Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки младших школьников 7
1.1. Специфика самооценки младших школьников 7
1.2. Организационные условия формирования адекватной самооценки младших школьников 13
Вывод 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности 26
2.1. Диагностика уровня сформированности самооценки у младших школьников 26
2.2. Разработка и внедрение коллективно-творческой деятельности как условия формирования адекватной самооценки у младших школьников 30
2.3. Результаты проведения опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности 36
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 51
На современном этапе развития общества, связанным с социально-экономическими особенностями и процессом всеобщей гуманизации, возникает потребность в воспитании высокосоциализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Жизненные позиции человека, уровень его притязаний, а так же систему оценок во многом определяет адекватная самооценка. Адекватная самооценка влияет на поведение и результативность деятельности человека. Самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта (Э.Берн, М.Феннел, С.Л.Рубинштейн, Р.С,Немов, А. Розенберг, И.С. Кон и др.).
Актуальность проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников обусловлена возросшим интересом к личности школьника в условиях модернизации современной системы образования. В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве основной цели образования выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют сформированности у детей умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки.
Особое внимание понятию самооценка уделяли такие отечественные педагоги как: Д.В, Ершов, А.В, Карпов, Л.И. Божович и др. Самооценка в отечественной педагогике характеризуется ими как основной компонент самопознания.
Педагогические проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников освещены в трудах В.А. Горбачёвой, А.И. Сильвестра, Н.С, Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и др. и др. Однако, как подчёркивает А.В. Карпов, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, операционно-процессуальные же аспекты самооценки в настоящее время недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, выделенное противоречие между требованиями государства и общества к формированию адекватной самооценки у младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных психолого-педагогических условий её формирования определили выбор темы данного исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Проблема исследования каковы педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование адекватной самооценки у младших школьников в межличностном взаимодействии; реализация комплекса педагогических условий, стимулирующих школьников к постоянному анализу собственной деятельности и её результатов.
В соответствии с целью, в работе поставлены и реализуются следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности самооценки;
3) выявить, теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности;
4) в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
• теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
• эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, диагностический метод.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и теоретически обоснованные в данном исследовании средства формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности вносят определённый вклад в практику начального образования, так как могут применяться в учебной и во внеурочной деятельности.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
База исследования: МБУ «Школа №82».
Адекватная самооценка является залогом успешности человека и проблема её формирования действительно актуальна для школы. Однако анализ методической литературы в рамках данной проблемы показал недостаточную разработанность в сфере практики начальной школы, что и определило проблему данного исследования. В ходе теоретического исследования были выделены основные критерии сформированности самооценки, определенны её структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и подобран диагностический инструментарий.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки младших школьников. С учётом их возрастных особенностей, опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы, были определены педагогические условия формирования адекватной самооценки, посредством использования КТД.
Как показала практическая работа, данные условия органично вписываются в практику начальной школы, а коллективно-творческая деятельность вызывает активный интерес у обучающихся и положительный эмоциональный отклик. Организованное в процессе всей опытно-экспериментальной работы педагогическое наблюдение отметило и подчеркнуло положительные изменения в поведении учащихся, свидетельствующие о качественном изменении уровня сформированности адекватной самооценки у младших школьников.
Завершающий, контрольный этап исследования лишь подчеркнул эффективность выбранных педагогических условий. Таким образом, цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности младших школьников, достигнута, а гипотеза исследования о том, что процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников будет эффективным если:
- формирование самооценки осуществляться в межличностном взаимодействии;
- реализуется комплекс педагогических условий, стимулирующий школьников к постоянному анализу собственной деятельности и её результатов, достигнута.
Предложенные в данном исследовании педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников могут найти своё применение в практике начальной школы.