Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты клиентоориентированного подхода в управлении малым бизнесом 9
1.1 Клиентоориентированный подход к управлению компаниями малого бизнеса 9
1.2 Методика оценки клиентоориентированности компании 18
2 Оценка эффективности клиентоориентированного управления ООО «ПКФ «Заря Света»» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ПКФ «Заря Света»» 25
2.2 Анализ уровня клиентоориентированности ООО «ПКФ «Заря Света»» 33
3 Совершенствование управления ООО «ПКФ «Заря Света»» на основе клиентоориентированного подхода 56
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы сервисного обслуживания клиентов 56
3.2 Внедрение CRM-системы 1С: Предприятие - Управление продажами ООО «ПКФ «Заря Света»» 63
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложения 75
Актуальность бакалаврской работы обусловлена тем, что современная внешняя среда характеризуется высокой степенью изменчивости условий функционирования предприятий, в особенности, относящихся к сектору малого бизнеса. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на коммерческую деятельность, являются постоянное усиление конкуренции на рынке, динамичный рост товарных предложений в большей части рыночных ниш, переход к «рынку потребителя», снижение эффективности привычных инструментов маркетинга. В мировой практике наблюдается устойчивая тенденция переориентации деятельности компаний на конкретного клиента, пересмотр значимости и применимости общепринятых техник маркетинга, переход логистических систем на вектор удовлетворенности клиента. Итак, жизнеспособными становятся только те предприятия, которые руководствуются в деятельности потребностями клиентов.
Развитие экономики России и ее регионов в значительной мере зависит от создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции. Малый и средний бизнес являются важнейшими составляющими экономики, способствующими ее диверсификации и устойчивому росту в долгосрочной перспективе. Малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный аспект, являясь стратегическим ресурсом развития территории. Малые и средние компании оказывает значительное влияние на качество жизни населения, напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, устойчивость его экономики к циклическим и общемировым кризисам. Самарская область по уровню развития малого предпринимательства является лидером среди регионов Приволжского федерального округа, по отдельным показателям входит в первую пятерку регионов России.
Таким образом, применение клиентоориентированного подхода в управлении предприятиями малого бизнеса становится наиболее актуальным, поскольку в современных условиях повышение лояльности, формирование долгосрочных отношений с клиентами следует рассматривать как основное конкурентное преимущество компании, стремящейся к устойчивости и финансовому благополучию на рынке.
Однако, несмотря на длительность исследований в данной области, не существует общепризнанного подхода к определению категории «клиентоориентированность». Также, не менее значимым остается вопрос определения элементов клиентоориентированности, выявления индикаторов, оценки ее уровня. Этим вопросам посвящены работы зарубежных авторов Нарвер Дж., Слейтер С., Дешпанд Р., Ферлей Дж., Вебстер Ф., Роэрсен М., Гроен А. Российские ученые так же исследовали различные аспекты клиентоориентированного управления компаниями: Аниканова Т.В., Тараненко Е.А., Рожков А.Г., Ребязина В.А., Смирнова М.М., Коновалова Е.Е., Рувенный И.Я., Кареева Ю.Б., Смирнов Ю.И. В работах Э. Грабера- Мука, М. Хофера и Дж. Сина, Е. А. Шардиной предложены варианты определения обобщающего показателя клиентоориентированности.
Высокая актуальность и не достаточная проработка теоретических, методологических и практических аспектов клиентоориентированного подхода, а также его применение в рамках предприятий малого бизнеса обуславливают выбор темы выпускной квалификационной работы.
Бакалаврская работа написана с учетом требований ООО «ПКФ «Заря Света»», выступающего заказчиком. Это обусловило цель и задачи дипломной работы.
Целью бакалаврской работы является совершенствование управления предприятием малого бизнеса на основе клиентоориентированного подхода, обеспечивающего его развитие в долгосрочной перспективе.
