Повышение конкурентоспособности торгового предприятия
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 9
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Методы оценки и способы повышения конкурентоспособности торгового
предприятия 15
Глава 2 Анализ деятельности торгового предприятия ООО «Гостям рады» и оценка его конкурентоспособности 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 48
Глава 3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Гостям рады» 60
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности
предприятия 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
Заключение 68
Список используемых источников 70
Глава 1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 9
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Методы оценки и способы повышения конкурентоспособности торгового
предприятия 15
Глава 2 Анализ деятельности торгового предприятия ООО «Гостям рады» и оценка его конкурентоспособности 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 48
Глава 3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Гостям рады» 60
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности
предприятия 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
Заключение 68
Список используемых источников 70
Актуальность исследования объясняется следующим: во-первых, в экономической литературе отсутствует единый подход к пониманию конкурентоспособности компании. Одни авторы под
конкурентоспособностью компании понимают способность компании конкурировать на рынке. Это сугубо рыночный подход. Другие шире понимают данную категорию - рассматривают ее как способность иметь не только рыночные преимущества перед конкурентами, но и выполнять свои финансовые обязательства. Потому актуальным становится вопрос уточнения категории «конкурентоспособность компании».
Во-вторых, исследование посвящено торговым предприятиям, которые имеют ряд особенностей. Потому категория «конкурентоспособность компании» должна учитывать отраслевую специфику рассматриваемых предприятий. Торговля - это отрасль специфичная тем, что, с одной стороны, выдержать здесь конкуренцию, то есть оставаться конкурентоспособной иногда легче, нежели если речь идет о промышленном производстве. Однако, с другой стороны, и конкуренция в этом секторе, как правило, выше. А, следовательно, важно «нащупать» источники роста конкурентоспособности торгового предприятия, чтобы наращивать эффективность таковой.
В-третьих, экономическая литература, с одной стороны, изобилует большим количеством методик оценки конкурентоспособности компаний, а с другой стороны, единой, четко устоявшейся методики нет. Причем, если говорить о торговых предприятиях, то, как правило, таковые реализуют свою продукции на широкой территории, поэтому источником роста конкурентоспособности таковых должен стать как географический фактор, так и фактор доли рынка. Актуален вопрос разработки методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия.
В-четвертых, количественному анализу конкурентоспособности торговых предприятий посвящено множество исследований, однако, полученная эмпирика «устаревает», и актуальным становится проведение количественного исследования. Формулировка и проверка гипотез позволит провести эмпирическое исследование рассматриваемой проблемы.
И наконец, необходимо разработать модель роста
конкурентоспособности торговых предприятий. Эмпирика, полученная по итогам доказательства гипотез, позволит создать некую модель, отражающую источники роста конкурентоспособности торговых предприятий. Модель должна отражать некий рейтинг факторов конкурентоспособности с точки зрения потенциальной силы воздействия на таковую. В экономической литературе отсутствует единая модель роста конкурентоспособности торговых предприятий, а потому вопрос разработки таковой становится актуален.
Известно достаточно большое количество научных трудов, рассматривающих теоретико-методологические аспекты
конкурентоспособности объектов экономики, в том числе применительно и к субъектам хозяйствования, реализующих услуги. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий широко раскрыты в научных трудах зарубежных ученых, занимающихся вопросами конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, можно выделить И. Ансоффа, П. Друкера (исследовавших понятие и содержание конкурентоспособности по объему понятия), Б. Карлоффа, Х. Маккея, и др. (разрабатывавших процесс управления конкурентоспособностью предприятий в условиях рыночной экономики), а также отечественных исследователей Г.Л. Азоева, Н.Г. Агеевой (сформулировавших понятие конкурентоспособности российских коммерческих предприятий), А.А. Воронова, Е.П. Голубкова (исследовавших факторы конкурентоспособности торговых предприятий), Ю.Я. Еленевой, Н.З. Сафиуллина (разрабатывавших методики анализа
конкурентоспособности), И.М. Смолейчука, Х.А. Фасхиева, (занимавшихся вопросами рыночных стратегий), А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина, и других.
Между тем проблему формирования конкурентоспособности собственно торговых предприятий можно отнести к числу малоизученных, лишь отдельные аспекты анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли нашли отражение в трудах отечественных ученых Т.В. Кожемяко, Е.И. Козловой, Н.А. Савельевой и других, делавших упор на специфику работы предприятий.
Специфика развития сферы торговли в процессе формирования конкурентоспособности торговых предприятий частично отражена в работах И.А. Арташиной, Е.Ю. Кузнецовой, К.В. Юрьева и др. Основное внимание ученые уделили постепенному восприятию российским рынком розничной торговли зарубежных технологий развития данного сегмента.
