Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления деятельностью педагогов по формированию педагогического мастерства в современных исследованиях 13
1.1 Проблема формирования педагогического мастерства в современных исследованиях 13
1.2 Мастер-класс как форма методической работы по формированию
педагогического мастерства педагогов учреждений дополнительного образования 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер-классов 33
2.1. Выявление уровня сформированности педагогического мастерства
педагогов дополнительного образования 33
2.2. Экспериментальная работа по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер-классов 59
2.3. Выявление динамики в уровне сформированности педагогического
мастерства педагогов дополнительного образования после проведения мастер-классов 70
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список используемой литературы 83
Приложение
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что в современной ситуации реформирования системы образования, эффективность развития личности возможна при наличии общего и дополнительного образования.
Это предъявляет определенные специфические требования к педагогам дополнительного образования, а именно - к их мастерству, которое необходимо формировать в соответствии с современными требованиями, представ-ленными в нормативных документах.
Современные требования к дополнительному образованию представлены в «Концепции развития дополнительного образования детей» (от04.09.2014) [1] и в «Концепции развития дополнительного образования детей в самарской области до 2015 года [2].
В настоящее время педагог сталкивается с необходимостью существенно изменить подходы к проектированию образовательной работы, к построению всего педагогического процесса и своего взаимодействия с детьми в ходе учебного занятия. Таким образом, остро встает задача повышения профессионального мастерства педагогов (педагогического мастерства).
В связи с новыми требованиями к дополнительному образованию возникают новые задачи перед педагогами (проектировочные, организационные, аналитико-рефлексивные, контрольно-оценочные, коммуникативные и др.), выходящие за рамки освоенных алгоритмов и рекомендаций. В поисках новых решений профессиональных задач в типичных ситуациях педагоги часто обращаются к аналогам.
Вместе с тем в имеющейся личной практике педагогов нет аналогов решения ряда задач, обусловленных новым стандартом дополнительного образования.
Актуальность работы обусловлена необходимостью продиагностировать педагогов с учетом потребностей и задач, которые перед собой ставит образовательное учреждение. В рассматриваемом нами образовательном учреждении дополнительного образования для нас представляется важным понять специфику владения педагогами тем, что необходимо для решения задач.
Решение задачи формирования педагогического мастерства по таким компонентам, как информационно теоретический и деятельностный, может быть реализовано посредством выбора мастер-класса, как формы методической работы. Проектирование соответствующих мастер-классов представляется возможным, с учетом ресурсов учреждения, при организации ритмичной, логически содержательной, методически обусловленной работы методиста с педагогами, указав конкретные подходы в достижении цели по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью определения содержания и форм работы методической службы учреждения дополнительного образования по повышению педагогического мастерства педагогов в современных условиях.
Конкретизация целей и задач методической службы требует уточнения компонентов педагогического мастерства, которые представлены в исследованиях (А.П. Андриади, И.А. Зязюн, А.Н. Дахин, С.А. Дружилов, Д.В. Дудко и др.).
Изучение ряда работ, посвященных исследованию эффективного управления образовательными учреждениями и отмечающих важность организации управления по результатам (Т.И Лаздина, Д.А. Новиков, Л. И. Петрова, В. А. Яковлев и др.) показало, что одной из форм деятельности методической службы, обеспечивающей повышение педагогического мастерства педагогов, может быть определен мастер-класс.
Рассматривая характеристику мастер-класса в различных аспектах, ряд авторов определяют его как эффективную форму освоения педагогами знаний и умений, обмена педагогическим опытом (Г.А. Русских, С. И. Усова, Н. И. Филатова и др.); развитием профессионализма (Ю.П.Азаров, Л.А. Байкова, Н.И. Васильева, Л.П. Гузова); совокупностью качеств личности (М.В. Емельянова, И.В. Журлова, И.А. Зимняя, Т.Н. Савенко).
Диагностируемые нами компоненты педагогического мастерства рассматривают в своих исследованиях А.П. Андриади, Л.А. Байкова, М.В. Емельянова, И.В. Журлова, И.Ф. Исаев, Т.Н. Савенко.
Теория формирования педагогического мастерства представлена в трудах Ю.П. Азаровой, Ю.К. Бабанского, Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова. Анализ различных подходов позволил нам сформировать позицию в определении понятия, которым мы руководствуемся в нашем исследовании.
Мы разделяем точку зрения И. А. Зязюна в том, что педагогическое мастерство является комплексом свойств личности, обеспечивающим высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога.