Реализация поставленной цели определяет следующие задачи, обеспечивающие ее достижение:
• исследование сущности клиентоориентированного подхода и его особенностей в управлении малым предприятием;
• разработка методики оценки уровня клиентоориентированности малого предприятия;
• анализ результатов деятельности ООО «ПКФ «Заря Света»»;
• оценка уровня клиентоориентированности ООО «ПКФ «Заря Света»» на базе разработанной методики;
• выявление основных проблем ООО «ПКФ «Заря Света»» на основе проведенного анализа;
• разработка рекомендаций по совершенствованию системы сервисного обслуживания клиентов ООО «ПКФ «Заря Света»»;
• внедрение CRM-системы 1С Рарус: Управление продажами на ООО «ПКФ «Заря Света»»;
• оценка эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является перспективное промышленное предприятие малого бизнеса г. Самары - ООО «ПКФ «Заря Света»».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации клиентоориентированного подхода в управлении.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работе явились Конституция РФ [11], Налоговый кодекс РФ [19], закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 204-ФЗ [29], Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [19],
Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [21], Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» [22], Постановление Правительства Самарской области от 25 апреля 2019 года N 259 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2019 - 2030 годы» [23], статистические данные Росстата и ведущих консалтинговых агентств, научные публикации, монографии ведущих зарубежных и отечественных ученых, финансовая отчетность ООО «ПКФ «Заря Света»» за 2016 -2018 года.
В процессе написания бакалаврской работы будут применяться методы оценки финансового состояния предприятия, статистические методы обработки данных, метод анализа иерархий, таксонометрический метод, экспертный метод, выступает оценка ориентации на клиента, шкала MKTOR как инструмент измерения степени ориентации на клиента. методы оценки экономической эффективности.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы подразделов 2.1, 2.2, и предлагаемые мероприятия раздела 3, позволяющие повысить уровень клиентоориентированности ООО «ПКФ «Заря Света»», могут применяться руководством для принятия обоснованных решений, направленных на совершенствование управления.
Результаты исследования использованы руководством компании- производителя светотехнической продукции в рамках деятельности по повышению клиентоориентированности. Практическое использование результатов выпускной квалификационной работы подтверждается соответствующим актом внедрения.
Работа состоит из 3-х разделов, заключения, списка литературы из 31 источника и 12-ти приложений. Общий объем работы 82 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 18, рисунков - 21.
Во Введении обоснована актуальность темы бакалаврской работы, определены цель и задачи, предмет, объект и методы исследования.
В первом разделе будут рассматриваться теоретические аспекты клиентоориентированности компании малого бизнеса, определяются особенности управления предприятием на базе клиентоориентированного подхода, разрабатывается методика оценки уровня клиентоориентированности компании и выделяются основные индикаторы данной оценки.
Во втором разделе будет проведен анализ отрасли светотехнической продукции на базе LED, анализ экономического состояния предприятия малого бизнеса ООО «ПКФ «Заря Света»», анализ портфеля клиентов компании, а дана оценка уровня клиентоориентированности компании.
В третьем разделе работы будут предложены мероприятия, позволяющие повысить уровень клиентоориентированности компании и способствующие повышению эффективности деятельности в целом.
В заключении будут изложены основные выводы и результаты бакалаврской работы.
В связи с активным разбитием рынка, ростом конкуренции и предложения одного типа товаров на рынке, а также изменениями законодательной базы страны ориентация предприятий на потребности клиента становится решающим фактором успеха и экономической устойчивости. Тенденция нацеленности рынка России на ряду с активной поддержкой государства предопределяют важность развития и поддержки малого предпринимательства как одной из основных единиц в структуре роста и развития экономики страны и регионов. В связи с этим применение клиентоориентированного подхода в управлении для достижения успешной деятельности малого бизнеса становится все более актуальным.
В связи с этим, цель бакалаврской работы определена как совершенствование управления предприятием малого бизнеса на основе клиентоориентированного подхода, обеспечивающего его развитие в долгосрочной перспективе.
В первом разделе в ходе работы были изучены и систематизированы теоретические аспекты клиентоориентированности компании малого бизнеса, определены особенности управления предприятием на базе клиентоориентированного подхода, разработана двухступенчатая методика оценки уровня клиентоориентированности компании на базе метода иерархий для внутреннего контура организации и метода иерархий для внешнего конкура, а также выделены основные индикаторы данной оценки.
Второй раздел содержит в себе анализ рынка светотехнической продукции на базе LED технологий, позволяющий сделать вывод о высоком уровне потенциала его развития в долгосрочной перспективе не только для крупных предприятий, но и для компаний малого бизнеса, являющихся более лояльными и гибкими в отношении потребностей клиентов.
Анализ финансовой деятельности ООО «ПКФ «Заря Света»» показал, что за период с 2016 по 2018 гг. компании присуще положительная динамика основных показателей, таких как выручка, рентабельность продаж и производства, фондоотдача. а также рост производительности труда и низкие темпы роста себестоимости продукции. Учитывая специфику малого бизнеса, организационная структура компании является хорошо слаженной и включает в себя четкое раздирание должностных обязанностей по отделам, что говорит о грамотном руководстве.
