Взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта)
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологической резильентности и качества жизни личности в отечественной и зарубежной психологии 9
1.1 Понятие «психологическая резильентность»: основные подходы 9
1.2 Психологическое содержание понятия «качество жизни»:
основные подходы 19
1.3 Специфика деятельности водителя автобуса регулярного
городского пассажирского транспорта 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической резильентности и качества жизни личности 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования психологической резильентности 44
2.3 Результаты исследования субъективной оценки качества
жизни водителей городского пассажирского транспорта 48
2.4 Анализ взаимосвязи психологической резильентности и
субъективной оценки качества жизни 52
2.5 Разработка психологических рекомендаций по развитию
психологической резильентности у водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта 55
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта
Учитывая темпы развития общества, нестабильность экономических процессов и политических отношений, жизненно важно установить факторы и личностные черты развития человека, как элемента современного мира. Данный психологический конструкт с середины прошлого века активно изучается в западных странах, и как выделенный феномен, и в купе с другими психологическими факторами. В отечественной же действительности к данному аспекту только недавно начали проявлять внимание.
Работа с последствиями осознания стресса заставляет все глубже исследовать составные задачи восстановления психологического состояния человека, его возвращения к активной социальной и культурной жизни, созданию им новых планов и собственных целей для будущего. Работа с последствиями базируется как на специальной активации уже существующих у человека природных механизмов работы со стрессом и травмой, так и на обучении дополнительным психологическим методам и приемам, позволяющим усилить возможности восстановление психологического состояния.
Неослабевающий интерес в последние десятилетия сопровождает такой феномен в способности к восстановлению человека после переживания психологически травмирующего события, как психологическая резильентность. Пережитое человеком событие, которое травмирует, способно полностью нарушить функционирование когнитивных механизмов создания, эффективного для человека, жизненного пути, посягая таким образом на его психологическое здоровье, связанное с постановкой целей, планированием, контролем и регулированием поведения по достижению этих целей, определяет развитие личности. Достижение целей всегда связано у человека со способностью контролировать и регулировать свое поведение в зависимости от стрессовых воздействий внешней среды, которые могут помешать достижению обозначенных целей.
Проблема данной темы состоит в том, что любое стрессовое вмешательство в жизнь до сих пор воспринимается как норма. Психологическому расстройству человек не уделяет должного внимания, так же, как и не обращает внимание на влияние этого расстройства на изменения в ощущении качества жизни и на способность к восстановлению.
На современном этапе развития психологической помощи становится понятно, что получение полноценных научных данных о влиянии стрессовых факторов на человека может способствовать более эффективному восстановлению, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни индивида.
Благодаря новым тенденциям развития общества на первое место в качестве одной из основополагающих ценностей выходит способность человека выходить из стрессовых ситуаций, восприятие его качества жизни, а вместе с тем, и новые проблемы, для решения которых необходимо проводить новые исследования в плоскости резильентности, мироощущения и качества жизни, в особенности того аспекта, который определяет взаимосвязь психологической резильентности и качества жизни. Именно в этом контексте и была сформулирована тема исследования: «Взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта)».
Цель исследования: определение взаимосвязи психологической резильентности и объективной оценки качества жизни водителей городского пассажирского транспорта.
В данной работе объектом исследования будет являться психологическая резильентность.
Предмет исследования - взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на 4
примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта).
Гипотеза исследования:
- мы предполагаем, что психологическая резильентность имеет связь с такими показателями жизни, как физическое и психологическое благополучие, самовосприятие, микросоциальная поддержка и социальное благополучие;
- мы также предполагаем, что в виду специфических особенностей деятельности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов, явных отличий в психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами не существует.
