Взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологической резильентности и качества жизни личности в отечественной и зарубежной психологии 9
1.1 Понятие «психологическая резильентность»: основные подходы 9
1.2 Психологическое содержание понятия «качество жизни»:
основные подходы 19
1.3 Специфика деятельности водителя автобуса регулярного
городского пассажирского транспорта 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической резильентности и качества жизни личности 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования психологической резильентности 44
2.3 Результаты исследования субъективной оценки качества
жизни водителей городского пассажирского транспорта 48
2.4 Анализ взаимосвязи психологической резильентности и
субъективной оценки качества жизни 52
2.5 Разработка психологических рекомендаций по развитию
психологической резильентности у водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта 55
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологической резильентности и качества жизни личности в отечественной и зарубежной психологии 9
1.1 Понятие «психологическая резильентность»: основные подходы 9
1.2 Психологическое содержание понятия «качество жизни»:
основные подходы 19
1.3 Специфика деятельности водителя автобуса регулярного
городского пассажирского транспорта 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической резильентности и качества жизни личности 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования психологической резильентности 44
2.3 Результаты исследования субъективной оценки качества
жизни водителей городского пассажирского транспорта 48
2.4 Анализ взаимосвязи психологической резильентности и
субъективной оценки качества жизни 52
2.5 Разработка психологических рекомендаций по развитию
психологической резильентности у водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта 55
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта
Учитывая темпы развития общества, нестабильность экономических процессов и политических отношений, жизненно важно установить факторы и личностные черты развития человека, как элемента современного мира. Данный психологический конструкт с середины прошлого века активно изучается в западных странах, и как выделенный феномен, и в купе с другими психологическими факторами. В отечественной же действительности к данному аспекту только недавно начали проявлять внимание.
Работа с последствиями осознания стресса заставляет все глубже исследовать составные задачи восстановления психологического состояния человека, его возвращения к активной социальной и культурной жизни, созданию им новых планов и собственных целей для будущего. Работа с последствиями базируется как на специальной активации уже существующих у человека природных механизмов работы со стрессом и травмой, так и на обучении дополнительным психологическим методам и приемам, позволяющим усилить возможности восстановление психологического состояния.
Неослабевающий интерес в последние десятилетия сопровождает такой феномен в способности к восстановлению человека после переживания психологически травмирующего события, как психологическая резильентность. Пережитое человеком событие, которое травмирует, способно полностью нарушить функционирование когнитивных механизмов создания, эффективного для человека, жизненного пути, посягая таким образом на его психологическое здоровье, связанное с постановкой целей, планированием, контролем и регулированием поведения по достижению этих целей, определяет развитие личности. Достижение целей всегда связано у человека со способностью контролировать и регулировать свое поведение в зависимости от стрессовых воздействий внешней среды, которые могут помешать достижению обозначенных целей.
Проблема данной темы состоит в том, что любое стрессовое вмешательство в жизнь до сих пор воспринимается как норма. Психологическому расстройству человек не уделяет должного внимания, так же, как и не обращает внимание на влияние этого расстройства на изменения в ощущении качества жизни и на способность к восстановлению.
На современном этапе развития психологической помощи становится понятно, что получение полноценных научных данных о влиянии стрессовых факторов на человека может способствовать более эффективному восстановлению, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни индивида.
Благодаря новым тенденциям развития общества на первое место в качестве одной из основополагающих ценностей выходит способность человека выходить из стрессовых ситуаций, восприятие его качества жизни, а вместе с тем, и новые проблемы, для решения которых необходимо проводить новые исследования в плоскости резильентности, мироощущения и качества жизни, в особенности того аспекта, который определяет взаимосвязь психологической резильентности и качества жизни. Именно в этом контексте и была сформулирована тема исследования: «Взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта)».
Цель исследования: определение взаимосвязи психологической резильентности и объективной оценки качества жизни водителей городского пассажирского транспорта.
В данной работе объектом исследования будет являться психологическая резильентность.
Предмет исследования - взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на 4
примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта).
