Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Электоральное поведение жителей в условиях стратегического развития города (на примере г.о. Тольятти)

Работа №111830

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретическое осмысление электорального поведения в социологии 11
1.1. Понятие электорального поведения: содержание и сущностные
характеристики 11
1.2. Основные подходы к изучению электорального поведения: российский и
зарубежный опыт 16
Глава 2. Исследование электорального поведения в рамках стратегического развития города 25
2.1. Изучение особенностей электорального поведения жителей г.о. Тольятти 25
2.2. Особенности электорального поведения жителей г.о. Тольятти (на
основании использования метода включенного наблюдения) 35
Заключение 41
Список используемой литературы и источников 42
Приложение

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании различных органов государственной власти, то есть осуществляется реализация гражданами их основных политических прав. Выборы обеспечивают обновление государственного аппарата власти и являются необходимым условием для существования демократии . По большому счету, исход выборов определяет дальнейшее направление экономического, политического и культурного развития города, региона и страны в целом . Кроме того, электоральное поведение является одним из способов воздействия гражданского общества на государственные структуры, что во многом определяет дальнейший ход развития общества.
Электоральное поведение является одной из форм участия граждан в политической жизни общества, а также процессом принятия решения об участии в выборах и голосовании за определенных политических партий или кандидатов . Важным направлением в изучении электорального поведения является исследование электоральной активности избирателей, которая характеризуется степенью вовлеченности индивида в электоральный процесс, а именно характером этой вовлеченности, выраженным в различных формах участия, а также определенными моделями поведения .
Электоральная активность граждан на сегодняшний день становится важнейшим фактором развития города. Наиболее эффективное решение проблем устойчивого развития города во многом зависит от активного населения . Голосуя за ту или иную политическую партию, гражданин, выбирает те или иные изменения, которые были обещаны в предвыборных кампаниях. Политические партии или отдельные кандидаты в свою очередь ориентируются на те, или иные назревшие социально-экономические и культурные проблемы, при разработке своей политической кампании. Следовательно, электоральная активность граждан напрямую связана с определением направлений социально-экономической политики города . Исходя из этого процесс выборов можно рассматривать как средство обратной связи электората и власти.
Таким образом, изучение особенностей электорального поведения граждан имеет особое значение в условиях стратегического развития города. Результаты электоральных исследований также являются ценным информационно-аналитическим ресурсом для органов государственной власти и местного самоуправления при формировании и реализации стратегий развития городской среды.
Степень научной разработанности проблемы. Первыми в изучении особенностей электорального поведения были представители Колумбийской и Мичиганской научных школ, сформировавшихся в первой половине XX века в США, которые дали начало социологическому и социально - психологическому подходам к изучению электорального поведения. Представители социологического подхода, среди которых наиболее известны П. Лазарсфельд , С. Липсет и М. Роккан , в качестве основного фактора влияния на электоральное поведение выделяют социальную принадлежность избирателей . С. Липсетом и М. Рокканом была сформулирована теория социальных размежеваний (расколов), согласно которой на формирование электорального выбора оказывают влияние прежде всего не индивидуальные предпочтения избирателя, а его солидарность с определенной социальной группой .
Представители социально-психологического подхода, среди которых А. Кэмпбелл, П. Конверс, В. Миллер, Г. Маркузе, Р. Вольфингер, С. Розенстоун, в качестве основного фактора, определяющего электоральный выбор, выделяли партийную или идеологическую идентификацию, которая, по их мнению, складывается, преимущественно, в процессе ранней социализации личности . Иными словами, избиратели, осуществляют свой политический выбор, исходя из усвоенных еще в семье традиций и симпатий к определенным политическим партиям и идеологиям.
Э. Даунс , Х. Фиорина и другие представители рационально-инструментального подхода к исследованию электорального поведения в своих работах выдвигали мысль о том, что избиратель, осуществляя политический выбор, стремится получить прежде всего реальную пользу, которую может принести ему победа того или иного кандидата . Э. Даунс утверждал, что в условиях демократии предвыборная борьба между отдельными кандидатами создает некий политический рынок, в котором политиков можно представить, как предпринимателей, а избирателей - как потребителей .
Американский политолог М. Фиорина, развивая идеи Э. Даунса, предложил теорию «ретроспективного выбора», согласно которой индивид осуществляет свой избирательный выбор, основываясь на своей позитивной или негативной оценке деятельности государства, которое было сформировано по итогу предыдущих выборов .
