Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №111432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития исследовательского компонента инновационного мышления личности 13
1.1 Сущность и структура инновационного мышления
личности 13
1.2 Проектная деятельность как способ развития исследовательского
компонента инновационного мышления 23
1.3 Педагогические условия развития исследовательского компонента
инновационного мышления в проектной деятельности 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников 43
2.1 Исследование актуального уровня сформированности
исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников 43
2.2 Экспериментальная работа по развитию исследовательского
компонента инновационного мышления младших школьников в проектной деятельности 53
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
исследовательского компонента инновационного мышления на этапе контрольного эксперимента 59
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение

Актуальность исследования обусловлена тем, что, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 гг.» задача формирования инновационного мышления школьников выделена как приоритетная [13]. Данная задача соответствует мировым тенденциям развития образования, например, рекомендованной к реализации сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО и его департаментом «Образование», программе «Развитие образования в Европе до 2030 года».
На социальном уровне актуальность исследования связана с тем, что в современном мире возникновение необходимости формирования инновационного мышления школьников связано в первую очередь с развитием современной экономики и вступлением России в единое европейское экономическое пространство. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» инновационное мышление признано одной из главных компетенцией личности [24], определяющей возможности ее участия в профессиональной деятельности и экономических отношениях. В преамбуле государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» подчеркивается, что именно школа является опорой государства и экономики в области развития инновационного поведения населения. Начальная школа, как первая ступень школьного образования, закладывает фундамент инновационного мышления учащихся, стимулирует их творческий и интеллектуальный потенциал. Без изменения традиционного мышления, без создания новых поведенческих практик, основанных на инновационном мышлении, невозможно повысить эффективность экономики, создать новые технологии, развивать общество и повышать его потенциал [24].
Актуальность изучения процессов и методов формирования
инновационного мышления основана также на соответствии этого процесса
3
социальному заказу. Общество заинтересовано в раскрытии личностного потенциала каждого человека. Постиндустриализм выдвигает на первое место творчески мыслящую личность, способную не только создать инновацию, но и внедрить ее в общественную практику, обеспечить ее функционирование. Современные исследователи Х.Е. Майхнер [42], А.К. Мынбаев [44], З.М. Садвакасова [46], А.П. Усольцев и Т.Н. Шамало [53] раскрывают данную взаимосвязь между интересами общества и задачами образования. Формирование инновационного мышления, в том числе и в начальной школе, с их точки зрения, соответствует не только общественному запросу, но и государственной стратегии развития Российской Федерации.
Согласно концепции П.Н. Новикова, инновационное мышление основано на поиске и воспроизводстве не только новых технологий, но и новых моделей социального сотрудничества [37]. Поэтому способность к такому виду мышления является одним из значимых условий успешности личности и ее самореализации.
Петрова Е.А. и Тарасова И.В. рассматривают творческий характер инновационного мышления как «процесса поступательного движения от осознания проблемных смыслов, рожденных определенной ситуацией социальной практики, к созданию новых, не отраженных в объективной реальности преобразующих ее смыслов» [40], [44]. С их точки зрения, деятельность обучающихся должна быть направлена не только на освоение широкого спектра знаний, но и на создание чего-то нового, преобразующего окружающий мир или его отдельные компоненты. Данное понимание инновационного мышления основывается на концепциях психологии творчества Л.С. Выготского [2], Д.Б. Богоявленской [5], Дж. Гилфорда [9], Е. Торренса [48].
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с тем, что способность мыслить нестандартно, глубоко исследовать ту или иную проблему для поиска инновационных путей ее решения на современном этапе рассматривается как одна из базовых компетентностей личности, поскольку оказывает существенное влияние на качество всех этапов жизни - учебы, профессиональной деятельности и др., - и в то же время определяет их результативность и степень успешности.
