Аннотация 2
Введение 4
1 Основные положения о миграции 6
1.1 Понятие и правовые основы миграции 6
1.2 Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации 21
2 Административная ответственность как противодействие незаконной миграции 33
2.1 Общие положения об административной ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации 33
2.2 Проблемы правового обеспечения депортации и реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства 48
Заключение 73
Список используемых источников и используемой литературы 77
Актуальность темы. Миграция населения как внутри стран, так и за их пределами является насущной проблемой для всего человечества. Люди мигрируют от войны, всевозможных преследований, неблагоприятных экономических и иных условий. Для России миграция играет двоякую роль. С одной стороны, решаются проблемы в трудовых ресурсах. С другой, нелегальная миграция становится рассадником многих проблем, в том числе, создание нелегальных предприятий, неуплата налогов. Кроме того, нелегальные мигранты зачастую являются приверженцами экстремистских взглядов, что создает особую опасность для граждан, общества и государства.
Учитывая то, что проблема миграции является глобальной, необходимо ее решение, как на межгосударственном, так и на национальном уровне. Анализ международного и национального законодательства свидетельствует о том, что нет единого понимания к ряду основополагающих вопросов относительно миграции. Соответственно, есть проблемы в эффективном механизме защиты интересов государства. Сказанное говорит о необходимости комплексного научного исследования проблем миграции и механизмов противодействия незаконной миграции.
Отдельные вопросы миграции рассматривались в трудах ученых правоведов: И.С. Власова, И.Н. Головановой, А.Н. Жеребцова, А.А. Меньших, Т.Я. Хабриевой, Л.С. Ченухиной и других.
Однако, стремительно меняющееся законодательство в сфере миграции, требует дальнейших исследований.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере миграции. Предметом исследования выступают нормы отечественного и международного законодательства в сфере миграции.
Нормативной основой исследования являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иные федеральные законы, а также подзаконные акты, среди которых следует выделить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, постановления Конституционного Суда РФ, материалы судебной практики.
Методология исследования. При написании работы задействованы как общенаучные методы: диалектический, логический, исторический, так и частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы отражает логику исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников и используемой литературы.
По итогам исследования следует сделать некоторые выводы и обобщения.
Таким образом, миграцию следует определить, как перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри одного государства вне зависимости от причин.
Таким образом, миграционное законодательство включает в себя огромный массив нормативных правовых актов разного уровня.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены основные направления миграционной политики. Однако предусмотренные в Концепции механизмы ее реализации носят весьма общий, расплывчатый характер, что не позволяет четко выявить направления совершенствования миграционного законодательства. Отсутствует в Концепции и сценарное планирование перспектив влияния различных факторов на изменение вектора миграционных потоков и, как следствие, их влияние на социально-экономическое развитие и национальную безопасность Российской Федерации [33] 1, которое могло бы способствовать решению вопроса о дальнейших направлениях совершенствования нормативно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации. Усложняет решение данного вопроса и отсутствие в России четкого планирования и прогнозирования необходимых миграционных ресурсов с учетом потребностей рынка труда, возможностей по обустройству и адаптации мигрантов.
В отсутствие четкого определения основных направлений совершенствования российского законодательства в области реализации государственной миграционной политики на уровне указанного документа стратегического планирования современное развитие нормативно-правовой базы в данной области отношений происходит нередко хаотично, под влиянием конъюнктурных причин. Проблемы регулирования миграционных отношений, векторы достижения сбалансированного развития в решении этих проблем должны быть в центре внимания не только государства, но и являться специальным предметом обсуждения в обществе. Причем свою лепту в решение этих вопросов должны вносить не только ученые, важно, чтобы максимально высказались и представители бизнеса, прежде всего на уровне различных негосударственных некоммерческих организаций предпринимателей. Это будет способствовать повышению эффективности государственно-правового регулирования миграционных отношений, усилению влияния миграционных процессов на осуществление социально-экономических преобразований и демографических изменений в стране.
Незаконная миграция несет в себе потенциальную опасность для граждан, общества и государства. Статистика показывает, что немалое число преступлений совершается именно мигрантами. Так, в 2021 году мигрантами было совершено более 36 тысяч преступлений, что почти на 6 процентов больше, чем в предыдущем году. В связи с этим актуализировался вопрос о совершенствовании административной ответственности указанных лиц.
Меры административного взыскания призваны упорядочить общественные отношения в сфере миграции. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит в себе 20 статей устанавливающих административную ответственность в сфере миграции. Это такие виды ответственности, как штраф, административный арест, административное приостановление деятельности для юридических лиц.
Кроме того, в действующем законодательстве предусмотрены три возможные формы высылки иностранного гражданина или лица без гражданства:
• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства - заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ);
• депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);
• реадмиссия - передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными (понятие реадмиссии дается на уровне международных соглашений Российской Федерации).
Таким образом, на сегодняшний день за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации предусматриваются различные виды ответственности, при этом в основном применяются меры административного наказания. Основными тенденциями являются ужесточение наказаний за правонарушения в данной сфере, а также систематическая криминализация деяний, увеличение количества составов административных правонарушений и преступлений. Юридическая ответственность в современных условиях имеет двойную направленность: она направлена как на защиту прав и свобод личности, так и на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности. Вместе с тем, пока оптимальный баланс в достижении соответствующих задач не найден, можно констатировать, что акцент смещен на обеспечение публичных интересов.
Действующее законодательство содержит ряд проблем, связанных с административным наказанием мигрантов. Так, в ст. 31.9 КоАП РФ установлено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Таким образом, гипотетически иностранный гражданин или лицо без гражданства может содержаться в специальном учреждении в течение двух лет, если только ранее не будет передан Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. Данная норма нашла свою критику в ЕСПЧ, на неконституционность данной нормы указывал и Конституционный Суд РФ, обязавший законодателя привести закон в соответствие с конституционными нормами в части установления определённого разумного срока для содержания иностранцев и апатридов в местах временного содержания. Однако, до сих пор проблема законодательно не решена.
Законодательно не решена проблема относительно высылки за пределы Российской Федерации лиц, не имеющих гражданство.
1. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции в реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2.
2. Андриченко Л.В. Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции // Юстиция. 2007. № 1. С. 121 - 141.
3. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. 392 с.
4. Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. С. 14 - 19.
5. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ // Российский следователь. 2014. № 5. С. 34 - 38.
6. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2009 г. по делу № 25-009-18 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. М., 2015.
8. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Л.П. Жуковской // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
10. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
11. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
13. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Максимов И.В. Административные наказания в системе мер административного принуждения: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2014.
15. Малышев Е.А. Миграция как объект правового регулирования: сущность, определение, классификация // Современная наука. Юридические науки. 2016. № 4. С. 38.
...