Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения 9
1.1 Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста с нарушением зрения как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения 29
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения 41
2.1 Выявление уровня сформированности здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения 41
2.2 Реализация педагогических условий по формированию здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения 58
2.3 Динамика сформированности здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушением зрения 71
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложение 87
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляет требования к результатам освоения дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования, в части создания благоприятных условий формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Результаты сформированности у дошкольника с нарушением зрения здорового образа жизни призваны обеспечить общество выпускниками дошкольной образовательной организации, которые физически подготовлены, устойчивы к неблагоприятным внешнесредовым факторам, осознано и бережно относятся к своему здоровью, в особенности это касается детей с нарушениями зрения. Острота данной тематики подтверждается важностью проблемы на современном этапе развития общества, поскольку физическое состояние подрастающего поколения характеризуется негативными тенденциями, а именно: снижение уровня здоровья детей с нарушениями зрения (каждый третий ребёнок дошкольного возраста по данным всемирной организации здравоохранения болеет в течение года более четырёх раз в год), ухудшение физической подготовленности, увеличение хронических заболеваний детей, в то время как растёт их информационная загруженность.
В соответствии с вышеизложенным становится необходимым осуществление поиска путей и определения педагогических условий формирования здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушением зрения. В дошкольной педагогике уже накоплен некий опыт в данной сфере, в частности в разработку различных аспектов данной проблемы внесли: А.М. Асмолов, В.П. Петленко, Г.А. Бутко, А.А. Ошкина, В.М. Нилов, С.М. Степанова, И.В. Журавлёва и др., однако у авторов нет единого подхода к определению понятия «здоровый образ жизни», которое согласно исследованиям А.А. Ошкиной, рассматривается нами как наличие знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение гигиенических процедур, режима дня, двигательной активности), положительного эмоционального отношения к данным элементам и умения реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Многочисленные исследования доказывают важность формирования здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, но среди авторов нет единого представления о педагогических условиях, способствующих оптимизации данного процесса, а ведь особого внимания требует обращение к данной проблеме в коррекционном детском саду. Перед психологами, воспитателями, родителями и медиками остро встает вопрос не только о преодолении, устранении нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на ребенка и способствовать формированию у него здорового образа жизни.
Таким образом, проблема выявления педагогических условий, которые будут способствовать формированию здорового образа жизни у детей с нарушением зрения, и в классической, и в современной педагогике, психологии и дефектологии была и остается актуальной. Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между теоретической разработанностью проблемы формирования основ здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения и недостаточной разработанностью педагогических условий, для эффективного осуществления данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каково влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий на формирование здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Объект исследования - процесс формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования базируется на предположении, о том, что формирование здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения будет эффективно при следующих педагогических условиях:
• отбор знаний об элементах здорового образа жизни, в том числе с учётом диагноза ребенка, эмоционально-положительным отношении к данным элементам и умении реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами;
• организация и насыщение различных видов деятельности информацией о здоровом образе жизни и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу;
• осуществление сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть психофизиологические особенности детей 6-7 лет с нарушением зрения, определяющие возможности формирования здорового образа жизни;
2. Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения;
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения:
• личностно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Голованова, В.В. Сериков, Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская и др.);
• системного подхода (В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин, Н.В. Кузьмина и др.);
• аксиологического подхода (Л.И. Анциферова, А.В. Кирьякова, A. С. Кузнецов, П.Е. Матвеев, Н.Л. Худякова и др.);
• теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
• исследования проблемы взаимодействия семьи и детского сада (Т.И. Бабаева, Т.А. Куликова, О.Л. Зверева и др.);
• исследования, посвященные изучению психофизиологических особенностей детей с нарушениями зрения (Л.И. Солнцева, Е.Б. Островская, B. А. Кручинин, Л.И. Плаксина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенов, Н.Г. Хопренинова и др.).
В ходе эксперимента использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
• эмпирические (изучение развивающей предметно-пространственной среды);
• методы обработки результатов (количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Новизна исследования: обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены показатели и определены уровни сформированности здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобраны рекомендации для воспитателей и родителей по организации педагогических условий, в том числе развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации и семье, а также разработаны диагностические задания и серия мероприятий, включающая в себя упражнения и дидактические игры, способствующая формированию здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 76 «Куколка» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы (37 источников), 19 приложений, 3 таблицы. Работа иллюстрирована 2 рисунками.
Известно, что проблема формирования здорового образа жизни является одной из самых актуальных в наши дни. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляет требования к результатам освоения дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования, в части создания благоприятных условий формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушением зрения представлена в исследованиях таких авторов, как А.М. Асмолов, В.П. Петленко, Г.А. Бутко, А.А. Ошкина, В.М. Нилов, С.М. Степанова, И.В. Журавлёва и других.
Многоаспектный анализ понятия «здоровый образ жизни» (психологический, педагогический и др.) и сравнительный анализ различных подходов к трактовке данного понятия позволил нам рассматривать его как наличие знаний и представлений об элементах здорового образа жизни, в том числе с учётом его диагноза, положительного эмоционального отношения к данным элементам и умения реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами.
Проведенное исследование позволило установить, что здоровый образ жизни дошкольника с нарушением зрения формируется в результате накопления ребенком знаний и представлений. Взрослый играет в данном процессе большую роль, так как его главной задачей является мотивация ребенка к деятельности, после чего педагог осуществляет перевод активности ребенка, стимулируемой и организуемой взрослым в собственную активность ребенка, определяемую им самим.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего эксперимента: внедрение педагогических условий, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Данные, полученные нами на контрольном этапе эксперимента, позволяют утверждать о возможности формирования здорового образа жизни у детей 6-7 лет с нарушениями зрения если:
• отобраны знания об элементах здорового образа жизни, в том числе с учётом диагноза ребенка, эмоционально-положительным отношении к данным элементам и умении реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами;
• организованы и насыщены различные виды деятельности информацией о здоровом образе жизни и сформировано на этой базе эмоционально-положительное отношение к данному процессу;
• осуществлено сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи, основанное на единстве воспитательного воздействия.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни детей 6-7 лет с нарушением зрения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 672 с.
2. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто - реф.дис. .канд.пед.наук / Н.А.Андреева. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.
3. Арнаутов, А.Г. Здоровье ваших глаз [Текст]: учебное пособие / А.Г. Арнаутов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 170 с.
4. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 37-43.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности. [Текст]: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 243 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. / А.К Бондаренко. - М. : Просвещение, 2011. - 169 с.
7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 2014. - 110 с.
8. Волкова, И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения [Текст] / И.П. Волкова // Дефектология. - 2005. - № 3. - С.39-47.
9. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 29 - 34.
10. Гусева, В. формирование здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста / В. Гусева //Ф дошкольного детства: материалы I Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике и психологии. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2010. - С.52-57.
11. Доброва, Н. Работа с офтальмо тренажерами в детском саду [Текст] / Н. Доброва, Е. Кодзасова, Н. Рагалева // Здоровье дошкольника. - 2012. - № 2. - С. 23.
12. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие. /Л. А. Дружинина. - М. : Издательство «Экзамен», 2016. - 159 с.
13. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. [Текст]: Методические рекомендации / О.В.Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова.- М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
14. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст]: / Н. Ефремова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2002. - №12 - С. 20 - 21.
15. Князева, А. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами народной педагогики [Текст] / А. Князева // Феномен дошкольного детства: материалы I Всероссийской студенческой олимпиады по дошкольной педагогике и психологии. - Челябинск : Издательство ЧГПУ, 2010. - С.52-57.
...