Гипотеза исследования:
- мы предполагаем, что психологическая резильентность имеет связь с такими показателями жизни, как физическое и психологическое благополучие, самовосприятие, микросоциальная поддержка и социальное благополучие;
- мы также предполагаем, что в виду специфических особенностей деятельности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов, явных отличий в психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами не существует.
Задачи:
- осуществить теоретический анализ психологической резильентности в контексте зарубежных и отечественных авторов, определить ее составляющие;
- дать определение психологическому содержанию субъективной оценки качества жизни, согласно литературных источников, и проанализировать проблемы, возникающие при изучении данного понятия;
- подобрать соответствующий поставленным целям и задачам инструментарий, а также методы обработки данных;
- определить взаимосвязь между психологической резильентностью и субъективной оценкой качества жизни на основе корреляционного анализа;
- провести сравнительный анализ психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между группой мужчин и женщин, работающих в должности «водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта»;
- разработать психологические рекомендации направленные на повышение психологической резильентности водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
Методологической основой исследования стали:
- подходы к определению понятия психологической резильентности таких авторов, как Э. Вернер, Э. Мастен, Р. Йехуда, К. Пантер-Брик, С. Хобфолл, Н. Стивенс, А. Зальта, Д. Бонанно, Д.А. Леонтьева и А.Н. Хаминич;
- теоретические положения о качестве жизни и его характеристиках специалистов Д. Халперн, Э.Д. Джейкобс, М. Сёрджи, С. Любомирски, М. Чикесентмихайи, М. Рокича, Г.М. Иванченко, С. Мадди;
- «Отчет Брундтланда» 1987 года.
Для решения поставленных в диссертации задач и подтверждения гипотез были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологических научных работ по тематике исследования отечественных и зарубежных авторов, обобщение опыта и системный анализ изученного материала;
- эмпирические исследования, включающие беседы, тесты, опросники;
- количественный и качественный метод обработки результатов.
Экспериментальная база исследований:
Исследование проводилось среди сотрудников акционерного общества «Автотранспортное предприятие №5», работающих по настоящее время. В эксперименте согласились принять участие 32 человека в возрасте от 34 до 58 лет.
Исследование проходило в четыре этапа:
- теоретический;
- экспериментальный;
- аналитический;
- обобщающий.
По итогу исследования сформированы основные выводы.
Научная новизна исследования: представлены результаты исследования взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта; выявлено отсутствие значимых различий по результатам исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами, работающими в должности «Водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта».
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий «психологическая резильентность», «субъективная оценка качества жизни» в рамках проведенных исследований; определении структуры и содержания представлений о резильентности и субъективном качестве жизни людей; выявлении взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования в возможности использовать материалы данной диссертации в дальнейшем изучении поставленных вопросов, а также применение на практике при работе с людьми, в качестве психологической поддержки.
Обоснованность и проверка на выборке испытуемых исходных теорий и методов исследования, применение статистических, математических и эмпирических техник обеспечили достоверность научных положений и выводов.
Личное участие автора.
Магистерская диссертация является результатом исследования, проведенного в период с 2020 по 2022 годы. Для ее написания были самостоятельно поставлены цели и задачи, определен план проводимых исследований по изучению взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни. Проведены тестирования респондентов и подробный анализ данных с дальнейшим обобщением полученных автором результатов.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследований были представлены к обсуждению на международной научно-практической конференции, а также была написана научная статья по теме исследования.
На защиту вынесены следующие положения:
- психологическая резильентность - врожденное свойство личности, помогающее человеку быстро преодолеть последствия любого травмирующего события без потери трудоспособности;
- качество жизни человека определяют такие факторы, как материальное благополучие, социальная среда, экологическая обстановка, соматическое и психологическое здоровье; чем выше уровень психологической резильентности, тем выше уровень субъективной оценки качества жизни;
- психологическая резильентность и субъективная оценка качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта по результатам деления на мужскую и женскую группы значимых различий не имеет.
Структура магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, теоретической главы с выводами, эмпирической главы с выводами, заключения, библиографического списка, содержащего 51 наименование и 1 приложение. Для иллюстрации используются 15 таблиц и 9 рисунков. Текст работы изложен на 62 страницах.
