Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
1.1 Исследование «познавательной активности» младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия развития познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.1 Определение уровня познавательной активности младших школьников
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня
познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития познавательной активности младших школьников
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57
Глава 1 Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
1.1 Исследование «познавательной активности» младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия развития познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.1 Определение уровня познавательной активности младших школьников
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня
познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития познавательной активности младших школьников
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57
Проблема познавательной активности существовала много веков. Она не теряет своей актуальности и в настоящее время. На современном этапе образования наибольший интерес набирает вопрос, о развитии познавательной активности в младшем школьном возрасте,
Главная задача, стоящая перед школой, в концепции модернизации Российского образования - воспитать людей, обладающие развитой познавательной активностью, способные рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей.
Требования нового образовательного стандарта нацелены на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться». Мотив к процессу обучения подкрепляется интересом. Особый вид интереса - это интерес к знаниям или другими словами познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в ходе которой происходит освоение содержания школьных предметов и необходимых умений и навыков, с помощью которых ученик получает образование. Процесс обучения проходит эффективнее, если школьник не просто получает знания, а проявляет познавательную активность.
Многие ученые и исследователи, изучая познавательную активность младших школьников, говорили о важности ее в образовательном процессе. Поскольку развитие познавательной активности в данном возрастном периоде определяет эффективность обучения на последующих этапах.
Вопросами развития познавательной активности занимались и продолжают заниматься многие ученые, психологи и педагоги.
Сущность понятия «познавательная активность» была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А.Данилова, Т. И. Зубковой.
Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец.
Методы и способы развития познавательной активности на уроках окружающего мира выделили Н.Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова.
Но, не смотря на большое количество работ посвященных познавательной активности младших школьников в педагогической науке, содержание приемов развития познавательной активности представлено недостаточно.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования.
Проблема: каково содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования - развить познавательную активность младших школьников на основе разработанного содержания приемов обучения на уроках окружающего мира.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - содержание приемов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее, если:
- повысить мотивацию младших школьников с помощью таких приемов как «Интеллектуальная разминка», «Попробуй, прочитай»;
- актуализировать и расширять знания, развивать творческое и логическое мышление школьников на уроках окружающего мира приемами «Отгадай, кто я», «Сыщик», «Головоломки» и другими;
- использовать приемы «Письмо по кругу», «Сообщи свое Я», «Выбираю сам», для развития навыков анализировать собственную деятельность и умения применять полученные знания на практике.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития познавательной активности младших школьников.
3. Разработать содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опрос, тестирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ и обработка данных экспериментальной работы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание педагогических приемов, используемых на уроках окружающего мира, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами педагогические приемы могут быть полезны и использованы студентами педагогической направленности и учителями начальных классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Главная задача, стоящая перед школой, в концепции модернизации Российского образования - воспитать людей, обладающие развитой познавательной активностью, способные рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей.
Требования нового образовательного стандарта нацелены на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться». Мотив к процессу обучения подкрепляется интересом. Особый вид интереса - это интерес к знаниям или другими словами познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в ходе которой происходит освоение содержания школьных предметов и необходимых умений и навыков, с помощью которых ученик получает образование. Процесс обучения проходит эффективнее, если школьник не просто получает знания, а проявляет познавательную активность.
Многие ученые и исследователи, изучая познавательную активность младших школьников, говорили о важности ее в образовательном процессе. Поскольку развитие познавательной активности в данном возрастном периоде определяет эффективность обучения на последующих этапах.
Вопросами развития познавательной активности занимались и продолжают заниматься многие ученые, психологи и педагоги.
Сущность понятия «познавательная активность» была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А.Данилова, Т. И. Зубковой.
Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец.
Методы и способы развития познавательной активности на уроках окружающего мира выделили Н.Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова.
Но, не смотря на большое количество работ посвященных познавательной активности младших школьников в педагогической науке, содержание приемов развития познавательной активности представлено недостаточно.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования.
Проблема: каково содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования - развить познавательную активность младших школьников на основе разработанного содержания приемов обучения на уроках окружающего мира.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - содержание приемов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее, если:
- повысить мотивацию младших школьников с помощью таких приемов как «Интеллектуальная разминка», «Попробуй, прочитай»;
- актуализировать и расширять знания, развивать творческое и логическое мышление школьников на уроках окружающего мира приемами «Отгадай, кто я», «Сыщик», «Головоломки» и другими;
- использовать приемы «Письмо по кругу», «Сообщи свое Я», «Выбираю сам», для развития навыков анализировать собственную деятельность и умения применять полученные знания на практике.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития познавательной активности младших школьников.
