Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности младших
школьников в процессе обучения
1.1 Характеристика самостоятельности как качества личности
1.2 Особенности воспитания самостоятельности младших школьников
Глава 2 Экспериментальное изучение по формированию самостоятельности
младших школьников в процессе обучения
2.1 Организация и результаты исследования по формированию
самостоятельности младших школьников в процессе обучения
2.2 Формирование самостоятельности младших школьников в процессе
обучения
2.3 Динамика развития самостоятельности младших школьников в процессе
обучения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Распределение учащихся экспериментального класса по
уровню развития самостоятельности
Приложение Б Распределение учащихся контрольного класса по уровню
развития самостоятельности
В материалах ФГОС второго поколения (Начальное общее
образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие
самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации».
У детей младшего школьного возраста отмечается интенсивное
стремление к самостоятельности, что проявляется готовностью к действиям
без роли взрослого. У детей возникает необходимость в самостоятельности,
они на все вопросы имеют собственную точку зрения, берут интенсивное
участие в оценках взрослых. Но в характеристике самостоятельности
младшего школьника, имеется еще недостающая устойчивость ее
проявлений, что связано с психологическими чертами этого возраста.
Большую роль в развитии самостоятельности играют взрослые:
педагоги или близкие родственники ребёнка, через организацию различных
видов деятельности. Особенно велика в этом роль родителей, так как в
раннем детстве именно родители занимаются развитием ребенка, и если
оставлять развитие самостоятельности на потом, то в итоге объем требований
к ребёнку будет непосилен для его адаптации, ведь с каждым этапом
развития объем требований к самостоятельности ребёнка возрастает, а
помощь взрослого уменьшается.
Самостоятельность представляется как одно из ведущих качеств
личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи, искать
решение этих задач. Формирование самостоятельности на высоком уровне
можно назвать только тогда, когда человек ставит перед собой цель,
продумывает пути её решения, решает её без посторонней помощи и умеет
соотнести исходную задачу с полученным результатом.
Важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы
формирования самостоятельности младших школьников считаются трудыпедагогов и учёных различных исторических эпох, таких как Я. Ушинский,
С. Шацкий, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Давыдов, Л.
Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования
самостоятельности.
Актуальность нашего исследования определилось противоречием
между необходимостью формирования самостоятельность детей младшего
школьного возраста в специфических видах детской деятельности и
недостаточной разработанностью программно-методических материалов,
обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Темы научного исследования: «Развитие самостоятельности у младших
школьников в процессе обучения».
Объект исследования: образовательный процесс по развитию
самостоятельности.
Предмет исследования: условия развития навыков самостоятельности у
младших школьников.
Цель исследования: изучить эффективность процесса обучения для
развития самостоятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие
самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективно
при условии:
− соблюдения подходов систематичности и последовательности в
учебно-воспитательном процессе;
− учёта возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного возраста.
Задачи исследования:
− Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
− Дать сущностную характеристику изучаемых явлений.Выявить особенности развития самостоятельности младших
школьников.
− Разработать и внедрить комплекс уроков по математике,
направленный на развитие самостоятельности младших
школьников.
− Обобщить результаты опытной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
− Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
− Наблюдение за учащимися в учебной деятельности.
− Беседа с учащимися.
− Педагогический эксперимент.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы учителями начальной школы, а также педагогами
дополнительного образования с целью развития самостоятельности детей
младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
облема исследования «Развитие самостоятельности у младших
школьников в процессе обучения» является актуальной в наши дни.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод,
что воспитанию самостоятельности младших школьников способствуют
разнообразные виды деятельности, в процессе обучения.
Анализ литературы позволяет отметить, что в младший школьный
период у детей меняется тип ведущей деятельности: игровой деятельности
приходит на смену учебная деятельность. Дети должны придерживаться
определенных правил поведения в школе, а они существенно отличаются от
правил, к которым дети привыкли в детском саду. Ученику необходимо
сформировать самостоятельность, так как он должен принимать
определенные решения учебной деятельности, должен самостоятельно
мыслить, ориентироваться в новой ситуации, решить те задачи, которые
перед ним ставит учитель.