Анализ трудов Я.А. Коменского [28], И. Г. Песталоцци [33], К.Д. Ушинского [52], Ю.Н. Бабанского [4], Т.А. Ильиной [22], И.Ф. Харламова [54] убедительно показал, что инновационное мышление находится в центре классических и современных педагогических исследований, напрямую связывающих его с опытом творческой деятельности учащихся. Однако процесс формирования инновационного мышления младших школьников изучается в основном как этап становления личности обучающихся, как условие его успешной социализации.
Сегодня ФГОС НОО в перечень универсальных учебных действий, подлежащих освоению, включает навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации, что напрямую соотносится с исследовательским компонентом инновационного мышления. Кроме того, современный школьник активно участвует в интеллектуальных конкурсах, для достижения высокой результативности в которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно, инновационно мыслить.
На научно-практическом уровне актуальность исследования возрастает в связи с тем, что сегодня ощущается потребность определения наиболее действенных форм организации учебно-воспитательного процесса, особое значение приобретают интерактивные и практико-ориентированные формы обучения. Прогрессивный педагогический опыт экономически развитых стран показывает, что организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся представляют собой перспективную модель организации учебного процесса в современных образовательных организациях и являются эффективным инструментом повышения качества образования.
Формирование инновационного мышления обучающихся требует создания на уроках в начальной школе развивающей среды, позволяющей
выстроить взаимосвязь между инновационным мышлением и инновационным поведением учащихся. Такая среда может быть создана, к примеру, на занятиях проектной деятельностью, проведение исследования в рамках которой направлены на разработку инновационного продукта, следовательно, именно проекты обладают значительным потенциалом, позволяющим характеризовать исследовательское мышление как неотъемлемую структурную часть мышления инновационного.
Как видим, рассматриваемая в нашем исследовании тема актуальна с точки зрения общества, государства, системы образования. Однако на практике в условиях общеобразовательных школ должного внимания формированию инновационного мышления не уделяется.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы образовательных организаций позволяет выделить противоречия между:
- потребностью общества в инновационно мыслящей личности и
недостаточной разработанностью средств формирования
инновационного мышления в образовательном процессе школы;
- исследовательской активностью и нестандартным взглядом на явления и объекты, свойственными обучающимся младшего школьного возраста, и недостаточным количеством разработок и программ, позволяющих систематизировать эти процессов с целью формирования инновационного типа мышления личности;
- необходимостью эффективного включения школьников в проектную деятельность и недостаточным использованием в данном процессе современных информационных ресурсов;
- потребностью использовать в проектной деятельности онлайн и офлайн мероприятий, способствующих развитию исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников и недостаточной разработанностью таких мероприятий.
Высокая социальная, методологическая и практическая значимость темы и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему 6
исследования: каковы возможности проектной деятельности для развития исследовательского компонента инновационного мышления младшего школьника?
Данная проблема обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Развитие исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников посредством проектной деятельности».
Объект исследования: процесс проектной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников в проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать возможность использования проектной деятельности для развития исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие исследовательского компонента инновационного мышления будет эффективно, если:
- раскрыть сущность, описать структуру инновационного мышления и конкретизировать особенности его формирования в младшем школьном возрасте;
- внедрить в образовательный процесс проектную деятельность, основанную на интерактивных ресурсах;
- выявить и обеспечить оптимальные педагогические условия для развития исследовательского компонента инновационного мышления в проектной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения понятия «инновационное мышление» и его структурных компонентов.
2. Выявить направления, формы и особенности работы с младшими школьниками по развитию исследовательского компонента инновационного мышления в образовательном процессе.
3. Подобрать диагностики и выявить актуальный уровень сформированности исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие исследовательского компонента инновационного мышления на ступени начального общего образования, внедрив ее в содержание проектной деятельности.
5. Проверить результативность программы развития
исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников в проектной деятельности.
