Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №112034

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.1. Понятие ценностного отношения к семье в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Условия формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 20
1.3. Модель формирования ценностного отношения к семье у младших школьников 29
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников 36
2.2. Реализация экспериментальной методики формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности 49
2.3. Анализ и итого опытно-экспериментальной работы 57
Выводы по 2 главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения 79

Сегодня одной из приоритетных задач образования в Российской Федерации особого внимания заслуживает задача формирования ценностного отношения к семье. Главная задача состоит в формировании подрастающего поколения, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию, обладающего современными знаниями и умениями.
Основные направления воспитания сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Это особенно касается семейных ценностей. В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации на основе традиционных норм и нравственных идеалов.
Именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к гражданскому, духовно-нравственному, эмоционально-ценностному воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Всегда семья выступала важнейшим источником критериев оценки, лежащих в основе ценностных представлений человека. Тем самым, обеспечивая воспроизводство общественно-значимых ценностей. Ценностная система семьи как института обладает воспитательным потенциалом по воздействию на детей в плане их личностного развития. Именно наличие системы ценностей в семье позволяет противостоять негативным воздействиям.
В современном обществе наблюдается размывание национальных границ и основ национального суверенитета. Национальное музыкальное, художественное своеобразие уходит на задний план, более популярными становятся хит-парады, триллеры, бестселлеры. На смену полиязыковой культуры приходит популяризация английского языка. Национальная культура с ее ценностями утрачивает свою историческую специфику.
В России наблюдается трансформация семейных ценностей, что привело к изменению представлений о взаимоотношениях в семье, утрате родовых ценностей, смену ролевых отношений членов семьи, снижение статуса родителей.
Современное состояние семьи можно расценивать как кризисное. Как следствие - рост количества разводов, детей, рожденных вне брака, распространение социального сиротства. Пропагандируемая свобода межличностных отношений становится причиной отчуждения супругов, утраты изначального смысла родительства. Если раньше дети проявляли непослушание в отношении старших, то в настоящее время наблюдается уход родителей от своих прямых обязанностей, нежелание выполнять воспитательную функцию, формировать жизненные цели своих детей.
В результате социологических исследований ценностных ориентаций подрастающего поколения отмечается снижение роли семейных традиций, для них ценностными ориентирами становятся всё новое, пришедшее с запада и отрицается народное, традиционное. В мировоззрении молодежи отмечается также существование противоположных ценностей. Социологи отмечают деградацию понятий - «род», «супружество», «родство».
Представители эволюционного подхода объясняют происходящие изменения естественным переходом от семьи традиционной к семье современной, то есть детоцентризм уступает место индивидуализации, родительские отношения уступают место супружеским. Такая модель семьи соответствует большинству европейских стран.
После объявленного в России в 2008 году Года семьи возросло внимание к ее проблемам. Отмечается необходимость усиления внимания к качественным показателям функции семьи (воспитательной). ТО есть акцентировать внимание не на увеличении численности населения, а сконцентрироваться на развитии духовно-нравственных ценностях семьи.
Многие исследователи разрешение проблемы формирования семейных ценностей видят во взаимном сотрудничестве в кругу совместной деятельности, где отражаются интересы родителей, детей и педагогов. Воспитание субъекта анализируется как результат диалектической целостности совместных и личностных социальных свойств человека. В подобной системе ценностные ориентации причисляются к структурообразующим величинам, которые влияют на характер социальной деятельности и семейно-нравственных ценностей. Стержневым связующим звеном в системе взаимодействия является школа. Постоянный систематический процесс влияния семьи и школы на ребенка, в процессе учёбы в школе, разрешает наиболее полно реализовать наблюдения за внутренним становлением личности, за вырабатыванием его ценностных ориентаций.
Ускоренный темп современной жизни, неблагоприятные тенденции в социальной сфере жизни, низкая культура общения, недостаток нравственно-этических норм в отношениях приводят к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание и формирование личности ребенка.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу и результаты исследования по проблеме формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности, изучив современные требования ФГОС НОО по данному направлению, мы можем выделить следующие противоречия:
1) между запросом общества к формированию ценностного отношения к семье у младших школьников и недостаточной ориентацией образовательных учреждений на осуществление этих требований;
2) между необходимостью формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических средств её формирования;
3) между значительными потенциальными возможностями внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения указанных выше противоречий, а также устанавливает проблему исследования: какова модель и содержание формирования ценностного отношения к семье и условия её реализации во внеурочной деятельности начальной школы?
Для решения обозначенной проблемы мы определили тему исследования: «Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: модель и педагогические условия формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанной модели и педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности будет успешным, если:
• определена сущность и характеристика категории «ценностное отношение к семье у младших школьников во внеурочной деятельности»;
• разработана и внедрена модель формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности;
• обоснованы, доказаны и реализованы педагогические условия: использование разнообразных методов и форм, активизирующих ценностный опыт отношения к семье; вовлечение учащихся в совместную деятельность, отвечающую их интересам и потребностям; побуждение к приобретению новых социально значимых знаний и отношений.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить анализ научно-методической, психолого­-педагогической литературы с целью раскрытия сущности, содержания и структуры формирования ценностного отношения к семье у младших школьников.
2. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы.
3. Разработать и внедрить структурно-функциональную модель процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Доказать эффективность разработанной структурно­-функциональной модели и педагогических условий, направленных на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова);
• теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях ( Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский);
• концептуальные положения отечественной педагогике и психологии по проблеме развития младших школьников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович);
• теории воспитания ( Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский);
• теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов);
• исследования, раскрывающие сущностное понятие «ценностное отношение к семье» (О.С. Пермовская, Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова).
Методы исследования: анализ выполненных ранее исследований, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), диагностические методы (педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование), обобщение и систематизация полученных данных.
Этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа.
I этап (2016 год - изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, обобщался передовой педагогический опыт. Определялись цель, предмет, гипотеза, задачи, методики исследования, проведение констатирующего эксперимента, результаты которого использовались в последующей опытно-экспериментальной работе.
II этап (2017 год) - организация и реализация опытно-экспериментальной работы, проведение формирующего эксперимента, внедрение в практику программы «Моя семья - моё богатство», проведение констатирующего эксперимента.
III этап (2017 - 2018 год) - проводились анализ и обобщение результатов, оформление теоретических и практических материалов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБУ «Школа №41» г.о. Тольятти.
Новизна исследования заключается в том, что:
• разработана и раскрыта структура модели процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности;
• определены критерии и уровни сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности;
• определены педагогические условия, активизирующие ценностное отношение к семье.
Теоретическая значимость исследования:
1) определено понятие «формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности», под которым понимается процесс воспитания положительного отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности;
2) разработана структурно-функциональная модель процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1) предложенная структурно-функциональная модель и психолого-педагогические условия обеспечили высокий уровень сформированности ценностного отношения к семье;
2) материалы диссертации можно применить при подготовке организации внеурочной деятельности учителями начальных классов, педагогами- методистами дополнительного образования, при повышении курсов квалификации учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структурно-функциональная модель процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности, включающая компоненты: целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно-результативный.
2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к семье такие как: стимулирование ценностного опыта, использование методов эмоционального воздействия, деятельностный характер воспитательного процесса.
3. Критерии и уровни сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Апробация и внедрение результатов. Результаты диссертационного исследования представлены в статьях, опубликованных в сборнике I Международной научно-практической конференции «Наука XXI века - взгляд в будущее»; в сборнике I студенческой международной научно практической конференции «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»; публикации методических разработок на сайте «Инфоурок».
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В тексте диссертации содержатся: 1 рисунок, 1 таблица, 13 гистограмм, 7 приложений. Список литературы включает 85 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование, затронуло проблемы сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования ценностного отношения к семье у младших школьников таких учёных как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, О.С. Пермовская, О.В. Володина, П.Е. Кильдюшова и многих других.
В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования ценностного отношения к семье у младших школьников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения младших школьников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности.
Опытно-экспериментальная часть диссертационного исследования была проведена на базе МБУ «Школа №41» г.о.Тольятти. Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В диагностической части эксперимента были проведены следующие методики: анкета «Я и моя семья», «Ценности и традиции моей семьи», методика «Незаконченные предложения», методика «Семейные ценности», методика «Ценностные ориентации». Согласно результатам диагностики были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников.
В ходе диссертационного исследования была разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности. Модель состоит из четырёх компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного.
Практическая работа с учащимися начальной школы МБУ «Школа №41» г.о. Тольятти включала в себя занятия во внеурочной деятельности. Нами была разработана программа духовно-нравственной направленности «Моя семья - моё богатство», направленная на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности.
Программа включала в себя три блока «Семейные ценности», «История моей семьи», «Наши традиции», направленных на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческо-деятельностного компонентов. В ходе программы были использованы различные формы и виды деятельности: викторины, беседы, вэб-квесты, проекты, праздники, игры, конкурсы, ярмарки, экскурсии.
Целенаправленная работа способствовала повышению уровня знаний о семье, осознанности ценностного отношения к семье, яркость и выраженность эмоций при проявлении отношений, что свидетельствует о повышении уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496с.
2. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210- летию Казанского университета. Выпуск 18. / под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Изд-во «Отечество», 2015. 296с.
3. Акутина С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. №2. С.16 - 21.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа; под ред. Н.М.Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.
5. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический, антрополого-педагогический анализ: Монография. М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. 352 с.
6. Божович Л.И., Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
7. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формируем духовно-нравственные установки младших школьников // Начальная школа. 2016. №11. С.23 - 27.
8. Большая российская энциклопедия // Электронный ресурс. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения 12.05.2017)
9. Бородина О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 95 - 98.
10. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения / Проблема ценности в философии; под ред. А.Г.Харчева. Ленинград: Наука, 1966. 244 с.
11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 160 с.
12. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования. 2011. №1. С. 99 - 113.
13. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
14. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. 2001. №4. С. 29 - 46.
15. Володина Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной России: от замысла к концепции. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. 196 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