Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №111795

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
1.1 Исследование «познавательной активности» младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия развития познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.1 Определение уровня познавательной активности младших школьников
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня
познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития познавательной активности младших школьников
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57


Проблема познавательной активности существовала много веков. Она не теряет своей актуальности и в настоящее время. На современном этапе образования наибольший интерес набирает вопрос, о развитии познавательной активности в младшем школьном возрасте,
Главная задача, стоящая перед школой, в концепции модернизации Российского образования - воспитать людей, обладающие развитой познавательной активностью, способные рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей.
Требования нового образовательного стандарта нацелены на обеспечение у учащихся такой компетенции, как умение учиться. В свою очередь «умение учиться» напрямую зависит от «желания учиться». Мотив к процессу обучения подкрепляется интересом. Особый вид интереса - это интерес к знаниям или другими словами познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в ходе которой происходит освоение содержания школьных предметов и необходимых умений и навыков, с помощью которых ученик получает образование. Процесс обучения проходит эффективнее, если школьник не просто получает знания, а проявляет познавательную активность.
Многие ученые и исследователи, изучая познавательную активность младших школьников, говорили о важности ее в образовательном процессе. Поскольку развитие познавательной активности в данном возрастном периоде определяет эффективность обучения на последующих этапах.
Вопросами развития познавательной активности занимались и продолжают заниматься многие ученые, психологи и педагоги.
Сущность понятия «познавательная активность» была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А.Данилова, Т. И. Зубковой.
Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец.
Методы и способы развития познавательной активности на уроках окружающего мира выделили Н.Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова.
Но, не смотря на большое количество работ посвященных познавательной активности младших школьников в педагогической науке, содержание приемов развития познавательной активности представлено недостаточно.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования.
Проблема: каково содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования - развить познавательную активность младших школьников на основе разработанного содержания приемов обучения на уроках окружающего мира.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - содержание приемов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее, если:
- повысить мотивацию младших школьников с помощью таких приемов как «Интеллектуальная разминка», «Попробуй, прочитай»;
- актуализировать и расширять знания, развивать творческое и логическое мышление школьников на уроках окружающего мира приемами «Отгадай, кто я», «Сыщик», «Головоломки» и другими;
- использовать приемы «Письмо по кругу», «Сообщи свое Я», «Выбираю сам», для развития навыков анализировать собственную деятельность и умения применять полученные знания на практике.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития познавательной активности младших школьников.
3. Разработать содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опрос, тестирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ и обработка данных экспериментальной работы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание педагогических приемов, используемых на уроках окружающего мира, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами педагогические приемы могут быть полезны и использованы студентами педагогической направленности и учителями начальных классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования были поставлены и решены такие задачи как: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлен уровень развития познавательной активности младших школьников; разработано и реализовано содержание приемов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников при изучении раздела «Родной край — часть большой страны», на уроках окружающего мира; выявлена эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что познавательная активность представляет действие эмоционального отношения ученика к процессу и результату познания. Это проявляется в желании человека учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прикладывая наибольшее количество волевых усилий, энергии в умственном труде.
В структуре познавательной активности младших школьников можно выделить следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.
Развитие познавательной активности происходит эффективнее, если создавать действенные условия. Использование наглядных и практических методов и приемов, такие как творческие задания, дидактические игры и упражнения, могут помочь заинтересовать ребенка в познании учебного предмета.
В опытно-экспериментальной работе на констатирующем этапе мы провели диагностирование уровня познавательной активности младших школьников 4 «Г» и 4 «Б» классов.
Результаты показали, что в контрольной группе на низком уровне оказалось 9% детей, а в экспериментальной 17%. На высоком уровне количество учащихся контрольной группы составило 26%, это на 17% больше, чем в экспериментальной. Средний уровень оказался преобладающим в обеих группах. В контрольной группе - 74% учащихся, в контрольной - 65%.
На формирующем этапе исследования нами было разработано содержание педагогических приемов, которое было реализовано на практике в экспериментальной группе - 4 «Г» класс.
Данные приемы были направлены на повышение мотивации и интереса к обучению, расширение знаний, развитие творческого и логического мышления, а так же умения грамотно формулировать вопросы и развернуто отвечать, оценивать свою деятельность.
Диагностические методики, проведенные на контрольном этапе эксперимента, позволили выявить изменение уровня познавательной активности младших школьников. В каждой из групп присутствуют положительные изменения. В экспериментальной группе низкий уровень стал ниже на 8%, а в контрольной на 5%. Средний уровень в обеих группах был немного снижен, это обусловлено тем, что ученики со среднего уровня перешли на высокий. Высокий уровень в экспериментальной группе стал выше на 13%, в контрольной группе на 9%. Из полученных данных, можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментальной группы произошли значительные улучшения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования предполагала, что при обогащении учебного процесса различными эмоционально-окрашенными, наглядными и практическими приемами, развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира проходит эффективнее, была доказана в ходе опытно-экспериментальной работы.
Разработанное содержание педагогических приемов, позволяет повышать познавательную активность, а именно мотивацию и интерес к процессу обучения, развивать творческое и логическое мышление, умение оценивать свою деятельность и находить способы решения проблемы.



