Введение
Глава 1 Теоретический анализ литературных источников о значении спортивной игры баскетбол в физическом воспитании детей среднего школьного возраста
1.1Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
1.2Значение спортивной игры баскетбол как одного из средств
физического воспитания школьниц 11-12 лет
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования
2.1Задачи исследования
2.2Методы исследования
2.3Организация исследования
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Проблема ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения в настоящее время все также стоит остро. К сожалению повышение роста заболеваемости учащихся от класса к классу стало закономерностью. Среди причин выделяется низкая двигательная активность школьников, которая связана с повышенными учебными нагрузками, развитием компьютерной техники, интернета, появлением новых современных телефонов и др. Сегодня во многих образовательных учреждениях акцент делается на углубленном изучении отдельных предметов, что влечет к повышению объема учебного материала, а также к психоэмоциональным нагрузкам на организм школьников. Начиная со школьного возраста увеличивается количество детей, которые относятся к специальной медицинской группе.
Физическое воспитание школьников также важно, как и другие виды воспитания в системе образования. Оно направлено прежде всего на приобщение детей к систематически занятиям физическими упражнения, на формирование основ здорового образа жизни и культуры здоровья. Практические занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению состояния здоровья, гармоничному развитию организма в целом, улучшению психоэмоционального состояния, способствуют более быстрой адаптации к социальной жизни.
Учащиеся средних классов общеобразовательных школ обучаются по программам физической культуры, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Одной из таких программ авторами являются М.Я. Виленский и др. [38]. В программе для 5-7-ых классов предлагаются знания об истории физической культуры, здоровье и здоровом образе жизни, самоконтроле и первой медицинской помощи; предлагаются средства физической культуры и спорта для освоения школьниками двигательных умений и навыков из разных видов физкультурно-спортивной деятельности. Среди них выделяются легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжная подготовка, спортивные игры - баскетбол, волейбол, гандбол, футбол.
Большой интерес учащиеся школ проявляют к занятиям спортивными играми. Баскетбол среди спортивных игр занимает значительное место в физическом воспитании школьников. В научно-методической литературе отмечается, что баскетбол решает общепедагогические задачи - оздоровительные, воспитательные и оздоровительные. Кроме того, учебнотренировочные занятия баскетболом направлены на улучшение уровня развития двигательных качеств и способностей, психоэмоциональной устойчивости, развитие личностных качеств у занимающихся [1], [13], [14], [17], [30], [33], [34], [35], [40].
В связи с выше сказанным, проведение исследовательской работы по определению влияния учебно-тренировочных занятий баскетболом на двигательные способности у школьниц 11-12 лет в процессе физического воспитания является актуальной.
Теоретическую базу исследования составили работы специалистов:
-по теории и методике физического воспитания школьников Борисова В.В. [5]; В.И. Лях [21]; Л.П. Матвеев [23]; В.А. Никишкин и др.[37]; М.Я. Виленский [38]; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов [39] и др.;
-по возрастным особенностям детей 11-12 лет Н.А. Баёва [2]; М.Б. Батюта, Т.Н. Князева [4]; Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова,
B.М. Ширшова [7]; С.В. Дрокова [15]; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб [32];
-по теории развития двигательных способностей Г.Н. Германов [9];
C.Е. Гонсалес [10]; И.Ю. Горская [11]; В.М. Зациорский [16]; В.Б. Иссурин [20]; В.Г. Никитушкин и др. [25]; В.Н. Платонов [28]; В.А. Гриднев [29]; Д.Г. Сидоров [30];
-по методике обучения техническим и тактическим основам игры в баскетбол Д.П. Адейеми [1]; В.П. Губа [13]; И. В. Золотавина [17]; Е.В. Конеева [33]; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков [34]; Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др. [35].
Объект исследования: процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: организация учебно-тренировочных занятий по баскетболу со школьницами 11-12 лет во внеучебное время.
Цель исследования - повышение уровня развития двигательных способностей у школьниц 11-12 лет в учебно-тренировочных занятиях баскетболом.
Задачи исследования:
1.Определить развитие двигательных способностей у школьниц 11-12 лет.
2.Организовать учебно-тренировочные занятия баскетболом во внеучебное время со школьницами 11-12 лет.
3.Исследовать влияние учебно-тренировочных занятий баскетболом на двигательные способности у школьниц 11-12 лет в процессе физического воспитания.
