Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства выражения речевой экспрессии в отечественной детской литературе

Работа №112214

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИИ. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
1.1.Конфликт. История изучения конфликтов
1.2.Речевой конфликт и речевая агрессия
1.3.Средства выражения речевой агрессии
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО КОНФЛИКТА в
ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1.Адресат негативной экспрессивной лексики
2.2.Стилистические средства
2.3.Лексические средства
2.4.Агрессивная лексика без намерения оскорбить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема конфликта и речевой агрессии, как проявления речевого конфликта изучалась достаточно давно. Слово «агрессия» (от лат. aggression ‘нападение’) приобретает активность в русском языке с середины 30-х гг. ХХ столетия. Об этом свидетельствуют материалы Толкового словаря русского языка в 4-х томах под ред. Дмитрия Николаевича Ушакова. Два слова ряда: «агрессия» и «агрессор» - маркируются в словаре пометами «политическое». Таким образом, четко определяется денотативное пространство функционирования названных слов - публицистический, прежде всего политический дискурс.
Речевая агрессия изучается в работе Александра Александровича Гогина и Олеси Евгеньевны Репетевой «Вербальные правонарушения: Понятие, сущность, виды», в работе «Вербальная агрессия в школьной речевой среде», где рассматриваются причины и последствия речевой агрессии, как проявления речевого конфликта. Однако в основном исследователи рассматривают речевую агрессию в юридическом аспекте, в политической и публицистической сфере - газеты, телевидение и т.д. Язык СМИ изучала Татьяна Георгиевна Ашурукова в статье «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте», Виталий Григорьевич Костомаров и другие.
В художественной литературе присутствует речевая экспрессия, однако в контексте художественного произведения она воспринимается как агрессия.
Объект данного исследования: средства выражения речевого конфликта в отечественной детской литературе.
Предмет исследования: речь персонажей детских произведений.
Методы исследования:
сравнительно-исторический
метод сплошной выборки примеров из произведения
3. метод анализа и обобщения полученных фактов,
Основные положения, выносимые на защиту:
1.средства выражения речевой агрессии в отечественной детской литературе менялась с течением времени.
2.речевой конфликт и речевая агрессия в детской литературе связана с воспитательным значением детской литературы.
Материалы исследования: произведения Л.Чарской, Л.Толстого, А. Бруштейн, А.Гайдара, Л.Матвеевой, А.Егорушкиной, Н.Огнева и т.д.
Научная новизна заключается в том, что феномен речевой агрессии в детской литературе до настоящего времени практически не рассматривался.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проанализировать средства выражения речевой агрессии и их значение для реализации воспитательной цели детской литературы.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью средств выражения конфликта (экспрессия, агрессия) в художественном произведении.
Задачи исследования, вытекающие из данной цели, заключаются в следующем:
1.проанализировать речь персонажей и авторские характеристики в детских произведениях разных эпох.
2.сравнить, как менялись средства выражения речевого конфликта в процессе исторического развития.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по детской литературе, детской педагогике и психологии.
Апробация работы: результаты работы были отражены в выступлениях на конференциях различного уровня: Татищевские чтения, дни науки ТГУ, статьях «Речевой конфликт и речевая агрессия в отечественной детской литературе», опубликованной в журнале «Наукополис» в 2016 году. Также по материалам этой работы было проведено практическое занятие по предмету «анализ текста» для студентов 3 курса филологического факультета ТГУ.
Структура работы определена логикой исследования, целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе (теоретической) «Предмет лингвоконфликтологии. Виды конфликтов» даются определения понятий «речевой конфликт», и «речевая агрессия», а также рассматриваются способы ее выражения в языке.
Во второй главе (практической) «Средства выражения речевого конфликта в детской литературе» рассматриваются речевые конфликты и средства выражений речевой агрессии в различных детских произведениях, анализируется специфика ее выражения в разные исторические периоды. Заключение содержит общие выводы по данной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами теоретического исследования и анализа средств выражения речевой агрессии в отечественных детских произведениях мы пришли к следующим выводам:
1.Адресатом речевой агрессии далеко не всегда является другой персонаж, его ровесник или взрослый. Иногда своеобразным «адресатом» может стать и вся окружающая героя реальность, которую он так или иначе не принимает. Чаще всего агрессивная лексика по отношению ко всей окружающей реальности является отображением внутреннего мира персонажа, но не всегда.
Лексику с негативной экспрессивной окраской герой может использовать и по отношению к самому себе. Чаще всего это относится к положительным героям (Железников «Чучело», С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»). Именно положительным героям чаще всего свойственна самокритичность.
Объектом лексики с негативной экспрессивной окраской могут быть не только люди, но и неодушевленные предметы или даже государственные учреждения или явления, животные и даже собственная одежда (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль», В. Железников «Чучело»). В случае, если речь идет об одежде другого персонажа, то почти всегда это - отношение адресанта к ее владельцу (Л.Толстой «Детство»).
