Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы системы управления персоналом 7
1.1 Сущность основных принципов и подходов управления персоналом 7
1.2 Методики оценки эффективности системы управления персоналом 13
2 Анализ системы управления персоналом ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань 21
2.1 Краткая характеристика ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань 21
2.2 Оценка эффективности системы управления персоналом 26
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань 37
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом организации 37
3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 46
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Актуальность исследования заключается в том, что российские реформы категорично изменили статус организации в качестве основного звена экономики, образовались новые экономические и правовые регуляторы. По этой причине изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между сотрудниками внутри организации, что привело к необходимости использования новых механизмов в работе с кадрами организации в новой рыночной среде, новых механизмов управленческого решения.
Рыночная экономика характеризуется, прежде всего, жесткой конкуренцией, которую могут выдержать только те хозяйствующие субъекты, которые используют режим строгой экономики, в том числе при использовании персонала. Бюрократические методы решения вопросов, касающихся персонала организации, становятся экономически и социально неэффективными. Проблемы по работе с кадрами невозможно решить на любительском уроне, как это практикуется до сих пор. К таким проблемам и вопросам требуется подходить с профессиональной стороны. Право выбора, умение выбирать и ответственность за выбор - это формула мышления современного типа управленческой среды. До сих пор, пока руководители и менеджеры не осознают необходимости в знаниях возможностей и результатов работы с кадрами, они будут и далее переживать как экономические проблемы, так и психологические трудности, и даже порождать их, не управляя ими.
Недостаточно качественная работа с кадрами выражается отсутствием четкой системы факторов подбора и системы оценки работников, отсутствием или неэффективностью программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и другими проблемными моментами, требующими скорейшего решения и совершенствования.
Актуальность темы связана, прежде всего с тем, что работа с человеческими ресурсами представляет наиболее сложную задачу для любого руководителя.
Целью настоящей бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.
Предмет исследования - система управления персоналом.
Объект исследования - образовательная организация ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы системы управления персоналом;
• проанализировать систему управления персоналом ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань.
Методологической и теоретической основой исследования является Конституция и Законы РФ, нормативная база, научные публикации таких авторов как Афанасьева Л.А., Бухалков М.И., Данилина Е.И., которые занимались изучением вопросов управления кадрами.
Методами исследования являются теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение и эмпирические: описание, контент-анализ сайта, опрос, анкетирование.
Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.
Подведем итоги исследования. По первому разделу исследования установлено, что формирование системы управления персоналом образовательного учреждения в условиях быстрых изменений внешней среды основывается на учете следующих моментов: гибкости и адаптивности стратегии формирования и развития кадрового потенциала образовательного учреждения; соединении человека с собственностью, обеспечение свободы каждого в выборе вида трудовой деятельности; признании права многих субъектов решать вопросы кадрового потенциала; активном участии кадров в выборе кадровой работы и ее реализации на уровне учреждений; социальной ответственности при формировании, развитии и использовании кадрового потенциала; постоянной обновляемости технологий, методов и подходов при формировании кадровой работы.
При проведении оценки эффективности системы управления персоналом в образовательном учреждении, необходимо учитывать особенности сферы образовательного учреждения. Полученные результаты оценки, следует сравнивать с показателями предыдущих периодов, а также сравнивать с другими образовательными учреждениями. Формирование устойчивой кадровой работы - важный фактор повышения эффективности образовательного учреждения. Процесс оценки работы кадров состоит из сравнения затрат и выгоды, которые приносит деятельность кадровой работы. Этот процесс является важным и необходимым элементом системы управления персоналом. Эффективность кадровой работы измеряет уровень результативности работы управления в образовательном учреждении и отражает способность системы управления кадрами и учреждения в целом достигать определенного результата в различных условиях.
По втором разделе исследования установлено, анализ статистических данных и отчетных материалов ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань за 2019-2021 гг. можно выделить основные проблемы, связанные с кадровой работой организации:
• проблема старения педагогического коллектива и необходимость идти в ногу со временем;
• недостаточный уровень кадровой работы направленной на повышения квалификации педагогов;
• незначительный приток молодых специалистов педагогического коллектива в перспективном режиме.
