Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка эффективности государственной поддержки предприятия малого и среднего бизнеса (на примере Грузии)

Работа №11182

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
810
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
Г лава 1. Правовые и организационные основы деятельности предприятий МСБ в России 11
1.1 Государственная программа - нормативная основа системы
государственной поддержки МСБ в России 11
1.2 Инфраструктура поддержки МСБ в России. Цель и задачи 18
Глава 2. Ключевые направления и оценка государственной поддержки малых предприятий в Грузии 26
2.1 Экономические реформы Грузии как фактор развития бизнеса 26
2.2 Государственная программа «Производи в Грузии» база государственной
поддержки МСБ в Грузии 39
Глава 3. Рейтинг как способ оценки эффективности государственной
поддержки МСБ 49
3.1 Критерии, применяемые исследованием «Ведение бизнеса» для оценки
качества и эффективности регулирования бизнеса 49
3.2 Эффективность государственной поддержки МСБ: сравнительный анализ
России и Грузии 53
Глава 4. Корпоративная социальная ответственность АО «МСП Банк» 67
4.1 Внутренняя социальная ответственность АО «МСП Банк» 67
4.2 Внешняя социальная ответственность АО «МСП Банк» 69
Заключение 75
Список публикаций студента 80
Список использованных источников 81
Приложение А. Перечень мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» 86
Приложение Б. Бизнес - консалтинговые организации Грузии, входящие в состав «ABCO - Грузия» 88


Малый и средний бизнес (МСБ) - это самостоятельный сектор экономики с собственным технологическим потенциалом, влияющий на показатели валового национального продукта, на стабильность социально-экономического развития, рынок труда. В эпоху глобализации мировой экономики предприятия МСБ становятся активными участниками рынка, справляясь с кризисными тенденциями, но его деятельность требует государственной поддержки. Развитие МСБ является приоритетной задачей для национальной экономики и для отдельных фирм. Однако в России вклад сектора в экономику страны не такой значительный. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20-21%, в то время как во многих зарубежных странах она достигает более 50%[17]. В период с 2013 по 2015 годы в рейтинге «Ведение бизнеса» [23] среди стран - бывших республик СССР - неизменным участником топ-10 является Грузия, где вклад предприятий МСБ в экономику составляет 6% [7] от ВВП.
«Малый бизнес - это большое государственное дело. Чем больше людей включены в малый бизнес, тем устойчивее и здоровее экономика России. По количеству малых предприятий в том или ином регионе страны можно смело судить о качестве работы государственных органов».
Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Кроме того, поддержка малого и среднего предпринимательства выражается в предоставлении льготных кредитов, которые позволят предпринимателям увеличить оборотный капитал или закупить необходимое оборудование. Стоит учитывать, что поддержкой малого и среднего предпринимательства занимаются не только центральные, но и местные органы власти, которые организуют семинары и консультации с ведущими специалистами в различных областях, разрабатывают собственные программы поддержки малого бизнеса.
Во регионах Российской Федерации работают бизнес-центры, которые ориентированы на предприятия малого бизнеса, где предприниматели могут снять помещение по выгодной арендной ставке и получить все необходимые условия для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий.
Упрощение процесса регистрации предприятий и снижение количества административных проверок со стороны контролирующих органов также является государственным способом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства многие государственные заказы на производство товаров или услуг размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ и получить прибыль.
Тем не менее, если судить по рейтингу «Ведение бизнеса», разработанному группой Всемирного Банка, несмотря на все усилия государственных органов, малое и среднее предпринимательство развиваются в России пока ещё медленно, что обеспечивает 51-ую строчку. Грузия после проведенных в стране экономических реформ в 2014 году занимала 8-ое место в этом рейтинге, а сегодня - 24-ое[23].
Гипотеза исследования - повышение вклада предприятий МСБ в экономику страны и соответствующее место в «Doing Business» явились результатом эффективной государственной поддержки.