В отдельных случаях объектом лексики со значением негативной оценки могут быть и слова, которые использует собеседник (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»).
2.Средства выражения речевой агрессии менялись с течением времени. Речевую агрессию в дореволюционной детской литературе можно разделить на три группы: 1. Связанные с происхождением героя, его национальной, сословной или социальной принадлежностью (хохлушка, финка, деревенщина). 2. Связанные с внешностью (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Л. Чарская «Волшебная сказка»). 3. Связанные с поведением и нравственными качествами героя.
Слова из последней группы встречаются особенно часто. Причем акцент делался на словах, обозначающих бессердечие героя («Волшебная сказка»). В советской литературе слова с таким значением в качестве средств негативной оценки почти не встречаются, напротив - осуждается излишняя чувствительность. Также в советской литературе появляется новая группа слов с негативной экспрессивной окраской - политическая. Составляют ее новые слова вроде «контра» (контрреволюционер), буржуй, и старые, получившие отрицательную окраску. «Аристократки, верующие, белая кость, голубая кровь» [Рощин, 130 с] «Капиталист» [Черных, Пантелеев, 368 с] «проклятые буржуины» [Гайдар, 134 с]. Это можно объяснить стремлением разделить всех на «своих» и «чужих». Но не только по принципу советский- несоветский. В школьной повести (и не только советской) присутствует и другое противостояние: «Ученики-учителя» или «дети-взрослые».
В современной литературе чаще всего встречаются оскорбления, обозначающие недостаток у адресата умственных способностей. «Отстой», «лох», «сакс», «отморозок». Гораздо реже в современной литературе можно встретить оскорбления, связанные с национальностью. А оскорбления, связанные со здоровьем в рассмотренных нами произведениях встречаются только один раз. Исключение - намеки на проблемы с умственным здоровьем, которые встречаются довольно часто. Однако они дают оценку поведению и поступкам героя, которые, по мнению адресанта, похожи на поступки и поведение человека неадекватного.
2.Средством выражения речевой агрессии могут быть метафоры и
сравнения. Чаще всего зоосемантические. Но могут встречаться сравнения с мифологическими существами или с литературными и
мультипликационными персонажами.
3.Средством выражения речевой агрессии могут быть не только слова с заведомо негативной окраской, но и нейтральные слова и даже имена собственные. В таком случае они используются в переносном значении и имеют иронический оттенок. Проявлением иронии можно назвать и такое явление, как языковая игра, переделку имен и фамилий персонажа (чаще всего воспринимаемая адресатом очень болезненно). Она может проявляться как отражение отношения к носителю фамилии или же просто реакцией остальных персонажей на странную, необычную фамилию.
4.В качестве средств выражения речевой агрессии могут быть использованы и фразеологизмы - пословицы и поговорки. Они могут давать оценку герою, его словам и поведению. «Залетела ворона в высокие хоромы!» [Л.Чарская «Волшебная сказка»], «ни рыба ни мясо» [Егорушкина, 325 с], «Чья бы корова мычала, а твоя молчала» [Киршнер, 121 с], «Типун тебе на язык!» [В.Тендряков, 6 с] Или выражать насмешку. «Держите карман шире!». «Раньше-позже, мыло-дрожжи, дрожжи-мыло, а не хочешь ли в рыло?» [Н.Огнев, 284 с]. «Скатертью дорожка!» [Бруштейн, 333 с].
5.Средством выражения речевой агрессии могут быть разного рода дразнилки и прозвища. «Стрижка-ерыжка» [Чарская, 34 с] «Рот до ушей хоть завязочки пришей», «Тили-тили тесто, жених и невеста!». «Лизка-сосиска» [А.Егорушкина, 36 с]. «Рыжая-конопатая» [Егорушкина, 65 с].
К этому же можно отнести и поддевки - своеобразные словесные игры, построенные в форме диалога. «Почему?» «По кочану» или «потому что кончается на «у»». «Ну?..Баранки гну» (А.Егорушкина «Настоящая принцесса и Бродячий Мостик), «- Ай! - Ай поехал в Китай, остался его брат, Пай, а брат Пай просил: «Нас не обижай!» (Л. Чарская «Приютки»).
Многие как советские, так и современные авторы поднимают тему прозвищ, как потерю собственного имени и собственной индивидуальности (А. Бруштейн «Дорога уходит в даль», Д. Дримов «Путешествие в страну снов», Е.Пастернак, А. Жвалевский «Время всегда хорошее»).
6.Кроме агрессивных определений средством выражения речевой агрессии могут быть и глаголы отвержения: «Пошел вон! Замолчи! уйди с дороги! Прочь! Захлопни варежку!». Американский психолог А. Басс назвал их «реакции отвержения». Они по большей части остаются неизменными в детской и подростковой литературе как дореволюционного, так и советского или современного периода.