Задачи:
- осуществить теоретический анализ психологической резильентности в контексте зарубежных и отечественных авторов, определить ее составляющие;
- дать определение психологическому содержанию субъективной оценки качества жизни, согласно литературных источников, и проанализировать проблемы, возникающие при изучении данного понятия;
- подобрать соответствующий поставленным целям и задачам инструментарий, а также методы обработки данных;
- определить взаимосвязь между психологической резильентностью и субъективной оценкой качества жизни на основе корреляционного анализа;
- провести сравнительный анализ психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между группой мужчин и женщин, работающих в должности «водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта»;
- разработать психологические рекомендации направленные на повышение психологической резильентности водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
Методологической основой исследования стали:
- подходы к определению понятия психологической резильентности таких авторов, как Э. Вернер, Э. Мастен, Р. Йехуда, К. Пантер-Брик, С. Хобфолл, Н. Стивенс, А. Зальта, Д. Бонанно, Д.А. Леонтьева и А.Н. Хаминич;
- теоретические положения о качестве жизни и его характеристиках специалистов Д. Халперн, Э.Д. Джейкобс, М. Сёрджи, С. Любомирски, М. Чикесентмихайи, М. Рокича, Г.М. Иванченко, С. Мадди;
- «Отчет Брундтланда» 1987 года.
Для решения поставленных в диссертации задач и подтверждения гипотез были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологических научных работ по тематике исследования отечественных и зарубежных авторов, обобщение опыта и системный анализ изученного материала;
- эмпирические исследования, включающие беседы, тесты, опросники;
- количественный и качественный метод обработки результатов.
Экспериментальная база исследований:
Исследование проводилось среди сотрудников акционерного общества «Автотранспортное предприятие №5», работающих по настоящее время. В эксперименте согласились принять участие 32 человека в возрасте от 34 до 58 лет.
Исследование проходило в четыре этапа:
- теоретический;
- экспериментальный;
- аналитический;
- обобщающий.
По итогу исследования сформированы основные выводы.
Научная новизна исследования: представлены результаты исследования взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта; выявлено отсутствие значимых различий по результатам исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами, работающими в должности «Водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта».
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий «психологическая резильентность», «субъективная оценка качества жизни» в рамках проведенных исследований; определении структуры и содержания представлений о резильентности и субъективном качестве жизни людей; выявлении взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования в возможности использовать материалы данной диссертации в дальнейшем изучении поставленных вопросов, а также применение на практике при работе с людьми, в качестве психологической поддержки.
Обоснованность и проверка на выборке испытуемых исходных теорий и методов исследования, применение статистических, математических и эмпирических техник обеспечили достоверность научных положений и выводов.
Личное участие автора.
Магистерская диссертация является результатом исследования, проведенного в период с 2020 по 2022 годы. Для ее написания были самостоятельно поставлены цели и задачи, определен план проводимых исследований по изучению взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни. Проведены тестирования респондентов и подробный анализ данных с дальнейшим обобщением полученных автором результатов.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследований были представлены к обсуждению на международной научно-практической конференции, а также была написана научная статья по теме исследования.
На защиту вынесены следующие положения:
- психологическая резильентность - врожденное свойство личности, помогающее человеку быстро преодолеть последствия любого травмирующего события без потери трудоспособности;
- качество жизни человека определяют такие факторы, как материальное благополучие, социальная среда, экологическая обстановка, соматическое и психологическое здоровье; чем выше уровень психологической резильентности, тем выше уровень субъективной оценки качества жизни;
- психологическая резильентность и субъективная оценка качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта по результатам деления на мужскую и женскую группы значимых различий не имеет.
Структура магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, теоретической главы с выводами, эмпирической главы с выводами, заключения, библиографического списка, содержащего 51 наименование и 1 приложение. Для иллюстрации используются 15 таблиц и 9 рисунков. Текст работы изложен на 62 страницах.
Психологическое здоровье личности зависит от всех сфер деятельности человека - физических, психических, культурно-социальных, финансовых, экологических и многих других - и состоит из разных аспектов. Психологические нарушения имеют различные причины, среди которых особое место уделяется эмоциональному состоянию и его проявлениям.
Целью настоящего диссертационного исследования было изучение взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
В первой главе было дано определение термину психологическая резильентность, были рассмотрены его основные характеристики, факторы и составляющие, а также даны отличия психологической резильентности от жизнестойкости на основе анализа зарубежных и отечественных литературных источников.
Вторая часть первой главы диссертационного исследования была посвящена концепции проблемы качества жизни и ее содержанию, были рассмотрены его объективные и субъективные составляющие.
