Коррекция осанки у девочек со сколиозом 1-2 степени средствами оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение возрастных особенностей позвоночного столба и классификации нарушений осанки 9
1.1 Возрастные особенности позвоночного столба в младшем
школьном возрасте 9
1.2 Классификация нарушений осанки и их причины. Сколиоз как
заболевание позвоночного столба 12
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1. Средства оздоровительной аэробики и лечебной физической
культуры в учебно-тренировочном и реабилитационном процессе для коррекции двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени 34
3.2. Обоснование эффективности комплексного использования
средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для коррекции двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Глава 1. Теоретическое изучение возрастных особенностей позвоночного столба и классификации нарушений осанки 9
1.1 Возрастные особенности позвоночного столба в младшем
школьном возрасте 9
1.2 Классификация нарушений осанки и их причины. Сколиоз как
заболевание позвоночного столба 12
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1. Средства оздоровительной аэробики и лечебной физической
культуры в учебно-тренировочном и реабилитационном процессе для коррекции двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени 34
3.2. Обоснование эффективности комплексного использования
средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для коррекции двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Актуальность исследования. В настоящее время тревогу вызывает состояние здоровья детского населения, в частности, детей младшего школьного возраста. Частыми нарушениями в данном возрасте являются нарушения осанки, среди них встречается и сколиоз. Можно отметить, что осанка является одним из главных показателей самочувствия и состояния здоровья в целом.
Данные Министерства здравоохранения Самарской области подтверждают, что «число здоровых детей дошкольного возраста за последние годы сократилось в три раза, а при поступлении в школу их количество не превышает 7-10%. Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в 2017 году составил 170065,6 на 100 тысяч детей, а подростков (15-17 лет) - 183 431,3» [37].
В другой литературе можно встретить слова ряда авторов, что у детей, имеющих сколиоз наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности [1], [8], [14].
Также ряд авторов отмечают, что при сколиозе имеется негативное влияние на грудную клетку, что приводит к снижению жизненной емкости легких, уменьшается уровень работоспособности организма, снижается общая выносливость и отмечается ухудшение сна и аппетита. Данная категория детей страдает повышенным утомлением, снижением подвижности в суставах и выносливости мышц спины, ухудшается состояние дыхательной и сердечно¬сосудистой системы. В целом у детей наблюдается ухудшение общего самочувствия [25], [48].
Оздоровительная аэробика для девочек младшего школьного возраста является привлекательным видом физкультурно-спортивной деятельности. Это связано с постоянным обновлением программ занятий, отсутствует монотонность при выполнении различных упражнений. Музыкальное сопровождение способствует повышению эмоциональному фону. Оздоровительная аэробика направлена на повышение уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья [2].
Лечебная физическая культура направлена на лечение и профилактику различных заболеваний, в том числе и сколиоз. По данным литературы, цифры по количеству больных сколиозом увеличиваются. Также отмечается, что «Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. В результате прогрессирования этих изменений у больного может сформироваться вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб.
Больные со сколиозом имеют не только тяжелейший косметический дефект, но и многочисленные нарушения деятельности внутренних систем. Поэтому сколиоз принято рассматривать не просто, как искривление, а как сколиотическую болезнь» [21].
В настоящее время недостаточно изучен вопрос по комплексному воздействию средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры, направленных на улучшение двигательных способностей и коррекцию осанки у девочек со сколиозом 1-2 степени младшего школьного возраста.
Таким образом, подобранная тема бакалаврской работы «Коррекция осанки у девочек со сколиозом 1-2 степени средствами оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры» является актуальной и требует дополнительного изучения.
Теоретические базы исследования:
- теоретические основы по анатомии и физиологии человека следующих авторов: Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, 2017 [1], Т.В.
Балтина, С.Г. Розенталь, Г.Г. Яфарова, 2017 [6], М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А Фарбер, 2002 [8], А.А. Зверев, Т.А. Аникина, А.В. Крылова, Т.Л. Зефиров, 2016 [19], А.И. Капанджи, 2017 [24], Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова,В. М. Ширшова, 2010 [28], П.Г.