Исходя из гипотезы, нами была сформулирована цель - доказать что, эффективная государственная поддержка в России обеспечит положительную динамику предприятий МСБ в рейтинге «Ведение бизнеса» и их вклад в экономику страны.
Объектом исследования является государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России и Грузии.
Предметом исследования является эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и Грузии.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- выявить общее и особенное в понимании МСБ в России и Грузии;
- сформировать перечень видов и направлений государственной поддержки в России и Грузии;
- выявить структуры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России и Грузии;
- провести мониторинг России и Грузии в рейтинге «Ведение бизнеса»;
- провести сравнительный анализ поддержки России и Грузии в сфере МСБ;
- разработать рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки МСБ в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.
Малый и средний бизнес России - это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник. Вместе c тем вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20 - 21%, в то время как, например, в странах ЕС на этот сектор экономики приходится более 50% ВВП.
К настоящему времени в России созданы организационные и нормативноправовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить грант на начало собственного дела, микрозайм, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для субъектов МСП предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса: бизнес-инкубаторы, центры развития бизнеса, инновационные центры, центры поддержки экспорта и т.д.
Реализуется немало мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако целый ряд принимаемых мер идут в разрез c интересами малых и средних предприятий и вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничивают предпринимательскую инициативу. В качестве отдельных примеров можно привести увеличение страховых платежей и отмену льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов.
Для того чтобы достигнуть поставленную в начале работы цель, нами был проведен сравнительный анализ положения России и Грузии в рейтинге исследования «Ведение бизнеса», которое ежегодно проводится группой Всемирного банка для оценки качества и эффективности регулирования бизнеса. Россия в данном рейтинге занимает 51-ое место, в то время как Грузия, после проведенных при Каха Бендукидзе экономических реформ, входила в 10-ку лучших для бизнеса стран и сегодня располагается на 24-ом месте.
По индексу экономической свободы Грузия также обошла Россию. Согласно рейтингу Россия находится в категории наиболее несвободных стран, Грузия - наиболее свободных. Грузия считается одним из главных реформаторов МСБ. Так, с 2012 г. она реализовала различные целевые инициативы, которые помогли добиться значительных успехов в развитии малого и среднего бизнеса.
Опираясь на опыт Грузии и на основе сравнительного анализа можно предложить следующие рекомендации по улучшению поддержки малого и среднего бизнеса в России:
1. упростить процесс регистрации предприятий за счет снижения количества необходимых для регистрации документов и процедур.
- Ввести обязательный порядок регистрации предприятий и оплаты государственной пошлины, путем подачи заявки на регистрацию через интернет - ресурс;
- Ограничиться в составе необходимых для регистрации документов копией паспорта, соответствующим заявлением, и учредительными документами.
2. Упростить процесс получения разрешения на строительство, путем перевода необходимых для этого процедур на обязательную электронную платформу.
Сегодня, разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в обязательном порядке выдаются только в электронной форме через портал государственных услуг города Москвы, перевод остальных таких процедур, позволит сократить временные затраты. Например, согласно докладу «Ведение бизнеса 2016», процедура «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ)» занимает у российских предпринимателей от 45 до 60 дней. Если проводить данную процедуру через электронные государственные услуги в строительстве, это займет не более 30 дней, таким образом временные затраты сократятся на 15-30 дней. Кроме того, это обеспечит прозрачность процесса и исключит коррупционную составляющую.
3. В сфере международной торговли:
- сократить временные и финансовые затраты необходимые при экспорте или импорте партии товаров: на соблюдение требований к оформлению документов, путем перевода всех необходимых торговых документов исключительно в электронную систему, которая будет обеспечивать взаимодействие по обмену данными между государственными органами и участниками ВЭД, у которых будет возможность предварительно подать документы на проверку. Что также обеспечит прозрачность деятельности таможенной службы.
- рассмотреть возможные пути снижения стоимости оформления документов и таможенного контроля для российских экспортеров со $1125 до среднего значения среди стран ОЭСР - $160.
