Снижение тревожности у младших школьников в процессе творческой деятельности
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте 7
1.1 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраст 12
1.3 Возможности творческой деятельности в снижении тревожности
младших школьников 16
Глава 2 Экспериментальное исследование тревожности в младшем школьном возрасте и способов ее снижения в процессе творческой деятельности 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента 20
2.2 Способы, направленные на снижение высокого уровня школьной
тревожности 32
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 57
Приложение Б Программа формирующего исследования 61
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 62
Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте 7
1.1 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраст 12
1.3 Возможности творческой деятельности в снижении тревожности
младших школьников 16
Глава 2 Экспериментальное исследование тревожности в младшем школьном возрасте и способов ее снижения в процессе творческой деятельности 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента 20
2.2 Способы, направленные на снижение высокого уровня школьной
тревожности 32
2.3 Анализ и обобщение результатов 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 57
Приложение Б Программа формирующего исследования 61
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 62
Актуальность. В современном мире с всё увеличивающейся прогрессивностью растет численность «тревожных», эмоционально неустойчивых детей. Появление тревожности связывается, прежде всего, с неудовлетворенностью характерных для того или иного возраста потребностей. Попадая в новые жизненные ситуации, в которых удовлетворение ожиданий и потребностей невозможно, получая накапливающийся негативный опыт, ребенок попадает в «замкнутый круг», в котором тревожность многократно усиливается, что, в свою очередь, дает основание отрицательным прогностическим оценкам, во многом определяя сохранение тревожности и переход ее в устойчивую характеристику личности.
За последнее десятилетие интерес русских психологов к изучению тревожности значительно вырос в результате резкой социальной нехватки в обществе, повышения неопределенности и непредсказуемости будущего
Тревожность выступает как неконструктивное психофизиологическое устройство, которое вызывает состояние паники и печали. Ребенок начинает сомневаться в личных способностях и силах. Беспокойство мешает не только учебной деятельности, после чего она начинает разрушать отдельные составляющие характера.
В связи с этим актуальным становится вопрос снижения тревожности в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования: каковы способы снижения тревожности у младших школьников в творческой деятельности?
Объект исследования: процесс творческой деятельности.
Предмет исследования: способы снижения тревожности в процессе творческой деятельности.
Цель: разработать комплекс занятий по снижению тревожности у младших школьников в процессе творческой деятельности и проверить эффективность способов снижения тревожности.
Гипотеза: использование творческой деятельности будет способствовать снижению уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, если:
- разработать и внедрить программу, направленную на снижение тревожности у младших школьников;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- создать благоприятные условия, способствующие снижению уровня
школьной тревожности у детей младшего школьного возраста;
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1) изучить теоретические представления о школьной тревожности.
2) определить уровень школьной тревожности младших школьников.
3) разработать и реализовать программу для снижения высокого уровня
школьной тревожности в процессе творческой деятельности.
4) проанализировать и обобщить результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования (сравнение, обобщение);
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
База исследования: МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46».
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
За последнее десятилетие интерес русских психологов к изучению тревожности значительно вырос в результате резкой социальной нехватки в обществе, повышения неопределенности и непредсказуемости будущего
Тревожность выступает как неконструктивное психофизиологическое устройство, которое вызывает состояние паники и печали. Ребенок начинает сомневаться в личных способностях и силах. Беспокойство мешает не только учебной деятельности, после чего она начинает разрушать отдельные составляющие характера.
В связи с этим актуальным становится вопрос снижения тревожности в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования: каковы способы снижения тревожности у младших школьников в творческой деятельности?
Объект исследования: процесс творческой деятельности.
Предмет исследования: способы снижения тревожности в процессе творческой деятельности.
Цель: разработать комплекс занятий по снижению тревожности у младших школьников в процессе творческой деятельности и проверить эффективность способов снижения тревожности.
Гипотеза: использование творческой деятельности будет способствовать снижению уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, если:
- разработать и внедрить программу, направленную на снижение тревожности у младших школьников;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- создать благоприятные условия, способствующие снижению уровня
школьной тревожности у детей младшего школьного возраста;
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1) изучить теоретические представления о школьной тревожности.
2) определить уровень школьной тревожности младших школьников.
3) разработать и реализовать программу для снижения высокого уровня
школьной тревожности в процессе творческой деятельности.
4) проанализировать и обобщить результаты.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования (сравнение, обобщение);
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
База исследования: МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46».
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В виду научной и практической актуальности темы было сформировано проблемное поле по исследуемой тематике, выявлена цель, сформулированы задачи, определена гипотеза.
Рассмотрев коррекцию тревожности младших школьников как психолого-педагогическую проблему, были сделаны выводы. Тревожность представляет собой чувство или ощущение угрозы из ниоткуда, часто не обоснованной, которая окружает человека в кольцо и не имеет конкретного источника.
