Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников 7
1.1 Понятие логическое мышление в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики 16
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 16
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по математике для развития логического мышления младших школьников 23
2.3 Анализ и обобщение результатов 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение 41
На начальном этапе образования школа нацелена раскрывать способности каждого ученика и создавать условия развития в индивидуальном порядке. Большой выбор заданий упражнений и игр помогает раскрывать индивидуальную личность ребенка. В дальнейшем это помогает направить и скорректировать его развитие. Сейчас, в настоявшее время, в эпоху развития новых технологий, очень важно развитие логики человека. Потому, что обществу не хватает людей способных логически, глубоко и самостоятельно мыслить. Только такие люди совершают прорывы в экономике, науке, экологии и продвигают общество вперед. Ребенок развивается с первых дней жизни дома, потом в детском саду. Но в начальной школе закладываются первые знания и умения, способствующие развитию логического мышления. Первый учитель, как никто другой, должен помогать ребенку в развитии мыслительных операций.
Обучающиеся перед школой имеют наглядно-образный тип мышления, когда задания лучше воспринимаются с помощью картинок, схем и моделей. Потому, что дети наглядно могут увидеть, посмотреть потрогать объект размышлений. Абстрактным мышлением дети овладевают к 8-10 годам. С первого класса обучающимся для лучшего усвоения материала необходимы навыки логического мышления. В начальной школе чаще всего используют задания, не требующие логики, поэтому логическое мышление развито недостаточно, именно это и указывает на актуальность проблемы.
Безусловно, математика является предметом, на котором логическое мышление развивается лучше всего. Предметом изучения математики являются отвлеченные понятия и закономерности, поэтому она способствует развитию мышления.
Мышление младших школьников изучали разные педагоги и психологи: Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Б. Инельдер, П.П. Блонский, Ф. Тайсон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Г.С. Овчинников, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, и другие.
Благодаря исследованиям Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы видим, что логические операции лучше развиваются в младшем школьно возрасте. Развитие зависит от того как организуется работа с обучающимися, необходимо целенаправленно и систематически проводить развивающую работу.
Таким образом, можно сделать вывод, что логическое мышление младших школьников развивается с помощью целенаправленной и систематической работой.
Цель: нашего исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Объект: процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет: условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников на уроках математики будет эффективным при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей, учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний, реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления.
Исходя из этого, нами был поставлен ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
2. Определить уровень развития логического мышления у младших школьников.
3. Разработать и внедрить условия, направленные на развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Научная новизна исследования: заключается в том, что развитие логического мышления младших школьников зависит от условий образовательного процесса.
Практическая значимость: разработанные условия помогут учителям быстрее и качественнее развивать логическое мышление младших школьников с помощью уроков математики.
База исследования: МБОУ «Школа № 59» г. о. Тольятти, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
В ходе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме младших школьников. Выяснили что мышление это психический процесс, составляющий высшую ступень познания человека. Мышление является одним из главных познавательных процессов, важная роль которого приобретение неизвестного ранее знания по основам творческого отражения и преобразования действительности. Мышление имеет свой мотив, собственную цель, критерии, систему способов и действий, результат и контроль. Целью мышления всегда является поиск решения определенной задачи. Логическое мышление это вид мышления, в процессе которого используют понятие суждение и умозаключение для решения поставленной задачи. Определение и систематизация всех значимых свойств и характеристик объектов не будет эффективно без мыслительных операций. Таких операций как анализ, классификация, сравнение, синтез, обобщение и другие. Логическое мышление будет развито при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей, учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний, реализация личностно-ориентированного подхода и деятельностного подхода в обучении.
По ходу работы нами было проведено три этапа.
На первом этапе мы подобрали диагностические методики на выявления уровня развития логического мышления. Первая методика «Исключение понятий», вторая методика «Определение понятий», третья методика «Последовательность событий», четвертая методика «Сравнение понятий». Проведя диагностические методики, мы выявили уровень развития логического мышления младших школьников на начальном этапе эксперимента.
На втором этапе мы подобрали условия развития логического мышления младших школьников. Провели уроки, в которые были включены задания на логическое мышление.
На третьем этапе эксперимента мы повторно проводили диагностические методики. Выявляли уровень развития логического мышления младших школьников на контрольном этапе.
Проанализировав их, мы сделали вывод. Уровень развития логического мышления в экспериментальной группе повысился. Количество учеников с высоким уровнем повысилось. Количество учеников со средним уровнем повысилось незначительно. Количество учеников с низким уровнем стало меньше. В контрольной группе произошли незначительные изменения. Количество учеников с высоким уровнем не изменилось. Незначительно изменились показатели среднего и низкого уровня. Поэтому можно сделать вывод о положительной динамике развития логического мышления младших школьников вследствие поставленных условий на уроках математики.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены.
1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2013.
2. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов - Самара: Изд-во СГПУ, 2015.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Берн Э. — М., 2008.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А. Валлон. • М.: Просвещение, 2010.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 2011.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2007.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гамезо и др. • М., 2004.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.,1991.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. — М., 2000.
10. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин. //Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
11. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. — М., 2013.
12. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с.
13. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г. Доман. — М., 2005.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. — Екатеринбург, 2005.
15. Кабанова-Меллер, Е. П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся/ Е. П. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968.
...