Гипотеза исследования предполагается, что организация учебнотренировочных занятий баскетболом во внеучебное время для школьниц 11-12 лет в процессе физического воспитания позволят не только усвоить техникотактические умения при игре в баскетбол, но и улучшат двигательные способности у данной категории детей.
Для решения цели и задач в данной бакалаврской работе были подобраны методы исследования:
-анализ литературных источников,
-педагогическое наблюдение,
-тестирование двигательных способностей,
-педагогический эксперимент,
-методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные в ходе исследовательской работы дали возможность теоретически обосновать эффективность учебных и учебно-тренировочных занятий баскетболом, способствующих развитию двигательных способностей у школьниц 11-12 лет в процессе физического воспитания.
Практическая значимость. Рекомендуется использовать данные исследовательской работы в практической работе учителей, тренеров, инструкторов и других педагогических работников в сфере физической культуры и спорта для повышения двигательных способностей у девочек среднего школьного возраста с использованием средств баскетбола, как на уроках физической культуры, так и дополнительных учебно-тренировочных занятиях во внеучебное время.
Структура бакалаврской работы: введение, три главы, заключение, таблицы в количестве 3, рисунков 13, список используемой литературы. Бакалаврская работа излагается на 51 страницах.
В результате проведенного исследования нами было сделано несколько выводов:
-до проведения педагогического эксперимента не выявили достоверного различия в пользу одной из экспериментальных групп. Это позволило судить о равно подобранных группах по возрастно-половым особенностям и по развитию двигательных способностей;
-были организованы учебно-тренировочные занятия баскетболом во внеучебное время для школьниц 11 -12 лет в процессе физического воспитания.
-сравнительная характеристика данных после проведения педагогического эксперимента показала достоверное различие (P<0,05) по всем показателям, характеризующим двигательные способности, в пользу школьниц экспериментальной группы;
-после проведения педагогического эксперимента определили прирост в двух исследуемых группах. Однако достоверный прирост по всем тестам выявили у школьниц 11 -12 лет ЭГ. У школьниц КГ достоверный прирост (Р<0,05) произошел по только по тестам «Поднимание туловища за 1 минуту» и «Бег 6 минут».
Таким образом, проведенное исследование позволило достичь цели, решить задачи и подтвердить гипотезу. Организованные учебнотренировочные занятия баскетболом были эффективными для развития двигательных способностей у девочек экспериментальной группы. Большую роль при развитии двигательных способностей сыграли средства общей физической подготовки, которые проводились фронтальным и круговым методом, а также игровой метод. Данный метод не только способствовал развитию двигательных качеств и способностей, но и повышал интерес к учебно-тренировочным занятиям в целом.
1.Адейеми, Д. П. Баскетбол: основы обучения техническим приемам игры в нападении: учебно-методическое пособие / Д.П. Адейеми, О.Н. Сулейманова. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 40 с.
2.Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. - 56с.
3.Баскетбол: учебно-методическое пособие / под редакцией С. Ю. Махов. - Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016. - 37 с.
4.Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - Москва: Логос, 2013. - 306 с.
5.Борисова, В. В. Теория и методика физической культуры: курс лекций: учебно-методическое пособие / В. В. Борисова, Л. В. Руднева. - Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. - 244 с
6.Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.М. Железнов, Г.А. Попов, О.В. Ульянов, И.М. Яхина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 96 с.
7.Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 398 с.
8.Возрастная психология : хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Г. С. Костюк, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец [и др.] ; составители Н. А. Пронина [и др.]. — Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2019. — 231 с. — ISBN 978- 5-6043744-8-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94299.html
9.Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 c.
10.Гонсалес, С. Е. Двигательное качество «ловкость» и его развитие у студентов вузов на примере игровых видов спорта : учебно-методическое пособие / С. Е. Гонсалес, А. А. Чумаков. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2018. — 24 c.
11.Горская, И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуальнотипологических особенностей: методические рекомендации / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 79 c
12.Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
13.Губа, В. П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В. П. Губа. - Москва: Издательство «Спорт», 2020. - 720 c.
14.Демидкина, И.А. Организация проведения учебно-тренировочных
занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / И.А. Демидкина. - Самара: Самарский государственный архитектурно
строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 158 c.
15.Дрокова, С.В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов-иностранцев / С.В. Дрокова. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 69 c...