Пивченко, Н. А. Трушель, Д. В. Ковалева, 2011 [35], М.Р. Сапин, Э.В. Швецов, 2008 [39], О.В. Тулякова, 2020 [43], Т.И. Шалина, Л.А.
Петрова, 2011 [46];
- теоретико-методические основы по лечебной физической культуре
при сколиозе следующих авторов: Л.П. Черапкина, 2017 [21], Ю.Г. Камскова, Д.А. Сарайкин, В.И. Павлова, Е.Л. Бачериков, 2018 [23], В.Ф. Прядченко, М.Д. Кудрявцев, А.С. Сундуков и др., 2018 [26], О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак, 2012 [34], Е.В. Токарь, 2018, [41], 2021 [42], Д.А. Чечётин, А.Н. Цуканов, А.Е. Филюстин, Э.А. Надыров, Д.В. Чарнаштан, Н.М. Иванова, 2016 [45],
Н.И. Шлык., И.И. Шумихина, А.П. Жужгов, 2017 [47];
- теоретические и методические основы по оздоровительной аэробике следующих авторов: Л.С. Алаева, 2019 [2], С.Н. Алексанян, Е.Н. Коюмджян, О.А. Шарина, 2016 [3], Д.А. Вихарева, Е.В. Козлова, 2019 [4], Л.Ю. Башта, 2019 [7], О.В. Булгакова, Н.А. Брюханова, 2019 [10], И. А. Власова, О. А. Иваненко, 2017 [12], Т.А. Гринева, Н.С. Лешева, 2015 [16], Е. В. Калинкина, Н.С. Кривопалова, И.Ф. Межман, 2015 [22], В.В. Митрохина, 2010 [29], Т. Н. Мостовая, 2017 [30], Ю.И. Стародымова, О.Ю. Посашкова, 2014 [31], Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко, 2009 [36], С.Ю. Размахова, 2011 [38].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по
оздоровительной аэробике и реабилитационный процесс по лечебной физической культуре для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Предмет исследования: комплексное использование средств
оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Цель исследования: улучшение двигательных способностей и
коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1 -2 степени при комплексном использовании средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
4) Исследовать показатели двигательных способностей и нарушений осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
5) Подобрать для комплексного применения средства оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры, для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
6) Определить эффективность комплексного использования средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для коррекции двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Гипотеза исследования. Предполагается, что комплексное использование средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени, будет способствовать улучшению двигательных способностей и осанки.
Методы исследования:
1) анализ литературных анализ литературных научно-методических данных по теме исследования,
2) педагогическое наблюдение,
3) тестирование двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени,
4) тестирование «правильности» осанки,
5) педагогический эксперимент,
6) методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование комплексного использования средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что комплексное использование средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени способствует улучшению двигательных способностей и коррекции осанки. Полученные данные исследовательской работы будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят занятия по оздоровительной аэробике и лечебной физической культуры с данной категорией детей.
Данные Министерства здравоохранения Самарской области подтверждают, что «число здоровых детей дошкольного возраста за последние годы сократилось в три раза, а при поступлении в школу их количество не превышает 7-10%. Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в 2017 году составил 170065,6 на 100 тысяч детей, а подростков (15-17 лет) - 183 431,3» [37].
В другой литературе можно встретить слова ряда авторов, что у детей, имеющих сколиоз наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности [1], [8], [14].
Также ряд авторов отмечают, что при сколиозе имеется негативное влияние на грудную клетку, что приводит к снижению жизненной емкости легких, уменьшается уровень работоспособности организма, снижается общая выносливость и отмечается ухудшение сна и аппетита. Данная категория детей страдает повышенным утомлением, снижением подвижности в суставах и выносливости мышц спины, ухудшается состояние дыхательной и сердечно¬сосудистой системы. В целом у детей наблюдается ухудшение общего самочувствия [25], [48].
Оздоровительная аэробика для девочек младшего школьного возраста является привлекательным видом физкультурно-спортивной деятельности. Это связано с постоянным обновлением программ занятий, отсутствует монотонность при выполнении различных упражнений. Музыкальное сопровождение способствует повышению эмоциональному фону. Оздоровительная аэробика направлена на повышение уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья [2].