3. Разработать содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опрос, тестирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ и обработка данных экспериментальной работы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание педагогических приемов, используемых на уроках окружающего мира, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами педагогические приемы могут быть полезны и использованы студентами педагогической направленности и учителями начальных классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе нашего исследования были поставлены и решены такие задачи как: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлен уровень развития познавательной активности младших школьников; разработано и реализовано содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников при изучении раздела «Родной край — часть большой страны», на уроках окружающего мира; выявлена эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что познавательная активность представляет действие эмоционального отношения ученика к процессу и результату познания. Это проявляется в желании человека учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.
В структуре познавательной активности младших школьников можно выделить следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.
Развитие познавательной активности происходит эффективнее, если создавать действенные условия. Использование наглядных и практических методов и приемов, такие как творческие задания, дидактические игры и упражнения, могут помочь заинтересовать ребенка в познании учебного предмета.
В опытно-экспериментальной работе на констатирующем этапе мы провели диагностирование уровня познавательной активности младших школьников 4 «Г» и 4 «Б» классов.
Результаты показали, что в контрольной группе на низком уровне оказалось 9% детей, а в экспериментальной 17%. На высоком уровне количество учащихся контрольной группы составило 26%, это на 17% больше, чем в экспериментальной. Средний уровень оказался преобладающим в обеих группах. В контрольной группе - 74% учащихся, в контрольной - 65%.
На формирующем этапе исследования нами было разработано содержание педагогических приемов, которое было реализовано на практике в экспериментальной группе - 4 «Г» класс.
Данные приемы были направлены на повышение мотивации и интереса к обучению, расширение знаний, развитие творческого и логического мышления, а так же умения грамотно формулировать вопросы и развернуто отвечать, оценивать свою деятельность.
Диагностические методики, проведенные на контрольном этапе эксперимента, позволили выявить изменение уровня познавательной активности младших школьников. В каждой из групп присутствуют положительные изменения. В экспериментальной группе низкий уровень стал ниже на 8%, а в контрольной на 5%. Средний уровень в обеих группах был немного снижен, это обусловлено тем, что ученики со среднего уровня перешли на высокий. Высокий уровень в экспериментальной группе стал выше на 13%, в контрольной группе на 9%. Из полученных данных, можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментальной группы произошли значительные улучшения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования предполагала, что при обогащении учебного процесса различными эмоционально-окрашенными, наглядными и практическими приемами, развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира проходит эффективнее, была доказана в ходе опытно-экспериментальной работы.
Разработанное содержание педагогических приемов, позволяет повышать познавательную активность, а именно мотивацию и интерес к процессу обучения, развивать творческое и логическое мышление, умение оценивать свою деятельность и находить способы решения проблемы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что познавательная активность представляет действие эмоционального отношения ученика к процессу и результату познания. Это проявляется в желании человека учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.
В структуре познавательной активности младших школьников можно выделить следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.
Развитие познавательной активности происходит эффективнее, если создавать действенные условия. Использование наглядных и практических методов и приемов, такие как творческие задания, дидактические игры и упражнения, могут помочь заинтересовать ребенка в познании учебного предмета.
В опытно-экспериментальной работе на констатирующем этапе мы провели диагностирование уровня познавательной активности младших школьников 4 «Г» и 4 «Б» классов.
Результаты показали, что в контрольной группе на низком уровне оказалось 9% детей, а в экспериментальной 17%. На высоком уровне количество учащихся контрольной группы составило 26%, это на 17% больше, чем в экспериментальной. Средний уровень оказался преобладающим в обеих группах. В контрольной группе - 74% учащихся, в контрольной - 65%.
На формирующем этапе исследования нами было разработано содержание педагогических приемов, которое было реализовано на практике в экспериментальной группе - 4 «Г» класс.
Данные приемы были направлены на повышение мотивации и интереса к обучению, расширение знаний, развитие творческого и логического мышления, а так же умения грамотно формулировать вопросы и развернуто отвечать, оценивать свою деятельность.
Диагностические методики, проведенные на контрольном этапе эксперимента, позволили выявить изменение уровня познавательной активности младших школьников. В каждой из групп присутствуют положительные изменения. В экспериментальной группе низкий уровень стал ниже на 8%, а в контрольной на 5%. Средний уровень в обеих группах был немного снижен, это обусловлено тем, что ученики со среднего уровня перешли на высокий. Высокий уровень в экспериментальной группе стал выше на 13%, в контрольной группе на 9%. Из полученных данных, можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментальной группы произошли значительные улучшения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования предполагала, что при обогащении учебного процесса различными эмоционально-окрашенными, наглядными и практическими приемами, развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира проходит эффективнее, была доказана в ходе опытно-экспериментальной работы.
Разработанное содержание педагогических приемов, позволяет повышать познавательную активность, а именно мотивацию и интерес к процессу обучения, развивать творческое и логическое мышление, умение оценивать свою деятельность и находить способы решения проблемы.
Подобные работы
- Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Применение игровых технологий в процессе формирования познавательного интереса младших школьников на уроке окружающий мир
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