Работа с последствиями осознания стресса заставляет все глубже исследовать составные задачи восстановления психологического состояния человека, его возвращения к активной социальной и культурной жизни, созданию им новых планов и собственных целей для будущего. Работа с последствиями базируется как на специальной активации уже существующих у человека природных механизмов работы со стрессом и травмой, так и на обучении дополнительным психологическим методам и приемам, позволяющим усилить возможности восстановление психологического состояния.
Неослабевающий интерес в последние десятилетия сопровождает такой феномен в способности к восстановлению человека после переживания психологически травмирующего события, как психологическая резильентность. Пережитое человеком событие, которое травмирует, способно полностью нарушить функционирование когнитивных механизмов создания, эффективного для человека, жизненного пути, посягая таким образом на его психологическое здоровье, связанное с постановкой целей, планированием, контролем и регулированием поведения по достижению этих целей, определяет развитие личности. Достижение целей всегда связано у человека со способностью контролировать и регулировать свое поведение в зависимости от стрессовых воздействий внешней среды, которые могут помешать достижению обозначенных целей.
Проблема данной темы состоит в том, что любое стрессовое вмешательство в жизнь до сих пор воспринимается как норма. Психологическому расстройству человек не уделяет должного внимания, так же, как и не обращает внимание на влияние этого расстройства на изменения в ощущении качества жизни и на способность к восстановлению.
На современном этапе развития психологической помощи становится понятно, что получение полноценных научных данных о влиянии стрессовых факторов на человека может способствовать более эффективному восстановлению, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни индивида.
Благодаря новым тенденциям развития общества на первое место в качестве одной из основополагающих ценностей выходит способность человека выходить из стрессовых ситуаций, восприятие его качества жизни, а вместе с тем, и новые проблемы, для решения которых необходимо проводить новые исследования в плоскости резильентности, мироощущения и качества жизни, в особенности того аспекта, который определяет взаимосвязь психологической резильентности и качества жизни. Именно в этом контексте и была сформулирована тема исследования: «Взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта)».
Цель исследования: определение взаимосвязи психологической резильентности и объективной оценки качества жизни водителей городского пассажирского транспорта.
В данной работе объектом исследования будет являться психологическая резильентность.
Предмет исследования - взаимосвязь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни личности (на 4
примере водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта).
Гипотеза исследования:
- мы предполагаем, что психологическая резильентность имеет связь с такими показателями жизни, как физическое и психологическое благополучие, самовосприятие, микросоциальная поддержка и социальное благополучие;
- мы также предполагаем, что в виду специфических особенностей деятельности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов, явных отличий в психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами не существует.
Задачи:
- осуществить теоретический анализ психологической резильентности в контексте зарубежных и отечественных авторов, определить ее составляющие;
- дать определение психологическому содержанию субъективной оценки качества жизни, согласно литературных источников, и проанализировать проблемы, возникающие при изучении данного понятия;
- подобрать соответствующий поставленным целям и задачам инструментарий, а также методы обработки данных;
- определить взаимосвязь между психологической резильентностью и субъективной оценкой качества жизни на основе корреляционного анализа;
- провести сравнительный анализ психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между группой мужчин и женщин, работающих в должности «водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта»;
- разработать психологические рекомендации направленные на повышение психологической резильентности водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
Методологической основой исследования стали:
- подходы к определению понятия психологической резильентности таких авторов, как Э. Вернер, Э. Мастен, Р. Йехуда, К. Пантер-Брик, С. Хобфолл, Н. Стивенс, А. Зальта, Д. Бонанно, Д.А. Леонтьева и А.Н. Хаминич;
- теоретические положения о качестве жизни и его характеристиках специалистов Д. Халперн, Э.Д. Джейкобс, М. Сёрджи, С. Любомирски, М. Чикесентмихайи, М. Рокича, Г.М. Иванченко, С. Мадди;
- «Отчет Брундтланда» 1987 года.
Для решения поставленных в диссертации задач и подтверждения гипотез были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологических научных работ по тематике исследования отечественных и зарубежных авторов, обобщение опыта и системный анализ изученного материала;
- эмпирические исследования, включающие беседы, тесты, опросники;
- количественный и качественный метод обработки результатов.