Также в этой части главы были рассмотрены различные теоретические подходы и интерпретации субъективной оценки качества жизни, как зарубежных, так и российских ученых, даны определения таким понятиям, как счастье, благополучие и сбалансированная жизнь. Также были выявлены проблемы не разработанности данной области в контексте психологического феномена, так как в основном качество жизни воспринимается как социально-материальный аспект.
В третьей части первой главы была изучена специфика работы водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта, ее сложность, а также были подробно рассмотрены факторы, влияющие на психологическую резильентность данной категории работников.
Во второй главе рассматривались база, процедура и характеристики эмпирических исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни, оптимально подходящих под данную тему исследования.
Проведенные исследования показали средний уровень психологической резильентности у респондентов, а также субъективную оценку качества жизни в пределах нормы. Видимых отклонений ни по одному из проведенных методов не обнаружено.
Также было доказано отсутствие значимых различий между показателями резильентности и субъективной оценки качества жизни у мужчин и женщин, работающих водителями автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал достоверно значимую связь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни по всем шкалам, а также выявил взаимосвязь между жизнестойкостью, как фактором психологической резильентности, и показателями субъективной оценки качества жизни.
Проведенный корреляционный анализ показал достоверно значимую связь между результатами Краткой шкалы резильентности и показателями теста дифференциальной самооценки функционального состояния САН, а также взаимосвязь жизнестойкости с активностью, самочувствием и настроением.
В результате исследования были выделены главные условия и разработаны рекомендации, направленные на развитие и поддержание психологической резильентности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Зачастую осознаваемые переживания связанны с неудовлетворенностью качеством жизни и низким уровнем психологической резильентности, чем объясняется появление тревожности, депрессивности и различного рода фобий. Также важно помнить, что при появлении подобных проблем, снижается результативность жизнедеятельности, а игнорирование роли личности часто приводит к провалам при реализации многих мероприятий по их профилактике.
Благополучие человека определяется рядом социальных и экономических факторов, включая уровень и качество жизни, доступ к предметам первой необходимости, размер заработной платы по сравнению с жизненно важными и желательными предметами первой необходимости и многими другими факторами. Категория качества жизни является одним из понятий, которые до сих пор недостаточно проработаны, особенно в части ее субъективной оценки.
В конечном счете, нами были достигнуты все поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы. Полученные результаты подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
3. Бергис Т. А. Особенности жизнестойкости личности в контексте преодоления стрессовых ситуаций // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Тольятти : ТГУ, 2015. С. 17-25.
4. Бергис Т. А. Особенности ценностных ориентаций и субъективное благополучие личности на этапе взрослости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. 2018;(3) https://doi.org/10.18323/2221-5662-2018-3-58-63, С. 58-63.
5. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», 2008. Т. 2.. С. 24-27.
6. Бубольц М., Айхер Дж., Эверс С. Дж., Сонтаг Ср. Экологический подход человека к качеству жизни: концептуальные основы и результаты предварительного исследования. Soc Ind Res 1980; стр. 103-136.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Дрофа, 2011.
8. «Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию
«Наше общее будущее», [Электронный ресурс]: www.undocs.org, (дата
обращения - 2021 год).
9. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М. : Смысл, 2009.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.
11. Иванченко Г. М. Концепт счастья в (пост)гуманистической перспективе // Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций: Доклады и выступления Международной конференции 26-27 октября 2007 г. / Сост. и общ. ред. У. Новотного, С. Андреевой. М. : РУДН, 2008, С. 145¬148.
12. Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции (Статья) // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 28-29 октября 2010, С. 67-70.
13. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2011. 680 с.
14. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2014. 460 с.
15. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. С. 63.
16. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. №6. 2009. С. 19-22.
17. Любомирски С. Психология счастья. СПб. : Питер, 2014.
18. Леонтьев Д. А. Доклад на секции «Качество жизни населения России:показатели и критерии» // Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия», Москва, 2008, ВШЭ.
19. Леонтьев Д. А. Жизнь: опыт междисциплинарного определения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2009. С. 142-145.
20. Леонтьев Д. А. Стереометрия жизни // Человек - наука - гуманизм, 2009, С. 668-676.
21. Маркова В. И. Выпускная квалификационная работа «Апробация краткой шкалы резильентности на русскоязычной выборке». М., 2020.