Лечебная физическая культура направлена на лечение и профилактику различных заболеваний, в том числе и сколиоз. По данным литературы, цифры по количеству больных сколиозом увеличиваются. Также отмечается, что «Сколиоз - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. В результате прогрессирования этих изменений у больного может сформироваться вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб.
Больные со сколиозом имеют не только тяжелейший косметический дефект, но и многочисленные нарушения деятельности внутренних систем. Поэтому сколиоз принято рассматривать не просто, как искривление, а как сколиотическую болезнь» [21].
В настоящее время недостаточно изучен вопрос по комплексному воздействию средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры, направленных на улучшение двигательных способностей и коррекцию осанки у девочек со сколиозом 1-2 степени младшего школьного возраста.
Таким образом, подобранная тема бакалаврской работы «Коррекция осанки у девочек со сколиозом 1-2 степени средствами оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры» является актуальной и требует дополнительного изучения.
Теоретические базы исследования:
- теоретические основы по анатомии и физиологии человека следующих авторов: Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, 2017 [1], Т.В.
Балтина, С.Г. Розенталь, Г.Г. Яфарова, 2017 [6], М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А Фарбер, 2002 [8], А.А. Зверев, Т.А. Аникина, А.В. Крылова, Т.Л. Зефиров, 2016 [19], А.И. Капанджи, 2017 [24], Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова,В. М. Ширшова, 2010 [28], П.Г.
Пивченко, Н. А. Трушель, Д. В. Ковалева, 2011 [35], М.Р. Сапин, Э.В. Швецов, 2008 [39], О.В. Тулякова, 2020 [43], Т.И. Шалина, Л.А.
Петрова, 2011 [46];
- теоретико-методические основы по лечебной физической культуре
при сколиозе следующих авторов: Л.П. Черапкина, 2017 [21], Ю.Г. Камскова, Д.А. Сарайкин, В.И. Павлова, Е.Л. Бачериков, 2018 [23], В.Ф. Прядченко, М.Д. Кудрявцев, А.С. Сундуков и др., 2018 [26], О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак, 2012 [34], Е.В. Токарь, 2018, [41], 2021 [42], Д.А. Чечётин, А.Н. Цуканов, А.Е. Филюстин, Э.А. Надыров, Д.В. Чарнаштан, Н.М. Иванова, 2016 [45],
Н.И. Шлык., И.И. Шумихина, А.П. Жужгов, 2017 [47];
- теоретические и методические основы по оздоровительной аэробике следующих авторов: Л.С. Алаева, 2019 [2], С.Н. Алексанян, Е.Н. Коюмджян, О.А. Шарина, 2016 [3], Д.А. Вихарева, Е.В. Козлова, 2019 [4], Л.Ю. Башта, 2019 [7], О.В. Булгакова, Н.А. Брюханова, 2019 [10], И. А. Власова, О. А. Иваненко, 2017 [12], Т.А. Гринева, Н.С. Лешева, 2015 [16], Е. В. Калинкина, Н.С. Кривопалова, И.Ф. Межман, 2015 [22], В.В. Митрохина, 2010 [29], Т. Н. Мостовая, 2017 [30], Ю.И. Стародымова, О.Ю. Посашкова, 2014 [31], Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко, 2009 [36], С.Ю. Размахова, 2011 [38].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по
оздоровительной аэробике и реабилитационный процесс по лечебной физической культуре для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Предмет исследования: комплексное использование средств
оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Цель исследования: улучшение двигательных способностей и
коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1 -2 степени при комплексном использовании средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
4) Исследовать показатели двигательных способностей и нарушений осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
5) Подобрать для комплексного применения средства оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры, для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
6) Определить эффективность комплексного использования средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для коррекции двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Гипотеза исследования. Предполагается, что комплексное использование средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени, будет способствовать улучшению двигательных способностей и осанки.
Методы исследования:
1) анализ литературных анализ литературных научно-методических данных по теме исследования,
2) педагогическое наблюдение,
3) тестирование двигательных способностей у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени,
4) тестирование «правильности» осанки,
5) педагогический эксперимент,
6) методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования предполагает обоснование комплексного использования средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры для улучшения двигательных способностей и коррекции осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что комплексное использование средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени способствует улучшению двигательных способностей и коррекции осанки. Полученные данные исследовательской работы будут полезны для педагогов и инструкторов, которые проводят занятия по оздоровительной аэробике и лечебной физической культуры с данной категорией детей.
