Введение 4
1. Теоретические основы управления обучением персонала организации 6
1.1 Сущность, цели и функции управления персоналом 6
1.2 Методы обучения персонала 11
1.3 Обучение как элемент мотивации персонала 14
2. Анализ управления обучения персонала ПАО «Сбербанк» 19
2.1 Организационно-экономические характеристика организации 19
2.2 Оценка управления обучением персонала 26
3. Совершенствование управления обучением персонала ПАО «Сбербанк»466
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления обучением персонала 466
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 56
Заключение 62
Список использованной литературы и используемых источников 65
Приложение А Этапы организации процесса обучения персонала
ПАО «Сбербанк» 67
Приложение Б Гайд для мультипликатора обучения персонала 68
Приложение В Сертификат о прохождении обучения 72
Приложение Г Индивидуальная программа обучения персонала 73
Приложение Д Опрос уровнем удовлетворенности с учетом новой системы обучения после внедрения мероприятий
Актуальностью выбранной темы является то, что развитие и обучение сотрудников является неотъемлемой частью любой организации. Молодым специалистам не хватает дополнительных знаний для работы в организации, если для них компания является первом местом работы. Для этого необходимо выстроить модель обучения новых сотрудников, прикрепив наставника для получения опыта в профессии.
Важным аспектом для любой компании является то, что необходимо дополнить знания сотрудника умениями, знаниями, опытом для того, чтобы в будущем такой работник стал профессионалом своего дела и являлся примером для других специалистов. Таким образом, он сможет внести свой вклад в развитие организации.
Организация обучения и развитие персонала является ключевым процессом, поскольку, применяя необходимые знания и умения, работник может воплотить идеи в жизнь, помочь руководству понять не только плюсы какого-либо проекта, но и минусы. А для этого нужны определенные знания и опыт, чтобы предвидеть наперед, что ждет этот проект в дальнейшем.
Располагая необходимыми компетенциями, сотрудник может закрепить полученные знания, используя их в работе, а также получить не только уважение вышестоящего начальства, но и повышение в должности с соответствующей оплатой труда.
Уделяя внимание аспектам по обучению персонала, руководитель должен взвесить все «за» и «против». Произвести оценку работников, прежде чем начать выстраивать процесс обучения персонала.
Выстраивание системы обучения персонала на местах является непростой задачей, потому что также не должно противоречить российскому трудовому законодательству.
Работа любого предприятия должна быть выстроена на создании эффективного обучения персонала, особенно для тех, кто оказывает услуги.
Грамотное руководство сотрудниками способствует четкому соблюдению устава организации, выполнение должностных обязанностей, расстановки кадров, упорядочению систем менеджмента, а также мониторинг качества предоставляемой клиентам консультации, что в свою очередь создает положительную тенденцию клиентского опыта. Ведь клиентский опыт должен основываться на процессах, задачах, а в конечном итоге достичь цели по управлению персоналом.
Основной целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления обучения персонала в ПАО «Сбербанк».
Объект исследования - ПАО «Сбербанк», основным видом деятельности, которого является банковская деятельность.
Предмет исследования - управление обучением персонала.
Методы исследования - факторный анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, дедукция и другое.
Краткие выводы по бакалаврской работе: модель управления обучения персонала должна быть выстроена в любой организации независимо от численности персонала и вида деятельности, конечной целью которой является создание матрицы по совершенствованию и развитию персонала, а также и организации в целом.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения могут быть использованы специалистами организации, являющейся объектом исследования.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы из 16 источников и 5 приложений. Объем работы, без приложений, 65 страниц, в том числе таблиц - 24, рисунков - 24.
В первой главе работы были изучены теоретические аспекты управления обучением персонала, мотивационные направленности, развитие стратегии организации путем методов управления обучением персонала.
Во второй главе была представлена аналитическая часть, из которой было выявлено, что на основании данных бухгалтерского баланса за период 2017 - 2019 гг, можно наблюдать положительную динамику по выручке, которая возросла на 37,03%, а численность увеличилась на 20,95%., что является следствием внедрения новых продуктов и услуг.
Непременно, следует отметить, что чистая прибыль возросла на 15,44%, а фонд оплаты труда имеет тенденцию роста на 52,14%, что является результатом повышение введения новых продуктов экосистемы Сбербанка, также развитие действующих сотрудников и повышение прибыльности ПАО «Сбербанк», а также среднегодовая заработная плата возросла на 28,2%, что имеет тенденцию роста, что положительно сказывается на работнике при подаче заявки на оформление ипотеки и кредита, так как среднегодовая заработная плата отражается в справках 2НДФЛ, которая подается в банк для рассмотрения платежеспособности физического лица.
Изучая, показатели по годам, к 2019 году, выручка имеет тенденцию роста и увеличивается на 632,610 тысяч рублей, а себестоимость увеличиваются на 707,740 тысяч рублей и валовая прибыль составляет 753,896 тысяч рублей, что имеет тенденция понижения на - 75,130 тысяч рублей.
В третьей главе, можно наблюдать результат анализа и оценки методов эффективности обучения персонала общества с предложенными мероприятиями для усовершенствования организации обучения работников общества.