22. Митрофанова Е. Н. «Два мужества»: к концепции жизнестойкости
С. Мадди // Вестник Пермского государственного гуманитарно¬педагогического университета. Серия № 1. Психологические и
педагогические науки. 2018. С. 17-26.
23. Наливайко Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник Интегративной психологии, 2006. № 3.
24. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль : Ярослав, гос. ун-т им. П.М. Демидова. 2006. С. 27.
25. Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный № 15/20-22.
26. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» Рокича, [Электронный ресурс]: http://psylab.info, (дата обращения 17.03.2022).
27. Стецишин Р. И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2008. С. 79-83.
28. Сарториус Н. А. Метод ВОЗ для оценки качества жизни, связанного со здоровьем. В: Уокер С., Россер Р., ред. Оценка качества жизни: Ключевые проблемы 1990-х гг. Нидерланды: Академические издательства Kluwer: 201-208.
29. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
30. Специальная оценка условий труда, [Электронный ресурс]: http://www.consuttant.ru/law/podborki/theme-specialnaya_ocenka_uslovij_truda/, (дата обращения 28.04.2022 год).
31. Тиллих П. Мужество быть. Избранное. М. : Юрист, 1995. С. 7-131.
32. Федотова В. А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России // Российский психологический журнал, Социологические науки, 2020. С. 74-91.
33. Чикесентмихайи М. Поток: Психология оптимального
переживания. М. : Альпина нон-фикшн, 2011.
34. Электронная энциклопедия, [Электронный ресурс]:
https://ru.wikipedia.org, (дата обращения - 2021-2022 годы)
35. Эммонс Р., Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004, стр. 416
36. Werner E.E., Smith R.S., Journeys from childhood to midlife: Risk, resilience, and recovery, Cornell University Press, 2001.
37. Американская ассоциация психологов, [Электронный ресурс]: https://www.apa.org(дата обращения - 2020-2022).
38. Masten A., Global prospects for the resilience of children and youth, 2013.
39. Yehuda R., The Psychobiology of Trauma and Resilience Across the Lifespan, published September 5, by Jason Aronson, Inc, 2008.
40. Panter-Brick C., Resilience: from conceptualization to effective intervention, Policy Brief for Humanitarian and Development Agencies, 2013.
41. Clukay Ch. J., Dajani R, Hadfield K, Quinlan J, Panter-Brick C,
Mulligan C.J., Association of MAOA genetic variants and resilience with psychosocial stress: A longitudinal study of Syrian refugees,
DOI: 10.1371/journal.pone.0219385, 2019.
42. Hobfoll S.E., Stevens N.R., Zalta A.K., Expanding the Science of
Resilience: Conserving Resources in the Aid of Adaptation,
DOI: 10.1080/1047840X.2015.1002377, 2015.
43. Bonanno G.A., The resilience paradox,
DOI:10.1080/20008198.2021.1942642, 2021.
66
44. Halpern A.S., Quality of life and conceptual framework for evaluation transition outcomes, Ex-ceptional Children, 1993, p. 486-498.
45. Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrech; Boston; London: Kluwer Academic Publishers, 2010.
46. Sirgy M.J., Wu J., The pleasant life, the engaged life, and the meaningful life: What about the balanced life? // Journal of Happiness Studies. 2009. 10. 183- 196.
47. Bleidorn W., Hopwood C.J., Ackerman R.A., Witt E.A., Kandler C., Riemann R., Samuel D.B., Donnellan M.B., The healthy personality from a basic trait perspective. Journal of Personality and Social Psychology, 118(6), 2020.
48. Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Publishers, 2010, p. 296.
49. Ryff, C.D., Eudamonic well-being, inequality,and health: Recent finding and future directions. - International Review of Economics Springer. Vol. 64, №
3., 2017, 159-178.
50. Connell J., Brazier J., O’Cathain A., et al. Quality of life of people with mental health problems: a synthesis of qualitative research. Health Qual Life Outcomes 10, 138 (2012).
51. Fornara F., Lai A.E., Bonaiuto M., Pazzaglia F., Residential Place
Attachment as an Adaptive Strategy for Coping With the Reduction of Spatial Abilities in Old Age, Front. Psychol., 2019,
https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00856.