Вместе с тем, требуют изучения, уточнения компоненты педагогического мастерства и их содержание. Кроме того, не рассмотрены и не определены формы работы с учетом специфики дополнительного образования (в том числе и мастер-класс).
В исследованиях обозначена необходимость мастер-класса, как формы педагогического взаимодействия (Р.Ш. Царева, Н.А. Морева), но не обоснована его специфика использования в системе дополнительного образования.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется необходимостью разработки рекомендаций методисту МБОУ ДО по использованию мастер-класса как формы деятельности методической службы по формированию компонентов педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, обусловленной современной ситуацией реформирования образования.
Вместе с тем в имеющихся исследованиях (Г.А. Русских, Н.И. Филатова, С.И. Усова) проблема использования мастер-класса с учетом изменившейся ситуации и требований к педагогам представлена недостаточно.
Анализ исследований и педагогической практики позволил выявить следующие противоречия:
- между важностью формирования педагогического мастерства педагога дополнительного образования и недостаточной разработкой его компонентов и процесса с учетом специфики современной ситуации реформирования в системе дополнительного образования;
- между необходимостью соответствия педагогического мастерства педагога дополнительного образования современной социальной ситуации в системе дополнительного образования и недостаточной разработкой форм и средств деятельности методиста по его повышению;
- между возможностью мастер-класса как формы работы методической службы учреждений дополнительного образования по формированию педагогического мастерства педагогов и недостаточной разработкой его содержания и методов его реализации с учетом современных требований к управлению.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: как обеспечить формирование педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер-классов?
Цель исследования: охарактеризовать и экспериментально доказать возможность использования мастер-классов в формировании педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер-классов.
Гипотеза исследования базировалась на следующих предположениях:
- участие педагогов дополнительного образования по художественному направлению в работе мастер-классов способствует формированию педагогического мастерства в развитии творчества детей, если темы, содержание и задачи мастер-классов определяются проблемами педагогов, выявленными в результате диагностики компонентов педагогического мастерства, задачами годового плана образовательного учреждения и особенностями построения образовательного процесса;
- при проведении мастер-классов осуществляется поэтапная реализация мероприятий с педагогами-мастерами и малоопытными педагогами, обеспечивающая формирование всех компонентов педагогического мастерства;
- методическая работа с педагогами реализуется поэтапно (подготовительный и основной) и предполагает использование управленческого инструментария, стимулирующего активность педагогов в освоении знаний и умений и их применение для решения педагогических задач.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. Раскрыть степень разработки проблемы исследования на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить диагностический инструментарий по изучению компонентов педагогического мастерства и использованию мастер-классов методистами образовательных учреждений дополнительного образования.
3. Разработать и апробировать этапы, содержание, формы и методы деятельности методиста, обеспечивающие работу мастер-классов по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования .
4. Выявить эффективность экспериментальной работы.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения по освоению педагогами компонентов педагогического мастерства (А.П. Андриади, И.А. Зязюн, И.Ф. Исаев, Г.А. Русских, Н.И. Филатова и др.);
- идеи управления по результатам, реализуемые методистом и педагогами (М.М. Поташник, Т.И. Лаздина, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова и др.);
- концептуальные идеи о формах и методах деятельности методиста, обеспечивающих работу мастер-классов по формированию педагогического мастерства (В.А. Скакун, Т.И. Шамова и др.).
- теоретические подходы к проектированию и реализации целостного педагогического процесса в системе дополнительного образования (В.В. Анисимов, В.С. Безрукова, Г.Е. Муравьева, В.П. Сергеева, О.К. Филатов, Д.В. Чернилевский и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы; интерпретация, обобщение опыта, системный анализ); эмпирические (наблюдение, диагностические задания); констатирующий и формирующий эксперименты; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов); метод проектов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ ДО «Планета», методическое объединение «Художественной направленности» (бульвар Орджоникидзе, 13).
Нами были приглашены десять педагогов -специалистов изобразительной деятельности «Художественной направленности», в число которых входили как опытные педагоги, так и коллеги, имеющие затруднения в реализации работы, согласно современным требованиям.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.). Изучение и анализ научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление плана исследования, определение исходных параметров, понятийного аппарата, методов и методологии.