Т. Дай, Р. Даль, Ч. Р. Миллс исследуют различные аспекты современной демократии, в том числе в аспекте принятия политических решений и влияния на принятие политических решений рядовых граждан .
Ч. Р. Миллс определяет, что реальное влияние на принятие решений имеют политико-экономические элиты - политики, бизнесмены, военные .
Французские авторы Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Г. Дебор в своих работах рассматривали проблемы влияния на электоральное поведение информационных коммуникаций .
П. Бурдье уделял внимание конкурентной борьбе политических групп и сил на «политическом поле» за голоса избирателей. Эта борьба, по мнению социолога, приводит к появлению методов и способов управления электоральным поведением .
В современной науке особое внимание уделяется исследованиям манипулирования политическим сознанием избирателей, а также использованию политической рекламы или «механизма воздействия на электоральную активность» (А. А. Горбачев, А. К. Сковиков, И. М. Бунин, О. В. Захаров, В. Ф. Ковров) . И. М. Бунин отмечал, что в России экономический фактор электорального поведения является
второстепенным .
Глава ВЦИОМ политолог и социолог В. В. Федоров раскрывает основные закономерности электорального поведения через призму социокультурной парадигмы развития: культурные отношения, идейные ориентации, меняющиеся системы ценностей .
В работах таких отечественных ученых, как И. П. Яковлев , В. Р. Маркарян, А. М. Паликова , С. В. Пацынко рассматривается проблема влияния на электоральное поведение средств массовой информации и различных видов коммуникации .
Целью бакалаврской работы является изучение электорального поведения граждан в условиях стратегического развития города (на примере г.о. Тольятти).
Объектом данного исследования является электоральное поведение населения.
Предмет исследования - социальные факторы, детерминирующие формирование электорального выбора в контексте основных тенденций и особенностей электорального поведения жителей в рамках стратегического развития города.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Электоральное поведение является одним из основных видов политического поведения, с помощью которого достигается стабильность развития общества. Основным условием обеспечения этой стабильности является высокая избирательная активность граждан. Участие граждан в выборах является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества, поскольку оно дает возможность оказывать влияние на решение различных общественных проблем и определять условия своего существования. Таким образом, для развития города важнейшее значение имеет электоральная активность его жителей.
На сегодняшний день в социальных науках одной из наиболее дискуссионных остается проблема объяснения участия граждан в политическом процессе и мотивов их стремления повлиять на принятие общественных решений или, наоборот, отчуждения от этого процесса . Важным направлением изучения электорального поведения граждан является выявление мотивов электорального выбора, а также определение степени заинтересованности избирателей в социально-политической жизни общества.
В результате проведенного социологического исследования удалось выявить несколько основных особенностей электорального поведения жителей г.о. Тольятти.
Во-первых, такие социально-демографические факторы как возраст и семейное положение становятся определяющими в характеристике электорального поведения жителей г.о. Тольятти. В результате проведенного анкетирования удалось определить, что старшее поколение характеризуется более высокой электоральной активностью по сравнению с молодежью. В данной возрастной группе ярко выражена заинтересованность в социально¬политической жизни общества. У старшего поколения имеется стойкий политический навык участия в выборах. Под политическими навыками М. Вебер понимал определенные приемы и способы выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса, а также привычки и стереотипы, образованные у граждан в определенной политической культуре. Представители старшего поколения видят важность участия в выборах даже независимо от самого исхода голосования. Также удалось выяснить, что семейное положение оказывает влияние как на электоральную активность жителей г.о. Тольятти, так и на их отношение к электоральному процессу.
Во-вторых, удалось определить, что молодежь г.о. Тольятти мало интересуется социально-политическими событиями и политикой в целом, а также слабо ориентирована на политическое участие. Также на низком уровне представлена электоральная активность данной возрастной группы. Основными мотивами пассивного электорального поведения в этой возрастной группе являются нехватка времени, недоверие к кандидатам, партиям и выборам в целом, убежденность в том, что выборы - это лишь формальность, и что всё решено заранее. Такая пассивность молодежи главным образом сказывается на дальнейшем развитии города. Без активного участия молодежи в социально-политической жизни города нельзя четко понять, какие изменения необходимы и какое направление городской социальной политики было бы наиболее эффективно. Молодежь как особая социальная группа является индикатором происходящих перемен и в целом определяет потенциал развития общества. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие общества, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических преобразований сегодня, но и от того, насколько подготовлена и настроена к активному участию в них молодежь.



