Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологической адаптации младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №111955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База: МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, Калманский район, с. Шилово).
Выборка: ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
Есть доклад и презентация к защите.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2.Социально-психологическая адаптация младших школьников, как социально-педагогическая проблема 13
1.3.Особенности и содержание работы по социально-психологической адаптации младших школьников 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2 Методы экспериментального исследования 32
2.3 Методические рекомендации по созданию необходимых условий адаптации младшего школьника к школе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что возраст шести – семи лет для ребенка ознаменован поступлением в школу.
Поступление в школу во многом является стрессовым фактором, так как ребенок попадает в новую социальную среду и приобретает новую для себя социальную роль, роль школьника.
Процесс социально-психологической адаптации школьника очень важен, так как он во многом определяет, успех дальнейшей социализации ребенка, от него зависит успеваемость ребенка в обучении, отношения в школе со сверстниками и педагогом, отношения в семье, а также его физическое и психическое здоровье.
В силу индивидуальных особенностей ребенка, а также невозможности приспособиться к новым для себя условиям и режиму, процесс социально-психологической адаптации ребенка моет быть нарушен, что естественным образом негативно отразится как на здоровье и успеваемости ученика, так и на межличностных отношениях.
Таким образом, исследование особенностей социально-психологической адаптации, его нарушения, а также методов оказания психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами адаптации, является очень важной педагогической проблемой и требует тщательного исследования.
Степень изученности темы.
Проблемам социально-психологической адаптации младших школьников уделено немало внимания со стороны психологов и педагогов.
Для написания данного исследования были использованы труды таких ученых, как: В.И. Максакова, С.А. Тарасова, Н.С. Котельникова, Л.Б. Бахтигулова и т.д.
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация младших школьников.
Предмет исследования: особенности прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Целью данной работы является исследование особенностей и проблем прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты социально-психологической адаптации младшими школьниками.
2. Рассмотреть проблемы прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками, а также методы психолого-педагогической помощи в прохождении адаптации.
3. Провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации младших школьников.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Шиловская СОШ».
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка информационных источников, в количестве 28 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Возрастные и индивидуальные проявления накладываются, взаимно коррелируют друг друга, целостно проявляются личностью. И все же типичным возрастным особенностям, которые присущи детям, даже отличающимся по происхождению, полу, национальности, уровню общего развития и т.д., в научной литературе и педагогическом сознании уделяется особое внимание.
Социально-психологическая адаптация ребенка к школе представляет собой одну из важнейших стадий становления ребенка как члена общества и характеризуется его возможностью приспосабливаться к новым для себя условиям и новой социальной роли.
От успешности социально-психологической адаптации ребенка зависит благополучие дальнейшей социализации школьника, его успешность в учебе, а также общее физическое и психическое развитие.
В педагогике выделяется три уровня социально-психологической адаптации:
- Высокий.
- Средний.
- Низкий.
Важнейшими элементами социально-психологической адаптации школьника, являются не только развитие его индивидуальных личностных качеств, но также и выработка навыка коллективной деятельности.
Существуют случаи, когда некоторые дети не могут успешно пройти период социально-психологической адаптации и может возникнуть такое явление как дезадаптация.
Дети с проблемами адаптации, как правило, выделяются в отдельную группу и с ними ведется планомерная работа при участии педагогов, психологов и родителей.
Социально-психологическая адаптация младшего школьника по своему содержанию представляет собой разноплановый комплекс мероприятий направленный на создание комфортной образовательной среды, благоприятного психологического климата, как в школе, так и в семье ребенка, обеспечение развития доверительных отношений между ребенком и педагогом, ребенком и одноклассниками.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Шиловская СОШ».
На базе МБОУ «Шиловская СОШ», реализуется обширная педагогическая программа внеурочной деятельности, направленная на всестороннее развитие учащихся и как следствие способствующая успешному прохождению периода социально-психологической адаптации детей.
В данном педагогическом исследовании принимали участие ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
На первом этапе данного исследования, был проведен анализ особенностей образовательного процесса учебного заведения, учебно-методической и специальной литературы, относительно вопросов социально-психологической адаптации школьников, также был выбран наиболее подходящий метод для проведения данного педагогического исследования.
Далее при помощи педагогического эксперимента, было произведено выявление уровня социально-психологичекой адаптации учащихся.
Второй этап исследования характеризуется проведением педагогического исследования, проведения тестирования и педагогического наблюдения. Далее был проведен анализ и обобщение полученных результатов.
Было проведено «Исследование адаптации методом Люшера», также была использована методика «Изучения школьной тревожности» А.М. Прихожан.
По окончанию эксперимента было выяснено, что количество дезадаптированных детей – 1 человек, что составило 14%.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с признаками дезадаптации нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержки, также помощи родителей.
После проведения педагогического исследования и анализа результатов, на основе изученной учебно-методической литературы был предложен ряд рекомендаций направленных на помощь в успешном прохождении школьниками социально-психологической адаптации.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
2. Бахтигулова Л.Б. Методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / Л.Б. Бахтигулова, А.В. Гаврилов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023 – 188.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
4. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – 2-е изд., стереотип. / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М.,1997. – 352 с
6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург, 2006. – 135с. – Режим доступа: http://goo.gl/Zpkkwz
7. Гринева К.Ю. Актуальность исследования влияния совладающего поведения родителей на адаптацию первоклассников к условиям школьной среды // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №6. – С. 42-45.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
9. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Губина Н. / Национальная энциклопедическая служба – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/7
10. Громов К.Г. К вопросу оценки уровня адаптации в качестве критерия здоровья человека/ К.Г. Громов, В.И. Козлов, Н.Л. Денисов // Медицина в Кузбассе. – 2006. – №3. – С.6-12.
11. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с.
12. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 178 с.
13. Исследование адаптации методом Люшера – Режим доступа: http://iemcko.ru/4312.html
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 720 с.
15. Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.
16. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: диссертация на соискание ученой степени канд. психолог. наук. – Ярославль, 2004. – 191 с.
17. Мотивационная готовность первоклассника к школе / С.А. Тарасова, Н.С. Котельникова / Наука и образование, 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-pervoklassnikov-k-shkole
18. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 307 с.
19. Павелко Н. Н. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 496 с.
20. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / ред. Байбородова Л. В. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
21. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. – В 2-х томах. – Том 1. –М.: Юрайт, 2019. – 404 с.
22. Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Desktop/diagnostika_shkolnoj_trevzhnosti.pdf
23. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Феникс, 2018. – 384 с.
24. Соколова О.В. Концепции социальной адаптации: виды, уровни и этапы // Социальная политика и социология. – 2007. – №2. – С. 132-136
25. Суртаева Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 250 с.
26. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 320 с.
27. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 168 с.
28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д.И. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