Результативность кадровой работы не превышает 63,9%, что обусловлено низким уровнем удовлетворенности персонала организации результатами кадровой работы, прежде всего, из-за неудовлетворительного уровня индивидуального социального пакета и недостаточного уровня социальных гарантий.
В настоящее время учитель загружен заполнением всякого рода бумажной документации: классные журналы, отчеты, портфолио, дневники и т.д. При этом учителя сегодня загружены бумажной работой, зачастую абсолютно ненужной. Например, каждый преподаватель вынужден заполнять сразу два журнала - бумажный и электронный.
По третьем разделе исследования установлено, что по причине нестабильности демографической и социальной ситуации необходимо осуществление процесса оптимизации образовательного процесса ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань, а также разработка мер по стабилизации деятельности педагогических кадров. В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой работы в области образования являются: совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению потребностей в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии. Актуальность создания программы «Развитие кадров» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования.
В результате проведенного анализа кадрового потенциала организации в ГБОУ ООШ №28 г.о. Сызрань, сформулированы предложения по совершенствованию системы управления персоналом в образовательном учреждении:
• внедрить автоматизированную систему работы с персоналом;
• ввести в штатное расписание должность специалиста психолога, чтобы привлекать его в учебный процесс, так как система подготовки кадров имеет дело с взрослой аудиторией. Проводить социально - психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии; с использованием видеотехники и других современных технических средств обучения;
• создать программу признания заслуг сотрудников;
• внедрить индивидуальные показатели эффективности работы сотрудников. Внедрение мотивационных игр для некоторых должностей;
• внедрить корпоративное мероприятие: групповые абонементы в бассейны, аквапарки и прочее;
• внедрить корпоративное мероприятие: совместные походы, корпоративы.
Таким образом, актуальность создания программы «Развитие кадров» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. - 14-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. - 1038 с.
2. Архипова, Н.И. Современные проблемы управления кадрами : монография / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. - М. : Проспект, 2018 .- 161 с.
3. Базаров, Т. Ю. Психология управления кадрами : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 381 с.
4. Беседина, О. И. Инновационные методы в кадровой политике / О.И. Беседина, Д.И. Зновенко, Е.В. Малахова // Экономика. Менеджмент. Инновации. - 2019. - №1(19). - С. 3-10.
5. Вукович Г. Г. Управление кадрами: теория и методика / Г. Г. Вукович // Экономика Профессия Бизнес. - 2019. - № 4. - С. 20-25.
6. Гасанова, А.А. Управление кадрами в системе управления организацией / А.А. Гасанова // Инновационная наука. - 2019. - №11. -С. 5053.
7. Герасимов, Б.Н. Методологические инструменты исследования и оценки эффективности процесса управления кадрами организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 2. - С. 160-169.
8. Глик, Д. И. Эффективная работа с кадрами : практическое пособие / Д. И. Глик. - 2-е изд. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 144 с.
9. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников ; под редакцией Н. А. Горелова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
10. Горина, М. С. Управление кадрами предприятия и методы оценки его эффективности / М.С. Горина // Modern Economy Success. - 2019. - № 3. - С. 15-22.
11. Горленко, О. А. Управление кадрами : учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 249 с.
12. Городнова, Н.В. Обучение и оценка квалификации персонала как механизм управления человеческим капиталом : учеб. пособие / Городнова Н.В., Самарская Н.А., Скипин Д.Л. - Екатеринбург : Юника, 2019. - 77 с.
13. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении кадрами : учебник / Д.В. Горелов, Я.И. Маликова, Е.И. Данилина .- М. : ИТК «Дашков и К», 2019 .- 208 с.
14. Десслер, Г. Управление кадрами / Г. Десслер ; под редакцией И. М. Степнова ; перевод Д. П. Конькова. - 4-е изд. - Москва : Лаборатория знаний, 2020. - 800 с.
15. Елкин, С. Е. Управление кадрами организации. Теория управления человеческим развитием : учебное пособие / С. Е. Елкин. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 236 с.
...