1. , Т. С. Избирательные гарантии как фактор повышения электоральной активности граждан: региональное измерение проблемы / Т. С. Болховитина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2016.
2. Т. 38. - № 8 (229). - С. 150-Афанасьев, Д. В. Теории электорального поведения и факторы, влияющие на избирателей / Д. В. Афанасьев, А. А. Мехова // Политическая жизнь региона: Электоральное поведение россиян. Обеспечение избирательных прав органами конституционной юстиции.
- 2004. - Вып. 5. - С. 17-39.
3. Ахременко, А. С. Социальные размежевания и структуры электорального пространства России / А. С. Ахременко // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 80-92.
- Болховитина155.
4. Бунин, И. М. На старте избирательной кампании / И. М. Бунин // Дневник АШПИ. - 1999. - № 7. - С. 62-75.
5. Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр. / П. Бурдье; Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
6. Гаджиев, К. С. Введение в политологию: Кн. для учащихся ст. классов
/ К. С. Гаджиев, Г. В. Каменская, А. Н. Родионов и др. - М.:
Просвещение, 1993. - 256 с.
7. Давыборец, Е. Н. Электоральная культура в России и США: сравнительный анализ / Е. Н. Давыборец, И. В. Радиков // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017. - Т. 23. - № 6.
- С. 83-96.
8. Данилов, С. А. Электоральное доверие: концептуальные профили и риск-факторы / С. А. Данилов, С. В. Володина // Власть. - 2015. - № 8.
- С. 67-73.
9. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор; пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. - М.: Логос, 1999. - 224 с.
10. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии. В 2 т: Т. 2: П-Я (пер. с англ. Н. Н. Марчук). - М.: Вече. АСТ, 2001. - 528 с.
11. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
12. Зуляр, Р. Ю. Политический абсентеизм молодежи: протестное голосование как фактор преодоления (на примере выборов губернатора Иркутской области 2015 г.) / Р. Ю. Зуляр, Д. А. Григорьев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2016. - Т. 18. - № 12. - С. 56-67.
13. Иванова, Т. Н. Социально-экономические условия обеспечения эффективного развития трудовой занятости молодежи (на примере Самарского региона) / Т. Н. Иванова // Концепт. - 2015. - № S10. - С. 11-15.
14. Иванова, Т. Н. Регион как открытая социо-эколого-экономическая система / Т. Н. Иванова // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2017. - № 4-1. - С. 38-41.
15. Каминский, В. С. О теоретико-методологических подходах к изучению электорального поведения населения / В. С. Каминский // Социальное пространство. - 2017. - № 1 (8). - С. 1-12.
16. Каминский, В. С. Трансформация общественно-политических воззрений в контексте электорального поведения населения / В. С. Каминский // Проблемы развития территории. - 2017. - № 1 (87). - С. 130-144.
17. Ковров, В. Ф. Электоральное поведение в аспекте взаимодействий социально-политических и социально-экономических структур общества / В. Ф. Ковров // Вестник ТГУ. - 2007. - № 12-1. - С. 94-100.
18. Ковров, В. Ф. Электоральные процессы в общественной системе / В. Ф. Ковров // Социология власти. - 2008. - № 6. - С. 12.
19. Комаровский, В. С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса / В. С. Комаровский // Социологические исследования. - 1996. - № 6. - С. 18-35.
20. Лебец, А. С. Социально-психологическая (субъективная) природа электорального поведения / А. С. Лебец // Философия права. - 2009. - № 6. - С. 77-81.
21. Липсет, С. Структуры размежеваний, партийные системы предпочтения избирателей. Предварительные замечания / С. Липсет, С. Роккан // Политическая наука. - 2004. - № 4. - С. 204-234.
22. Логвиненко, Д. В. Группы интересов в политической системе США: теория и практика / Д. В. Логвиненко // Известия АлтГУ. - 2014. - № 4 (84). - С. 284-288.
23. Лупенкова, Е. Ю. Управление мотивацией электорального выбора в системе социального взаимодействия субъектов / Е. Ю. Лупенкова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 4. - С. 37-43.