- на базе электронной системы создать возможность виртуального прохождения таможенных процедур от начала до конца, с заранее заданными значениями, что позволит максимально точно определить время, количество процедур и стоимость всего таможенного процесса.
4. Снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства:
- предоставить право на применение «налоговых каникул» и «патентной системы налогообложения» учредителям малых и средних предприятий - юридических лиц.
- повысить установленные пороговые значения дохода в целях применения специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения)
- исключить из перечня оснований утраты права на применение патентной системы налогообложения нарушение налогоплательщиком сроков уплаты налога;
- снизить порог на ЕСХН до 50% дохода от сельскохозяйственной деятельности в целях стимулирования этого сектора экономики
5. Снижение административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства со стороны контрольно-надзорных органов:
- Сократить необоснованно высокое количество проверок и избыточность перечня оснований для их проведения; избыточность требований норм и правил, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности; избыточность полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок;
- Обеспечить прозрачность проведения проверок.
6. Формирование единого института государственной и негосударственной поддержки МСП.
Инфраструктура поддержки субъектов МСП должна объединять коммерческие и некоммерческие организации, центры по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, ТПП, кредитные организации содействия и др.
Поэтому одним из наиболее важных действий в области предпринимательства, на наш взгляд, должно стать создание государственного института поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которого будут действовать центры финансово-кредитной, информационной, консультационной и имущественной поддержки, который будет:
- осуществлять координацию деятельности уже имеющихся организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
- Разрабатывать единые стандарты деятельности этих организаций с общей миссией, целью и задачами.
- Проводить мониторинг деятельности данных организаций, отслеживать их влияние на субъекты МСП и предоставлять эти данные при необходимости для разработки государственной политики в сфере развития МСП.
- Планировать размещение организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в субъектах Российской Федерации.
- Обеспечивать информационное сопровождение среди физических и юридических лиц о имеющихся структурах поддержки в конкретном субъекте РФ.
Таким образом, наличие такого института позволит сформировать полную структуру организаций поддержки субъектов МСП, снизит затраты на их содержание, а представителям бизнеса даст более четкое представление о имеющейся в стране поддержке.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важная экономическая проблема, которая требует поддержки со стороны государства. Большая часть трудностей, с которыми сталкиваются субъекты МСП в России, связана с административными барьерами со стороны контрольно-надзорных органов государства. Кроме того, разнонаправленность и рассогласованность мер господдержки в отношении малого и среднего предпринимательства снижает уровень доверия предпринимателей к государству и затрудняет ведение бизнеса в стране. Таким образом, можно сказать, что низкий рейтинг России - это следствие того, что качество государственного управления этой области в России немного хуже, чем в других странах мира, но динамика положительна. Поэтому на данном этапе необходима реализация соответствующих мер, которые позволят облегчить ведение бизнеса в стране и укрепить ее позиции на мировой арене.



1. Акт экономической свободы. Первая редакция: [Электронный ресурс]. -
Inliberty. - Режим доступа: http://www.mhberty.ru/hbrary/573-akt-
ekonomicheskoy-svobody
2. Ассоциации технопарков и инкубаторов бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://technoparki.narod.ru/links/associations_parks.htm.
3. Буракова Л. Почему у Грузии получилось: [Электронный ресурс] -
Google книги.- Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=NWmjAAAAQBAJ&hl=ru&source=gbs na vlinks s
4. Волошин В., Якушкин В. Социально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 400 с.
