Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей с 3-4 лет с миром детей 8
1.1 Ознакомление детей 3-4 лет с миром детей как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности детей 3-4 лет, позволяющие знакомиться с миром детей 12
1.3 Психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет с миром детей 22
Глава 2. Экспериментальное исследование ознакомления детей 3-4 лет с миром детей 27
2.1 Выявление уровня ознакомления детей 3-4 лет с миром детей 27
2.2 Содержание, формы и методы ознакомления детей 3-4 лет с миром детей 42
2.3 Выявление динамики уровня ознакомления детей 3-4 лет с миром детей 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Адаптация дошкольников в мире детей - это зарождение в их сознании правильных представлений и знаний о мире, основу которого составляет чувственный опыт, и организация воспитания правильного отношения к нему. Мир детей является одним из первых источников знаний и радостей, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Построение педагогических отношений, имеющих любую направленность, всегда осуществляется в определенной среде, оказывающей влияние на ребенка и вносящей ряд коррективов в его воспитание. В любом случае социальной среде присущ воспитательный эффект, однако его стихийный или организованный характер выражается и используется по- разному.
Необходимо развивать стремление и способность ребёнка к исследованию новизны и сложности изменяющегося мира, а также созданию и изобретению нового. Окружающий мир должен способствовать появлению у ребёнка любопытства, живого интереса, желания войти в него, осуществить его преобразование, усовершенствование.
Одним из важнейших показателей успешного социального развития является знания детей 3-4 лет об окружающих его людях, взрослых и детях, об их деятельности, о мире чувств и переживаний, о правах и обязанностях взрослых и детей, то есть ребёнок должен знать и понимать, что есть «мир» детей («детское общество») и «мир» взрослых.
С.А. Козлова, О.В. Дыбина в своих исследованиях изучали, как ребёнок относится к человеку-творцу и продуктам его преобразования, желание детей принять участие в изменении рукотворного мира с проявлением творческого начала. О.В. Дыбина в своем исследовании также рассматривает мир, как средство, позволяющее формировать творчество, развивать прогностический взгляд на предмет.
Если окружающая действительность изменяется, то происходит изменение и картины мира, которую воспринимает ребёнок, он стремится к познанию этих преобразований и принятию в них активного участия. Именно благодаря предметам рукотворного мира обеспечивается эта возможность для ребёнка, так как объекты, вещи обладают формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, созданием и преобразованием, то есть признаками, поддающимися изменениям в ходе преобразовательной деятельности человека.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что недостаточно изучены возможности ознакомления дошкольников с таким объектом социальной действительности, как мир детей. Именно мир детей позволит, на наш взгляд, открыть дошкольникам интересы, увлечения сверстников, предпочитаемые виды деятельности, многообразие их жизни.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью ознакомления дошкольников с миром детей и недостаточной разработанностью данного процесса, определением психолого-педагогическими условиями.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет с миром детей?
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
Объект исследования: процесс ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
Гипотеза исследования: процесс ознакомления детей 3-4 лет возможен при следующих психолого-педагогических условиях:
• учёт возрастных особенностей детей 3-4 лет;
• организация эмоционально насыщенной совместной деятельности детей и взрослого;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды элементами, отражающие мир детства
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме ознакомления детей с миром детей как объектом социальной действительности.
2. Изучить психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
3. Определить показатели и уровни ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
4. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
Для решения поставленных задач применялись методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
• эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование);
• методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция развития психики (Л.С. Выготский); положения о социализации детей (И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова, М.И. Шилова и другие); идея целостного развития детей в процессе ознакомления с социальной действительностью (М.В. Крулехт, С.А. Козлова, О.В. Дыбина, А.И. Шахманова и другие).
Новизна исследования заключается в возможности осуществления процесса ознакомления дошкольников 3-4 лет с миром детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели ознакомления детей 3-4 лет с миром детей и охарактеризованы психолого-педагогические условия реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой исследования считается МБУ № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти. В эксперименте принимало участие 20 детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема адаптации в мире детей - одна из важнейших проблем нашего времени. Детское общество оказывает значительное влияние на социализацию личности ребёнка. Оно не может быть заменено обществом взрослых, так как имеет самостоятельное значение. Направляемая педагогом содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств. Детское общество является практикой социального поведения.
Проведение экспериментального изучения ознакомления детей 3-4 лет с миром детей выявило преимущественно низкий и средний уровень. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют об особенностях ознакомления детей 3-4 лет с миром детей, которые характеризуются затруднениями понимания эмоций сверстников, слабой эмоциональной ориентацией на сверстников; небольшой активностью и инициативностью во взаимодействии со сверстниками; недостаточным развитием социальных форм поведения со сверстниками.
В процессе формирующего этапа доказана необходимость обогащения предметно-пространственной среды элементами, отражающими мир детства, учета возрастных особенностей детей 3-4 лет и организации эмоционально насыщенней совместной деятельности детей и взрослого для осуществления направленности ребенка на мир детей, ознакомления с ним.
В результате реализации названых психолого-педагогических условий удалось расширить представления о базовых эмоциях людей; способствовать проявлению детьми положительного эмоционального отношения к сверстникам, активного и инициативного взаимодействия с ними; вызвать у детей эмоциональную отзывчивость и восприимчивость по отношению к сверстникам; стремление помогать и заботиться о сверстниках; сформировать представления о базовых коммуникативных умениях и способах взаимодействия со взрослым и сверстниками в игре и повседневном общении; сформировать у детей желание подчинять свои действия правилам, проявлять социально приемлемые формы поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослым.
Это подтверждает гипотезу об эффективности психолого-педагогических условий ознакомления детей 3-4 лет с миром детей.
1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2018. - С. 2-5.
2. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] / Т.В. Антонова: Автореф. дис. канд. психолг. наук. - М.: 2013. - 23с.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М. : 2015. -212 с
4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2014. - 232 с.
5. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] Л.С. Выготский // Собр. Соч. - М., 2014. - Т.4 - 336 с.
6. Горбачёва, В.А. Формирование поведения в детском саду [Текст] / В.А.Горбачёва. - М. : Ось, 2014. - 153 с.
7. Годовикова, Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками [Текст] / Д.Б. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. науч. тр./ по ред. М.И. Лисиной. - М.: НИИ общ. педагогики, 2014. - С. 78-98.
8. Гуров, В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении [Текст] / В.Н. Гуров. - Ставрополь, 2015. - 198 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
10. Ерофеева, Е.С. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Е.С. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - № 5- 2016. - С. 34-39.
11. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебнометодическое пособие [Текст] / И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71с
12. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль, 2017. - 193 с.
13. Князева, О.Л. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников [Текст] / О.Л. Князева. - М. : Мозаика-синтез, 2013. - 141 с.
14. Князева, О.Л. Социально-эмоциональное развитие детей 3-6 лет [Текст] / О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. - М. : Просвещение, 2014. - 128 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М. : Академия, 2017. - 432 с.
...