24. Лыткина, К. А. Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры / К. А. Лыткина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 1. - С. 36-42.
25. Малашенко, И. В. Изучение электорального поведения: сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий / И. В. Малашенко // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 89-94.
26. Малашенко, И. В. Проблема абсентеизма в современной молодежной среде и стратегии улучшения качества электорального поведения / И. В. Малашенко, Н. А. Хаботько // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 12 (114). - С. 61-63.
27. Мелешкина, Е. Ю. «Воронка причинности» в электоральных
исследованиях / Е. Ю. Мелешкина // Полис. Политические
исследования. - 2002. - № 5. - С. 47-53.
28. Навальный, С. В. Электоральная культура как один из сегментов
правовой жизни российского общества: общие подходы /
С. В. Навальный // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 3.
- С. 54-59.
29. Усикова, Л. Ф. Политическая культура / Л. Ф. Усикова // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2010. - № 1. - С. 90-101.
30. Орлова, Л. Я. Электоральное поведение в современной России: факторы, мотивы / Л. Я. Орлова // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2003. - № 8. - С. 101-102.
31. Охременко, И. В. Электоральное поведение: теория вопроса /
И. В. Охременко; учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 52 с.
32. Паликова, А. М. Роль СМИ в формировании электорального выбора российских избирателей / А. М. Паликова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - № 27. - С. 20.
33. Пушкарева, Г. В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели / Г. В. Пушкарева // Политические исследования.
- 2003. - № 3. - С. 120-130.
34. Пфетцер, С. А. Теоретико-методологические основания анализа проблемы политического участия / С. А. Пфетцер // Вестник КемГУ. - 2013. - № 4 (56). - С. 103-110.
35. Савченко, С. М. Электоральное поведение граждан в контексте модернизации современного российского общества: Автореф. дис. ...канд. социол. наук: 22.00.04; [Место защиты: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»]. - Ростов-на-Дону, 2012. - 32 с.
36. Северухина, Д. Д. Мотивация политического участия в связи с политическими убеждениями электората / Д. Д. Северухина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2014. - № 2. - С. 5-10.
37. Тощенко, Ж. Т. Политическая социология: учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495 с.
38. Тощенко, Ж. Т. Политическая социология: учебник / ред.: Ж. Т. Тощенко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 497 с.
39. Туровский, Р. Ф. Концептуальная электоральная карта постсоветской России / Р. Ф. Туровский // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). - 2005. - № 4. - С. 161-202.
40. Туровский, Р. Ф. Региональное измерение электорального процесса: концептуальные основы исследований / Р. Ф. Туровский // Общественные науки и современность. - 2006. - № 5. - С. 5-19.
41. Федоров, В. В. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян / В. В. Федоров. - М.: Праксис, 2010. - 384 с.
42. Хамутовская, С. В. Конкретно-социологический подход к изучению электорального поведения населения: сущность и особенности / С. В. Хамутовская // Социологический альманах. - 2011. - № 2. - С. 263-269.
43. Холодковский, К. Г. К вопросу о политической системе современной России / К. Г. Холодковский // Полис. - 2009. - № 2. - С. 7-22.
44. Цветкова, И. В. Проблемы создания мониторинга устойчивого развития городов / И. В. Цветкова, Т. Н. Иванова // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию ГКУ РМ «НЦСЭМ», г. Саранск, 5 сентября 2017 г. / редкол.: А. И. Седов и др.; Научн. Центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2017. - С. 298-302.
45. Цогоев, В. В. Роль партий в контексте теорий электорального поведения современной российской молодёжи / В. В. Цогоев // PolitBook. - 2014. - № 2. - С. 135-152.
46. Шевцов, А. В. Понятие «Электоральная культура» в отечественной отраслевой социологии и политологии / А. В. Шевцов // ТРУДЫ СПБГИК. - 2015. - Т. 208. - С. 229-238.
47. Шемелин, А. В. Типология электорального поведения на выборах в органы государственной власти в России и за рубежом / А. В. Шемелин, С. В. Бородина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 4. - С. 166-170.
48. Юрина, Н. С. Экономический подход к политике в теории демократии
Э. Даунса / Н. С. Юрина // Философия и общество. - 2016. - № 2 (79). - С. 121-127.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