5. Григалашвили Е.Г. Результаты реформы налоговой системы Грузии и перспективы ее развития // Теория и практика общественного развития. - 2013.- №10.- С.361-365
6. Джангирян Д.Е. Анализ налоговых ставок и налоговых поступлений в бюджет Грузии в последние годы //Общество: политика, экономика, пра- во.-2014.-№4.-С. 16-19
7. Евгенидзе Н. Развитие малого и среднего бизнеса в Грузии по-прежнему остается непреодолимой проблемой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizzone.info/articles/1403051316.php
8. Заседание Г осударственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://special.kremlin.ru/events/president/news/49214
9. The International Tax and Investment Center (ITIC): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iticnet.org/file/document/watch/2891
10. Мендкович Н.А. Реформы М. Саакашвили: неолиберальный эксперимент и его результаты.- Центр «Креативная Дипломатия», 2013
ll.Miller T., Holmes K.R. 2016 Index of Economic Freedom.- Washington, D.C.: The Heritage
12.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Консультант Плюс: справочная система.- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32881/ (дата обраще- ния:19.03.2016).
13. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 с изм.и доп.,вступ.в силу с 10.01.2016) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61763/ (дата об- ращения:19.03.2016).
14. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83079/ (дата обраще- ния:19.03.2016).
15. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад Гос. Совет Рос. Федерации . - Москва.: 2015. - 79 с.
16. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 22.07.2008 №159-ФЗ (ред. от
29.06.2015) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/ (дата обраще- ния:19.03.2016).
17. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 (ред. от
26.12.2015) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173683/ (дата обраще- ния:23.03.2016).
18. О предпринимателях [Электронный ресурс]: Закон Грузии 4.03.2008 №
5913// Legislative herald of Georgia.-
https://matsne.gov. ge/en/document/download/28408/49/ru/pdf
19. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015)//Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/ (дата обращения: 19.03.2016).
20. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 30.12.2006 № 271-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 с изм.и доп.,вступ.в силу с
09.01.2015) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64936/ (дата обраще- ния:19.03.2016).
21. Органический закон Грузии (19.11.2002 №1746). О референдуме [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https: //matsne. gov. ge/ru/document/download/33028/6/ru/pdf
22.Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014№ 316 (ред. от 26.12.2015) // Консультант Плюс: справочная система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162191/ (дата обращения:23.03.2016).
23.Официальный сайт Группы Всемирного Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/
24. Официальный сайт Системы межрегиональных маркетинговых центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/.
25. Официальный сайт Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rasme.ru/.
26. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru/.
27. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.opora.ru/about.
28. Официальный сайт Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akkor.ru/.
29. Официальный сайт Агентства по развитию предпринимательства Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.enterprise.gov.ge
30. Официальный сайт Национального агентства поддержки инвестиций Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.investingeorgia. org/
31. Официальный сайт Конфедерации предпринимателей Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmcg-i.com
32.Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gcci.ge
33.Официальный сайт Международной ассоциации инвесторов Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iia.ge/en/
34. Официальный сайт Ассоциации консалтинговых организаций Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abco.ge
35. Папава В.Г. Экономические успехи постреволюционной Грузии: мифы и реальность // Вестник Института Кеннана в России.- 2011.-№19.- С. 14
16.
36. Почему у Тбилиси получились реформы: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.newsgeorgia.ru/actual/20101227/213662080.html
37. Пресс - релиз. Бизнес 2007: Грузия - лидер реформ в СНГ и в мире. [Электронный ресурс] - Всемирный банк. - Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/press/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Doc uments/Press-Releases06-09/2007/DB07-PR-CIS-Russian.pdf
38. Пылин А. Экономическое развитие Грузии в условиях «двойного внешнего шока» // Мир перемен.- 2010.- №2.-С. 43-49
39. Реформы Саакашвили — анализ и последствия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voprosik.net/reformy-saakashvili-analiz-i-posledstviya/
40.Samson I. Medium-Term Prospects for the Georgian Economy // Georgian Economic Trends. 2008. Febr. P 73.
41. Симонян Ю. Будущее грузинской экономики - не в бесконечных приватизациях. Интервью К. Бендукидзе // Независимая газета. 2005. 5 июля.
42. Fighting Corruption in Public Services. P. 38, 55, 59, 67;
43. Шешелидзе П. После «революции роз». [Электронный ресурс].-Inliberty. - Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/229-posle-revolyucii-roz


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