Для решения поставленных задач в процессе исследования
использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической
литературы, образовательной практики, сравнение, анализ, синтез характеристик и понятий, обобщение, систематизация;
- эмпирические: констатирующий, формирующий, контрольный
эксперимент, тестирование, наблюдение, описание, измерение;
- методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция гуманистической парадигмы образования (В.И. Андреев [1], В.С. Безрукова [4], М.А. Молчанова [34], Е.Н. Шиянов [55], И.С.Якиманская [57]);
- концепция самоопределения личности (В.А. Петровский [43], А.Маслоу [19]);
- психолого-педагогические исследования, объясняющие место и роль личности учащегося в структуре образовательного процесса (В.А.Сластенин [43], В.И. Слободчиков [44], Н.Л. Селиванова [42]);
- работы по анализу природы творчества и творческих способностей (Я.А. Коменский [28], И. Г. Песталоцци [33], К.Д. Ушинский [52], Ю.Н. Бабанский [4], Т.А. Ильина [22], И.Ф. Харламов [54]);
- концепции места и роли личности учащихся в процессе развития инновационного мышления (Дж. Дьюи [8], Дж.С. Брунер [5], И.Я.Лернер [32], Т. В. Кудрявцев [30], А. М. Матюшкин [34], М.И.Махмутов [37]);
- работы по анализу характерных черт и структуры инновационного мышления (Х.Е. Майхнер [42], А.К. Мынбаев [44], З.М. Садвакасова, А.П. [46], Усольцев и Т.Н. Шамало [49]).
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет (2019-2021 годов) и состояло из четырех этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 - сентябрь 2020 гг.) включал изучение и анализ психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме. Было проанализировано состояния изученности проблемы исследования в теории и практике работы образовательных организаций, определен научный аппарат, сформулированы цель, задачи исследования, разработана рабочая гипотеза. Определена база исследования.
Второй этап (октябрь 2020 - ноябрь 2020 гг.) - определение критериев сформированности исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников (инновационный потенциал личности школьника: эффективность, оптимальность, оригинальность,
разработанность инновационных суждений; вектор направленности исследовательской и инновационной деятельности; интеллектуальная активность). Проведен констатирующий эксперимент.
Третий этап (декабрь 2020 - февраль 2021 гг.) - формирующий эксперимент. Работа над программой формирования исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников посредством проектной деятельности. Разработка и реализация программы «Природа городского округа Тольятти». Проведение урочной и внеурочной проектной деятельности, направленной на развитие исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников.
Четвертый этап (февраль 2021 - апрель 2021 гг.) - контрольный эксперимент. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Систематизация, статистическая обработка и теоретическое обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования:
- на основе теоретического анализа систематизированы знания о сущности понятия «инновационное мышление», «исследовательский компонент инновационного мышления» и о процессе их формирования в младшем школьном возрасте;
- разработана программа, направленная на развитие исследовательского компонента инновационного мышления посредством проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в офлайн и онлайн- формате.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены характеристики инновационного мышления, уточнено само понятие исследовательского компонента инновационного мышления с учетом его взаимосвязи с инновационной деятельностью и поведением учащихся, раскрыто содержание методов формирования исследовательского компонента инновационного мышления в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы, направленной на развитие исследовательского компонента инновационного мышления посредством проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности в офлайн и онлайн-формате.
Достоверность результатов исследования обеспечена
методологически обоснованной логикой исследования, соответствием методов диагностики предмету и задачам исследования, возможностью повторения эксперимента с сохранением его результатов, свидетельствующих об эффективности разработанной программы по формированию исследовательского компонента инновационного мышления.
Личное участие автора состоит:
- в уточнении критериев сформированности исследовательского компонента инновационного мышления обучающихся начальной школы;
- в адаптации и дополнении критериев для оценки сформированности исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников;
- в разработке и внедрении авторской программы «Природа городского округа Тольятти» с целью формирования исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников.
В качестве базы исследования выступило муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение г. о. Тольятти «Гимназия 35».
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в 5 публикациях автора. Сообщения и доклады по текущим результатам исследования обсуждались на конференциях:
- XIV международная научно-практическая конференция
«Приоритетные направления развития науки и образования», 12 сентября 2020 г. Пенза;
- международная научно-практическая конференция «Детство, отрочество и юность в контексте научного знания», 25-26 апреля 2021г.