Также к реакциям отвержения можно отнести и реплики вроде: «Не твое дело». «Никакого полного права не имеете мешаться в мою жизнь!» [Огнев, 75 с]. Это можно также перефразировать, как «отстаньте». Отличие реплик подобного рода в том, что их цель заключается в стремлении оградить свое личное пространство от постороннего вмешательства. В советской литературе чаще всего реплики подобного рода используют отрицательные персонажи.
7.Среди средств агрессивной лексики можно выделить упреки. Отличие их от других средств выражения речевой агрессии заключается в том, какая цель в них заложена. Здесь главная цель - пристыдить его, указать на неправильность того или иного поведения и таким образом оказать воздействие. Потому чаще всего упреки проявляются в обращении от вышестоящих - нижестоящим. От учителей или родителей - к детям. Выражаться они могут риторическими вопросами и риторическими восклицаниями. «Как тебе не стыдно!».
8.Отдельно стоит выделить угрозы. Они в детской и подростковой литературе также встречаются, причем довольно часто, особенно в современной, постсоветской литературе. В них не просто заложена негативная оценка характера или действий адресата, но и обещание причинить ему тот или иной вред. Угроза может звучать между юными героями, а может быть адресована от родителей к детям. Также отличается по своему характеру и вред, который адресант обещает причинить адресату - от обещаний стукнуть или отлупить до угроз убийства, выраженных прямо или косвенно.
9.В качестве средств агрессивной лексики могут использоваться и риторические вопросы и восклицания
10.Также герой может выражать негативные эмоции и с помощью
междометий. Таких как «тьфу», «фу» и «бр-р-р». «Фу, гадость». «Бр-р-р, какой ужас!!» [Егорушкина, 437 с]. «Брр! Я терпеть не могу риса!»
[Бруштейн, 264 с].
11.В отдельных случаях средством выражения речевой агрессии могут служить местоимения, как форма обращения. Переход с местоимения второго лица «ты», на местоимения третьего лица «он» или «она». Или с «мы» на «они».
12.Даже откровенно агрессивная лексика не обязательно является показателем неприязненных отношений между героями. В отдельных случаях это может быть просто стилем общения в той или иной среде (А.Белых «Республика ШКИД», Л.Матвеева «Жених из 8 «А»», А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»).
13.Иногда случается и обратное, когда то или иное слово или фраза воспринимается адресатом как оскорбительное, хотя намерения оскорбить у адресанта не было. Такое может произойти из-за различия тезауросов. Иногда герои буквально говорят на разных языках (А.Бруштейн «Дорога уходит в даль»). Но различие тезаурусов может проявляться и внутри одного языка, если адресант и адресат принадлежат к разным возрастным или социальным категориям («Республика ШКИД», Н.Огнев «Дневник Кости Рябцева»).
14.Выбор агрессивной лексики зависит в том числе и от среды, которую описывает автор. Поэтому иногда происходит, что одно и то же слово в одной среде несет нейтральный или даже позитивный смысл, а в другом - негативный. Причем одно и то же понятие может иметь как позитивную, так и негативную окраску.


1.Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб. : Академический проект, 2000. - 241с.
2.Алексин, А. А тем временем где-то [Текст] / А.А. Алексин. - М. : Центрполиграф, 2001. - 440 с.
3.Алексин, А. Собрание сочинений в трех томах [Текст] / А. Алексин. - М.: Детская литература, 1979 - 1981. - Т. 3. Повести, пьеса, из блокнота, 1981. - 464 с.
4.Баранов, А. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие [Текст] / А, Баранов. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 592 с.
5.Белинский В. Г. О детской литературе [Текст] / В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. - М. : 1983.
6.Белых, Г, Пантелеев, Л. Республика Шкид. Шкидские рассказы [Текст] / Г. Белых, Л. Пантелеев. - М. : «Рипол Классик», ТПО «Интерфейс», 1998. - 448 с.
7.Бруштейн, А. Дорога уходит в даль [Текст] / А. Бруштейн. - М. : Детская литература, 1980 г. - 672 с.
8.Веркин, Э. Друг-апрель [Текст] / Э. Веркин. - М. : Эксмо, 2010. - 350 с.
9.Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. Выготский. - М. : Флинта, 1987 г. - 350 с.
10.Выготский, Л., Лурия, А Этюды по психологии поведения [Текст] / Л. Выготский, А. Лурия. - М. : Флинта, 1993. - 450 с.
11.Выготский, Л. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже [Текст] / Л. Выготский. - М. : Флинта, 1993. - 634 с.
12.Гайдар, А. Повести и рассказы [Текст] / А. Гайдар. - М. Русский язык, 1984 г. - 287 с.
13.Гогин, А., Репетева, О. Вербальные правонарушения: понятие, сущность, виды [Текст] / А. Гогин, О. Репетева. - Т.: ТГУ, 2015 г. - 103 с.
14.Горький, М. О детской литературе. Статьи и высказывания, письма [Текст] / М. Горький. - М.: Флинта, 1968. - 168 с.
15.Дримов, Д. Путешествие в страну Снов [Текст] / Д. Дримов. - СПб. : Азбука-классика, 2003. - 432 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