Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития внимания у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика развивающих игр как средства развития внимания у детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр 21
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр 32
2.3 Выявление динамики развития внимания у детей 6-7 лет 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Протокол обследования уровня развития внимания детей 6-7 лет на констатирующем этапе 55
Приложение В Развивающие игры «Сказочные игры» для детей 6-7 лет 56
Приложение Г Протокол обследования уровня развития внимания детей 6-7 лет на контрольном этапе 60
Внимание является значимым в познавательной деятельности детей дошкольного возраста, воспитателю дошкольной образовательной организации важно знать все об особенностях его развития.
Знаменитые психологи А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо занимались исследованием проблем развития внимания.
Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека - наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.
Мир меняется быстро, изменяются требования не только к нам, взрослым людям, но и к нашим воспитанникам. Постоянно увеличивается объем различной информации, знаний, которые нужно, прежде всего, понять, а также усвоить дошкольникам. На данном этапе начинается интенсивная подготовка к школе, и в этот период важно, чтобы дети усваивали необходимые знания не механически, а осмысленно.
Л.С. Выготский подчеркивал, что первостепенной особенностью в развитии интеллектуальной деятельности дошкольника является то, что в ходе детского развития создается отличительная система функций дошкольника, в центре сознания становится внимание.
М.Р. Битянова отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы».
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей, причиной не успешности детей в старшем дошкольном возрасте является недостаточный уровень развития внимания.
Поэтому перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит задача проявить внимание к полноценному развитию у детей высших психических функций.
Внимание ребенка развивать следует с раннего возраста. Так как определяющей деятельностью ребенка является игра, то и развивать внимание легче при помощи детской игры. Наиболее востребованной формой воздействия являются развивающие игры.
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблеме внимания в психологии и педагогике посвящено значительное число исследований в связи с ее важностью и сложностью.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития внимания у детей 6-7 лет и недостаточным использованием развивающих игр в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр в развитии внимания у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развивающих игр в развитии внимания у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развивающие игры, как средство развития внимания у детей 6-7 лет.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие внимания у детей 6-7 лет средствами развивающих игр будет возможным, если:
• обогащен познавательный центр наглядным и дидактическим материалом;
• разработаны и изготовлены развивающие игры по развитию внимания с учетом требований к тематике, содержанию и оформлению;
• включены развивающие игры в совместную деятельность педагога и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр.
4. Выявить динамику уровня развития внимания у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• концептуальные положения Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии;
• теории развития произвольного внимания у детей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин);
• деятельностный и онтогенетический подход к проблеме внимания (В.В. Ковалева, Н.И. Озерецкой, Г.Е. Сухарева).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности развивающих игр в развитии внимания у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития внимания у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 1 станицы Павловской Краснодарского края. В исследовании приняли участие 20 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (33 источника), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 13 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Дошкольное образование является началом во всей системе образования. Дошкольные организации должны организовывать необходимые условия для личностного развития ребенка и способствовать его подготовке к школе. Развитие психических процессов, в том числе и внимания, является одним из самых главных условий успешного обучения в школе.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у обследуемых детей экспериментальной группы недостаточный уровень развития произвольного внимания, 40% детей имеют характерное наличие низкого уровня развития таких свойств внимания как переключение, устойчивость и распределение внимания. Средний уровень имеют 40%, а высокий уровень имеют 20% детей.
Дети контрольной группы на констатирующем этапе показали результаты лучше, чем дети экспериментальной группы, низкий уровень - 20%, средний уровень - 50%, высокий уровень - 30%.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработка содержания и организация работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет средствами развивающих игр.
Мы предположили, что развитие внимания у детей 6-7 лет средствами развивающих игр будет возможным, если:
• обогащен познавательный центр наглядным и дидактическим материалом;
• разработаны и изготовлены развивающие игры по развитию внимания с учетом требований к тематике, содержанию и оформлению;
• включены развивающие игры в совместную деятельность педагога и детей в образовательном процессе.
Благодаря поэтапной реализации специально разработанной серии авторских игр «Сказочные игры» направленных на развитие объема, переключения и распределения внимания, устойчивости, концентрации произвольного внимания, наблюдательности, нам удалось:
• способствовать развитию устойчивости произвольного внимания у детей 6-7 лет;
• расширить объем произвольного внимания у детей 6-7 лет;
• улучшить переключаемость и распределение внимания у детей 6-7 лет;
• содействовать усилению концентрации и целенаправленности деятельности у детей 6-7 лет;
• способствовать развитию понимания инструкции и умению следовать.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих игр.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Баксакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : НПО «МОДЭК», 2015. 64 с.
2. Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображения. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. Ярославль : Академия развития, 2008. 208 с.
3. Березкина Л. В., Кляуззе В. П. Эргономика. Для студентов учреждений высшего образования. Минск : Высш. шк, 2013. 540 с.
4. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 127-131.
5. Богословский В. В. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1981. 87 с.
6. Борисова Н. Ю. Основные особенности внимания дошкольников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2019. URL: https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota (дата обращения: 19.04.2020).
7. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учеб. пособие М. : Мозаика-Синтез. 2012. 336 c.
8. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. М. : Просвещение. 2016, 461 с.
9. Гризик Т. И. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 22.
10. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. : Издательство Московского университета, 1974.
11. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. M. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
12. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре : Методическое пособие. М. : Творческий центр Сфера, 2016. 211с.
13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник. М. : Академия, 2013.
14. Логопедия: Учебник для студентов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Владос, 2007.
15. Меттус Е. В. Логопедические занятия со школьниками. СПб. : КАРО, 2006. 112 с.
...