Определение диагностического инструментария по выявлению уровней сформированности через показатели, обозначенные в профессиональном стандарте «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» и являющиеся основными в работе предполагаемых мастер -классов по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования в подготовке и участию детей в конкурсах (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2016 г. - март 2017 г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы методиста с педагогами, определение мастер-класса, как одной из форм деятельности методической службы, призванной обеспечить повышение уровня педагогического мастерства педагогов дополнительного образования. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2017 г.) представлял собой теоретическое осмысление результатов работы, осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертационных материалов, формулировку выводов.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы в современных исследованиях, доказательстве возможности формирования педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер - классов с учетом предложенных рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии степени разработки проблемы исследования на современном этапе и определении понятийно-категориального поля исследования, в определении диагностического инструментария по изучению компонентов педагогического мастерства и использованию мастер-классов руководителями методических объединений художественной направленности и методистами образовательных учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практике педагогов дополнительного образования может быть использован предложенный диагностический инструментарий. Предполагается определение эффективных форм и средств повышения педагогического мастерства педагогов, учитывающих современные технологии обучения и методы управления.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения педагогической практики; актуальностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве методиста на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах учреждения дополнительного образования. Основные положения исследования получили одобрение на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ 06.04.17.
Разработанные автором диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики) использовались Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Планета" городского округа Тольятти в практической деятельности по формированию педагогического мастерства педагогов дополнительного образования посредством мастер-классов.
При подготовке и проведении мастер-классов педагоги опирались на выделенные в работе профессиональные умения, которые могут быть пред-ставлены как актуальные задачи для методической деятельности в связи с формированием педагогического мастерства педагогов посредством мастер-классов. По итогам данного исследования опубликовано 4 статьи.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы на данный момент; выделении уровней сформированности педагогического мастерства, определении соответствующего комплекса диагностических методик; разработке содержания работы с педагогами учреждения дополнительного образования по формированию их педагогического мастерства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Определяемые проблемами педагогов, выявленными в результате диагностики компонентов педагогического мастерства задачи, темы и содержание мастер-классов, способствуют формированию педагогического мастерства.
2. Поэтапная реализация мероприятий с взаимодействием методиста и педагогов-мастеров, педагогов-мастеров и обучающихся малоопытных педагогов в процессе мастер-классов, обеспечивает формирование всех компонентов педагогического мастерства.
3. Управление по результатам, как руководство мастер-классами,
осуществляется методистом поэтапно (подготовительный и основной) и предполагает использование управленческого инструментария, стимулирующего активность педагогов в освоении знаний и умений и их применение для решения педагогических задач.
2. Тематика, содержание, задачи, инструментарий мастер-классов определяются проблемами педагогов, выявленными в результате диагностики компонентов педагогического мастерства, задач годового плана образовательного учреждения, особенностей построения образовательного процесса по художественному направлению.
Педагогическое мастерство определяется, как высокий уровень профессионально-педагогической деятельности, при котором достигается единство сформированных личностных свойств педагога, образующих эффективность педагогического процесса и совершенствования навыков и умений применения педагогической теории на практике. Педагогическое мастерство формируется и проявляется в практической деятельности в процессе с реализации ряда профессиональных умений, выделенных в «Профессиональном стандарте Педагог дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н)».
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (88 наименований) и 3 приложений. Текст иллюстрируют 7 таблиц, 7 рисунков.
Теоретический анализ исследования показал, что педагогическое мастерство можно рассматривать как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. Изучение педагогического мастерства педагогов художественной направленности, позволило нам выделить компоненты, используемые в под-ходе И.П. Андриади (информационно-теоретический и деятельностный). Информационно теоретический компонент мастерства представляют: знание педагогического инструментария; знание критериев и способов контрольно - оценочной деятельности детей; знание критериев анализа педагогической деятельности; знание особенностей работы с детьми по подготовке к участию в выставках и конкурсах.
Содержание компонентов педагогического мастерства определяется нормативными документами («Концепцией развития дополнительного образования детей» (от 04.09.2014) и «Концепцией развития дополнительного образования детей в самарской области до 2015 года).
В процессе исследования выявлена возможность формирования педагогического мастерства посредством мастер-классов, как формы деятельности методической службы и реализуется методистом образовательного учреждения при осуществлении методической работы с учетом проблем, выявленных у педагогов проблем. Необходимость повышения уровня педагогического мастерства в связи с новыми требованиями Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» доказана констатирующим экспериментом, в ходе которого была проведена диагностика и установлены средние результаты уровней сформированности педагогического мастерства в констатирующем эксперименте, где 15% педагогов продемонстрировали низкий уровень, 70 % - средний, 15% - высокий. Про-ведение диагностики проводилось на основе выделения следующих умений и их показателей: гностические умения по реализации педагогического инструментария; конструктивно-прогностические умения по отбору педагогического инструментария; контрольно-оценочные умения (по деятельности детей); аналитико-рефлексивные умения (по деятельности педагога); презентационные умения.