На основании раскрытых теоретических и методических аспектов были подобраны необходимые процедуры экспериментального воздействия и проведено экспериментальное исследование с участием детей младшего школьного возраста.
Базой исследования выступила МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46». В исследовании принимали участие 20 учеников 2 «А» класса и 20 учеников 2 «Б» класса.
Для проведения экспериментального исследования школьной тревожности ученики были разделены на 2 группы:
- контрольная группа (КГ) - 20 учеников 2 «А» класса;
- экспериментальная группа (ЭГ) -20 учеников 2 «Б» класса.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста состояло из трех этапов.
Первый этап исследования - констатирующий. На констатирующем этапе исследования были определены методики исследования для диагностики уровня тревожности детей младшего школьного возраста, проведение диагностики учеников КГ и ЭГ.
Результаты констатирующего этапа исследования, указывают, что в обеих группах КГ и ЭГ, одинаковое кол-во детей, с высоким уровнем тревожности. Так, высокий уровень тревожности был выявлен у половины детей из 2 «А» класса и у половины детей 2 «Б» класса, у детей с высоким уровнем общей тревожности могут наблюдаться сложности во взаимодействии со сверстниками и преподавателями, также они могут испытывать беспокойство при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией.
Второй этап исследования - формирующий. На формирующем этапе исследования были разработаны и реализованы способы, направленные на снижение высокого уровня школьной тревожности, они были использованы с детьми ЭГ, дети КГ участие в занятиях не принимали.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учеников КГ и ЭГ с целью оценки разработанных способов, направленных на снижение тревожности детей. Как видно из полученных данных, сократилось количество детей с высоким уровнем тревожности.
Так, у детей ЭГ на констатирующем этапе исследования высокий уровень тревожности был выявлен у 10 человек, средний у 6 человек, низкий уровень был только у 4 детей, после проведения с ними коррекционной программы, количество детей с высоким уровнем тревожности сократилось и составило 2 человека, средний уровень выявлен у 7 детей, а низкий уровень у 11 человек. Данные указывают на эффективность разработанной программы.
Рассмотрев коррекцию тревожности младших школьников как психолого-педагогическую проблему, были сделаны выводы. Тревожность представляет собой чувство или ощущение угрозы из ниоткуда, часто не обоснованной, которая окружает человека в кольцо и не имеет конкретного источника.
На основании раскрытых теоретических и методических аспектов были подобраны необходимые процедуры экспериментального воздействия и проведено экспериментальное исследование с участием детей младшего школьного возраста.
Базой исследования выступила МБОУ городского округа Тольятти «Школа № 46». В исследовании принимали участие 20 учеников 2 «А» класса и 20 учеников 2 «Б» класса.
Для проведения экспериментального исследования школьной тревожности ученики были разделены на 2 группы:
- контрольная группа (КГ) - 20 учеников 2 «А» класса;
- экспериментальная группа (ЭГ) -20 учеников 2 «Б» класса.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста состояло из трех этапов.
Первый этап исследования - констатирующий. На констатирующем этапе исследования были определены методики исследования для диагностики уровня тревожности детей младшего школьного возраста, проведение диагностики учеников КГ и ЭГ.
Результаты констатирующего этапа исследования, указывают, что в обеих группах КГ и ЭГ, одинаковое кол-во детей, с высоким уровнем тревожности. Так, высокий уровень тревожности был выявлен у половины детей из 2 «А» класса и у половины детей 2 «Б» класса, у детей с высоким уровнем общей тревожности могут наблюдаться сложности во взаимодействии со сверстниками и преподавателями, также они могут испытывать беспокойство при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией.
Второй этап исследования - формирующий. На формирующем этапе исследования были разработаны и реализованы способы, направленные на снижение высокого уровня школьной тревожности, они были использованы с детьми ЭГ, дети КГ участие в занятиях не принимали.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учеников КГ и ЭГ с целью оценки разработанных способов, направленных на снижение тревожности детей. Как видно из полученных данных, сократилось количество детей с высоким уровнем тревожности.
Так, у детей ЭГ на констатирующем этапе исследования высокий уровень тревожности был выявлен у 10 человек, средний у 6 человек, низкий уровень был только у 4 детей, после проведения с ними коррекционной программы, количество детей с высоким уровнем тревожности сократилось и составило 2 человека, средний уровень выявлен у 7 детей, а низкий уровень у 11 человек. Данные указывают на эффективность разработанной программы.
Подобные работы
- Преодоление тревожности у младших школьников посредством развития саморегуляции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Использование метода «Терапии принятия и ответственности» в работе с тревожностью у младших школьников, занимающихся спортом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия использования игровой деятельности для снижения уровня тревожности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - Условия снижения школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



