Введение 4
Глава 1 Сущность судебных автотехнических экспертиз 9
Понятие, виды и задачи судебных автотехнических экспертиз 9
Порядок назначения и проведения судебных автотехнических экспертиз
Процессуальное оформление итогов проведения судебных автотехнических экспертиз 22
Глава 2 Использование судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств 27
Особенности проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств 27
Проблемы проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 30
Пути решения проблем проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств 35
Заключение 41
Список используемой литературы и используемых источников 43
В демократическом обществе укрепление законности и правопорядка является одной из первоочередных задач государства. Её решение требует не только постоянной и активной деятельности следственных органов, прокурорского надзора и суда, но также эффективного функционирования института судебной экспертизы, поскольку заключение эксперта – одно из важнейших средств доказывания при расследовании преступлений и судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел.
Научное изучение любых вопросов, связанных с ДТП, тем более направленных на совершенствование процедуры его расследования, является важным и актуальным на сегодняшний день.
Представляет также большую значимость улучшение криминалистической методики расследования дорожно-транспортных происшествий, тактики осуществления следственных мероприятий, причём для этих целей должны применяться самые новейшие инновационные достижения. Большое значение для разрешения вопроса о наличии состава преступления при ДТП имеют итоговые выводы назначенной автотехнической экспертизы.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена не только процессуальной и практической важностью проведения судебных автотехнических экспертиз, но и различными пробелами и спорными вопросами в порядке организации и проведения такого рода специальных экспертиз.
Судебную автотехническую экспертизу (САТЭ) можно рассматривать как определенную методику выявления обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, с ее помощью выявляются различные детали ДТП, определяется наличие или отсутствие состава преступления.
Судебная автотехническая экспертиза является процессуальным действием, нередко итоговое заключение эксперта имеет решающее значение для вынесения судом решения. Но, следует заметить, что до сих пор различные вопросы, касающиеся назначения и организации САТЭ, разработаны слабо или противоречиво.
Кроме того, существуют и другие проблемы, связанные с назначением и производством судебной автотехнической экспертизы. Так, например, нередко проводится неквалифицированный экспертный осмотр места происшествия, довольно поверхностно фиксируются следы, которые зачастую не привязываются к дорожным сооружениям и элементам дороги. Бывает, что для осмотра места совершения ДТП не привлекаются специалисты эксперты-автотехники в качестве экспертов и не используется необходимое специальное техническое оборудование. Все эти вопросы необходимо проработать, ведь очень важно, чтобы суды могли ссылаться на экспертные автотехнические данные, считать их важными доказательствами, а не отменять их.
Степень научной разработанности рассматриваемой проблемы довольно обширна, т.к. вопросы организации и проведения автотехнических экспертиз давно являются предметом внимания многих ученых. Среди отечественных специалистов, занимавшихся проблемами организации и проведения судебных автотехнических экспертиз, можно отметить: В.С. Горюшинского, Е.А. Китайгородского, В. А. Лазарева, С.А. Рассохина, Д.Н. Сретенцева, С.И. Соболевской, А.И. Сафонова, В.В. Солодовника, Т.А. Титоренко, К.В. Федосеева, а также других. Несмотря на довольно большое количество научных исследований, актуальность вопросов организации и проведения судебных автотехнических экспертиз не ослабевает, что еще раз подчеркивает важность и актуальность выбранной темы исследования.
Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в связи с назначением и проведением судебных автотехнических экспертиз при расследовании различных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие назначение и проведение судебных автотехнических экспертиз, материалы правоприменительной практики, а также различные научные дискуссии по различным вопросам проведения судебных автотехнических экспертиз.
Целью исследования является комплексное изучение особенностей использования судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств, а также выявление проблемных аспектов в этой сфере и разработка предложений по их устранению.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотреть понятие и виды автотехнических судебных экспертиз;
изучить порядок назначения и проведения судебных экспертиз, а также процессуальное оформление их итогов;
проанализировать особенности проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
проанализировать особенности проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
охарактеризовать проблемные аспекты проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
разработать предложения по совершенствованию проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Методологическая основа исследования. При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: материалистический метод познания сущности явлений правовой и социальной действительности; методы сравнительного правоведения и теоретического исследования документов и литературы; научные методы факторного анализа, синтеза, что помогло провести отдельные параллели между различными компонентами изучаемой темы.
