Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Работа №111552

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников 7
1.1 Понятие логическое мышление в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках матема­тики 16
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 16
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по математике для раз­вития логического мышления младших школьников 23
2.3 Анализ и обобщение результатов 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение 41

На начальном этапе образования школа нацелена раскрывать способ­ности каждого ученика и создавать условия развития в индивидуальном по­рядке. Большой выбор заданий упражнений и игр помогает раскрывать инди­видуальную личность ребенка. В дальнейшем это помогает направить и скорректировать его развитие. Сейчас, в настоявшее время, в эпоху развития новых технологий, очень важно развитие логики человека. Потому, что об­ществу не хватает людей способных логически, глубоко и самостоятельно мыслить. Только такие люди совершают прорывы в экономике, науке, эколо­гии и продвигают общество вперед. Ребенок развивается с первых дней жиз­ни дома, потом в детском саду. Но в начальной школе закладываются первые знания и умения, способствующие развитию логического мышления. Первый учитель, как никто другой, должен помогать ребенку в развитии мыслитель­ных операций.
Обучающиеся перед школой имеют наглядно-образный тип мышле­ния, когда задания лучше воспринимаются с помощью картинок, схем и мо­делей. Потому, что дети наглядно могут увидеть, посмотреть потрогать объ­ект размышлений. Абстрактным мышлением дети овладевают к 8-10 годам. С первого класса обучающимся для лучшего усвоения материала необходи­мы навыки логического мышления. В начальной школе чаще всего исполь­зуют задания, не требующие логики, поэтому логическое мышление развито недостаточно, именно это и указывает на актуальность проблемы.
Безусловно, математика является предметом, на котором логическое мышление развивается лучше всего. Предметом изучения математики явля­ются отвлеченные понятия и закономерности, поэтому она способствует раз­витию мышления.
Мышление младших школьников изучали разные педагоги и психоло­ги: Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Б. Инельдер, П.П. Блонский, Ф. Тайсон, Л.С. Выгот­ский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Г.С. Овчинников, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вуче­тич, З.М. Истомина, и другие.
Благодаря исследованиям Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистой, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М. Монтессори, И.Л. Никольской и др., мы ви­дим, что логические операции лучше развиваются в младшем школьно воз­расте. Развитие зависит от того как организуется работа с обучающимися, необходимо целенаправленно и систематически проводить развивающую ра­боту.
Таким образом, можно сделать вывод, что логическое мышление младших школьников развивается с помощью целенаправленной и система­тической работой.
Цель: нашего исследования теоретически обосновать и эксперимен­тально проверить условия развития логического мышления младших школь­ников на уроках математики.
Объект: процесс развития логического мышления младших школьни­ков.
Предмет: условия развития логического мышления младших школьни­ков на уроках математики.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что раз­витие логического мышления младших школьников на уроках математики будет эффективным при следующих условиях: учет индивидуальных особен­ностей детей, учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний, реализация деятельностного и личностно-ориентированного подхо­дов к развитию логического мышления.
Исходя из этого, нами был поставлен ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у младших школьников.
2. Определить уровень развития логического мышления у младших школьников.
3. Разработать и внедрить условия, направленные на развитие логическо­го мышления младших школьников на уроках математики.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого­-педагогической литературы; эксперимент в единстве его этапов: констати­рующего, формирующего и контрольного.
Научная новизна исследования: заключается в том, что развитие ло­гического мышления младших школьников зависит от условий образова­тельного процесса.
Практическая значимость: разработанные условия помогут учителям быстрее и качественнее развивать логическое мышление младших школьни­ков с помощью уроков математики.
База исследования: МБОУ «Школа № 59» г. о. Тольятти, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литера­туру по данной проблеме младших школьников. Выяснили что мышление это психический процесс, составляющий высшую ступень познания челове­ка. Мышление является одним из главных познавательных процессов, важ­ная роль которого приобретение неизвестного ранее знания по основам твор­ческого отражения и преобразования действительности. Мышление имеет свой мотив, собственную цель, критерии, систему способов и действий, ре­зультат и контроль. Целью мышления всегда является поиск решения опре­деленной задачи. Логическое мышление это вид мышления, в процессе кото­рого используют понятие суждение и умозаключение для решения постав­ленной задачи. Определение и систематизация всех значимых свойств и ха­рактеристик объектов не будет эффективно без мыслительных операций. Та­ких операций как анализ, классификация, сравнение, синтез, обобщение и другие. Логическое мышление будет развито при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей, учет психологических закономерно­стей процесса усвоения знаний, реализация личностно-ориентированного подхода и деятельностного подхода в обучении.
По ходу работы нами было проведено три этапа.
На первом этапе мы подобрали диагностические методики на выявле­ния уровня развития логического мышления. Первая методика «Исключение понятий», вторая методика «Определение понятий», третья методика «По­следовательность событий», четвертая методика «Сравнение понятий». Про­ведя диагностические методики, мы выявили уровень развития логического мышления младших школьников на начальном этапе эксперимента.
На втором этапе мы подобрали условия развития логического мышле­ния младших школьников. Провели уроки, в которые были включены зада­ния на логическое мышление.
На третьем этапе эксперимента мы повторно проводили диагностиче­ские методики. Выявляли уровень развития логического мышления младших школьников на контрольном этапе.
Проанализировав их, мы сделали вывод. Уровень развития логического мышления в экспериментальной группе повысился. Количество учеников с высоким уровнем повысилось. Количество учеников со средним уровнем по­высилось незначительно. Количество учеников с низким уровнем стало меньше. В контрольной группе произошли незначительные изменения. Ко­личество учеников с высоким уровнем не изменилось. Незначительно изме­нились показатели среднего и низкого уровня. Поэтому можно сделать вывод о положительной динамике развития логического мышления младших школьников вследствие поставленных условий на уроках математики.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены.


1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2013.
2. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов - Самара: Изд-во СГПУ, 2015.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Берн Э. — М., 2008.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А. Валлон. • М.: Просвещение, 2010.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических про­цессов/ Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 2011.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2007.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гамезо и др. • М., 2004.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.,1991.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. — М., 2000.
10. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин. //Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
11. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. — М., 2013.
12. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заве­дений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дуб­ровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с.
13. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г. Доман. — М., 2005.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. — Екате­ринбург, 2005.
15. Кабанова-Меллер, Е. П. Формирование приемов умственной дея­тельности и умственное развитие учащихся/ Е. П. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