Введение 4
Глава 1. Проблема формирования у детей 5-6 лет семейных ценностей посредством создания музея семьи 7
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы формирования
семейных ценностей 7
1.2 Музейная педагогика как средство формирования семейных
ценностей 12
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет семейных ценностей посредством создания музея семьи 17
2.1 Изучение уровня сформированности семейных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста 17
2.2 Содержание, формы, методы формирования семейных ценностей у
детей 5-6 лет 25
2.3 Изучение динамики уровня сформированности семейных
ценностей у детей 5-6 лет 34
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния музейной педагогики на формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект нашего исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей.
Предмет нашего исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет семейных ценностей посредством музейной педагогики.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и практические исследования по проблеме формирования семейных ценностей.
2. Выявить уровень сформированности семейных ценностей у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать программу формирования семейных ценностей посредством музейной педагогики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. Результаты теоретического исследования позволяют утверждать, что проблема формирования семейных ценностей достаточно актуальна в настоящее время, поскольку является одним из аспектов воспитания основ гражданственности и предполагает наличие значимых ориентаций, интересов и привязанности к семье, своему роду и т.д.
Семейные ценности мы рассматриваем как совокупность традиций, обычаев, норм и правил поведения, принятых в семье и передающихся из поколения в поколение.
2. Констатирующий эксперимент показал, что у детей старшего дошкольного возраста происходит недооценка семейных ценностей, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников нет четких представлений о понятии «семья», «члены семьи».
3. В исследовании экспериментально доказано, что у детей 5 - 6 лет возможно сформировать семейные ценности посредством:
- организации содержательного насыщенного сотрудничества детского сада и семьи;
- создания музея семьи в группе детского сада;
- привлечения родителей к установлению в семье правил, норм поведения обычаев, традиций, т.е. к формированию семейных ценностей.
4. Особое место в процессе формирования семейных ценностей отводится семейным музеям, которые погружают ребенка в атмосферу семейных обычаев, традиций, отцовства и материнства, позволяют родителям продолжить себя в своих детях, а также обеспечивают подрастающему поколению возможность сохранить и преумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Таким образом, экспериментальная проверка подтверждает возможность формирования и расширения у детей 5-6 лет понятий и представлений о ценности семьи, семейных обычаях, традициях, нормах и правилах поведения в семье.