В ходе работы была апробирована разработанная двухуровневая методика оценки уровня клиентоориентированности компании. С точки зрения сотрудников, наиболее слабыми сторонами являются канал «потребитель-производитель», что негативно отражается на получении обратной связи от клиента. Данный факт определяется поступающим объемом запросов, не удовлетворяющих количеством сотрудников, объем поступающих рекламаций, а также совокупный рост выручки в компании. Анализ внешнего контура, то есть мнения клиентов, позволил выявить, что не достаточный уровень клиентоориентированности с точки зрения потребителя обусловлен скоростью ответа на поступающие запросы, а также постпродажный сервис, то есть работа с поступающими рекламациями. Детальный анализ отработанных запросов, а также отработанных рекламаций, позволил выявить важные проблемы - отсутствие четкого регламента отработки рекламаций с распределением должностных обязанностей и временными дедлайнами, а также отсутствие CRM- системы, являющейся инструментом эффективного управления продажами, а также играющей роль системы хранения информации по каждой сделке в целом и о каждом контрагенте, в частности.
В бакалаврской работе разработаны мероприятия по совершенствованию управления малым предприятием ООО «ПКФ «Заря Света»» на базе клиентоориентированного подхода. Выявленные проблемы в вопросе постродажного обслуживания и управления продажами в целом. В связи с этим в предложен проект регламента работы с рекламациями, в котором отображены основные отделы, участвующие в процессе, а также регламентировано время выполнения каждого этапа. В работе представлен алгоритм отработки, позволяющей любому из участников в краткосрочный период определить действия по отработке входящей рекламации.
В бакалаврской работе предложен проект внедрения CRM-системы 1С Рарус- Управление продажами, которая позволяет повысить эффективность отработки поступающих запросов, а также повышает эффективность процесса управления в целом. Проект включает в себя определение временных промежутков выполнения каждого из этапов, ответственных лиц, затраты и результаты этапа.
Критериями оценки эффективности внедрения предложенных мероприятия является прогнозируемый рост выручки , а также значительный рост лояльности клиентов. Все это свидетельствует об эффективности предлагаемых мероприятий.
Апробация предложенных мероприятий подтверждает эффективность их внедрения, таким образом, в результате исследования цель бакалаврской работы успешно достигнута благодаря решению всех поставленных задач.
1. Акимова Ю. Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. Н. Акимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 320 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/399059. (Дата обращения: 07.06.2019).
2. Алборова М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. 2017. - С. 94-97. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11797/ (дата обращения: 03.05.2019).
3. Анищенко Ю. А. Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия URL: http://science-bsea.narod.ru/2007/ekonom_2007_2/anishenko_kach.htm (дата доступа: 16.04.2019).
4. Виленский А. В., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России: состояние и перспективы // Мир России. 2014. № 2. - С. 54-59.
5. Дорофеева О.Н. Особенности менеджмента в малом бизнесе // Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. - №3. С. 11-19.
6. Гаврикова Н.А., Сухопаров Д.М. Этапы и инструменты реализации клиентоориентированного подхода к управлению хозяйствующим субъектом // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54275 (дата обращения: 25.03.2019).
7. Жигалов М. И. Малые промышленные предприятия как экономический феномен // Экономика образования. 2016. № 3. - С. 221-224.
8. Запорожцева О. С. Значение внедрения стратегии клиентоориентированности в деятельности предприятия // Студенческий научный форум. 2014. - С. 18-19. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/504/2456 (дата обращения 11.05.2019).
9. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М. Олимп-Бизнес. 2017. - 304 с.
10. Кареева Ю. Б. Клиентоориентирование: теория и практика // Методы менеджмента качества. 2017. №11. - С. 29-33.
11. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 16.04.2019).
12. Либерова Т. Корпоративные стандарты работы с клиентами // Консалтинговая компания LiCO. 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //delovoymir.biz/korporativnye_standarty_raboty_s_klientami .html (дата обращения 29.03.2019).
13. Лучков В. Е. Что такое клиентоориентированности? // Бизнес- журнал. 2010. №19. - С. 27-30.
14. Макарова И.Л. Анализ методов определения весовых коэффициентов в интегральном показателе // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. - С. 87-95. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-opredeleniya-vesovyh-koeffitsientov-v-integralnom-pokazatele-obschestvennogo-zdorovya (дата обращения 11.04.2019).
15. Максимцова М.М., Горфинкеля В.Я. Менеджмент малого бизнеса / М.М.Максимцова, В.Я. Горфинкеля - М. : Вузовский учебник., 2012. 598 с.
...