Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности

Работа №112025

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки младших школьников 7
1.1. Специфика самооценки младших школьников 7
1.2. Организационные условия формирования адекватной самооценки младших школьников 13
Вывод 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности 26
2.1. Диагностика уровня сформированности самооценки у младших школьников 26
2.2. Разработка и внедрение коллективно-творческой деятельности как условия формирования адекватной самооценки у младших школьников 30
2.3. Результаты проведения опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности 36
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 51

На современном этапе развития общества, связанным с социально-экономическими особенностями и процессом всеобщей гуманизации, возникает потребность в воспитании высокосоциализированной личности, способной успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Жизненные позиции человека, уровень его притязаний, а так же систему оценок во многом определяет адекватная самооценка. Адекватная самооценка влияет на поведение и результативность деятельности человека. Самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта (Э.Берн, М.Феннел, С.Л.Рубинштейн, Р.С,Немов, А. Розенберг, И.С. Кон и др.).
Актуальность проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников обусловлена возросшим интересом к личности школьника в условиях модернизации современной системы образования. В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) в качестве основной цели образования выделено достижение младшими школьниками метапредметных результатов, которые требуют сформированности у детей умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, что требует определенного уровня сформированности самооценки.
Особое внимание понятию самооценка уделяли такие отечественные педагоги как: Д.В, Ершов, А.В, Карпов, Л.И. Божович и др. Самооценка в отечественной педагогике характеризуется ими как основной компонент самопознания.
Педагогические проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников освещены в трудах В.А. Горбачёвой, А.И. Сильвестра, Н.С, Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и др. и др. Однако, как подчёркивает А.В. Карпов, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, операционно-процессуальные же аспекты самооценки в настоящее время недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, выделенное противоречие между требованиями государства и общества к формированию адекватной самооценки у младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных психолого-педагогических условий её формирования определили выбор темы данного исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Проблема исследования каковы педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование адекватной самооценки у младших школьников в межличностном взаимодействии; реализация комплекса педагогических условий, стимулирующих школьников к постоянному анализу собственной деятельности и её результатов.
В соответствии с целью, в работе поставлены и реализуются следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности самооценки;
3) выявить, теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности;
4) в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
• теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
• эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, диагностический метод.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и теоретически обоснованные в данном исследовании средства формирования адекватной самооценки у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности вносят определённый вклад в практику начального образования, так как могут применяться в учебной и во внеурочной деятельности.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
База исследования: МБУ «Школа №82».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Адекватная самооценка является залогом успешности человека и проблема её формирования действительно актуальна для школы. Однако анализ методической литературы в рамках данной проблемы показал недостаточную разработанность в сфере практики начальной школы, что и определило проблему данного исследования. В ходе теоретического исследования были выделены основные критерии сформированности самооценки, определенны её структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и подобран диагностический инструментарий.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки младших школьников. С учётом их возрастных особенностей, опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы, были определены педагогические условия формирования адекватной самооценки, посредством использования КТД.
Как показала практическая работа, данные условия органично вписываются в практику начальной школы, а коллективно-творческая деятельность вызывает активный интерес у обучающихся и положительный эмоциональный отклик. Организованное в процессе всей опытно-экспериментальной работы педагогическое наблюдение отметило и подчеркнуло положительные изменения в поведении учащихся, свидетельствующие о качественном изменении уровня сформированности адекватной самооценки у младших школьников.
Завершающий, контрольный этап исследования лишь подчеркнул эффективность выбранных педагогических условий. Таким образом, цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности младших школьников, достигнута, а гипотеза исследования о том, что процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников будет эффективным если:
- формирование самооценки осуществляться в межличностном взаимодействии;
- реализуется комплекс педагогических условий, стимулирующий школьников к постоянному анализу собственной деятельности и её результатов, достигнута.
Предложенные в данном исследовании педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников могут найти своё применение в практике начальной школы.


1. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. - М.: Генезис, 2010. - 232 с.
2. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 с.
3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2006. - 301 с.
4. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер.. - М.: Добросвет, КДУ, 2013. - 366 с.
5. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер. - М.: КДУ, 2013. - 366 с.
6. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - М.: КДУ, 2013. - 366 с.
7. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
8. Богословский, В.В., Степанов, А.А., Виноградова, А.Д. Общая психология / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 2008. - 226 с.
9. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 с.
10. Болотова, А.К., О.Н. Молчанова. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
11. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 с.-
12. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
13. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 с.
14. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
15. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