На основе использования Карт самодиагностики педагогов, результаты которых подтверждаются результатами использования карт наблюдения и анализом календарно-тематического планирования, нами обоснована эффективность методической работы. Решая эту задачу, были рассмотрены и выбраны методики формирующие и повышающие уровень педагогического мастерства через обращение к мастер-классам, организованным методистом с участием более опытного педагога, с целью обобщения и передачи опыта менее опытным коллегам. В работу мастер-классов включился опытный педагог, демонстрирующий педагогический инструментарий, необходимый педагогам в работе по подготовке детских работ к участию в выставках и конкурсах, а затем помогал в поиске проблем, с которыми столкнулись педагоги.
При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения были найдены обоснования обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (изучена реальная практическая деятельность педагога, методические материалы, свидетельствующие о высокой и устойчивой результативности работы). Дальнейшее обобщение опыта обученных педагогов на основе изученной научной литературы и опыта предшественников является целеполагающим этапом и перспективой нашего исследования. Конкретный педагогический опыт был сформулирован основной идеей и подвержен анализу - то есть обобщен. Раскрыв актуальность, эффективность и перспективность вы-явленных предложений, обоснованы условия их реализации. Посредством мастер-классов выявлены объективные закономерности творческого использования и развития каждого конкретного педагогического опыта. Процедурная сторона обобщения педагогического опыта представлена самодиагностикой педагога-мастера своей профессиональной деятельности (результативность работы по эффективно составленному календарно-тематическому плану). Изучены авторские и экспериментальные календарно -тематические планы педагогов, представляющие собой оригинальные новаторские методические подходы в художественной образовательной направленности.
Необходимость изменения подходов к использованию мастер-классов доказана изучением деятельности методиста по таким аспектам как использование педагогического инструментария, для чего был использован вопросник «Анализ деятельности методиста».
Логика формирующего эксперимента основана на реализации двух этапов. Результатом подготовительного этапа была разработка плана мастер- классов, а результатом основного - формирование педагогического мастерства педагогов дополнительного образования. В работе мастер-класса активно используются: самоанализ, взаимоанализ, с учетом разработанных вопросников. Эффективность доказана повторной диагностикой.
1. Концепция развития дополнительного образования детей от
04.09.2014.https://elegiadom.files.wordpress.com/2014/09/d0bad0bed0bdd186d0b5d0bfd186d0b8d18f-d180d0b0d0b7d0b2d0b8d182d0b8d18f-d0b4d0bed0bfd0bed0bbd0bdd0b8d182d0b5d0bbd18cd0bdd0bed0b3d0be. pdf
скачан 16.12.16 в 13.50
2. Концепция развития дополнительного образования
детей в самарской области до 2015 года (утверждена постановлением правительства самарской области .№5 от 21.01.2010 г)
http://nskduc.rusedu.net/gallery/771/Koncepciya.pdf скачан 16.12.12 в 13.45http://www.zakonprost.ru/content/regional/57/995993/pdf скачан 16.12.16 в 13.46
3. Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н)http://ivo.garant.ru/#/document/71202914:0скачан 16.12.12 в 13.13
4. Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий: учебная книга 3-е изд. доп. [Текст] / B.C. Аванесов. - М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
5. Ананченко, М.Ю. Лидер как субъект процесса социального управления: социально-философский анализ [Текст] / М.Ю. Ананченко. Дис. канд. филос. наук. Архангельск: ПГУ, 1999. - 151 с.
6. Андриади, А.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / И.П. Андриади. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
7. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы) [Текст] / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
8. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства [Текст] / Ю.П. Азаров - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 224 с.
9. Бабанский, В.К. Рациональная организация учебной деятельности Избр. пед. труды [Текст] / В.К. Бабанский. - М, 2007. - 327 с.
10. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных за-ведений [Текст] / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
11. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /
B. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.
12. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова Л.Н., С.В. Кочнева. М.: Владос, 2001. - 158 с.
13. Васильева, Н.И. Основы педагогического мастерства: метод. указания к выполнению контрольных работ [Текст] / Н. И. Васильева; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 15 с.
14. Головкина, В.Б. Управление инновационным образовательным процессом на кафедре с целью обеспечения качества обучения (на примере кафедры инженерной графики) [Текст] / В.Б. Головкина // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2008. - Т.8. - №5. -C. 101-104.
