Введение 5
Глава 1 Организация работы регионального телевидения в современный период 11
1.1 Государственная политика в области регионального телевещания в
1990-х годах - начале XXI века 11
1.2 Особенности современного регионального телевидения и его функции 20
Глава 2 Создание и развитие тольяттинского телевидения 30
2.1 История становления и развития тольяттинского телевидения 30
2.2 Телевидение в Тольятти на современном этапе 39
2.3 «ВАЗ ТВ» по оценкам социальных исследований 43
Заключение 57
Список используемой литературы и источников 59
Актуальность. В последнее время в системе средств массовой информации телевидения произошли серьезные изменения по сравнению с тем, что было ещё 10 лет назад. Это в значительной степени касается регионального телевидения, которое функционирует в новых условиях конкуренции. Оно выступает рычагом социальных, экономических, политических проблем.
Развитие средств массовой коммуникации находится на таком уровне, что стало возможным образование и эффективное развитие регионального телекоммуникационного пространства, которое включает в себя возможности холдингов федерального значения. Можно говорить о том, что сегодня региональные телекоммуникационные компании являются своего рода фундаментом развития новой культуры восприятия визуального контента. Это стало следствием того, что сегодня современные технические средства и технологические возможности позволяют на региональном уровне осуществлять производство программ высокого уровня с возможностью трансляции их в эфире, в кабельных сетях и сети интернет. Под региональным телеканалом в данном случае понимается предприятие СМИ, основным видом деятельности которого является трансляция видеоконтента местного производства на эфирной частоте. Особенное развитие это приобретает по причине развития цифровых мультиплексов, которые станут основой современного телевещания. Уже сегодня в России в формате цифрового вещания T2 вещают 20 каналов. Они разделены на два основных пакета. Оба пакета являются бесплатными для просмотра. Первый пакет (мультиплекс) - это обще информационные, новостные и развивающие каналы. Второй пакет цифрового телевидения - развлекательный.
Региональное телевидение играет большую роль в жизни современного человека. Эффективность и популярность программ напрямую зависит от степени профессионализма и нравственных позиций журналиста. Региональное телевидение начало особенно активно развиваться и приобретать популярность у зрителей в 90-х годах прошлого века. Рос интерес людей к новостям и проблемам родного региона. Зрители хотели смотреть и слушать «своих» людей. Ведь программы местного телевидения носили и носят особо открытый и доверительный характер. Это позволило региональным каналам в короткие сроки создать собственную аудиторию, в то время как газеты постепенно отходили на второй план.
Исследование процесса становления и развития регионального телевидения и его особенностей в практической плоскости на современном этапе перехода на полное цифровое вещание позволит зафиксировать определенные достижения в развитии регионального ТВ, а так же сформирует базу для последующей разработки темы в рамках уже изучения особенностей развития цифрового вещания.