- внутривузовская научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ», апрель 2021 г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сформированность исследовательского компонента
инновационного мышления характеризуют как инновационные способности (интеллектуальная активность) школьника, так и возможности их реализации вне зависимости от требований «большинства» (инновационный потенциал личности школьника и вектор направленности его исследовательской и инновационной деятельности). Уровни сформированности
исследовательского компонента инновационного мышления обучающихся начальной школы характеризуются следующими критериями: когнитивно- познавательным (интеллектуальная активность), инновационно-личностным (инновационный потенциал личности школьника: эффективность,
оптимальность, оригинальность, разработанность инновационных суждений), деятельностным (вектор направленности исследовательской и инновационной деятельности).
2. Эффективность программы «Природа городского округа Тольятти», направленной на развитие исследовательского компонента инновационного мышления путем вовлечения младших школьников в активную проектно¬исследовательскую деятельность, основана на разработке ее содержания в соответствии с принципами непрерывности и системности образования (программа реализуется в рамках выполнения проектов в урочной и внеурочной деятельности в офлайн и онлайн формате) и развития индивидуальности каждого ребенка; на включении в ее содержание специально подобранных методов (проектных, игровых, дискуссионных и др.), средств (исследовательских и иных проектных заданий) и форм (интерактивных, индивидуальных, онлайн) и обеспечивает развитие способности к организации деятельности и управлению ею (целеустремленность и настойчивость при проведении исследований), умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и принимать решения, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование), генерировать идеи. Это позволяет придать проектной деятельности творческий, научный, созидательный, конструктивный, преобразующий характер. Основным требованием к проекту является возможность практического применения инновационных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие российской экономики тесно связано с общемировыми процессами, такими как переход рынков товаров и услуг в онлайн, внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни общества, рост потребности в творческой активности личности. Все это приводит к тому, что у государства и общества формируется понимание того, что каждый человек должен обладать современными навыками и умениями, позволяющими ему быть успешным. К этой категории можно отнести и инновационное мышление, в том числе и его исследовательский компонент.
На основе анализа литературы сделан вывод, что инновационное мышление является основой инновационной деятельности, направленной на формирование новых, расширяющих и дополняющих научную картину мира знаний; новаций в области решения современных социальных проблем.
Инновационное мышление - это творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, преобразующее и прагматичное мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности и осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях. Данные свойства эффективно формируются в комплексе, когда образовательная среда имеет такие свойства как целостность, системность, вариативность.
Исследовательский компонент инновационного мышления включает уверенное владение методами сбора информации, выраженное критическое мышление по отношению к ней, объективный анализ и оценку проблем и явлений с целью формирования инновационного суждения о их решении.
Формирование инновационного мышления, с одной стороны, происходит в процессе инновационной деятельности, с другой - является средством ее активизации и эффективности. Под инновационной деятельностью понимается не только способность осуществлять новацию на практике, но и развитие таких личных качеств учащихся, как мотивация к новаторскому решению возникающих ситуаций, инициативность, критичность, склонность к рефлексии.
Эффективным способом формирования исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников является проектная деятельность, реализуемая в офлайн и онлайн форматах.
Условиями успешного развития исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников являются:
- индивидуализация образовательного процесса, приоритет личности в выборе темы проекта и построении индивидуального подхода к проблеме формирования инновационного мышления учащихся в соответствии с возможностями, способностями и интересами как младшего школьника, так и педагога, и образовательного учреждения;
- комплексность и системность работы, заключающаяся в тесных межпредметных связях, системности проведения мероприятий, занятий, в рамках которых реализуются образовательные проекты, в объединении усилий педагогического коллектива, создании структурных компонентов образовательного учреждения с целью организации комплексной работы над инновационными проектами учащихся, во взаимодействии образовательного учреждения с социальными партнерами и родителями;
- инновационность образовательного процесса, включающая применение в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий; содержание деятельности педагога, готового не только использовать интернет-ресурсы, онлайн-игры и пр., но и самостоятельно проектировать образовательный процесс, разрабатывая информационные дидактические и иные средства для решения определенных учебных и воспитательных задач в конкретном классе.