В младший школьный период у детей меняется тип ведущей
деятельности: игровой деятельности приходит на смену учебная
деятельность. Дети должны придерживаться определенных правил поведения
в школе, а они существенно отличаются от правил, к которым дети привыкли
в детском саду. Ученику необходимо сформировать самостоятельность, так
как он должен принимать определенные решения учебной деятельности.
Дети в данном возрасте не готовы управлять своей деятельностью,
поэтому часто копируют действия взрослых. Очень часто из-за неумения
действовать самостоятельно дети подражают нежелательной форме
поведения взрослого.
Проведенная опытная работа позволяет сделать вывод, что работа по
формированию самостоятельности младших школьников в учебно-
воспитательном процессе, которая проводилась с экспериментальнойгруппой, дала положительные результаты. Сравнительные результаты на
контрольном этапе исследования показали, что результаты контрольной
группы почти не изменились, а результаты экспериментальной группы
значительно снизился, только 2 учеников показали низкий уровень.
Средний уровень самостоятельности имеют 13 учеников контрольной
группы – показатель не изменился, а в экспериментальной группе этот
показатель снизился с 13 детей до 7.
Высокий уровень самостоятельности имеют 3 детей контрольной
группы, а в учеников экспериментального класса этот показатель повысился
до 18 детей. Также показатель проявления самостоятельности в реальной
жизни за методикой Н.И. Александровой и Т.И. Шульги «Нерешаемая
задача», показал, что в контрольном классе результаты почти не отличаются
от результатов, полученных на констатирующем этапе исследования. В
экспериментальном классе низкий уровень снизился до 3 (11%) учеников,
средний уровень также снизился до 7 (26%) учеников, а высокий уровень
повысился до 17 (63%) учеников, которые работали самостоятельно и не
обращались за помощью к учителю. Таким образом, наша гипотеза
подтвердилась.
Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в
подготовительной к школе группе (6-7 лет) ДОО. М.: Детство-Пресс, 2015. 16
с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ., 2005. 671
с.
3. Воспитательные занятия с младшими школьниками, сост. Е. А.
Земцова. Минск: Красико-Принт, 2015. 120 с
4. Габдулхаков В.Ф. Об игре как ведущем типе деятельности
ребёнка. Образование и саморазвитие: научный журнал. Казань: 2015. №
3(45). С. 254-260.
5. Гилева Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Молодой ученый. 2015. №10. С.
1128-1139.
6. Гимаева Р.М. Взаимосвязь тревожности и самооценки в
дошкольном возрасте. Т. А. Колесникова. Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2015. № 7 (июль). С. 126-130.
7. Голикова В. В. Эмоциональная комфортность как фактор
психологического здоровья младшего школьника. Педагогический опыт:
теория, методика, практика. Чебоксары, 2015. № 1 (2). С. 136-137.
8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование,
М. : Просвещение, 1993 №6. С. 23-35.
9. Журавлева Е.С. Методы психологической коррекции
тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Современные
проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник
материалов 9-й международной науч. - практ. конф., (г. Махачкала, 24 января
2016 г.) . Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 C.135-137.10. Земцова Е. А. Воспитательные занятия с младшими
школьниками. Минск: Красико-Принт, 2015. 120 с.
11. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами,
письмами, монологами и документами. М.: Просвещение, 1991. 72 с.
12. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном
учреждении : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям
психологии] 2-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 286 с.
13. Истомина В.А., Литовченко Г.В. Этическое воспитание. 2002.
№ 4. С. 25-27.
14. Катренко О. А. Воспитанность духовных ценностей детей
младшего школьного возраста (6–10 лет) посредством детского телевещания:
психодиагностический опросник. Минск : Зор. Верасок, 2016. 200 с
15. Кесслер И. В. Когнитивное развитие ребенка. Воспитание и
обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 655-658...