Экспериментальная база исследований:
Исследование проводилось среди сотрудников акционерного общества «Автотранспортное предприятие №5», работающих по настоящее время. В эксперименте согласились принять участие 32 человека в возрасте от 34 до 58 лет.
Исследование проходило в четыре этапа:
- теоретический;
- экспериментальный;
- аналитический;
- обобщающий.
По итогу исследования сформированы основные выводы.
Научная новизна исследования: представлены результаты исследования взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта; выявлено отсутствие значимых различий по результатам исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни между мужчинами и женщинами, работающими в должности «Водитель автобуса регулярного городского пассажирского транспорта».
Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий «психологическая резильентность», «субъективная оценка качества жизни» в рамках проведенных исследований; определении структуры и содержания представлений о резильентности и субъективном качестве жизни людей; выявлении взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования в возможности использовать материалы данной диссертации в дальнейшем изучении поставленных вопросов, а также применение на практике при работе с людьми, в качестве психологической поддержки.
Обоснованность и проверка на выборке испытуемых исходных теорий и методов исследования, применение статистических, математических и эмпирических техник обеспечили достоверность научных положений и выводов.
Личное участие автора.
Магистерская диссертация является результатом исследования, проведенного в период с 2020 по 2022 годы. Для ее написания были самостоятельно поставлены цели и задачи, определен план проводимых исследований по изучению взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни. Проведены тестирования респондентов и подробный анализ данных с дальнейшим обобщением полученных автором результатов.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследований были представлены к обсуждению на международной научно-практической конференции, а также была написана научная статья по теме исследования.
На защиту вынесены следующие положения:
- психологическая резильентность - врожденное свойство личности, помогающее человеку быстро преодолеть последствия любого травмирующего события без потери трудоспособности;
- качество жизни человека определяют такие факторы, как материальное благополучие, социальная среда, экологическая обстановка, соматическое и психологическое здоровье; чем выше уровень психологической резильентности, тем выше уровень субъективной оценки качества жизни;
- психологическая резильентность и субъективная оценка качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта по результатам деления на мужскую и женскую группы значимых различий не имеет.
Структура магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, теоретической главы с выводами, эмпирической главы с выводами, заключения, библиографического списка, содержащего 51 наименование и 1 приложение. Для иллюстрации используются 15 таблиц и 9 рисунков. Текст работы изложен на 62 страницах.
Психологическое здоровье личности зависит от всех сфер деятельности человека - физических, психических, культурно-социальных, финансовых, экологических и многих других - и состоит из разных аспектов. Психологические нарушения имеют различные причины, среди которых особое место уделяется эмоциональному состоянию и его проявлениям.
Целью настоящего диссертационного исследования было изучение взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
В первой главе было дано определение термину психологическая резильентность, были рассмотрены его основные характеристики, факторы и составляющие, а также даны отличия психологической резильентности от жизнестойкости на основе анализа зарубежных и отечественных литературных источников.
Вторая часть первой главы диссертационного исследования была посвящена концепции проблемы качества жизни и ее содержанию, были рассмотрены его объективные и субъективные составляющие.
Также в этой части главы были рассмотрены различные теоретические подходы и интерпретации субъективной оценки качества жизни, как зарубежных, так и российских ученых, даны определения таким понятиям, как счастье, благополучие и сбалансированная жизнь. Также были выявлены проблемы не разработанности данной области в контексте психологического феномена, так как в основном качество жизни воспринимается как социально-материальный аспект.
В третьей части первой главы была изучена специфика работы водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта, ее сложность, а также были подробно рассмотрены факторы, влияющие на психологическую резильентность данной категории работников.
Во второй главе рассматривались база, процедура и характеристики эмпирических исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни, оптимально подходящих под данную тему исследования.
Проведенные исследования показали средний уровень психологической резильентности у респондентов, а также субъективную оценку качества жизни в пределах нормы. Видимых отклонений ни по одному из проведенных методов не обнаружено.
Также было доказано отсутствие значимых различий между показателями резильентности и субъективной оценки качества жизни у мужчин и женщин, работающих водителями автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал достоверно значимую связь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни по всем шкалам, а также выявил взаимосвязь между жизнестойкостью, как фактором психологической резильентности, и показателями субъективной оценки качества жизни.