Вместе с тем, были выявлены проблемы, которые могут стать в будущем темой для нового исследования и эксперимента:
- необходимость разработки дополнительных методов диагностик сформированности инновационного мышления именно у детей младшего школьного возраста. Существующие инструменты не подходят под данный возраст и требуют адаптации. Кроме того, возникает необходимость привлечения к проведению эксперимента дополнительных участников - психологов;
- востребованность популяризации полученного опыта и внедрение его в учебный процесс образовательных учреждений городского округа Тольятти;
- привлечение новых технологий, позволяющих интегрировать офлайн и онлайн обучение.
В целом, проведенное исследование показало, что реализация выделенных условий и внедрение проектной деятельности в учебный процесс и во внеурочную деятельность в офлайн и онлайн формате положительно влияет на развитие исследовательского компонента инновационного мышления младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология
становления личности// Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. 2011. №2. С. 23-25.
2. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»: пособие для школьных психологов. М.: Соболь, 1996. 60 с.
3. Ахметжанова Г.В., Емельянова Т.В. Реализация техники постановки вопросов в процессе формирования инновационного мышления будущих педагогов// Scientific research of the sco countries: synergy and integration. Materials of the international conference. Beijing. China. 2009. С. 76-85.
4. Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей
с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к
инклюзии//Научно-методический электронный журнал Инновации в образовании. 2011. №11. с.59-64. URL: https://readera.org/147136733 (дата обращения 16.12.2020).
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2018. 320 с.
6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Рост. ун-та, 2003. 298с.
7. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Р-на-Д.: Феникс, 2019. 325 с.
8. Газизуллин Ф. Г. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике// Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики. 2012. №3(43). С. 25-26. URL: http://www.m-economy.ru (дата обращения 07.09.2020).
9. Галич Т. Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: автореферат дис. канд. психол. наук.: Казань, 1999. 214 с.
10. Герасимов В.Н. Образования, знания, инновация // Научно-образовательный и методический журнал Человек. Культура. Образование.
2018. №6. С. 26-35.
11. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования// Педагогика. 2017. №10. С. 3-7.
12. Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Урал, 2016. 229 с.
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2018-2025» [Электронный ресурс] URL:
http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения 03.09.2020).
14. Гусинский Э. Г. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Наука, 2017. 350 с.
15. Данельченко Т. А. Активизация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как фактор развития их творческого потенциала // Сибирский педагогический журнал. 2017. №6. С. 305-313.
16. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Р-на-Д.: Феникс,
2019. 352 с.
17. Делия В. П. Инновационное мышление XXI веке. Балашиха: Де-По, 2011. 256 с.
18. Денисов Г.А., Каменецкий М.И., Остапенко В.В., Донцова JI.B. Инновационная деятельность в России: состояние, условия развития. М.: МАКС-ПРЕСС, 2002. 69 с.
19. Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. № 19 (2). С. 61- 70.
20. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2016. 346 с.
21. Дуранов М. Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2019. 71 с.
22. Дуранов М. Е. Логика и культура организации педагогического исследования. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2018. 132 с.
23. Дуранов М. Е. Методологические и методические проблемы ориентации личности на образовательные ценности. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2015. 120 с.
24. Закон «Об образовании» РФ от 10 июля 1992 г. №3266. М.: Приор, 2019. 48 с.
25. Закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» РФ от 28 июня 2001 года [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips (дата обращения 03.09.2020).
26. Зверев A. B. Теория формирования инновационных систем. М.: Статистика России, 2009. 350 с.
27. Канева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность// Международный журнал экспериментального образования Эксперимент и инновации в школе. 2011. №2. С.56-58.
28. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2017. 288 с.
29. Коменский Я. А. Избранные сочинения. М.: Наука+, 2015. 651 с.
