Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения первообразной в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы

Работа №111596

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения первообразной в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы 8
1.1 Основные цели и задачи обучения понятию «первообразная» в школьном курсе алгебры и начал анализа 8
1.2 Содержательный компонент обучения понятию «первообразная» 12
1.3 Методы, формы и средства обучения понятию «первообразная» 28
Глава 2 Методические основы обучения первообразной в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы 45
2.1 Методическая схема обучения первообразной в курсе алгебры и начал анализа 45
2.2 Система задач по теме «Первообразная» для подготовки к итоговой аттестации старшеклассников 68
2.3 Результаты педагогического эксперимента 83
Заключение 88
Список используемой литературы 89

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. На современном этапе происходит процесс внедрения в общеобразовательную школу Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего (полного) общего образования [49]. Их введение требует: разра­ботки методики обучения математике, как на базовом, так и на углублённом уровнях, учитывающей потребности обучающихся и действительный уровень их подготовки; разработки учебных программ, оценочных и методических ма­териалов, отвечающих требованиям промежуточной и государственной итого­вой аттестации для разных групп учащихся; применения современных техно­логий образовательного процесса, направленных на получение каждым обуча­ющимся системы математических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе. Поэтому одной из задач, стоящей перед учителем является организация эффективных, универсальных способов и методов обу­чения для достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов на различных этапах процесса обучения математике.
Изучение базовых понятий о первообразной и элементарные действия с ней является пропедевтикой интегрального исчисления, предусмотренного программами практически по всем направлениям подготовки в вузах . Инте­грал и его приложения принято считать одной из самых трудных тем курса математики старшей школы, так как имеет высокий уровень абстракции, слож­ную логическую структуру определения, при этом выступает как особый язык, описывающий явления и процессы окружающей действительности, и как ин­струмент, при помощи которого исследуются эти явления и процессы.
Изучение первообразной играет важную роль не только в школьном курсе алгебры и начал математического анализа. Данная тема имеет теорети­ческую (дифференциальное и интегральное исчисление) и прикладную (при­рода, техника, физика) направленность. Однако, первообразная изучается на завершающем этапе обучения математике в старшей школе. Задания по теме «Первообразная» предлагаются в итоговой государственной аттестации - Еди­ном Государственном Экзамене (ЕГЭ) в 11 классе, а также на вступительных экзаменах в вузы. А для того, чтобы знания ученика были на достаточно вы­соком уровне, необходимо активизировать его познавательную деятельность при изучении первообразной.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между требованиями к обязательным ре­зультатам освоения программы среднего (полного) общего образования по ма­тематике и традиционной методикой обучения теме «Первообразная» в обще­образовательной школе, не учитывающей современные технологии и средства обучения.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследова­ния: каковы методические основы эффективного обучения первообразной в углубленном курсе математики, которые позволили бы обеспечить необходи­мый уровень знаний каждому учащемуся.
Объектом исследования является процесс обучения алгебре и начал анализа на старшей ступени общего образования.
Предмет исследования - методика обучения понятию «первообразная» в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенно­стей и разработке методических материалов эффективного обучения понятию «первообразная» в курсе алгебры и начал анализа старших классов.
Гипотеза исследования заключается в том, что повышение качества ма­тематической подготовки обучающихся при изучении темы «Первообразная» будет достигаться, если:
- выявить методические основы и разработать методическую схему по эффективному обучению первообразной в старших классах общеобразова­тельной школы на основе технологического подхода;
- разработать систему дифференцированных заданий по теме «Перво­образная», отвечающая требованиям государственной итоговой аттестации.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследова­ния были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделить основные цели и задачи обучения понятию «первообраз­ная» в школьном курсе алгебры и начал анализа.
2. Рассмотреть содержательный компонент обучения понятию «перво­образная» на основе анализа учебников разных авторов курса алгебры и начал анализа.
3. Выявить необходимые методы, формы и средства обучения первооб­разной.
4. Разработать методическую схему обучения первообразной в курсе ал­гебры и начал анализа, направленную на достижение планируемых результа­тов освоения темы.
5. Разработать систему задач по теме «Первообразная» для подготовки к итоговой аттестации старшеклассников.
6. Провести экспериментальную проверку эффективности разработан­ных методических материалов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ра­боты Г.И. Саранцева [43], В.М. Монахова [27]
Базовыми для настоящего исследования составили труды Ш.А. Алимова [2], А.Г. Мордковича [32], С.М. Никольского [32], Г.К. Му- равина [28], а так же диссертационные исследования Е.Н. Дроновой [13] и Е.В. Гераськиной [7].
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих ме­тодов исследования: изучение научно-методической литературы; анализ ФГОС основного и среднего (полного) общего образования, основной образо­вательной программы, содержания действующих школьных учебников из Фе­дерального перечня учебной литературы по теме «Первообразная»; беседы с учителями математики, анкетирование учащихся, проведение эксперимен­тального опыта; обработка и интерпретация полученных данных.
Основные этапы исследования:
1 этап (2018/19 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стан­дартов, программ);
2 этап (2019/20 уч.г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
3 этап (2019/20 уч.г.): выявление методических основ и разработка ме­тодических материалов по введению понятия «первообразная» в углубленном курсе алгебры общеобразовательной школы; разработка системы задач по теме «Первообразная»;
4 этап (2020/21 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, формулиро­вание выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г.К. Жукова, Московская область, г. Краснознаменск.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем спроектирована методическая схема обучения теме «Первообразная» в углубленном курсе алгебры с применением технологии В.М. Монахова.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем вы­явлены методические основы обучения теме «Первообразная» в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы, приведены основные виды задач по исследуемой теме.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны методические рекомендации по введению понятий «Первообраз­ная», а также система дифференцированных задач, которые могут быть ис­пользованы учителями в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи­вается сочетанием теоретических и практических методов исследования, а также результатами прохождения педагогической практики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования со­стоит в определении методических основ и разработке методических матери­алов по теме «Первообразная».
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. в период производственной (научно-исследовательской ра­боты) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и ма­тематическое образование» Тольяттинского государственного университета, в период работы учителем 10-11 классах. Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [56,57].
Констатирующий и поисковой этапы эксперимента проведены на базе МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г.К. Жукова г. Краснознаменска Московской области.
На защиту выносятся:
1. Методическая схема обучения теме «Первообразная» на основе тех­нологии В.М. Монахова.
2. Система задач по теме «Первообразная» в курсе алгебры и начал ма­тематического анализа общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введе­ния, двух глав, заключения, содержит 18 рисунков, 18 таблиц, список исполь­зуемой литературы (63 источника). Основной текст работы изложен на 96 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены основные положения, связанные с методикой обучением первообразной в школьном курсе алгебры и начал математического анализа.
Первообразная и интеграл, как отмечалось выше, представляет собой огромный простор для исследования, так как имеет огромное практическое применение в различных отраслях науки: геометрии, физике, астрономии, химии, экономике.
Работа спланирована таким образом, чтобы подача материала велась интересно, с применением разнообразных форм, методов и средств преподавания, на доступном для понимания уровне и освобождена от излишних трудностей для обучающихся.
В исследовании выполнены следующие научные задачи:
• проведен полный анализ теоретической основы изучения первообразной;
• проведён анализ задачного материала различных УМК, входящих в федеральный перечень учебников и рекомендованных Министерством Просвещения РФ
• выделены методические особенности преподавания первообразной и интеграла в школьном курсе математики;
• подобрана дифференцированная система упражнений, обеспечивающее прочное усвоение учащихся основных приемов решения задач;
• проведен педагогический эксперимент, который подтвердил эффективность, предложенной методики.
Все вышесказанное, дает возможность говорить о том, что цели и задачи исследования - достигнуты.


