Особенности социально-психологической адаптации младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База: МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, Калманский район, с. Шилово).
Выборка: ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2.Социально-психологическая адаптация младших школьников, как социально-педагогическая проблема 13
1.3.Особенности и содержание работы по социально-психологической адаптации младших школьников 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2 Методы экспериментального исследования 32
2.3 Методические рекомендации по созданию необходимых условий адаптации младшего школьника к школе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
База: МБОУ «Шиловская СОШ» (Алтайский край, Калманский район, с. Шилово).
Выборка: ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1.Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2.Социально-психологическая адаптация младших школьников, как социально-педагогическая проблема 13
1.3.Особенности и содержание работы по социально-психологической адаптации младших школьников 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2 Методы экспериментального исследования 32
2.3 Методические рекомендации по созданию необходимых условий адаптации младшего школьника к школе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что возраст шести – семи лет для ребенка ознаменован поступлением в школу.
Поступление в школу во многом является стрессовым фактором, так как ребенок попадает в новую социальную среду и приобретает новую для себя социальную роль, роль школьника.
Процесс социально-психологической адаптации школьника очень важен, так как он во многом определяет, успех дальнейшей социализации ребенка, от него зависит успеваемость ребенка в обучении, отношения в школе со сверстниками и педагогом, отношения в семье, а также его физическое и психическое здоровье.
В силу индивидуальных особенностей ребенка, а также невозможности приспособиться к новым для себя условиям и режиму, процесс социально-психологической адаптации ребенка моет быть нарушен, что естественным образом негативно отразится как на здоровье и успеваемости ученика, так и на межличностных отношениях.
Таким образом, исследование особенностей социально-психологической адаптации, его нарушения, а также методов оказания психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами адаптации, является очень важной педагогической проблемой и требует тщательного исследования.
Степень изученности темы.
Проблемам социально-психологической адаптации младших школьников уделено немало внимания со стороны психологов и педагогов.
Для написания данного исследования были использованы труды таких ученых, как: В.И. Максакова, С.А. Тарасова, Н.С. Котельникова, Л.Б. Бахтигулова и т.д.
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация младших школьников.
Предмет исследования: особенности прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Целью данной работы является исследование особенностей и проблем прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты социально-психологической адаптации младшими школьниками.
2. Рассмотреть проблемы прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками, а также методы психолого-педагогической помощи в прохождении адаптации.
3. Провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации младших школьников.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Шиловская СОШ».
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка информационных источников, в количестве 28 источников.
Поступление в школу во многом является стрессовым фактором, так как ребенок попадает в новую социальную среду и приобретает новую для себя социальную роль, роль школьника.
Процесс социально-психологической адаптации школьника очень важен, так как он во многом определяет, успех дальнейшей социализации ребенка, от него зависит успеваемость ребенка в обучении, отношения в школе со сверстниками и педагогом, отношения в семье, а также его физическое и психическое здоровье.
В силу индивидуальных особенностей ребенка, а также невозможности приспособиться к новым для себя условиям и режиму, процесс социально-психологической адаптации ребенка моет быть нарушен, что естественным образом негативно отразится как на здоровье и успеваемости ученика, так и на межличностных отношениях.
Таким образом, исследование особенностей социально-психологической адаптации, его нарушения, а также методов оказания психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами адаптации, является очень важной педагогической проблемой и требует тщательного исследования.
Степень изученности темы.
Проблемам социально-психологической адаптации младших школьников уделено немало внимания со стороны психологов и педагогов.
Для написания данного исследования были использованы труды таких ученых, как: В.И. Максакова, С.А. Тарасова, Н.С. Котельникова, Л.Б. Бахтигулова и т.д.
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация младших школьников.
Предмет исследования: особенности прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Целью данной работы является исследование особенностей и проблем прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками.
Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты социально-психологической адаптации младшими школьниками.
2. Рассмотреть проблемы прохождения социально-психологической адаптации младшими школьниками, а также методы психолого-педагогической помощи в прохождении адаптации.
3. Провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации младших школьников.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Шиловская СОШ».
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка информационных источников, в количестве 28 источников.
Возрастные и индивидуальные проявления накладываются, взаимно коррелируют друг друга, целостно проявляются личностью. И все же типичным возрастным особенностям, которые присущи детям, даже отличающимся по происхождению, полу, национальности, уровню общего развития и т.д., в научной литературе и педагогическом сознании уделяется особое внимание.
Социально-психологическая адаптация ребенка к школе представляет собой одну из важнейших стадий становления ребенка как члена общества и характеризуется его возможностью приспосабливаться к новым для себя условиям и новой социальной роли.
От успешности социально-психологической адаптации ребенка зависит благополучие дальнейшей социализации школьника, его успешность в учебе, а также общее физическое и психическое развитие.
В педагогике выделяется три уровня социально-психологической адаптации:
- Высокий.
- Средний.
