейтральные слова и даже имена собственные. В таком случае они используются в переносном значении и имеют иронический оттенок. Проявлением иронии можно назвать и такое явление, как языковая игра, переделку имен и фамилий персонажа (чаще всего воспринимаемая адресатом очень болезненно). Она может проявляться как отражение отношения к носителю фамилии или же просто реакцией остальных персонажей на странную, необычную фамилию.
4.В качестве средств выражения речевой агрессии могут быть использованы и фразеологизмы - пословицы и поговорки. Они могут давать оценку герою, его словам и поведению. «Залетела ворона в высокие хоромы!» [Л.Чарская «Волшебная сказка»], «ни рыба ни мясо» [Егорушкина, 325 с], «Чья бы корова мычала, а твоя молчала» [Киршнер, 121 с], «Типун тебе на язык!» [В.Тендряков, 6 с] Или выражать насмешку. «Держите карман шире!». «Раньше-позже, мыло-дрожжи, дрожжи-мыло, а не хочешь ли в рыло?» [Н.Огнев, 284 с]. «Скатертью дорожка!» [Бруштейн, 333 с].
5.Средством выражения речевой агрессии могут быть разного рода дразнилки и прозвища. «Стрижка-ерыжка» [Чарская, 34 с] «Рот до ушей хоть завязочки пришей», «Тили-тили тесто, жених и невеста!». «Лизка-сосиска» [А.Егорушкина, 36 с]. «Рыжая-конопатая» [Егорушкина, 65 с].
К этому же можно отнести и поддевки - своеобразные словесные игры, построенные в форме диалога. «Почему?» «По кочану» или «потому что кончается на «у»». «Ну?..Баранки гну» (А.Егорушкина «Настоящая принцесса и Бродячий Мостик), «- Ай! - Ай поехал в Китай, остался его брат, Пай, а брат Пай просил: «Нас не обижай!» (Л. Чарская «Приютки»).
Многие как советские, так и современные авторы поднимают тему прозвищ, как потерю собственного имени и собственной индивидуальности (А. Бруштейн «Дорога уходит в даль», Д. Дримов «Путешествие в страну снов», Е.Пастернак, А. Жвалевский «Время всегда хорошее»).
6.Кроме агрессивных определений средством выражения речевой агрессии могут быть и глаголы отвержения: «Пошел вон! Замолчи! уйди с дороги! Прочь! Захлопни варежку!». Американский психолог А. Басс назвал их «реакции отвержения». Они по большей части остаются неизменными в детской и подростковой литературе как дореволюционного, так и советского или современного периода.
Также к реакциям отвержения можно отнести и реплики вроде: «Не твое дело». «Никакого полного права не имеете мешаться в мою жизнь!» [Огнев, 75 с]. Это можно также перефразировать, как «отстаньте». Отличие реплик подобного рода в том, что их цель заключается в стремлении оградить свое личное пространство от постороннего вмешательства. В советской литературе чаще всего реплики подобного рода используют отрицательные персонажи.
7.Среди средств агрессивной лексики можно выделить упреки. Отличие их от других средств выражения речевой агрессии заключается в том, какая цель в них заложена. Здесь главная цель - пристыдить его, указать на неправильность того или иного поведения и таким образом оказать воздействие. Потому чаще всего упреки проявляются в обращении от вышестоящих - нижестоящим. От учителей или родителей - к детям. Выражаться они могут риторическими вопросами и риторическими восклицаниями. «Как тебе не стыдно!».
8.Отдельно стоит выделить угрозы. Они в детской и подростковой литературе также встречаются, причем довольно часто, особенно в современной, постсоветской литературе. В них не просто заложена негативная оценка характера или действий адресата, но и обещание причинить ему тот или иной вред. Угроза может звучать между юными героями, а может быть адресована от родителей к детям. Также отличается по своему характеру и вред, который адресант обещает причинить адресату - от обещаний стукнуть или отлупить до угроз убийства, выраженных прямо или косвенно.
9.В качестве средств агрессивной лексики могут использоваться и риторические вопросы и восклицания
10.Также герой может выражать негативные эмоции и с помощью
междометий. Таких как «тьфу», «фу» и «бр-р-р». «Фу, гадость». «Бр-р-р, какой ужас!!» [Егорушкина, 437 с]. «Брр! Я терпеть не могу риса!»
[Бруштейн, 264 с].
11.В отдельных случаях средством выражения речевой агрессии могут служить местоимения, как форма обращения. Переход с местоимения второго лица «ты», на местоимения третьего лица «он» или «она». Или с «мы» на «они».
12.Даже откровенно агрессивная лексика не обязательно является показателем неприязненных отношений между героями. В отдельных случаях это может быть просто стилем общения в той или иной среде (А.Белых «Республика ШКИД», Л.Матвеева «Жених из 8 «А»», А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»).
13.Иногда случается и обратное, когда то или иное слово или фраза воспринимается адресатом как оскорбительное, хотя намерения оскорбить у адресанта не было. Такое может произойти из-за различия тезауросов. Иногда герои буквально говорят на разных языках (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»). Но различие тезаурусов может проявляться и внутри одного языка, если адресант и адресат принадлежат к разным возрастным или социальным категориям («Республика ШКИД», Н.Огнев «Дневник Кости Рябцева»).
14.Выбор агрессивной лексики зависит в том числе и от среды, которую описывает автор. Поэтому иногда происходит, что одно и то же слово в одной среде несет нейтральный или даже позитивный смысл, а в другом - негативный. Причем одно и то же понятие может иметь как позитивную, так и негативную окраску.
1.Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб. : Академический проект, 2000. - 241с.
2.Алексин, А. А тем временем где-то [Текст] / А.А. Алексин. - М. : Центрполиграф, 2001. - 440 с.
3.Алексин, А. Собрание сочинений в трех томах [Текст] / А. Алексин. - М.: Детская литература, 1979 - 1981. - Т. 3. Повести, пьеса, из блокнота, 1981. - 464 с.
4.Баранов, А. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие [Текст] / А, Баранов. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 592 с.
5.Белинский В. Г. О детской литературе [Текст] / В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. - М. : 1983.
6.Белых, Г, Пантелеев, Л. Республика Шкид. Шкидские рассказы [Текст] / Г. Белых, Л. Пантелеев. - М. : «Рипол Классик», ТПО «Интерфейс», 1998. - 448 с.
7.Бруштейн, А. Дорога уходит в даль [Текст] / А. Бруштейн. - М. : Детская литература, 1980 г. - 672 с.
8.Веркин, Э. Друг-апрель [Текст] / Э. Веркин. - М. : Эксмо, 2010. - 350 с.
9.Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. Выготский. - М. : Флинта, 1987 г. - 350 с.
10.Выготский, Л., Лурия, А Этюды по психологии поведения [Текст] / Л. Выготский, А. Лурия. - М. : Флинта, 1993. - 450 с.
11.Выготский, Л. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже [Текст] / Л. Выготский. - М. : Флинта, 1993. - 634 с.
12.Гайдар, А. Повести и рассказы [Текст] / А. Гайдар. - М. Русский язык, 1984 г. - 287 с.
13.Гогин, А., Репетева, О. Вербальные правонарушения: понятие, сущность, виды [Текст] / А. Гогин, О. Репетева. - Т.: ТГУ, 2015 г. - 103 с.
14.Горький, М. О детской литературе. Статьи и высказывания, письма [Текст] / М. Горький. - М.: Флинта, 1968. - 168 с.
15.Дримов, Д. Путешествие в страну Снов [Текст] / Д. Дримов. - СПб. : Азбука-классика, 2003. - 432 с...