Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения информационной
безопасности общества и личности
1.1. Феномен информационного общества в трудах российских и западных
ученых
1.2. Показатели информационной безопасности общества и личности
Глава 2. Качественные и количественные показатели анализа представлений
об информационной безопасности общества
2.1. Исследование представлений об информационной безопасности
различных групп молодёжи г.о. Тольятти
2.2. Сравнение мнений студентов-гуманитариев и студентов-программистов
о различных факторах информационной безопасности
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Актуальность темы исследования. Современное общество по праву
может, называется информационным. Оно обусловлено прогрессом и
развитием информационных технологий и связей коммуникации.
Информация – одна из основных ценностей человека. Не случайно в оборот
вошла цитата «кто владеет информацией, тот владеет миром».
Информационные технологии захватили все сферы общественной жизни.
Распространение совершенно новых информационных технологий и
развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации
повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том,
чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью
архитектуры хранения данных. Так постепенно защита экономической
информации становится обязательной: разрабатываются всевозможные
документы по защите информации; формируются рекомендации по защите
информации; даже проводится федеральный закон о защите информации,
который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты
информации, а также решает некоторые уникальные вопросы защиты
информации.
Так, в Доктрине информационной безопасности под таковой
понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в
информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных
интересов личности, общества и государства»1
.
Становление информационного общества дало начало развитию
информационной преступности, которая может быть направлена против
личности, государства и общества. Сюда относятся так называемые
компьютерные преступления, направленные на несанкционированный
доступ к базам данных автоматизированных информационных систем
1 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа:1 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 03.03.2019).органов государственной власти, финансовых организаций и промышленных
корпораций. В этих системах в процессе информатизации общества
накапливается большое количество конфиденциальной информации о
деятельности соответствующих организаций, а также данных персонального
характера о гражданах страны, их адресах, телефонах, имуществе, доходах.
Эта информация представляет значительный интерес для преступных
группировок.
Новым явлением в области информационной преступности является
информационный терроризм, в результате которого функционирование той
или иной информационной системы может быть практически парализовано.
Чаще всего это происходит в результате специально организованных
массированных сетевых атак, которые в последние годы наблюдались
неоднократно с использованием возможностей сети Интернет2
.
Таким образом, проблема информационной безопасности общества на
сегодняшний день стоит крайне остро и нуждается в тщательном изучении.
Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере,
развитием социальной структуры и общественных отношений, системы
жизнеобеспечения, социализации людей, образа жизни и соответствующего
потребностям прогресса нынешних и будущих поколений.
Важнейшим мероприятием, направленным на обеспечение
информационной безопасности, наряду с развитием законодательства и
систем обеспечения контроля в данной сфере является развитие
информационной культуры населения, поскольку, прежде всего,
информационная безопасность каждого человека зависит от его собственных
умений «фильтровать» потребляемую им информацию.
Степень научной разработанности темы. Информационную
безопасность изучали ряд отечественных и зарубежных ученых. Зарубежные
4 Колин К.К. Гуманитарные проблемы формирования информационного общества // Вестн. Кемеров. гос. ун˗ таученые как Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, К. Ясперс, Ю. Хабермас и
Э. Гидденс рассматривали информационное общество.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие
этого направления, следует выделить И.Н. Курносова, В.М. Глушкова,
А.И. Ракитова.
Проблема информационной безопасности рассматривается в работах
целого ряда отечественных исследователей М.И. Дзлиева, К.К. Колина,
С.П. Расторгуева, Г.Л. Смоляна, Д.С. Черешкина, В.Н. Лопатина,
Т.А. Поляковой, Н.В. Лопатиной и других.
Цель бакалаврской работы – анализ функционирования и методов
обеспечения информационной безопасности в современном российском
обществе.
Объектом исследования является феномен информационного
общества.
Предмет исследования – информационная безопасность общества и
личности в условиях модернизирующегося общества.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к
изучению информационного общества и информационной безопасности;
2) Выявить способы обеспечения информационной безопасности;
3) Определить степень оснащенности населения города Тольятти по
информационной безопасности.
4) Проанализировать уровень удовлетворения политикой
информационной безопасности современного российского общества.
Гипотеза исследования. В рамках быстроменяющегося и
развивающегося информационного общества весомую роль занимает
обеспечение информационной безопасности.
Теоретико-методологическая база исследования:Постиндустриальный подход (Д.Белл, М.Кастельс) позволит
рассмотреть информационное общество как базис информационной
безопасности.
Рисковый подход (У. Бек) позволяет рассмотреть мотивы зарождение
информационной безопасности.
Технологический подход позволяет рассмотреть информационную
безопасность в современном технологическом обществе.
Феноменологический подход данный подход позволяет изучить
восприятие информационной безопасности в современности
Методы исследования: анкетный опрос (100 респондентов),
глубинное интервью (10 респондентов).
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=100
респондентов (50 респондентов школьники в возрасте 14-18 лет и 50
респондентов студенты в возрасте 19-24 лет). Глубинное интервью N=10
человек (5 студентов гуманитарных специальностей и 5 студентов
технических специальностей).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух
глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и
источников, приложений.