Научная новизна работы выражается в комплексном научном осмыслении насущных теоретических и практических проблем, касающихся различных вопросов проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении установленного порядка и особенностей проведения судебных автотехнических экспертиз при расследовании нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; в научно - исследовательской деятельности в учебном процессе.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также иные правовые акты. Также были исследованы различные материалы правоприменительной практики, касающейся различных вопросов проведения судебной автотехнической экспертизы.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки следующих ученых: И.Н. Барышникова, Е.И. Галяшина, А.А. Жиркова, А.А. Коссовича, А.Н. Лебедева, М.Е. Молодых, А.А. Несмеянова, М.Г. Петрова, Е.Р. Россинской, Ю.Д. Словцова и др.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Основными задачами расследования дорожно-транспортных преступлений является установление механизма произошедшего и на его основе – оценка действии каждого участника дорожного движения. Установить механизм дорожно-транспортного преступления только на основе собственных знаний следователя (дознавателя) не представляется возможным, необходимо использование специальных автотехнических знаний. В то же время анализ судебно-следственной практики показал, что заключение автотехнической экспертизы является самым оспариваемым в суде доказательством. Подсудимые не только не согласны с выводами эксперта-автотехника, но практически устоявшейся практикой является приглашение в суд стороной защиты независимого специалиста, выводы которого не совпадают с выводами проведенного в ходе предварительного расследования исследования. Это влечет за собой необходимость производства дополнительных судебных действий, а в случае невозможности устранения противоречий в выводах разных экспертов-автотехников - вынесение оправдательного приговора.
Таким образом, обвиняемый, как участник уголовного процесса существует в ограниченный период судопроизводства и, несмотря на то, что законность и обоснованность привлечения лица в качестве обвиняемого обусловлены внутренним убеждением следователя, т.е. его уверенностью, что преступление имело место и его совершило конкретное лицо, и что отсутствуют обстоятельства, не исключающие производство по уголовному делу, результаты эксперта- автотехника по автотехнической экспертизе могут привести к противоположным выводам.
Проведенное исследование показало, что причинами сложившейся ситуации являются следственные ошибки в тактике назначения судебной автотехнической экспертизы:
предоставление эксперту неполных исходных данных, что влечет за собой невозможность дачи экспертом категорического заключения;
формулирование вопросов на разрешение эксперта с обвинительным в сторону водителя транспортного средства уклоном, без выяснения роли других участников дорожного движения в развитии дорожной ситуации;
формальная оценка заключения судебной автотехнической экспертизы, в том числе заключающая в неустановлении компетенции эксперта-автотехника; использование в процессе доказывания результатов судебной автотехнической экспертизы без учета ее соответствия (несоответствия) другим собранным по делу доказательствам, а также условности выводов эксперта- автотехника.
Определенным образом данная ситуация обусловлена и длительным сроком проведения судебной автотехнической экспертизы, превышающий срок проверки сообщения о преступлении и срок предварительного расследования (в среднем от 3 до 6 месяцев); необходимостью проведения повторных экспертиз; отсутствием единой для разных экспертных учреждений методики производства данной экспертизы; отсутствием отвечающих современному уровню развития наук «Криминалистика» и «Судебно-экспертная деятельность» ряда теоретических разработок, связанных с тактикой назначения судебной автотехнической экспертизы.
Таким образом, возникла объективная необходимость модернизации научных знаний в области тактики назначения судебной автотехнической экспертизы и использовании ее результатов в процессе доказывания вины обвиняемого и обозначена проблема совокупности доказательств, достаточных для привлечения лица в качестве обвиняемого, что обуславливает актуальность предпринятого исследования.
1. Аминев Ф.Г. Судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации: современные проблемы и пути их решения: автореф. доктора юрид. наук / Ф.Г. Аминев. – Ростов-на-Дону, 2016. 54 с.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу № 33-42435/2017 [Электронный ресурс] – Доступ из
справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2020).
3. Апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского Суда от 16.05.2018 № 22-3657/2018 по делу № 1-394/2017 [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.03.2020).
4. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 10.06.2015 по делу № 33-3229/2015 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.03.2020).
5. Булгаков С.Н. Судебная экспертиза [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2020).
6. Бычков А.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства / А.И. Бычков. – М.: Инфотропик Медиа, 2016. 480 с.
7. Демидова Т.В., Беляев М.В. Применение инновационных технологий при осмотре мест дорожно-транспортных происшествий / Т.В. Демидова, М.В. Беляев // Вестник экономической безопасности. 2015. № 2. С. 88-91.
8. Ефремов И.А. Судебная экспертиза (краткое научно-практическое пособие для адвокатов) / И.А. Ефремов. – М. : Юстиция, 2013. 128 с.
