ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Проблема исследования креативного мышления в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия развития креативного мышления у младших школьников 20
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 29
2.1 Диагностика уровня развития креативного мышления у младших школьников 29
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков русского языка с использованием ТРИЗ-технологии для развития креативного мышления у младших школьников 40
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 47
Вывод по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность. В связи с постоянным ростом потребности современного общества в личностях, способных находить нестандартные решения в условиях неопределённости, проблема развития креативного мышления учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Данные тенденции развития общества нашли отражение в основных образовательных документах, таких как Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования, где в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования выделяется направление, нацеленное на развитие творческих способностей младшего школьника, креативного мышления и реализацию его потребности в самосовершенствовании. При этом в тестах, контрольных работах начальной школы большая доля заданий отдана под задачи репродуктивного характера, при решении которых учащийся опирается в основном на память, отработанные алгоритмы, схемы, образцы решения, что говорит о том, что оценивание подготовленности учащегося к выпуску из школы осуществляется через проверку количества усвоенных знаний, а не способности их использовать.
Наиболее известные исследователи процессов формирования и развития креативного мышления Дж.П. Гилфорд и Э.П. Торренс выдвигали свою концепцию, в соответствии с которой креативность признавалась универсальной творческой способностью и отожествлялась с дивергентностью мышления. Дж.П. Гилфорд выделил четыре основных показателя креативность, а позже дополнил их другими, более специфичными для данного явления.
Кроме того, над проблемой креативности работала Д.Б. Богоявленская, исследовавшая вопрос соотношения и взаимосвязи уровня развития креативности личности с её интеллектом и связь между дивергентностью мышления и креативностью. Е.П. Ильин расширил представления о дивергентном мышлении как о креативной способности, выявил и проанализировал другие креативные способности и особенности их проявления в жизни. А. Маслоу и К. Роджерс выдвигали теорию о том, что креативное мышление выступает средством самоактуализации (реализации потенциала) человека и связывается с такими чертами личности, как свобода духа и принятие себя. А.В. Ассовская с соавторами и Г.В. Усачёва установили, что в младшем школьном возрасте существует тесная связь между уровнем развития интеллекта и креативным мышлением.
Проблема диагностики креативного мышления в науке широко представлен трудами Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренсом, С. Медник, М. Воллах, Н. Коган и др.
Несмотря на разработанность проблемы, существует целый ряд вопросов, требующих научно-методического обоснования и решения. Одним из них выступает вопрос недостаточной разработанности в методическом плане путей развития креативного мышления младших школьников в учебной деятельности посредством применения специализированных образовательных технологий. Кроме того отсутствуют единые общепринятые показатели креативного мышления, на основе которых бы строилась работа по формированию и развитию данного качества. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческой стороны личности ребёнка и традиционными условиями обучения младших школьников в современных школах.
Проблема: каковы условия успешного развития креативного мышления младших школьников?
Исходя из всего вышесказанного, были сформулированы цель, объект, предмет, задачи, методы, база исследования, выявлена гипотеза и практическая значимость исследования.
Цель исследования: выявить и экспериментальным путём доказать эффективность созданных условий на уроках русского языка, ориентированного на развитие креативного мышления младших школьников, с использованием ТРИЗ-технологии.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления у младших школьников.
Предмет: условия развития креативного мышления у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что развитие креативного мышления у младших школьников на уроках русского языка будет более успешным при реализации следующих условий:
1. Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
2. Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка.
3. Создание ситуаций максимального напряжения умственных сил посредством проблематизации обучения.
4. Внедрение комплекса уроков по русскому языку с использованием ТРИЗ-технологии.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития креативного мышления и выделить критерии, показатели и уровни развития креативного мышления у младших школьников.
2. Подобрать диагностические методики по исследованию уровня развития креативного мышления младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков русского языка с использованием ТРИЗ-технологии.
4. Проанализировать полученные результаты и доказать эффективность разработанного комплекса уроков.
