Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления

Работа №111964

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 8
1.1 Педагогические основы развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 22
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 28
2.1 Определение уровня развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 28
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 44
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 54
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 73
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 74
Приложение В Перспективный план работы по развитию у детей 6-7 лет словесно-логического мышления 75
Приложение Г Сводная таблица результатов исследования на контрольном этапе 79

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить, он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Мышление - один из важнейших психических, познавательных процессов. Это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающие систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие словесно-логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится четырнадцать лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие словесно-логического мышления следует в дошкольном детстве. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными методами.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие основ словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте обеспечивает не только успешное овладение школьной программой, но и создает предпосылки для развития сложных форм словесно-логического мышления и таких его свойств, как активность, подвижность, гибкость, мобильность.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет словесно­логического мышления.
Предмет исследования: педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет словесно­логического мышления будет возможно при реализации следующих педагогических условий:
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми и материалами, способствующими развитию у детей мыслительных операций;
• организация педагогического просвещения педагогов по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста словесно-логического мышления;
• отбор и использование в совместной деятельности детей и педагога игр и упражнений логического содержания, направленных на развитие у детей мыслительных операций.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
3. Разработать и реализовать содержание работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
4. Оценить динамику уровня развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения о репродуктивном и продуктивном характере мышления (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);
• теоретические положения Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, о развитии мышления ребенка в процессе систематического обучения;
• теоретические положения Н.И. Апполоновой, О.В. Афанасьевой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова о необходимости создания специальных педагогических условий развития у детей старшего дошкольного возраста словесно-логического мышления.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические: психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов : количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад «Лукоморье» города Ноябрьск. Выборка: 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание педагогического просвещения педагогов по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста словесно-логического мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сериация в созданных педагогических условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 3 таблицы и 15 рисунков. Основной текст работы изложен на 72 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить, он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие основ словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте обеспечивает не только успешное овладение школьной программой, но и создает предпосылки для развития сложных форм словесно-логического мышления и таких его свойств, как активность, подвижность, гибкость, мобильность.
Исследования А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.С. Костюка, Н.А. Менчинской, И.М. Соловьева, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддьяков показывают, что содержание мышления старшего дошкольника составляют не только предметы и явления окружающего мира, которые он воспринимает непосредственно и с чем действует, но и жизненная ситуация, изображенные на картинках и в фильмах, а также словесные описания: рассказы, сказки. Дети могут вычленять наряду с внешними, наиболее отчетливо.
В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления, основываясь на исследованиях Е.В. Колесниковой, Г.А. Урунтаевой, Р.С. Немова, Ю.А. Афонькиной, Л.М. Клариной были определены показатели и отобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Полученные данные диагностического исследования показали:
• низкий уровень развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления был выявлен у 5 детей (25%);
• средний уровень развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления был выявлен у 12 детей (60%);
• высокий уровень развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления был выявлен у 3 детей (15%).
Полученные результаты позволяют утверждать, что необходима специально организованная работа по обоснованию и реализации педагогических условий, способствующих повышению уровня развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Целью формирующего эксперимента было: обосновать и апробировать педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
Мы предположили, что развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления будет возможно при реализации следующих педагогических условий:
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми и материалами, способствующими развитию у детей мыслительных операций;
• организация педагогического просвещения педагогов по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста словесно-логического мышления;
• отбор и использование в совместной деятельности детей и педагога игр и упражнений логического содержания, направленных на развитие у детей мыслительных операций.
Формирующий эксперимент проходил в три этапа.
На первом этапе была осуществлена оценка факторов, имеющих непосредственное значение в развитии интеллектуальной сферы дошкольника - особенности развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
На втором этапе была организована работа по педагогическому просвещению педагогов по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста словесно-логического мышления.
На третьем этапе была осуществлена работа с детьми. Целью этапа было внедрение в практику работы с детьми разработанного педагогами плана по развитию у детей 6-7 лет словесно-логического мышления.
В результате проведения контрольного эксперимента была выявлена следующая динамика развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 10%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.


1. Ананьев Б. Г. Психология. М. : Просвещение, 2002. 220 с.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1989. 127с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
4. Гальперин П. Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М. : Просвещение, 1987. 280с.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1985. 190с.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/56240360-V-v-davydov-problemy-razvivayushchego-obucheniya.html. (дата обращения: 28.01.2022).
7. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б.. Психология личности и деятельности дошкольника. М. : Просвещение, 1973. 246с.
8. Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. Минск : Университетское, 1988. 399с.
9. Леонтьев А. В., Запорожца А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
10. Леонтьев А. Н. Мышление // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 23-29.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл: Академия, 2005. 352.
12. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-logicheskie-bloki-denesha-kak-sredstvo- razvitiya-atematicheskih-predstavleniy-doshkolnikov-887391.html. (дата обращения: 20.02.2022).
13. Люблинская А. А. Детская психология. М. : Просвещение, 1971. 415 с.
14. Михайлова 3. М. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 50-54.
15. Михайлова З. А. Логико-математическое развитие дошкольников. М. : Детство-Пресс, 2016. 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