9. Жарких С.С., Годлевский А.А., Кривощеков С.А. Возможности комплексных исследований экспертизы видеозаписи и автотехнической экспертизы / С.С. Жарких, А.А. Годлевский, С.А. Кривощеков // Теория и практика судебной экспертизы. 2019. Т. 14. № 2. С. 67-83.
10. Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник для бакалавров и специалистов / Е.П. Ищенко. – М. : Проспект, 2020. С. 21.
11. Кирюшин В.В., Силкин В.П. О проблемах проведения доследственных проверок по фактам дорожно-транспортных происшествий / В.В. Кирюшин, В.П. Силкин // Российский следователь. 2018. № 7. С. 20-23.
12. Китайгородский Е.А. Установление причинной связи между превышением скорости транспортного средства и фактом дорожно- транспортного происшествия: метод. рекомендации / Е.А. Китайгородский, А.Н. Созинов, И.Н. Барышников, М.Е. Молодых. – М. : ЭКЦ МВД России, 2012. 233 с.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 008 № 7-ФКЗ, от КЗ, от 05.02.2014 №2-Ф 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
15. Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы / А.А. Коссович // Законность. 2017. №8. С. 112- 114.
16. Криминалистика: Учебник / Под ред. Яблокова Н.П. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 451 с.
17. Лебедев А.Н., Солодовник В.В. Особенности назначения автотехнической судебной экспертизы / А.Н. Лебедев, В.В. Солодовник // Белгородские криминалистические чтения сборник научных трудов. – Белгород., 2019. С. 242-245.
18. Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии [Электронный ресурс] – Веб-сайт АНО «НИИ Судебной экспертизы».
19. Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2019 №309-ЭС19-22047 по делу №А47-2265/2018 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно- правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2020).
20. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2018 № 8-МД 13-13 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.04.2020).
21. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 5-КГ19-19 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2020).
22. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2017 N 4-КГ17-53 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2020).
23. Петрова М.Г., Жиркова А.А., Горюшинский В.С. Сущность судебной автотехнической экспертизы // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 3 (6). С. 353-354.
24. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 21.12.2019) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28
«О судебной экспертизе по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 2.
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.
27. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 № 16291/10 по делу № А40-91883/08-61-820 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 11.28.
28. Постановление президиума Ставропольского краевого суда от 12.05.2015 по делу № 44у-157/15 [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата об ращения: 13.01.2020).
29. Постановление Минтруда РФ № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», " (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018)
30. Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 (ред. от 13.09.2018)
«Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» // Российская газета. 2013. 6 фев.
31. Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия по делу № 503017 от 7 января 2015 года [Электронный ресурс] – Доступ с официального сайта Элистинского городского суда Республики Калмыкия. Режим доступа: http://elistinsky.kalm.sudrf.ru (дата обращения: 03.04.2020).
32. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. – М. : Проспект, 2020. – 464 с.
33. Сафонов А.И. Понятие судебной автотехнической экспертизы / А.И. Сафонов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 219-220.
34. Соболевская С.И. Проблемные вопросы назначения судебной экспертизы (на примере автотехнической экспертизы) / С.И. Соболевская // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. № 3 (9). С. 54-58.
35. Соловцова Ю.Д., Несмеянов А.А. Использование технологии 3D- сканирования при производстве судебных автотехнических экспертиз / Ю.Д. Словцова, А.А. Несмеянов // Материалы всероссийской науч.- практ. конф. (Иркутск, 26 мая 2017 года). – Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. С. 5-9.
36. Спор о защите прав потребителей при приобретении автомобилей у автодилеров и в автосалонах (на основании судебной практики Московского городского суда) // Адвокат. 2019. № 4. С. 77-79.
37. Сретенцев Д.Н. Особенности назначения судебной автотехнической экспертизы / Д.Н. Сретенцев // Наука и практика. 2017. № 1. С. 77-81.
38. Тарасова М.А., Рассохин С.А. Некоторые проблема назначения автотехнической экспертизы в судах общей юрисдикции / М.А. Тарасова, С.А. Рассохин // Вестник Удмуртского Университета. 2018. Т.28. № 6. С. 845- 848.
39. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
40. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
«О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
41. Федосеев К.В. О некоторых уголовно-правовых и криминалистических аспектах производства автотехнической экспертизы в современных условиях / К.В. Федосеев // Вестник Пермского института ФСИН России. 2019. № 2 (33). С. 54-57.