1. Абасов З. А. Познавательная активность школьников // Педагогика. 1989. №7. С. 40-43.
2. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36-41.
3. Аристова Л. С. Активность учения школьника / Л. С. Аристова. М: Просвещение, 1968. 138 с.
4. Бойко Ю. В., Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам [Электронный ресурс]. 22.07.2010 URL: https://открытыйурок.рф/статьи/578737/, (дата обращения 20.11.2018).
5. Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. СПб.: СатисЪ, 2014. С. 122-124.
6. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. М.: Инфра- М, 2012. 320 с.
7. Гайдарова Д. М. В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 28-33.
8. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 439 с.
9. Данилов, М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1971. № 1. С. 73-95.
10. Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей
младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2018. №4. С. 176¬
178. URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/.
11. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 320 с.
12. Жернакова Н. И. Диагностические методики для определения уровня развития у детей познавательной активности [Электронный ресурс] 19.02.2015. URL: https://nsportal.ru/user/700945/page/diagnosticheskie- metodiki-dlya-opredeleniya-urovnya-razvitiya-u-detey-poznavatelnoy, (дата обращения 25.11.2018).
13. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 21 с.
14. Зыкова И. Р., Вартанова В. В. Модель формирования познавательной активности на уроках окружающего мира // Молодёжь. Наука. Современность. 2017. С. 221-225.
15. Избранные психологические труды / Г. С. Костюк ; под ред. Л. Н. Проколиенко. М. : Педагогика, 1988. 304 с.
16. Ильин В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс. М. : Педагогика, 1984. 144 с.
17. Ищенко О. С. Развитие познавательной активности детей // Образовательный портал России Инфоурок. 2016. ДВ-538458. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey- 964817.html(дата обращения 26.10.2018)
18. Канищенко А. П. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения: На материале уроков украинского языка в школах с украинским языком обучения. Киев, 1985. 231 с.
19. Клинова М. Н. Дидактические задания для формирования универсальных учебных действий // Химия в школе. 2018. № 3. С. 8-13.
20. Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Педагогика. 1989. №5. С. 10-14.
21. Кузьмина В. В. Роль творческих заданий на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]. 2015. (дата обращения 10.01.2019).
22. Леонтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
23. Масальская О. В. В сборнике: Молодежь в науке и творчестве Материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: сборник научных статей: в 2 частях. Гжельский государственный университет. 2016. С. 194-198.
24. Меднис Л. С. Организация исследовательской деятельности младшими школьниками в проведении метеонаблюдений при изучении предмета «окружающий мир» // В сборнике: XXV Ершовские чтения межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова.
2015. С. 212-215.
25. Микшакова И. А. Повышение познавательной активности младших
школьников // Образовательный портал России Инфоурок. 2016. ДБ- 361998. URL: https://infourok.ru/statya-povishenie-poznavatelnoy-
aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1362255.html (дата обращения 02.2019).
26. Минхевич М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дефференциации обучения: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1989. 151 с.
27. Назарова В. Н., Бузни В. А. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Новосибирск: СибАК,
2016. С. 43-49.
28. Павловец Т.Л. Познавательная активность как предмет психолого-педагогических исследований / / Пачатковае навучанне. 1997. №2. С. 77-87.
29. Плешаков А. А. Зелёные страницы/ А. А.Плешаков. М.: «Просвещение», 2015. 224 с.
30. Плешаков А. А. Окружающий мир/ А. А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2013 . 175 с.
31. Плешаков А. А. От земли до неба или атлас определитель/ А. А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2014. 223 с.
32. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь по Окружающему миру 3-е издание/ А.А.Плешаков. М.: «Просвещение», 2015. 86 с.
33. Поддьяков Н. Н., Очерки психического развития дошкольников // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. 2002. URL: http://www.oim.ru/.
34. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. Под ред.докт. пед. Наук М. А. Данилова и докт. Пед. Наук. Н. И. Болдырева (Академия пед. Наук СССР Науч.-исслед. Ин-т общей педагогики). М.: «Педагогика»,1971. 352 с.
35. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [Электронный ресурс] : Постановление от 18 мая 2010 года № 58 (с изменениями на 10 июня 2016 года). URL:
http://docs.cntd.ru/document/902217205(дата обращения 14.03.2019).
36. Селезнева Л. В. Творческие задания для развития творческого воображения и мышления на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 14. С. 101-105.
37. Современный словарь по педагогике: словарь / Сост. Е.С.Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 927 с.
38. Суровикина С. А. Дидактические задания, направленные на развитие мышления // Развитие мышления в процессе обучения физике. 2014. №1.С. 11-18.
39. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с. (Вместе учимся, играем).
40. Фатеева Т. П. Творческое задание на уроках математики [Электронный ресурс]. URL: http://area7.ru/metodic-material.php713498(дата обращения 14.01.2019).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015.
42. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224с.
43. Хазыкова Т. С., Васькаева Ц. А. В сборнике: Технологии психолого-педагогической работы в современных сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 106-110.
44. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975. 207с.
45. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
46.7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М. : Просвещение, 1979. 160с.
47. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
48. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г. С. Костюк, П. Ф. Гамата. Киев, 1961. С. 84.
50. Interacting with Computers. The Interdisciplinary Journal of Human - Computer Interaction. Vol. 3, #2, August 1991. Edinburgh: Butterworth- Heinemann, 1991. 156 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