Особенности формирования конкурентоспособности предприятий сферы торговли изучались Р.Э. Байхаджиевым, О.Н. Барыгиной, М.В. Гарукшовой, Е.Н. Ялуниной и др. Данная группа ученых выявляла специфические тенденции собственно российского рынка торговых предприятий.
На современном этапе развития нашего общества возникает противоречие между необходимостью повышения конкурентоспособности и неопределенностью путей достижения цели. Таким образом, проблемой является поиск наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - торговая база, магазин оптовой продажи продуктов питания, Общество с ограниченной ответственностью «Гостям Рады».
Предметом исследования являются методы внутреннего материального стимулирования работников как процесс укрепления конкурентоспособности предприятия торговли.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Гостям рады».
В соответствии с поставленной целью исследования ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления
конкурентоспособностью предприятий;
- провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Гостям рады»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Гостям рады» и обосновать их экономическую эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, финансистов и специалистов в области стратегического управления, чьим основным объектом исследования является конкурентоспособность.
Методологическую основу исследования составляют методы табличного и схематического анализа, метод аналогий и сравнений, метод системного подхода. При анализе финансово-хозяйственной деятельности ООО «Гостям рады» применялся балансовый метод, а также трендовый метод, включающий в себя горизонтальный и вертикальный виды анализа отчетности
Работа опирается на следующие инструменты: сравнительный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, методы обобщения, графические методы.
Информационная база исследования. В качестве источника информации о показателях деятельности торговой компании используются данные бухгалтерского учета, годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Данные о миссии, целях и стратегии торгового предприятия получены путем следующих методов исследования: наблюдение, опрос, метод экспертных оценок.
Структура бакалаврской работы включает введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения.
В первой главе рассмотрена сущность конкурентоспособности торговых предприятий, исследованы существующие методики оценки конкурентоспособности торговых предприятий, изучены этапы и методы разработки и внедрения конкурентных стратегий.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Гостям рады», проведен анализ внешней и внутренней среды его функционирования, оценена конкурентоспособность данной компании.
В третьей главе на проведенного анализа конкурентоспособности ООО «Гостям рады» предложены и обоснованы мероприятия, направленные на повышение его конкурентоспособности.
В заключении представлены выводы, обобщения и рекомендации по результатам проведенного исследования.
конкурентоспособностью компании понимают способность компании конкурировать на рынке. Это сугубо рыночный подход. Другие шире понимают данную категорию - рассматривают ее как способность иметь не только рыночные преимущества перед конкурентами, но и выполнять свои финансовые обязательства. Потому актуальным становится вопрос уточнения категории «конкурентоспособность компании».
Во-вторых, исследование посвящено торговым предприятиям, которые имеют ряд особенностей. Потому категория «конкурентоспособность компании» должна учитывать отраслевую специфику рассматриваемых предприятий. Торговля - это отрасль специфичная тем, что, с одной стороны, выдержать здесь конкуренцию, то есть оставаться конкурентоспособной иногда легче, нежели если речь идет о промышленном производстве. Однако, с другой стороны, и конкуренция в этом секторе, как правило, выше. А, следовательно, важно «нащупать» источники роста конкурентоспособности торгового предприятия, чтобы наращивать эффективность таковой.
В-третьих, экономическая литература, с одной стороны, изобилует большим количеством методик оценки конкурентоспособности компаний, а с другой стороны, единой, четко устоявшейся методики нет. Причем, если говорить о торговых предприятиях, то, как правило, таковые реализуют свою продукции на широкой территории, поэтому источником роста конкурентоспособности таковых должен стать как географический фактор, так и фактор доли рынка. Актуален вопрос разработки методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия.
В-четвертых, количественному анализу конкурентоспособности торговых предприятий посвящено множество исследований, однако, полученная эмпирика «устаревает», и актуальным становится проведение количественного исследования. Формулировка и проверка гипотез позволит провести эмпирическое исследование рассматриваемой проблемы.
И наконец, необходимо разработать модель роста
конкурентоспособности торговых предприятий. Эмпирика, полученная по итогам доказательства гипотез, позволит создать некую модель, отражающую источники роста конкурентоспособности торговых предприятий. Модель должна отражать некий рейтинг факторов конкурентоспособности с точки зрения потенциальной силы воздействия на таковую. В экономической литературе отсутствует единая модель роста конкурентоспособности торговых предприятий, а потому вопрос разработки таковой становится актуален.