- Низкий.
Важнейшими элементами социально-психологической адаптации школьника, являются не только развитие его индивидуальных личностных качеств, но также и выработка навыка коллективной деятельности.
Существуют случаи, когда некоторые дети не могут успешно пройти период социально-психологической адаптации и может возникнуть такое явление как дезадаптация.
Дети с проблемами адаптации, как правило, выделяются в отдельную группу и с ними ведется планомерная работа при участии педагогов, психологов и родителей.
Социально-психологическая адаптация младшего школьника по своему содержанию представляет собой разноплановый комплекс мероприятий направленный на создание комфортной образовательной среды, благоприятного психологического климата, как в школе, так и в семье ребенка, обеспечение развития доверительных отношений между ребенком и педагогом, ребенком и одноклассниками.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Шиловская СОШ».
На базе МБОУ «Шиловская СОШ», реализуется обширная педагогическая программа внеурочной деятельности, направленная на всестороннее развитие учащихся и как следствие способствующая успешному прохождению периода социально-психологической адаптации детей.
В данном педагогическом исследовании принимали участие ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
На первом этапе данного исследования, был проведен анализ особенностей образовательного процесса учебного заведения, учебно-методической и специальной литературы, относительно вопросов социально-психологической адаптации школьников, также был выбран наиболее подходящий метод для проведения данного педагогического исследования.
Далее при помощи педагогического эксперимента, было произведено выявление уровня социально-психологичекой адаптации учащихся.
Второй этап исследования характеризуется проведением педагогического исследования, проведения тестирования и педагогического наблюдения. Далее был проведен анализ и обобщение полученных результатов.
Было проведено «Исследование адаптации методом Люшера», также была использована методика «Изучения школьной тревожности» А.М. Прихожан.
По окончанию эксперимента было выяснено, что количество дезадаптированных детей – 1 человек, что составило 14%.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с признаками дезадаптации нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержки, также помощи родителей.
После проведения педагогического исследования и анализа результатов, на основе изученной учебно-методической литературы был предложен ряд рекомендаций направленных на помощь в успешном прохождении школьниками социально-психологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация ребенка к школе представляет собой одну из важнейших стадий становления ребенка как члена общества и характеризуется его возможностью приспосабливаться к новым для себя условиям и новой социальной роли.
От успешности социально-психологической адаптации ребенка зависит благополучие дальнейшей социализации школьника, его успешность в учебе, а также общее физическое и психическое развитие.
В педагогике выделяется три уровня социально-психологической адаптации:
- Высокий.
- Средний.
- Низкий.
Важнейшими элементами социально-психологической адаптации школьника, являются не только развитие его индивидуальных личностных качеств, но также и выработка навыка коллективной деятельности.
Существуют случаи, когда некоторые дети не могут успешно пройти период социально-психологической адаптации и может возникнуть такое явление как дезадаптация.
Дети с проблемами адаптации, как правило, выделяются в отдельную группу и с ними ведется планомерная работа при участии педагогов, психологов и родителей.
Социально-психологическая адаптация младшего школьника по своему содержанию представляет собой разноплановый комплекс мероприятий направленный на создание комфортной образовательной среды, благоприятного психологического климата, как в школе, так и в семье ребенка, обеспечение развития доверительных отношений между ребенком и педагогом, ребенком и одноклассниками.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Шиловская СОШ».
На базе МБОУ «Шиловская СОШ», реализуется обширная педагогическая программа внеурочной деятельности, направленная на всестороннее развитие учащихся и как следствие способствующая успешному прохождению периода социально-психологической адаптации детей.
В данном педагогическом исследовании принимали участие ученики начальных классов в общем количестве 7 человек.
На первом этапе данного исследования, был проведен анализ особенностей образовательного процесса учебного заведения, учебно-методической и специальной литературы, относительно вопросов социально-психологической адаптации школьников, также был выбран наиболее подходящий метод для проведения данного педагогического исследования.
Далее при помощи педагогического эксперимента, было произведено выявление уровня социально-психологичекой адаптации учащихся.
Второй этап исследования характеризуется проведением педагогического исследования, проведения тестирования и педагогического наблюдения. Далее был проведен анализ и обобщение полученных результатов.
Было проведено «Исследование адаптации методом Люшера», также была использована методика «Изучения школьной тревожности» А.М. Прихожан.
По окончанию эксперимента было выяснено, что количество дезадаптированных детей – 1 человек, что составило 14%.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с признаками дезадаптации нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержки, также помощи родителей.
После проведения педагогического исследования и анализа результатов, на основе изученной учебно-методической литературы был предложен ряд рекомендаций направленных на помощь в успешном прохождении школьниками социально-психологической адаптации.
Подобные работы
- Взаимодействие эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Алтайский государственный педагогический университет
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Особенности межличностного общения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ДЦП (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(И.О.Фамилия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическая деятельность по развитию социальной компетентности молодежи (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



