Введение 5
Глава 1 Методологические основы обучения английскому языку в дошкольном возрасте 8
1.1 Психологические и возрастные особенности дошкольного
возраста и специфика обучения иностранному языку 8
1.2 Принцип наглядности и средства обучения иностранному языку в дошкольном возрасте 15
Глава 2 Методические аспекты разработки и использования обучающего видеокурса в иноязычном обучении дошкольников 25
2.1 Обучающий видеокурс: процесс создания, описание и
методические рекомендации по работе с ним 25
2.2 Апробация результатов использования видеокурса «Англизик»
для обучения дошкольников иностранному языку 35
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Перспективно-календарный план 51
Приложение Б Методические рекомендации по использованию видеокурса
«Англизик» 62
Приложение В Диагностические упражнения для видео по теме «Животные» 66
Приложение Г Диагностические упражнения для видео по теме «Цвета» .... 69
Приложение Д Анкета для учителей 72
Приложение Е Анкета для родителей 74
Аннотация. Введение.
Объектом исследования в нашей работе является процесс обучения дошкольников иностранному языку.
Предметом исследования выступает методическое обеспечение процесса обучения дошкольников иностранному языку в формате обучающего видеокурса.
Цель нашего исследования - повышение качества обучения
иностранному языку путем создания и использования видеокурса с учетом возрастных и методических особенностей обучения английскому языку дошкольников.
Для осуществления цели исследования мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить научный материал по двум направлениям (возрастные особенности дошкольников и принцип наглядности);
2) проанализировать существующие видеокурсы и календарно-тематическое планирование;
3) разработать и описать видеокурс;
4) провести пробные занятия с использованием разработанного курса, а также анкетирование родителей и описать полученные результаты.
Занятия по иностранному языку с дошкольниками включают в себя различные цели, однако основная - это создание благоприятных условий для восприятия языка, поддержание мотивации и знакомство с новым через приятное общение.
Для того, чтобы занятия проходили продуктивно следует обращать внимание на методические рекомендации работы с детьми, а также учитывать психологические и возрастные критерии развития дошкольников. Дошкольники только вступают в учебную деятельность, их внимание слабое, а речь находится на этапе развития. У детей дошкольного возраста непроизвольная память и наглядно-образное мышление. Исходя из этого, мы определили, что занятия должны быть интересными с частой сменой деятельности. Для того, чтобы дошкольники усваивали информацию, следует давать ее дозировано и максимально четко. Так как игра является основным видом деятельности учащихся, учитель может комбинировать игровые и учебные элементы.
При обучении дошкольников практикующие педагоги обращаются к принципу наглядности. Данный принцип подходит для обучения в силу возрастных особенностей учащихся (воспринимают информацию всеми органами чувств). В ходе исследования мы выяснили, что аудиовизуальные средства наглядности (видео) отлично подходят для занятия по иностранному языку, ведь учащиеся не только видят «картинку», но могут также слушать речь. При выборе видео следует учитывать его языковое оформление, возрастную категорию, а также длительность. Просмотр видео у дошкольников не должен занимать больше 5-6 минут, иначе последует утомляемость.
Нами также были проанализированы видеокурсы для дошкольников от различных авторов. В ходе анализа стало понятно, что авторы пренебрегают методическими и психологическими требованиями. Например, материал в видео не соответствует дошкольному возрасту, кроме того, курсы, где герои являются куклами или мультипликациями, искажен голос, который трудно воспринимается учащимися. Чаще всего уже имеющиеся видеокурсы содержат в себе обильное количество слов на родном языке, тем самым нарушая принцип одноязычия.
Недостатки существующих видеокурсов, а также желание разнообразить учебный процесс способствовали разработке нами собственного обучающего видеокурса. Видеокурс «Англизик» состоит из девяти видеороликов, после просмотра которых, учащиеся смогут запомнить базовые лексические единицы по темам, познакомиться с иностранным языком в интересном и интерактивном формате. «Англизик» построен с учетом возрастных особенностей и методических рекомендаций по работе с дошкольниками. Кроме того, курс можно использовать для развития самостоятельной деятельности дома. Для этого специально для родителей разработана инструкция по работе с видеокурсом.
Пробное обучение с использованием видеокурса «Анлизик», которые было проведено на базе разговорного клуба по английскому языку «Speechka» с учащимися от 5 до 6 лет, показало свою высокую эффективность. Дошкольники с энтузиазмом работали с видео, повторяя и усваивая материал.
Кроме того, было также проведено анкетирование родителей, которые положительно отреагировали на материал в видеокурсе. Они ответили, что будут готовы продолжать использовать его дома, так как считают, что домашние задания такого рода не «отбивают» у ребенка желания изучать язык.
Таким образом, решая поставленные задачи, мы достигли цели исследования. Нам удалось повысить качество обучения дошкольников иностранному языку, разработать и описать обучающий видеокурс.
Перспективу исследования мы видим в создании видеокурса не только для дошкольников, но и младших и старших школьников.
1. Аранова С.В. Интеллектуально -графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общественного строя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия : Педагогические науки. 2017. № 5. С. 9-14.
2. Архипова М.В, Борисова Е.В. Особенности использования интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Науки об образовании. 2018. № 72-4. С. 284-286.
3. Бегунова Я.А. Приемы использования видеоматериалов в формировании коммуникативной компетенции на английском языке // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Т. 2. С. 247-250.
4. Буланова А.В. Применение наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2(16). С. 104-107.
5. Бондарева Е.Е. Психолого -педагогические основы обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях // Наука современность. Серия : Науки об образовании. 2012. С. 48-53.
6. Владимирова Ю.А. Особенности раннего обучения иностранному языку // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. С. 27 -31.
7. Волгуснова Е.А. Особенности развития образного творческого мышления у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. С. 96-101.
8. Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
№ 7. С. 22-23. ISSN 2073-0071.
9. Грищенко Н.А. Видео на уроках английского языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. C. 76-78.
10. Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. № 2. 2015. С. 70-73.
11. Каменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: в 2-х т. Т.1. 1982. С. 384.
12. Клочкова К.В., Шепелевич Е.В. Обучение детей дошкольного возраста английскому языку с использованием информационных технологий // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2016. С. 128- 131.
13. Константинова Н.А. Дидактический потенциал средств
музыкальной наглядности при формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2(62). Т. 3. С. 71-74.
14. Ковынева О.Г. Психологические особенности детей дошкольников // Universum: психология и образование. Серия : психологические науки.
№ 11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie- osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (Дата обращения: 12.12.2021)
15. Леоненко С.В. К вопросу о педагогических условиях
использования видео на занятиях английского языка с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) // Magister Dixit. № 3 (19). 2011. С. 185-188.
...