Введение 12
Глава 1. Порядок классификации и контроля заявленного кода товаров группы 87 ТНВЭД ЕАЭС .... 19
1.1 Специфика идентификации средств наземного транспорта в таможенных целях 19
1.2 Порядок таможенной классификации товаров группы 87 ТНВЭД и контроля достоверности
заявленного кода; практика разрешения спорных ситуаций классификации 24
1.3 Структура классификации средств наземного транспорта в ТНВЭД ЕАЭС 37
1.4 Распространенные ошибки и типичные сложности, возникающие при классификации объектов
таможенного контроля по ТНВЭД ЕАЭС, и причины их возникновения 47
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование классификации средств наземного транспорта 50
2.1 Нормативно-правовая база обеспечения контроля достоверности заявленного кода ТНВЭД ЕАЭС 50
2.2 Предварительное решение о классификации в системе контроля достоверности заявленного кода
средств наземного транспорта 59
2.3 Анализ предварительных решений о классификации средств наземного транспорта 72
Глава 3. Анализ судебной практики по делам об оспаривании кода ТН ВЭД в отношении средств наземного транспорта 76
3.1 Оспаривание решений таможенных органов о классификации товаров по ТНВЭД ЕЭАС 76
3.2 Анализ судебной практики связанной с классификацией средств наземного транспорта 83
3.3 Рекомендации в отношении повышения эффективности классификации и контроля достоверности
заявленного кода в отношении средств наземного транспорта 88
Заключение 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Объектом исследования является современная таможенная и судебная практика
классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС, перемещаемые через
границу ЕАЭС.
Целью работы – Выявление проблем, связанных с классификацией средств наземного
транспорта, а также сформулировать рекомендации по повышению эффективности
классификации и контроля достоверности заявленного кода в отношении данной категории
товаров.
В процессе исследования проводился анализ нормативно-правовых актов
международного, регионального и национального уровней; информационно-аналитических
ресурсов.
В результате исследования были разработаны рекомендации в отношении
повышения эффективности классификации и контроля достоверности заявленного кода в
отношении средств наземного транспорта.
Областью применения является сфера внешнеэкономической деятельности,
таможенное дело, сфера налогообложения, производственная деятельность организаций.
Значимость работы заключается в возможности повышения уровня эффективности
классификации средств наземного транспорта, в связи с ознакомлением и применением
предложенных рекомендаций.
В ходе работы автором было выяснено: порядок таможенной классификации товаров, выделены угрозы и риски недостоверной классификации товаров, изучены и проанализированы нормативно-правовые акты таможенного регулирования классификации средств наземного транспорта, проанализирована судебная практика по оспариванию
классификационного кода средств наземного транспорта и выявлены основные причины недостоверной классификации.
Определение достоверного классификационного кода ТНВЭД играет огромное значение для таможенных органов и декларанта. Классификация является неотъемлемым элементом таможенного оформления товаров как ввозимых, так и вывозимых с территории ЕАЭС.
Достоверная классификация ускоряет процедуру таможенного
оформления товара. Предотвращает судебные разбирательства между таможенными органами и декларантом. Стоит отметить огромную роль процедуры предварительного классификационного решения ФТС. Данная процедура занимает большое количество времени у таможенных органов, но минимум у декларанта.
Но, тем не менее, большое количество спорных случаев между декларантом и таможенным органом возникает как раз из-за определения кода ТНВЭД ЕАЭС. При пересечении таможенной границы, товарам присваивается десятизначный классификационный код, который вносится в декларацию. Несмотря на то, что это кажется формальностью, но от данного кода зависит очень многое. Классификационный код во многом определяет ставку таможенной пошлины, различные не тарифные ограничения или запреты. Также классификация может повлиять на особенность документального оформления груза.