1. Александрова Л.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. организаций (базовый и углублённый уровни) / Л.А. Александрова; под ред. А. Г. Мордко­вича. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015. - 134 с.
2. Алимов Ш.А. Математика: алгебра и начала математического ана­лиза, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / Ш. А. Али­мов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 463 с.
3. Бахусова Е.В. Технология проектирования учебного процесса: под­готовительный и проектировочный этапы / Е.В. Бахусова // Проблемы совре­менного образования. - 2011. - № 2. - С. 111-122.
4. Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала математического анализа. Сбор­ник рабочих программ. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. орга­низаций: базовый и углубл. уровни / Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 159 с.
5. Васильева Г.Н. Современные технологии обучения математике: учебное пособие. Часть 1 / Г.Н. Васильева, В.Л. Пестерева; Перм. гос. гум.- пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 114 с.
6. Видеоурок "Первообразная функция и неопределенный интеграл". Определение первообразной и интеграла. - URL: https://www.uchpor-tal.ru/video/vip/780/algebra_10_klass/pervoobraznaj a_i_integral/vide- ourok_pervoobraznaja_funkcija_i_neopredelennyj_integral_opredele- nie_pervoobraznoj_i_integrala(дата обращения: 26.02.2021).
7. Гераськина Е.В. Содержание и методические особенности изучения темы "Определенный интеграл" в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - М., 2007. - 23 с. - URL: https://www.dissercat.com/con- tent/soderzhanie-i-metodicheskie-osobennosti-izucheniya-temy-opredelennyi-inte- gral-v-srednei-shko_(дата обращения: 26.02.2021).
8. Глизбург В.И. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (базо­вый уровень) / В.И. Глизбург; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009. - 32 с.
9. Глизбург В.И. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (про­фильный уровень) / В.И. Глизбург; под ред. А.Г. Мордковича. - 3-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 61 с.
10. Григорьева Г.И. Алгебра и начала анализа. 11 класс: поурочные планы по учебнику Ш. А. Алимова и др. - Ч. I/ Г.И. Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2006. -159 с.
11. Гришина Т.С. Логический примем сравнений в задачах математи­ческого анализа // Математика в школе. - №6. - 1994. - С. 26-27.
12. Дукин М.М. Обобщающие уроки по алгебре в IX классе // Мате­матика в школе. - №6. - 1996. - С. 25-26.
13. Дронова Е.Н. Организация учебно-познавательных ситуаций как средства понимающего усвоения математики учащимися школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Дронова [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. - Барнаул, 2007. - 225 c.
14. Иванова Т.А. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб, пособие для студентов математических специальностей педаго­гических вузов/ Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 355 с.
15. Капкаева Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика. В 2 ч. Часть 2: учеб. пособие для вузов / Л. С. Капкаева . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 191 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