15. Грибанов, В.И. Сущность личностно ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций [Текст] / В.И. Грибанов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 40-52.
16. Давыдова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова М.: Изд. центр «Академия», 2006, стр. 11¬74.
17. Дахин, А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? [Текст] / А.Н. Дахин // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 111-113.
18. Дудко, Д.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] / Д.В. Дудко // Научное обозрение. - 2007. - № 6. - С. 129¬132.
19. Евгеньева, А.П. Словарь русского языка. Т. 3. [Текст] / А.П. Евгеньева // М.: Русский язык, 1987. - 456 с.
21. Емельянова, М.В. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета [Текст] / М.В. Емельянова, И.В. Журлова, Т.Н. Савенко // Мозырь: УО «МГПУ», 2005. - 150 с.
22. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. [Электронный ресурс] / Т.Ф. Ефремова. - Режим доступа: http://efremova.slovaronline.com/(дата обращения 20.03.2017)
23. Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов [Текст] / В.И. Загвязинский // Сов. педагогика. - 1978. - № 10. -С. 66¬72.
24. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. - 42 с.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
26. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?: (теоретико¬
методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сего-дня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
27. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -
2005. -№ 11. - С. 14-20.
28. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова // М. : АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
29. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. // СПб.: Питер, 2000. - 375 с.
30. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ф. // Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с. - С. 143-144.
32. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования. Издание 3-е, исправленное и дополненное [Текст] / В.А. Кальней // Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.: обложка с цв.ил. - ISBN 5-931340¬69-6.
33. Каплина, С.Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества [Текст] / С.Е. Каплина// Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2008. - № 3. - С. 235¬246.
34. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан- Калик, Н.Д. Никандров// М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
35. Киященко, Н.И. Синергетические проблемы образовательного процесса [Текст] / Н.И. Киященко // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс, 2007. - 576 с.
36. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе [Текст] / М.В. Кларин. - Москва: МПСИ, 2005. - 268 с.
37. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия [Текст] / Ю.Н.Кулиткин, И.В.Муштавинская. - Москва: МПСИ, 2003. - 48 с.
38. Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н., Смирнов, С.А. Обучение как составная часть педагогического процесса [Текст] / И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов, С.А. Смирнов // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. -С. 217-219.
39. Кульневич,С.В., Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст] // С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина // Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С., 2006. - 175 с.
40. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст] / Л.П. Крившенко - М.: Проспект, 2005. - 425 с.
41. Кричевский,В.Ю. Контроль в управлении школой: мифы и реальность [Текст] / В.Ю. Кричевский // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 59.
42. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.
43. Коптяева, О.Н. Психологическое сопровождение реализации инноваций // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. №6. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskoe-soprovozhdenie-realizatsii- innovatsiy(дата обращения: 25.03.2017).
44. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе [Текст] / М.В. Кларин. - Москва: МПСИ, 2005. - 268 с.
45. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия [Текст] / Ю.Н.Кулиткин, И.В.Муштавинская // Москва: МПСИ, 2003. - 48 с.
46. Кротов, В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания [Текст] / М. Кротов // Соликамск, 1996.
47. Лаздина, Т.И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей [Текст] / Т.И. Лаздина // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 19-25.
48. Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2011. - С10-17.
49. Майоров, А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием [Текст] / А.Н. Майоров // Школьные техно-логии. - С. 46-60
50. Марков, А.С. К вопросу о путях формирования профессионализма [Электронный ресурс] / А.С. Марков. - Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp. (дата обращения 20.12.2012)
51. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М.Полев, Н.Н.Мельникова // Школьные технологии. 1999. № 1, 2. С. 10
52. Матяш, Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 21.03.2017)
53. Андреева В. И. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования / В. И. Андреева // Казань. Издательство "Центр инновационных технологий" 2007 -371 с.
54. Миханова, О.П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций [Текст] / О.П. Миханова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2008. - № 58. - С. 427-432.
55. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко¬ва // М., 2005. - 250 с.
56. Микляева, Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева // М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 250 с.
57. Лаптева, В.В. Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов: Книга для учителя [Текст] / В.В. Лаптева, Тряпицына А.П. // СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. - С. 17-18.
58. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов [Текст] / Н.А. Морева // М. : Просвещение, 2006. - 298 с. - Библиогр. с. 188. - ISBN 5-09-012340-3: 80-00
59. Морозова, Ж.В. Проблемы взаимодействия образовательных и профессиональных стандартов [Текст] / Ж.В. Морозова // Профессиональное образование в Удмуртской Республике. - 2011. - № 4. - С. 34-36.