Степень изученности темы. Литература, посвященная становлению и развитию телевидения на современном этапе достаточно обширна. Её условно можно разделить на две группы: общероссийского и регионального уровня. В своей работе «Телевидение на перепутье» Борецкий Р.А. описывает изменения в общей программной политике вещания и называет их основные причины, а также отдельно рассматривает телевидение коммерческое, общественное и государственное. Весьма интересной является работа Вартановой Е.Л. «К чему ведет конвергенция СМИ?». Автор достаточно подробно описывает процессы конвергенции средств коммуникации, разделяя их на основные типы. [1, 2]
В работе Грачева Г. «Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия» комплексно рассматривается проблема манипуляционного влияния на людей с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия. Автор утверждает, что это стало достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое психологическое принуждение личности. В статье Даниловой А.Г. «Особенности восприятия рекламы, выполненной в различных культурных традициях» рассмотрены виды рекламы и особенности её восприятия зрителями. [4, 5]
Весьма интересной и полезной является работа Егорова В. «Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии», где представлены общие подходы и понятия в сфере тележурналистики и телекоммуникаций. В работах «Телесреда и телепотребление в современном российском обществе», автором которой является Коломиец В.П., а также «Новейшая история российского телевидения (1985 - 2004)» Качкаевой А.Г., «Телерадиоэфир: История и современность» Засурского Я.Н. и «Отечественное телевидение» Шарикова А. затрагиваются такие темы, как организация российского телевидения на современном этапе, создание особого художественного языка телевидения, влияние СМИ на политику и другие стороны общественной жизни, взаимодействия государственной власти и телевидения. [6, 13, 12, 8, 44]
Региональная историография представлена рядом статей и работ, в которых рассматриваются основные тенденции в развитии регионального телевидения, его главные задачи и особенности. Данные вопросы исследованы в работах Вырковского А.В., Макеенко М.И. «Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи», Зверевой Н.В. «Школа регионального тележурналиста», а также Миндровой Е.А. «Информационное общество, история, тенденции, правовые основы и региональный аспект». В работе «ТВ-журналистика: критерии профессионализма», автором которой является Кузнецов Г.В. достаточно подробно исследовано значение и место регионального телевидения в системе средств массовой коммуникации. Также весьма интересной является другая его работа «Критерии качества телевизионных программ», в которой изучены опорные точки стилевого единства телепрограмм, что наиболее важно в процессе формирования регионального телевидения. Немаловажной является работа Ращевского Ю.К. «Ставрополь - Тольятти: история города», в которой рассматривается становление телевидения в Тольятти. [3, 17, 15, 14, 30]
Цель данного исследования состоит в анализе становления и развития телевидения в Тольятти на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития регионального телевидения.
2. Определить функции вещания и способы их реализации на региональных каналах.
3. Изучить становление и развитие тольяттинского телевидения.
4. Проанализировать специфику работы городского канала «ВАЗ ТВ».
Объектом исследования является городской канал «ВАЗ ТВ». Предметом исследования выступает функционирование «ВАЗ ТВ» на современном этапе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 до 2020 гг. Выбор нижней границы обусловлен принятием решения о создании телевидения в Тольятти («ВАЗ ТВ») 10 апреля 1990 г.
Именно с этой даты начинается процесс привлечения кадров для создания «ВАЗ ТВ». Активизируется подготовка и организация их трудовой (телевизионной) деятельности.
Верхняя граница хронологических рамок исследования (2020 г.) связана с 30-летней деятельностью телеканала «ВАЗ ТВ», что позволило наиболее объективно и подробно изучить процесс его создания и развития.
Территориальные рамки исследования нашего исследования базируются на местном уровне и включают в себя город Тольятти.
Источниковая база исследования представлена опубликованными и неопубликованными источниками. Условно можно выделить следующие группы: нормативно-правовые документы, материалы СМИ и источники личного происхождения.
Первую группу источников составляют нормативно - правовые документы. К их числу следует отнести законодательные и подзаконные нормативные акты (законы, указы, постановления) - Закон РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации», Указ Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации». Перечисленные источниковые материалы позволяют изучить государственную политику в области регионального телевидения в постсоветский период. Данный тип источников опубликован в интернет-версии системы ГАРАНТ (электронный фонд правовой и нормативно-технической документации).
Вторая группа источников - периодические издания, которые представлена газетами, выпускаемыми в г. Тольятти в постсоветский период. Среди них наиболее значимыми и информативными являются такие издания как «Волжский автостроитель», «Площадь свободы». Перечисленные выше периодические издания находятся в библиотеке «Автоград» Автозаводского района. Данная группа источников позволяет проследить главные события телевидения на местном уровне, его развитие.
Следующая группа источников - материалы личного происхождения, к которым относятся интервью с главным редактором редакции «ВАЗ ТВ» Яной Левиной от 14 ноября 2019 г. и социологические исследования «ВАЗ ТВ в оценках телезрителей».
Данные источниковые материалы характеризуются субъективной оценкой и эмоциональным восприятием. Тем не менее, публикации личного происхождения представляют собой существенный источник информации, который позволяет детализировать и составить подробный анализ истории телевидения в Тольятти.