В результате проведенного исследования нами было сделано несколько выводов:
1) Сравнение данных предварительного тестирования двигательных способностей и «правильности» осанки у девочек младшего школьного возраста позволили установить, что между экспериментальной и контрольной группами до проведения педагогического эксперимента нет достоверных различий (P<0,05) . Соответственно экспериментальная и контрольная группа девочек младшего школьного возраста были сформированы равномерно не только по возрастно-половым особенностям, но и по развитию двигательных способностей и нарушению осанки.
2) Подобрали для комплексного применения средства оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры с целью коррекции двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
3) Выявили, что двигательные способности у девочек экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента стали достоверно выше (р<0,05) при сравнении с показателями двигательных способностей девочек контрольной группы по следующим тестам: «Бег 30 м», «6-ти минутный тест Купера», «Челночный бег 3х10м», «Проба Ромберга в позе «Аист», «Наклон вперёд из положения стоя на скамейке», «Боковой наклон», «Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек», «Отжимания» в упоре лёжа от скамейки», «Удержание ног из исходного положения лёжа на спине под углом 45 градусов»», «Удержание туловища лёжа на бёдрах на скамейке, руки за головой».
4) Комплексное воздействие средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры способствовало коррекции показателей, характеризующих «правильность» осанки. После проведения педагогического эксперимента у девочек экспериментальной группы младшего школьного возраста достоверно улучшились (р<0,05) показатели по тестам: «Плечевой индекс», «Разница между высотой правого плеча и левого плеча (горизонтально)», «Разница между расстоянием от седьмого шейного позвонка до левой лопатки (S1) и расстоянием от седьмого шейного позвонка до правой лопатки (S2)».
Таким образом в заключении можно подчеркнуть, что в ходе проведения педагогического исследования выявили эффективность комплексного воздействия средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры на улучшение двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
1) Сравнение данных предварительного тестирования двигательных способностей и «правильности» осанки у девочек младшего школьного возраста позволили установить, что между экспериментальной и контрольной группами до проведения педагогического эксперимента нет достоверных различий (P<0,05) . Соответственно экспериментальная и контрольная группа девочек младшего школьного возраста были сформированы равномерно не только по возрастно-половым особенностям, но и по развитию двигательных способностей и нарушению осанки.
2) Подобрали для комплексного применения средства оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры с целью коррекции двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
3) Выявили, что двигательные способности у девочек экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента стали достоверно выше (р<0,05) при сравнении с показателями двигательных способностей девочек контрольной группы по следующим тестам: «Бег 30 м», «6-ти минутный тест Купера», «Челночный бег 3х10м», «Проба Ромберга в позе «Аист», «Наклон вперёд из положения стоя на скамейке», «Боковой наклон», «Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек», «Отжимания» в упоре лёжа от скамейки», «Удержание ног из исходного положения лёжа на спине под углом 45 градусов»», «Удержание туловища лёжа на бёдрах на скамейке, руки за головой».
4) Комплексное воздействие средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры способствовало коррекции показателей, характеризующих «правильность» осанки. После проведения педагогического эксперимента у девочек экспериментальной группы младшего школьного возраста достоверно улучшились (р<0,05) показатели по тестам: «Плечевой индекс», «Разница между высотой правого плеча и левого плеча (горизонтально)», «Разница между расстоянием от седьмого шейного позвонка до левой лопатки (S1) и расстоянием от седьмого шейного позвонка до правой лопатки (S2)».
Таким образом в заключении можно подчеркнуть, что в ходе проведения педагогического исследования выявили эффективность комплексного воздействия средств оздоровительной аэробики и лечебной физической культуры на улучшение двигательных способностей и осанки у девочек младшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени.
Подобные работы
- Влияние оздоровительной аэробики на коррекцию двигательных способностей и сколиотической осанки у девочек 7-9 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