По результатам, предложенных направленностей было выявлено, что ответы респондентов в опросе уровнем удовлетворенности новым обучением 86% ответили, что новый формат обучения им нравится, на основании опроса можно сделать вывод, что новые мероприятия являются направляющими обучение на новый уровень.
При этом экономическая эффективность составляет 47%, что является тенденцией экономии средств выделенного бюджета на организацию обучения персонала, которая способствует производительности труда, но и экономии средств, сокращению текучести персонала, улучшению условий труда, грамотному распределению рабочего времени и отдыха.
ПАО «Сбербанк» зарекомендовал на рынке как очень сильный конкурент многим банковским структурам, несмотря на огромный опыт, не стоит на месте, поэтому занимает на рынке труда лидирующие позиции, имеет современные инструменты для того, чтобы разрабатывать продукты и услуги для экосистемы и других сервисов Сбербанка.
Межрегиональный центр заботы о клиентах ПАО «Сбербанк» является одним из немногих подразделений сбербанка, которые решает нестандартные ситуации клиентов, требующего экспертного вмешательства, а порою даже обратной связи от начальника подразделения, когда речь идет о рисках или финансовых потерях для банка.
Для того чтобы сотрудники могли работать без затруднений, имели представление о работе банка в целом, могли руководствоваться и применять внутренние структурные документы, а также в случаях крайней необходимости для решения вопроса клиента, могли уточнить у начальника, для этого и организуется процесс обучения
Выявленными проблемами при организации процесса обучения персонала ПАО «Сбербанк» Межрегионального центра заботы о клиентах являются:
Во-первых, тенденция текучести персонала имеет динамику роста и к 2019 году составляет 16%, по сравнению с 2017 г который составляет 14%.
Следовательно, данная тенденция объясняется тем, что на большинство позиций принимаются студенты, в связи с этим, можно подвести итог, что текучесть персонала имеет тенденцию расти.
Однако отметим, что стабильность кадров держится за счёт постоянных работников на средних позициях и к 2019 году составляет 81%, по соотношению с 2017, 2018 годами является неплохим показателем.
По итогам, выбытие персонала также намного ниже, чем прием сотрудников и к 2019 году составляет 18%, что намного ниже с 2018 г, который составлял 23%. Прием персонала в 2019 году составляет 28%, что связано с тем, что потребность в персонале не так высока, из-за укомплектованности штата. Так как списочная численность на конец 31 декабря 2019 года составляет 537 человек, по сравнению с 2017 годом, 440 человек.
Во-вторых, сжатые рамки проведения консультации клиента, что является недостаточным для качественной консультации и усвоения информации.
В-третьих, технические сложности работы электронного портала во время прохождения сотрудниками, дистанционного курса. Процесс обучения является непрерывным, а некорректная работа сайта, удлиняет сроки обучения, что может негативно сказаться на производительности труда всей организации.
В-четвертых, быстрая передача лекционного материала при очном обучении, может повлечь за собой некачественное предоставление клиенту консультации сотрудников, что может повлечь за собой репутационные риски для банка.
Таким образом, непрерывным процессом любой организации является усовершенствование системы обучения персонала, которая должна быть выстроена в любой организации независимо от численности персонала и вида деятельности.
Разработка мероприятий по совершенствованию управления обучения персонала в ПАО «Сбербанк», Межрегионального центра заботы о клиентах была достигнута, путем предложенных направленностей.
1. Бабосов, Е. М. Управление персоналом : учебное пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент» — Минск : ТетраСистемс, 2012. — 288 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник / Т.Ю. Базаров. - 12-е изд. - М.: Академия, 2014. 224 с.
3. Иванова С.В Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации.- М.: Альпина Паблишер; 2020 г,- 315 с.
4. Иванова С.В Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? - 12 изд.- М.:Альпина Паблишер,2018- 285 с.
5. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, Е.В. Каштанова; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2016. 51 с.
6. Маслова В.М Технологии обучения и развития персонала в организации : учебник / под ред. М.В. Полевой. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020- 256 с.
7. Озарёнов Т В. Основы управления персоналом : учебное пособие / Т.В. Озарёнов. - М.: ГАСБУ, 2014. - 417 с.
8. Полякова, О.Н. Управление персоналом: Учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 570 с.
9. Силин, А.К. Кадровые службы и методы оценки работников/ А.К.Силин. - М., 2015. - 451 с.;
10. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: Ученик/
Р.А.Фатхутдинов. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2011. - 349 с.;
11. Freilinger, K. Managing change in organizations / C. Freilinger. - Express Publishing, 2015. 382 p.
12. Холодков А.В. Экономические аспекты управления человеческими ресурсами / А.В. Холодков // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. №1. С. 67-75.
13. Шевченко, Т В. Нестандартные методы оценки персонала / Т В. Шевченко. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 108 c.
14. Юрасова, Ю. В. Обучение торгового персонала — курс тренингов эффективных продаж / Ю. В. Юрасова. — 4-е изд. — Москва : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2020. — 135 c.
15. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 c
16. Yakubovich V Weak Ties, Information, and Influence: How Workers Find Jobs in a Local Russian Labor Market // American Sociological Review June 2014. P. 408-421.