Таким образом, рассмотрев имеющиеся источники по изучаемой теме, можно сделать вывод, что существует ряд разнообразных материалов, позволяет более глубоко изучить данную тему.
Методологической основой исследования стала совокупность научных методов и принципов: принцип историзма, дедукция, конкретно- исторический подход, сравнительно-исторический, системный, историко-хронологический и другие методы научного исследования.
Научная новизна определяется тем, что впервые была предпринята попытка дать комплексный анализ становления и развития телевидения в Тольятти на современном этапе. Кроме того, в научный оборот впервые был введен ряд ценных источников, которые ранее не были использованы.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе исследования был изучен процесс становления и развития регионального телевидения.
Определяющей тенденцией в развитии регионального телевидения на рубеже веков стали децентрализация и регионализация вещания, что удалось осуществить посредством принятия ряда Указов, Законов и Постановлений правительства РФ. В регионах происходит развитие сети независимых телекомпаний, исчезает абсолютная монополия центральных государственных телевизионных каналов.
Функции регионального телевидения сегодня направлены на воздействие массового сознания региональной телеаудитории, но, по- прежнему, задача телевидения остается информировать, просвещать и воспитывать общество.
Несмотря на то, что с появлением новейших мультимедийных средств получения информации (таких как доступ в открытую сеть через смартфоны и персональные компьютеры, современное телевидение теряет свою ведущую роль, но не исчезает из жизни людей и активно формирует взгляды аудитории. Задача телевидения по-прежнему остается информировать, просвещать и воспитывать общество.
В ходе исследования непосредственно нами также был изучен телеканал «ВАЗ ТВ» г. Тольятти.
Проведя анализ программ местного телевидения, можно с уверенностью сказать, что они весьма разнообразны. Структура вещания канала складывается из информационно-аналитических программ, программ собственного производства, а также важной составляющей эфира являются авторские программы и спортивные обзоры. Телевидение, постепенно переходит в интернет формат и, тем самым, получает целый ряд дополнительных возможностей в процессе структурирования и трансляции информации, а также в процессе организации обратной связи.
Было выявлено, что на протяжении развития телеканала основной целью его было освещение актуальных тем и анализ существующих проблем на местном уровне.
Несмотря на новшество, связанное с переходом на цифровое вещание, которое «наступает на пятки» региональному телевидению, а где — то идет уже впереди, у него всегда был и будет свой зритель. Всегда будет желание знать, что происходит на соседней улице, увидеть в репортаже знакомые лица, что практически никогда не покажут на федеральных каналах. Местные каналы - это более доступная и понятная жителю информация, вызывающая доверие.
1. Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье.- М.: Наука, 1998.- 320 с
2. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? URL:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ (дата обращения: 11.03.2020)
3. Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. - М.: МедиаМир, 2014.- 144 с.
4. Грачев Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия URL: http://evartist.narod.ru/text3/72.htm(дата обращения: 11.03.2020)
5. Данилова А.Г. Особенности восприятия рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова //М.: РИП-Холдинг. - 2000. - Т.21. — №4. - С.98-106
6. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М.: Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. - 1997. - 180 с.
7.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] URL:
http://ivo. garant.ru/#/document/10164247/paragraph/220411/highlight/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%BE%D1%82%2027.12.1991%20N%202124-1:1(дата обращения: 1.04.2020).
8.Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: История и современность.- М.: Аспект Пресс, 2005. - 239 с.
9.Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. - М.: Аспект пресс,2009. - 272 с.
10. Интервью с главным редактором редакции «ВАЗ ТВ» Яной Левиной от 14 ноября 2019 г.
11. Карпов Е. Телеладья отправляется в новое плавание // Волжский автостроитель. - 2002. - 23 ноября.
12. Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985 - 2004). М., 2005. - 280 с.
13. Коломиец В.П. Телесреда и телепотребление в современном российском обществе URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212535539/Kolomiets_6.pdf / (дата
обращения: 9.03.2020)
14. Кузнецов Г.В. Критерии качества телевизионных программ. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 180 с.
15. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М.: РИП-Холдинг, 2004. - 280 с.
16. Курочкин М. Телевидение стало судьбой // Волжский автостроитель. - 2014. - 01 февраля.
17. Миндрова Е.А. Информационное общество, история, тенденции, правовые основы и региональный аспект URL: http://lawtheses.com/kolliziya- prava-grazhdan-na-dostup-k-informatsii-i-prava-na-neprikosnovennost-chastnoy- zhizni-v-usloviyah-informatsionnog/ (дата обращения: 9.03.2020)
18. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Аспект пресс, 2003. - 280 с.
19. Мясникова М.А. «Морфологический анализ современного российского телевидения» URL:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/2877/2/urgu0772s.pdf/ (дата обращения: 14.03.2020)
20.0 печати и других средствах массовой информации: Закон СССР. О введении в действие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»: Постановление Верховного Совета СССР. М., 1990. С. 3-14.
21. Пекарш В. Нам интересно то, что интересно жителям города // Площадь свободы. - 1999. - 17 ноября.
22. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 1999 г. № 1022 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/180889/(дата обращения: 7.04.2020).
23. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/179134/(дата обращения: 04.03.2020).
24. Постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1990 г. «Об
упорядочении организации телевизионного и радиовещания в СССР» [Электронный ресурс] URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/73549706/paragraph/3490/highlight /(дата обращения: 04.03.2020).
25. Приказ ГТК РФ от 30 октября 2000г. «Об информационном наполнении web-сервера ГТК России» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/774595/(дата обращения: 7.04.2020).
26. Приказ МВД РФ от 10 июля 1995 г. «О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел» [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/1351601/(дата обращения: 28.03.2020).
27. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 1999 г. «Об основных
направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы» [Электронный ресурс] URL:
https://base.garant.ru/4176021/(дата обращения: 7.04.2020).
28. Приказ Минобразования РФ от 22 сентября 1998 г. «О сертификации информационно-программных средств учебного назначения» [Электронный ресурс] URL:https: //base.garant.ru/179788/(дата обращения: 11.04.2020).
29. Приказ Минсельхозпрода РФ от 3 октября 1996 г. «О создании телекоммуникационной сети АПК России» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/2133120/(дата обращения: 2.04.2020).
30. Ращевский Ю.К. «Ставрополь - Тольятти: история города» [электронное учебное пособие] под ред. Безгиной О.А. Тольятти: Издательство ТГУ, 2016. - 448 с.
31. Социологические исследования «ВАЗ ТВ в оценках телезрителей» (ООО «Консалтинговое агентство «Центр социальных технологий») от 2005г.
32. Социологический опрос от фонда «Общественное мнение» (ФОМ) от 2018 г.
33. Социологическое исследование ПАО «АВТОВАЗ» от 2017 г.
34. Токарев М. До встречи в эфире! // Волжский автостроитель. - 1991. - 4 декабря.
35. Токарев М. Переключая каналы // Волжский автостроитель. - 1991. - 14 мая.
36. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/178209/(дата обращения: 15.03.2020).
37. Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/136393/(дата обращения: 15.03.2020) .
38. Указ Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании
деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:
https://base.garant.ru/181385/ (дата обращения: 15.03.2020).
39. Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/12111461/(дата обращения: 15.03.2020).
40. Управление по социальным вопросам ВАЗа. Кабельное телевидение в вашем доме // Волжский автостроитель. - 1990. - 24 марта.
41. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/10103678/(дата обращения: 04.03.2020).
42. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/135919/(дата обращения: 27.03.2020).
43. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном
информационном обмене» [Электронный ресурс] URL:
https://base.garant.ru/135401/(дата обращения: 27.03.2020).
44. Шариков А. «Отечественное телевидение» URL:
http://lib.broadcasting.ru/articles2/Mashina/otechestvennoe-televidenie-xx-i- nachala-xxi-stoletiya-chast-1/(дата обращения: 14.03.2020)