Встречаются случаи, когда таможенные органы просят декларанта изменить классификационные код средств наземного транспорта из-за:
1. Неполного или неверного заполнения графы 31 декларации на товары. Как показывает рассмотренная судебная практика, неточное описание товаров является наиболее встречаемым признаком, которое указывают на недостоверное декларирование средств наземного транспорта в части их классификации. Вследствие этого при контроле очень усложненно определение правильного заявленного кода товара и происходит не правильное начисление таможенных платежей;
2. В документах предоставленных декларантом, отсутствуют документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары. В связи с чем хотелось бы обратить внимание на необходимость использования заключений экспертных учреждений для подтверждения сведений, заявляемых в декларации на товары, в целях ускорения таможенного декларирования средств наземного транспорта в ссоответствии с ТНВЭД ЕАЭС и исключения заявления недостоверных сведений, влекущего как административно-правовые последствия, так и недополученные денежные средств в государственный бюджет;
3. Заведомо недостоверные заявленные сведения декларантом.
Для разрешения данной ситуации, очень часто приходиться обращаться в суд, который не всегда заканчивается в пользу декларанта.
Исключить ошибки при классификации товаров можно как показывает данная работа можно, необходимо хорошо владеть принципами и правилами, заложенными в ТНВЭД ЕАЭС, а это является непростой работой и требует определенных практических навыков и знаний.
Основная сложность классификации средств наземного транспорта заключается в том, что, идентификационные признаки отнесения товаров к определенной товарной позиции ТНВЭД не всегда однозначно, в таких случаях необходимо обращаться к Примечаниям и Пояснениям номенклатуры. В описанном случае, решающую роль играют случаи принятия таможенными органами предварительных решений по классификации средств наземного транспорта.
Для правильного принятия решения о классификации товаров специалист таможенных органов должен иметь большой опыт и достаточный уровень квалификации по использованию и грамотному применению ТНВЭД ЕАЭС, для безошибочного определения классификационного кода и это не приводило бы к занижению или завышению таможенной пошлины.
1. Тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиции, примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям, положения Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
2. алфавитный указатель Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, пояснения к ТН ВЭД ТС;
3. материалы сессий ВТамО по вопросам классификации товаров;
4. международные стандарты (ISO, Codex alimentarius, регламенты и др.);
5. национальные стандарты, регламенты, технические условия;
6. соглашения, включая соглашения по промышленной сборке моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов;
7. документы, подтверждающие целевое использование товара;
8. описание товара;
9. описание многокомпонентного товара для определения материала или составной части, которые в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД придают товару основное свойство, и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае;
10. перечень товаров, представленных в наборах для определения составной части, которая в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД придает товару основное свойство, и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае;
11. перечень товаров, представленных в некомплектном или незавершенном виде или несобранном или разобранном виде, для определения возможности классификации их в соответствии с Основным правилом интерпретации 2а) ТН ВЭД;
12. технологические схемы и их описание, в том числе по промышленной сборке моторных транспортных средств, в соответствии с которыми
товары будут перерабатываться (обрабатываться) на территории Российской Федерации;
13. фотографии и рисунки (при необходимости);
14. характеристики товара;
15. количественный и качественный состав товара (при необходимости);
16. чертежи, технологические схемы (при необходимости);
17. применение товара (при необходимости);
18. способы и виды упаковки товара (при необходимости);
19. заключения экспертных организаций (при наличии) и другая информация, представленная заявителем для принятия предварительного решения;
20. электронная база решений Всемирной таможенной организации (ВТамО);
21. предварительные решения, опубликованные на официальном сайте Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии);
22. решения и разъяснения по классификации товаров ФТС России и Комиссии Таможенного союза.
1 Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. Утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012г. № 54 (в ред. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2016г.) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/22ad39bb36d3b8a63d493b0be82dc7170c9f82f6/ [Дата обращения: 06.06.2016]
2 О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11.07.2011г. № 311: (в ред. ФЗ от 26.06.2011 № 162-ФЗ, от № 200-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ) // Виртуальная таможня справочная система. URL:http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=14&action=show&id=18032 [Дата обращения: 06.06.2016]