60. Муравьева, Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса [Текст] / Г.Е. Муравьева // Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. - 104 с.
61. Николаев, А.В. Применение инновационных образовательных технологий при подготовке специалистов социо-культурной сферы [Текст] / А.В. Николаев // Инновационные подходы к формированию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС: сб. тезисов до-кладов межвузовского научно-методического семинара профессорско - преподавательского состава / Поволжский гос. ун-т сервиса - Тольятти: Изд- во ПВГУС, 2012. - С. 74-76.
62. Новиков, Д.А. Теория управления образовательными системами [Текст] / Д.А. Новиков // Москва: Народное образование, 2009. - 452 с.
63. Осмоловская, И.С. Изменение процесса обучения: от общества индустриального - к информационному [Текст] / И.С. Осмоловская // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 12-15.
64. Основы педагогического мастерства/ Под ред. проф. И.А. Зязюна. - М., 1989. - С. 10.
65. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский // М.: Педагогика, 1988. - 432 с.
66. Певзнер, М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы [Текст] / М.Н. Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин // Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
67. Петрова, Л.И. Основы управления педагогическими системами [Текст] / Л.И. Петрова // М. :. Ростов - на Дону.: Изд. «Феникс», 200с.
68. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект [Текст] / Н.Ю. Посталюк // Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 208 с.
69. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей [Текст] / Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 46.
70. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления в вопросах и ответах [Текст] / М.М. Поташник // Москва : Педагогическое общество России. - 2002. - 148 с.
71. Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. [Текст] / Е.В.Ковалевская // Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.
72. Русских, Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г.А.Русских // Методист. - 2002. -№ 1. - С. 38-40.
73. Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [Текст] /Г.А. Русских // Методист. - 2004. - № 2. - С. 25-28.
74. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учеб. пособие [Текст] / Т.П. Сальникова. - М. : Сфера, 2007. - 128 с.
75. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.
[Текст] / Г.К. Селевко. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.
76. Сергеева, Г.Ю. Организация работы над внедрением стандартов третьего поколения на основе осуществления частно-государственного партнерства [Текст] / Г.Ю. Сергеева, А.С. Смирнова // Москва : Среднее профессиональное образование: приложение. - 2010. - № 11. - С. 59-68.
77. Сидоров, С.В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой [Текст] / С.В. Сидоров // «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 2 - Педагогика. Психология.
78. Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства 2-е изд. [Текст] / В. А. Скакун // М. : ФОРУМ: ИНФРА - М, 2014. - 208 с. - (Профессиональное образование).
79. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
80. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б.Скок // Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. - 102 с.
81. Долинина, Е.В. Творческая школа "Мастер-класс" [Текст] / Е.В Долинина, Р.П. Рахмани, И.П Мамаева //Учитель. - 2003. - № 5. - С. 44-74.
82. Филатова, Н.И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. [Текст] / Н.И. Филатова, С.И. Усова // Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 266-268.
83. Яковлев, В.А. Психология и педагогика управленца [Текст] /.В.А. Яковлев // М., 2008. - 244 с.
84. Bell, R.L. Learning in Context: Technology Integration in a Teacher Preparation Program Informed by Situated Learning Theory [Text] / R.L. Bell, J. L. Maeng, I. C. Binns // Journal of Research in Science Teaching, 2013. - Vol. 50, No. 3. - PP. 348-379.
85. Gray, S. Developing Research Skills Across the Undergraduate Curricu-lum [Text] / S. Gray, L. Coates, A. Fraser, P. Pierce, 2015. - Vol. 6, No. 169. - 95 p. (PP. 85-88).
86. Lotter, C. The influence of core teaching conceptions on teachers' use ofinquiry teaching practices [Text] / W. S. Harwood, J. J. Bonner // Journal of re-search in science teaching, 2007.- Vol. 44. - PP. 1318-1320.
87. Snow, R. E. Integrating assessment and instruction: a research and development agenda [Text] / E. B. Mandinach,1991. - Vol. 92. - 176 p. (PP. 1-5).
88. Jacobs, C. L. A Science Lesson Plan Analysis Instrument for formativeand summative program evaluation of a teacher education program [Text] /
C. L. Jacobs, S. N. Martin, T. C. Otieno, 2008. - Vol. 30, No. 3. - 1126 p. (PP. 1096-1099).