Известно достаточно большое количество научных трудов, рассматривающих теоретико-методологические аспекты
конкурентоспособности объектов экономики, в том числе применительно и к субъектам хозяйствования, реализующих услуги. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий широко раскрыты в научных трудах зарубежных ученых, занимающихся вопросами конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, можно выделить И. Ансоффа, П. Друкера (исследовавших понятие и содержание конкурентоспособности по объему понятия), Б. Карлоффа, Х. Маккея, и др. (разрабатывавших процесс управления конкурентоспособностью предприятий в условиях рыночной экономики), а также отечественных исследователей Г.Л. Азоева, Н.Г. Агеевой (сформулировавших понятие конкурентоспособности российских коммерческих предприятий), А.А. Воронова, Е.П. Голубкова (исследовавших факторы конкурентоспособности торговых предприятий), Ю.Я. Еленевой, Н.З. Сафиуллина (разрабатывавших методики анализа
конкурентоспособности), И.М. Смолейчука, Х.А. Фасхиева, (занимавшихся вопросами рыночных стратегий), А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина, и других.
Между тем проблему формирования конкурентоспособности собственно торговых предприятий можно отнести к числу малоизученных, лишь отдельные аспекты анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли нашли отражение в трудах отечественных ученых Т.В. Кожемяко, Е.И. Козловой, Н.А. Савельевой и других, делавших упор на специфику работы предприятий.
Специфика развития сферы торговли в процессе формирования конкурентоспособности торговых предприятий частично отражена в работах И.А. Арташиной, Е.Ю. Кузнецовой, К.В. Юрьева и др. Основное внимание ученые уделили постепенному восприятию российским рынком розничной торговли зарубежных технологий развития данного сегмента.
Особенности формирования конкурентоспособности предприятий сферы торговли изучались Р.Э. Байхаджиевым, О.Н. Барыгиной, М.В. Гарукшовой, Е.Н. Ялуниной и др. Данная группа ученых выявляла специфические тенденции собственно российского рынка торговых предприятий.
На современном этапе развития нашего общества возникает противоречие между необходимостью повышения конкурентоспособности и неопределенностью путей достижения цели. Таким образом, проблемой является поиск наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - торговая база, магазин оптовой продажи продуктов питания, Общество с ограниченной ответственностью «Гостям Рады».
Предметом исследования являются методы внутреннего материального стимулирования работников как процесс укрепления конкурентоспособности предприятия торговли.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Гостям рады».
В соответствии с поставленной целью исследования ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления
конкурентоспособностью предприятий;
- провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Гостям рады»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Гостям рады» и обосновать их экономическую эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, финансистов и специалистов в области стратегического управления, чьим основным объектом исследования является конкурентоспособность.
Методологическую основу исследования составляют методы табличного и схематического анализа, метод аналогий и сравнений, метод системного подхода. При анализе финансово-хозяйственной деятельности ООО «Гостям рады» применялся балансовый метод, а также трендовый метод, включающий в себя горизонтальный и вертикальный виды анализа отчетности
Работа опирается на следующие инструменты: сравнительный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, методы обобщения, графические методы.
Информационная база исследования. В качестве источника информации о показателях деятельности торговой компании используются данные бухгалтерского учета, годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Данные о миссии, целях и стратегии торгового предприятия получены путем следующих методов исследования: наблюдение, опрос, метод экспертных оценок.
Структура бакалаврской работы включает введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения.
В первой главе рассмотрена сущность конкурентоспособности торговых предприятий, исследованы существующие методики оценки конкурентоспособности торговых предприятий, изучены этапы и методы разработки и внедрения конкурентных стратегий.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Гостям рады», проведен анализ внешней и внутренней среды его функционирования, оценена конкурентоспособность данной компании.
В третьей главе на проведенного анализа конкурентоспособности ООО «Гостям рады» предложены и обоснованы мероприятия, направленные на повышение его конкурентоспособности.
В заключении представлены выводы, обобщения и рекомендации по результатам проведенного исследования.
«Конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности.» [26, с. 16]
В первой главе были рассмотрены понятия, сущность конкурентоспособности, факторы от которых зависит предприятие, их можно разделить на три группы: это технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые.
Дается характеристика основных конкурентных стратегий, которые включают в себя методы ведения бизнеса и методы, которые использует для привлечения покупателей, ведения конкурентной борьбы и укрепления своих позиций на рынке.
Приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности цель которых заключается в определении суждений об объекте оценивания в целом и его отдельных свойств. При оценке и анализе конкурентоспособности особое внимание уделяется таким характеристикам, как гибкость и маневренность, способность предприятий быстро и адекватно реагировать на неожиданные изменения в экономике и на рынке, выявлять и использовать открывающиеся в хозяйстве возможности.
Во второй главе была рассмотрена характеристика предприятия, анализ внутренней и внешней среды ее влияние на деятельность ООО «Гостям рады»
Анализ внутренней среды включает в себя следующие основные элементы: торгово-технологический процесс на складе, ассортимент,
финансы, маркетинг, управление персоналом. Так же было выявлено, что на деятельность ООО «Гостям рады» на макроуровне внешней среды влияют следующие факторы: затянувшийся финансовый кризис, рост инфляции, снижение доходов населения, риск изменения законов в законодательстве, условия конкуренции, экономический рост, определяемый совокупным спросом и предложением.
