Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ

Работа №112184

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 8
1.2 Современные методические подходы к организации формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 11
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 19
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 27
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту 45
Заключение 52
Список используемой литературы 56
Приложения 60

Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцовой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников посвящены исследования К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, С.А. Козловой и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Однако методического обеспечения для этой программы явно недостаточно, указания по ее реализации в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства.
Поэтому остается ряд нерешенных вопросов, связанных с обоснованием структуры, содержания, условий и методики формирования у детей старшего дошкольного возраста практико-ориентированных навыков поведения и безопасной жизнедеятельности. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений и навыков безопасного поведения и отсутствием системы методической работы по формированию у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту?
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту возможно при следующих психолого-педагогические условиях:
• осуществление отбора доступного детям содержания представлений и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения;
• использование воспитателями форм и методов, обеспечивающих умение детей решать проблемные ситуации по основам безопасности жизнедеятельности в быту;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и оборудованием;
• осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной совместной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились положения:
• об особой ценности жизни и здоровья детей, о потребности в безопасности (И.П. Брехман, М.А. Котик, С.М. Мартынов);
• о взаимосвязи и взаимообусловленности общечеловеческого и личного опыта (К.А. Абульханова-Славская, Ю.Н. Мотин, С.А. Проскурин);
• о факторах формирования и обогащения опыта ребенка (Ц.П. Короленко, О.Н. Русак, И.А. Щеголев и др.);
• о возрастных возможностях детей 5-6 лет (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, А.А. Люблинская).
Новизна исследования состоит в том, что обоснован и определен комплекс психолого-педагогические условий формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании определены теоретические и организационно-методические подходы к формированию у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту в условиях дошкольной образовательной организации; выделены показатели и охарактеризованы уровни сформированнности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами ДОО при реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», связанных с формированием у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево СПДС «Соколенок» Самарской области. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника) и 11 приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирование у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту. Были решены поставленные в начале исследования задачи.
Решая первую задачу исследования, мы выяснили, что в процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту были определены основные понятия. Было выявлено, что проблема охраны жизни и здоровья детей была признана актуальной на современном этапе дошкольного образования. Исследователи, занимающиеся вопросами формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности (Н.Авдеева, Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.), под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, отсутствие опасностей и рисков для здоровья и жизни ребенка. На современном этапе большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
На основе анализа литературы мы обосновали следующие психолого-педагогические условия формирование у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту. Это осуществление отбора доступного детям содержания представлений и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения; использование воспитателями форм и методов, обеспечивающих умение детей решать проблемные ситуации по основам безопасности жизнедеятельности в быту; обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и оборудованием; осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной совместной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком.
Решая вторую задачу исследования, мы выявили критерии проверки гипотезы исследования, в качестве которых выступили: умения детей 5-6 лет решать проблемные ситуации по основам безопасности жизнедеятельности в быту.
По результатам констатирующего эксперимента мы условно отнесли 5 детей (25%) к низкому уровню безопасного поведения. У этих детей нет представлений об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях. Так же у них нет представлений о приемах первой помощи и правилах поведения в опасных ситуациях в быту. У детей не сформированы умения пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности. Полученные результаты обусловили необходимость специально организованной формирующей работы по формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту с учетом обоснованных нами психолого-педагогических условий.
Разработанная нами методика по формированию у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту включает в себя 4 блока представлений и умений безопасного поведения дошкольников: работа с острыми предметами, работа с пожароопасными предметами, работа с бытовыми приборами и оказание первой помощи. По каждому блоку были подобраны по 2 дидактических игры на формирование у детей представлений о правилах безопасного поведения, по 1 практической ситуации с целью формирования у детей умений безопасного поведения и по 1 форме работы с родителями.
Обоснованные и апробированные нами психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту способствовали повышению уровня безопасного поведения детей 5-6 лет, формированию у детей представлений обо всех видах опасности, так как учитывали следующие аспекты:
• был осуществлен отбор и установлена последовательность освоения доступного детям содержания представлений и умений безопасного поведения;
• экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту проводилась поэтапно в двух направлениях: работа с детьми 5-6 лет и работа с родителями воспитанников, что обеспечивало единство формирования представлений и умений детей как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка; осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществлении в тесном сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением.
На 1 этапе мы знакомили детей с правилами безопасности жизнедеятельности в доме. На 2 этапе мы предлагали детям поучаствовать в практических ситуациях с доступными ребенку потенциально опасными предметами.
Результаты контрольного среза показали динамику уровня сформированнности у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту: количество детей условно отнесенных к высокому уровню сформированнности основ безопасности жизнедеятельности в быту увеличилось на 20%, а число детей условно отнесенных к низкому уровню сформированнности основ безопасности жизнедеятельности в быту уменьшилось на 15%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проделанная экспериментальная работа показала, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирования у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами ДОО при реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», связанных с формированием у детей 5-6 лет основ безопасности жизнедеятельности в быту.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
2. Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30.08.05 г. № 03-1572 http://base.garant.rU/6195455/ebe6f01fbffc2940ac65d4bbc82db500/#friends
3. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст] : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. - СПб. : Детство- Пресс, 2003. - 144 с.
4. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С. 32.
5. Анастасова, Л.П. Жизнь без опасностей. 1 класс : Альбом-задачник [Текст] / Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский. - М.,1996. - 140 с.
6. Андреева, Т.М. Поставить беде преграды [Текст] / Т.М. Андреева, М.Б. Большакова, Е.К. Вишневская // Педагогика здоровья. - М. : Педагогика, 1999. - С. 25-30.
7. Бабаева, Т.И. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева. - СПб., 2010. - С. 44.
8. Безопасность на улицах и дорогах [Текст] : Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - С. 162.
9. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. - М. : Просвещение, 2005. - 94 с.
10. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : Мозаика-синтез, 2011. - 64 с.
11. Белая, К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках : Мир человека [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : Школьная Пресса, 2010. - 48 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с. - (Мастера психологии).
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - С. 200-234 (Игра и ее роль в психическом развитии ребенка).
14. Детство: Примерная программа развития и воспитания детей в детском саду [Электронный ресурс] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, O. В. Солнцева [и др.]. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 279 с. / Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
15. Горина, Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5. - С. 35-39.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