Проведенный корреляционный анализ показал достоверно значимую связь между результатами Краткой шкалы резильентности и показателями теста дифференциальной самооценки функционального состояния САН, а также взаимосвязь жизнестойкости с активностью, самочувствием и настроением.
В результате исследования были выделены главные условия и разработаны рекомендации, направленные на развитие и поддержание психологической резильентности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Зачастую осознаваемые переживания связанны с неудовлетворенностью качеством жизни и низким уровнем психологической резильентности, чем объясняется появление тревожности, депрессивности и различного рода фобий. Также важно помнить, что при появлении подобных проблем, снижается результативность жизнедеятельности, а игнорирование роли личности часто приводит к провалам при реализации многих мероприятий по их профилактике.
Благополучие человека определяется рядом социальных и экономических факторов, включая уровень и качество жизни, доступ к предметам первой необходимости, размер заработной платы по сравнению с жизненно важными и желательными предметами первой необходимости и многими другими факторами. Категория качества жизни является одним из понятий, которые до сих пор недостаточно проработаны, особенно в части ее субъективной оценки.
В конечном счете, нами были достигнуты все поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы. Полученные результаты подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.
Целью настоящего диссертационного исследования было изучение взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта.
В первой главе было дано определение термину психологическая резильентность, были рассмотрены его основные характеристики, факторы и составляющие, а также даны отличия психологической резильентности от жизнестойкости на основе анализа зарубежных и отечественных литературных источников.
Вторая часть первой главы диссертационного исследования была посвящена концепции проблемы качества жизни и ее содержанию, были рассмотрены его объективные и субъективные составляющие.
Также в этой части главы были рассмотрены различные теоретические подходы и интерпретации субъективной оценки качества жизни, как зарубежных, так и российских ученых, даны определения таким понятиям, как счастье, благополучие и сбалансированная жизнь. Также были выявлены проблемы не разработанности данной области в контексте психологического феномена, так как в основном качество жизни воспринимается как социально-материальный аспект.
В третьей части первой главы была изучена специфика работы водителей автобусов регулярного городского пассажирского транспорта, ее сложность, а также были подробно рассмотрены факторы, влияющие на психологическую резильентность данной категории работников.
Во второй главе рассматривались база, процедура и характеристики эмпирических исследований психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни, оптимально подходящих под данную тему исследования.
Проведенные исследования показали средний уровень психологической резильентности у респондентов, а также субъективную оценку качества жизни в пределах нормы. Видимых отклонений ни по одному из проведенных методов не обнаружено.
Также было доказано отсутствие значимых различий между показателями резильентности и субъективной оценки качества жизни у мужчин и женщин, работающих водителями автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал достоверно значимую связь психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни по всем шкалам, а также выявил взаимосвязь между жизнестойкостью, как фактором психологической резильентности, и показателями субъективной оценки качества жизни.
Проведенный корреляционный анализ показал достоверно значимую связь между результатами Краткой шкалы резильентности и показателями теста дифференциальной самооценки функционального состояния САН, а также взаимосвязь жизнестойкости с активностью, самочувствием и настроением.
В результате исследования были выделены главные условия и разработаны рекомендации, направленные на развитие и поддержание психологической резильентности водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов.
Зачастую осознаваемые переживания связанны с неудовлетворенностью качеством жизни и низким уровнем психологической резильентности, чем объясняется появление тревожности, депрессивности и различного рода фобий. Также важно помнить, что при появлении подобных проблем, снижается результативность жизнедеятельности, а игнорирование роли личности часто приводит к провалам при реализации многих мероприятий по их профилактике.
Благополучие человека определяется рядом социальных и экономических факторов, включая уровень и качество жизни, доступ к предметам первой необходимости, размер заработной платы по сравнению с жизненно важными и желательными предметами первой необходимости и многими другими факторами. Категория качества жизни является одним из понятий, которые до сих пор недостаточно проработаны, особенно в части ее субъективной оценки.
В конечном счете, нами были достигнуты все поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы. Полученные результаты подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи психологической резильентности и субъективной оценки качества жизни.