Стремительное развитие информатизации в Российской Федерации и
проникновение её во все сферы жизненно важных интересов личности,
общества и государства повлекли помимо несомненных преимуществ также
и появление ряда существенных проблем. Одной из них стала необходимость
защиты информации.
Информационная сфера Российской Федерации является важнейшей
составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого
обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в
этой сфере способствует укреплению национальной безопасности
Российской Федерации. Информационная сфера играет ключевую роль в
реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении
возможности самореализации личности, духовном обновлении,
политической и социальной стабильности общества, обеспечении
функционирования государства. Она также становится всё более важным
фактором развития экономики промышленно развитых стран мира, мировой
экономики в целом, а также развития мирового сообщества.
Нормальная жизнедеятельность человеческого общества во всё
большей степени зависит от состояния информационной сферы, которая, в
связи с этим, всё активней используется для оказания давления на
государственную политику разных стран, как со стороны иностранных
государств, так и со стороны организованной преступности, международных
и национальных террористических группировок.
Таким образом, информационная безопасность становится ключевым
фактором обеспечения стабильного развития общества. Поскольку молодёжь
является одним из главных механизмов развития общества, обеспечение её
информационной безопасности, развития её информационной культуры и
подготовка соответствующим образом информированных специалистовпредставляется одной из важнейших задач молодёжной политики любой
страны.
В результате проведённого исследования удалось выяснить, что
молодёжь на сегодняшний день часто сталкиваться с различными угрозами
информационной безопасности. В большей степени угрозам подвержены
молодые люди школьного возраста. Как выяснилось, школьники менее
склонны критически оценивать информацию, полученную в сети Интернет, а
также обладают недостаточными знаниями в области обеспечения своей
информационной безопасности. Следовательно, возрастает необходимость
формирования навыков обеспечения информационной безопасности у
современной молодёжи ещё в школьном возрасте. Включение в федеральные
образовательные стандарты обучение навыкам первичной информационной
безопасности, по мнению многих политических деятелей, может
способствовать решению данной проблемы. В частности, вице˗ спикер
Государственной думы Российской Федерации, Ирина Яровая, на заседании
Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей заявила:
«Действующая образовательная программа, касающаяся пользования
Интернетом, упустила самое главное – обучение ребёнка первичным
необходимым навыкам личной безопасности в этом информационной
пространстве».
В результате интервью со студентами различных специальностей
выяснилось, что все респонденты, независимо от профиля обучения, уделяют
большое внимание обеспечению своей информационной безопасности,
стараются выкладывать меньше личной информации в сеть, а также с
недоверием относится к информации, полученной в Интернете. Практически
все респонденты, принявшие участие в исследовании, считают, что
информационная безопасность человека в первую очередь зависит от него
самого.
1. Алексеева, Е.В. Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной
безопасности в информационной сфере / Е.В. Алексеева //
Ленинградский юридический журнал. – 2016. – № 4 (46). – С. 97˗ 103.
2. Алпеев, А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность,
информационная безопасность / А.С. Алпеев // Вопросы
кибербезопасности. – 2014. – № 5 (8). – С. 39˗ 42.
3. Арутюнян, М.Л. Риски, обусловленные трансформацией
социально˗ политического пространства в современном
информационном обществе / М.Л. Арутюнян // Сборники конференций
НИЦ Социосфера. – 2014. – № 33. – С. 9.
4. Атаманов, Г.А. Информационная безопасность: сущность и
содержание / Г.А. Атаманов // Бизнес и безопасность в России. – 2007.
– № 47. – С. 108˗ 114.
5. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем.
В. Седельника, Н. Федоровой. – М.: Прогресс˗ Традиция, 2000. – 383 с.
6. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая
технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. – М.:
Прогресс, 1986. – 420 с.
7. Белов, А.В. Информационное общество и информационная культура в
России: к постановке проблемы / А.В. Белов // Вестн. Волгогр. гос.
ун˗ та. Сер. 7. Философия. – 2009. – № 1 (9). – С. 198˗ 202.
8. Блусь, П.И. Информатизация общества как фактор повышения качества
жизни населения / П.И. Блусь, А.В. Вагина // ARS ADMINISTRANDI. –
2015. – № 3. – С. 5˗ 18.
9. Богатырева, Ю.И. Модель обеспечения информационной безопасности
школьников при создании инфобезопасной среды образовательногоучреждения / Ю.И. Богатырева // Известия ТулГУ. Гуманитарные
науки. – 2013. – № 3˗ 2. – С. 14˗ 26.
10. Брылева, Е.А. Информационная безопасность несовершеннолетних
как часть национальной безопасности / Е.А. Брылева // Вестник
Самарского юридического института. – 2014. – № 1 (12). – С. 12˗ 14.
11. Васильева, М.М. Информационная безопасность России в условиях
глобализации / М.М. Васильева // Вестник МГЛУ. – 2010. – № 604.
– С. 26˗ 34.
12. Войскунский, А.Е. Информационная безопасность: психологические
аспекты / А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал.
– 2010. – № 1. – С. 48˗ 53.
13. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс. – М.: Праксис,
2011. – 343 с.
14. Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс / THESIS. –
1994. – Вып. 5. – С. 40˗ 102.
15. Дрепа, М.И. Интернет˗ зависимость как объект научной рефлексии в
современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. –
2009. – № 2. – С.189˗ 193...