30. Королева Е. А. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций// Исследовательская работа школьников. 2010. №1. С.5-6.
31. Ларичева Е. А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства// Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №5. С.21-23.
32. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Наука, 2014. 64 с.
33. Лесков С. Л. Живая инновация. Мышление XXI века. М.: Просвещение, 2015. 76 с.
34. Национальная инновационная система и государственная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: Министерство образования и науки РФ, 2009.
35. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2009. 928 с.
36. Новикова Г. Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 2.
37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
38. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя//Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. / Ред.-сост. Н.Ю. Пахомова. М.: 2001. С.91-95.
39. Развитие инновационного мышления учащихся/ Е. А. Доронина, Л. Г. Неустрева, М. В. Артемова, Н. С. Усанова, Л. В. Борисенко, А. А. Астафьева, В. В. Доронина, Ю. А. Комарских, Д. Б. Подалко, С. Г. Унгурян; под ред. Т. В. Уткиной. - Челябинск: ЧИ1П1КРО, 2016. 104 с.
40. Романова Э. Ф. Инновационное мышление — как фактор подготовки старшеклассника к жизни в обществе//Казанский педагогический журнал.2018. №5. С.183-189.
41. Саламатов Ю. П. Основы инновационного мышления. Красноярск: Институт инновационного проектирования, 2009. 31 с.
42. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1996. 161 с.
43. Скороходова Л. А., Накарякова В. И. Один из путей повышения эффективности инновационной деятельности в России// Культура народов Причерноморья. 2013. №260. С. 297-299.
44. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 2018. 224 с.
45. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 2018. 551 с.
46. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Березанская Н. Б., Васильев И. А., Войскунский А. Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева; под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 2019. С. 191-234.
47. Тлупова Э. Н. Метод проектов как современная педагогическая технология [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 07.09.2020).
48. Третьякова Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста. Челябинск: ЮУрГУ, 2019. 199с.
49. Тришина С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 23 июня. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-3/htm (дата обращения 03.09.2020).
50. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Понятие инновационного мышления// Педагогическое образование в России. 2014. №1. С.95-98.
51. Утемов В. В. О творческих задачах и критерия их оценивания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы». Киров: ВятГГУ, 2009. С. 219-223.
52. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003. 211 с.
53. Ушаков Д. В. Психология одаренности: от теории к практике. М.: Пер Сэ, 2000. 278 с.
54. Феномен инновационного мышления руководителя учреждения культуры: монография/ И. В. Тарасова; Правительство Астраханской обл., М- во культуры Астраханской обл. Астрахань: АИПКП. 2014.
55. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 156 с.
56. Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. М.: Современный гуманитарный университет, 2014. 308 с.
57. Шмырева Н. А. Организация инновационной и проектной деятельности педагога. учебное пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2019. 139 с. (Высшее образование).
58. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели,
процессы. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 272 с.
59. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в
современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96с.
60. Akhmetzhanova G., Emelyanova T. Transcultural component of
innovative thinking of future pedagogues/ Norwegian journal of development of the International science. 2020. №42. pp. 32-36.
61. Akhmetzhanova G. V., Emelyanova T. V. Technique of questions in the process of formation of innovative thinking of future teachers // Materials of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration» - Reports in English (September 14, 2019. Beijing, PRC). P. 76-83.
62. Reblando J.R. (2018). Social Changes' Impact on the Creation of New Social and Legislative Rules and Norms / International Journal of Novel Research in Interdisciplinary Studies,2018. Vol. 5, Issue 4. P.1-3, URL: file:///C:/Users/user/Downloads/SocialChanges- Impact.pdf (дата обращения 16.04.2021)
63. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer didactics. Monograph. - Yelm, WA, USA: Science book Publishing House, 2013
64. Zhou Q., Ma L., Huang N., Liang Q., Yue H., Peng T. Integrating Web Quest into Chemistry Classroom Teaching to Promote Students' Critical Thinking // Creative Education, 2012. Vol. 3, No.3. P. 369-374.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