Микросреда ООО «Гостям рады» представлена такими силами, как покупатели конкуренты, поставщики, контактные аудитории.
На основании сравнительного анализа с конкурентами было выявлено, что у ООО «Гостям рады» есть слабые и сильные стороны.
Слабые стороны это: зависимость от цен на продукцию фирм конкурентов, высокая вероятность появления новых конкурентов, наличие прямых конкурентов, присутствие товаров заменителей на рынке, высокие темпы инфляции.
Сильные стороны это: знание рынка, сбалансированный портфель, большой ассортимент товара, качество товара, уровень обслуживания, транспорт, проведение маркетинговых исследований, наличие складских помещений, квалифицированные работники. Низкая степень зависимости от поставщиков и небольшая степень зависимости от покупателей.
В третьей главе была предложена разработка рекомендаций по обеспечению конкурентных преимуществ, рассчитаны затраты на предлагаемые рекомендации, приведены результаты по внедрению разработанных рекомендаций.
В частности, предложены мероприятия по совершенствованию работы отдела закупа, которые позволят мотивировать сотрудников закупать более качественные товары, более внимательно относиться к приемке, и снизить тем самым потери от порчи.
Также предложена система премирования персонала отдела продаж. Это позволит увеличить объем товарооборота.
В первой главе были рассмотрены понятия, сущность конкурентоспособности, факторы от которых зависит предприятие, их можно разделить на три группы: это технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые.
Дается характеристика основных конкурентных стратегий, которые включают в себя методы ведения бизнеса и методы, которые использует для привлечения покупателей, ведения конкурентной борьбы и укрепления своих позиций на рынке.
Приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности цель которых заключается в определении суждений об объекте оценивания в целом и его отдельных свойств. При оценке и анализе конкурентоспособности особое внимание уделяется таким характеристикам, как гибкость и маневренность, способность предприятий быстро и адекватно реагировать на неожиданные изменения в экономике и на рынке, выявлять и использовать открывающиеся в хозяйстве возможности.
Во второй главе была рассмотрена характеристика предприятия, анализ внутренней и внешней среды ее влияние на деятельность ООО «Гостям рады»
Анализ внутренней среды включает в себя следующие основные элементы: торгово-технологический процесс на складе, ассортимент,
финансы, маркетинг, управление персоналом. Так же было выявлено, что на деятельность ООО «Гостям рады» на макроуровне внешней среды влияют следующие факторы: затянувшийся финансовый кризис, рост инфляции, снижение доходов населения, риск изменения законов в законодательстве, условия конкуренции, экономический рост, определяемый совокупным спросом и предложением.
Микросреда ООО «Гостям рады» представлена такими силами, как покупатели конкуренты, поставщики, контактные аудитории.
На основании сравнительного анализа с конкурентами было выявлено, что у ООО «Гостям рады» есть слабые и сильные стороны.
Слабые стороны это: зависимость от цен на продукцию фирм конкурентов, высокая вероятность появления новых конкурентов, наличие прямых конкурентов, присутствие товаров заменителей на рынке, высокие темпы инфляции.
Сильные стороны это: знание рынка, сбалансированный портфель, большой ассортимент товара, качество товара, уровень обслуживания, транспорт, проведение маркетинговых исследований, наличие складских помещений, квалифицированные работники. Низкая степень зависимости от поставщиков и небольшая степень зависимости от покупателей.
В третьей главе была предложена разработка рекомендаций по обеспечению конкурентных преимуществ, рассчитаны затраты на предлагаемые рекомендации, приведены результаты по внедрению разработанных рекомендаций.
В частности, предложены мероприятия по совершенствованию работы отдела закупа, которые позволят мотивировать сотрудников закупать более качественные товары, более внимательно относиться к приемке, и снизить тем самым потери от порчи.
Также предложена система премирования персонала отдела продаж. Это позволит увеличить объем товарооборота.
Подобные работы
- Повышение конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО «Абсолют»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности торгового предприятия (на примере «ИП Забабурин В.Н»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Повышение конкурентоспособности торгового предприятия в современных условиях
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-экономические мероприятия по повышению
конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО "Компоненты")
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Повышение уровня конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО «ТерраСтрой»)
Бакалаврская работа, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Повышение конкурентоспособности торгового предприятия (на
примере ООО «Стиль Декор»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование методов оценки конкурентоспособности торговых предприятий (на примере ООО «ДЮНА»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Оценка конкурентоспособности торгового предприятия и пути ее повышения
Бакалаврская работа, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на примере ООО «БИЛД»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ЗАО «Неско Санкт-Петербург»)
Бакалаврская работа, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022