В данной исследовательской работе применяются такие методы исследования, как теоретический анализ литературы, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, тестирование, количественный и качественный анализ данных для выявления динамики показателей развития креативного мышления младших школьников.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей организации работы по развитию креативного мышления у младших школьников и разработке комплекса уроков по русскому языку с использованием ТРИЗ-технологии для развития креативного мышления у младших школьников.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями начальных классов в своей практической деятельности для развития креативного мышления у младших школьников на уроках русского языка.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 62». Испытуемыми являлись ученики 4-х классов. Возрастная категория: 10-11 лет.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проблема развития креативного мышления до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных тем для изучения в современной педагогике.
Анализируя различные точки зрения исследователей на данную проблему, можно сделать вывод, что наука так и не пришла к единому мнению относительно определения понятия «креативное мышление». Для практического изучения процесса развития креативного мышления у младших школьников в современных реалиях было взято определение Е.А. Сигиды, в котором креативное мышление рассматривается как особая способность использовать имеющуюся информацию, разными способами и в быстром темпе с быстрым перемещением внимания на некотором символическом уровне в пределах широкого объёма информации.
Креативное мышление определяется многими исследователями как основной компонент творческого потенциала личности. При этом оно отличается от творческого мышления практической направленностью. Дж.Гилфорд выделяет гибкость, беглость, оригинальность мышления и разработанность идей как основные показатели креативного мышления. На данных компонентах основывается проведённая опытно-экспериментальная работа.
Для исследования уровня развития креативного мышления младших школьников были подобраны и использованы диагностические методики «Классификация» Л.А. Головей, «Усовершенствование игрушки» и «Необычное использование предмета» Э.П. Торренса и «Диагностическое задание №2» Е.В. Языкановой.
Исходя из данных, полученных в результате первичной диагностики креативного мышления младших школьников на контрольном этапе эксперимента, была определена экспериментальная группа (4Г класс МБУ «Школа №62») и сделан вывод о том, что в ней, по сравнению с контрольной группой, процент детей с низким уровнем креативного мышления выше на 11%, а с высоким - ниже на 16%.
С целью развития креативного мышления младших школьников для экспериментальной группы была разработан и внедрен комплекс уроков русского языка с использованием ТРИЗ-технологии, рассчитанный на ежедневное проведение в течение двух учебных недель, а так же осуществлена работа по созданию благоприятного психологического климата в классе, поощрению самостоятельности и стимулированию творческой деятельности младших школьников.
Вторичная диагностика на контрольном этапе педагогического эксперимента показала, что процент детей с низким уровнем развития креативного мышления в экспериментальной группе снизился на 15% и оказался меньше результата контрольной группы на 4%. Процент детей со средним уровнем развития креативного мышления остался прежним, а с высоким - возрос на 14% и уменьшил разрыв с контрольной группой до 1%.
Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу, в соответствии с которой применение ТРИЗ-технологии, создание благоприятного психологического климата в классе, поощрение самостоятельности и стимулирование творческой деятельности на уроках русского языка способствует более эффективному формированию креативного мышления у младших школьников.
1. Айзенк Г.Ю. Парадоксы психологии. М.: Эксмо-Пресс, 2009. 352 с.
2. Алексеев А.Ю. Проблема творчества в исследованиях искусственного интеллекта / Эпистемология креативности; под ред. Е.Н. Князевой. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 374-413.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. 2017. 402 с.
4. Ассовская А.В., Цветкова Л.А., Яничева Т.Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. 1997. С.56-58.
5. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособие. СПб.: СПГУТД, 2006. 268 с.
6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одарённость: природа и диагностика. М.:АНО «ЦНПРО».2013. 208 с.
7. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. М.: Вече-Аст. 2013. 591 с.
8. Боровинская Д.Н. Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. №348. С43-46.
9. Боровинская Д.Н. Креативное мышление: основные направления исследования // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 40. С.22-29.
10. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетея. 2007. 272 с.
11. Гаврилина Е.А. Инженерное творчество: опыт эпистемологического анализа / Эпистемология креативности; под ред. Е.Н. Князевой. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 362-373.
12. Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №5. С.67-69.
13. Гилфорд Дж.П. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс. 1971. С.433-456
14. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим мыслить креативно. М.:Вита-Пресс. 2016. 96 с.
15. Глазунова М.А., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Интегрированный курс на основе ТРИЗ- педагогики // Педагогика. 2007. №6. С. 40-43.
...