Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Допрос подозреваемого и обвиняемого на стадии предварительного расследования

Работа №111183

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика допроса как следственного действия 6
1.1 Понятие и сущность допроса 6
1.2 Соотношение допроса с иными следственными действиями 10
Глава 2 Процессуальные особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого, и доказательственное значение полученных в результате показаний 14
2.1 Общая характеристика процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе 14
2.2 Процессуальные особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого 17
2.3 Доказательственное значение показаний подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе 25
Заключение 38
Список используемой литературы и используемых источников 43

Доказательства, отвечающие условиям и правилам в УПК РФ, служат основой для утверждения всех важнейших процессуальных решений в контексте производства по уголовным делам.
Производство следственных действий в своем процессуальном смысле служит главным способом для возникновения доказательств. Одним из самых признанных и распространенных правоприменительной практикой способов считается производство допроса, результатом которого, в свою очередь, являются показания определенного участника уголовного судопроизводства.
Допрос подозреваемого и обвиняемого является одним из наиболее распространенных процессуальных действий в следственной и судебной практике. Более того, за исключением ряда случаев, уголовно-процессуальное законодательство относит его к обязательным процессуальным действиям.
В силу данного обстоятельства допрос подозреваемого и обвиняемого как тема исследования обладает не снижающейся актуальностью.
В работе основная цель определена как изучение и анализ следственного действия, такого как допрос.
Задачи работы:
• квалифицировать понятие и суть допроса как следственного действия;
• произвести соответствие допроса с другими следственными действиями, осуществляемыми в досудебном производстве;
• дать общую характеристику процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе;
• изучить процессуальные особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого;
• квалифицировать доказательственный смысл показаний подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе.
Объектом исследования данной работы считаются отношения, которые возникли на стадии предварительного расследования в ходе производства допроса.
Нормативные положения, раскрывающие вопросы изучаемой темы служат предметом исследования.
Следует выделить такие методы как:
• общенаучные,
• индуктивный,
• дедуктивный методы,
• синтез, анализ,
• аналогия,
• гипотеза и ряд частно-научных методов.
Структура работы: введение, основная часть, включающая в себя главы и параграфы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённая работа даёт возможность сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование практики производства допроса в целях получения показаний подозреваемых и обвиняемых.
Допрос, с учётом позиций, существующих в науке, обобщённо можно характеризовать таким образом: допросом является действие следственного характера, в ходе которого ответственное должностное лицо, уполномоченное на проведение данной процедуры, получает от другого лица, допрашиваемого по имеющемуся уголовному делу, показания о событиях и их обстоятельствах, являющихся значимыми для данного дела.
Процесс производства допроса отдельных участников уголовного судопроизводства достаточно полно регламентирован законодателем в рамках Уголовно-процессуального кодекса РФ. Производство допроса рассматривается в качестве основного процессуального способа получения показаний, как разновидности доказательств.
Следственные действия, перечисленные в статьях 192-194 УПК РФ, имеют общие аспекты с производством данных следственных действий, в связи с этим они имеют определённую взаимосвязь с допросом.
В уголовном судопроизводстве процессуальное положение подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе является сходным, но обвиняемый, в отличие от подозреваемого, является обязательной процессуальной фигурой. Можно сказать, что понятие подозреваемого носит «кратковременный» характер в уголовном деле. Либо он в дальнейшем становится обвиняемым, либо переходит в разряд лиц, на которых уголовное преследование более не направлено.
Ключевыми правомочиями данных лиц-участников какого-либо дознавательного процесса в рамках уголовного дела можно обозначить: право давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет (пункт 6 часть 4 статья 46 УПК РФ; пункт 6 часть 4 статья 47 УПК РФ); право отказаться от дачи объяснений и показаний по поводу имеющегося в отношении лица подозрения (пункт 2 часть 4 статья 46 УПК РФ), право возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний (пункт 3 часть 4 статья 47 УПК РФ); право на юридическую помощь в лице защитника (пункт 3 часть 4 статья 46 УПК РФ; пункт 8 часть 4 статья 47 УПК РФ) и так далее.
Представляется, что законодатель наделил подозреваемого и обвиняемого достаточным объёмом правомочий, позволяющим данным участникам уголовного судопроизводства эффективно защищать свои законные права и интересы, в том числе в ходе производства допроса.
Полученные от лица, подозреваемого в совершении преступного деяния или обвиняемого в нем, показания играют определяющую роль для делопроизводства уголовного характера. Это обусловлено наличием информации, недоступной для получения из каких-либо иных источников. При этом соблюдение законодательных норм при дознании обуславливает как допустимость их до судопроизводства, так и полезность в сборе доказательной базы.
Стоит особенно отметить важность применения технических средств записи данных показаний и их использование в качестве дополнения к протоколу. Это обеспечивает объективную оценку полученной информации и возможность дополнительного ее использования. Так следователь получает возможность многократного использования этой информации для проведения психологической оценки подозреваемого и его поведения с помощью расшифровки его жестикуляции и мимических особенностей, и прочих невербальных сигналов, которые способствуют выявлению у подозреваемого при использовании психологических знаний признаков сознательного или бессознательного сокрытия информации или самообвинения по незнанию.
Следует отметить, что в литературе упоминаются факты вовлечения стороной обвинения в процесс по уголовному делу лиц, которые могут являться подозреваемыми в совершении преступления, в качестве свидетеля, поскольку для данного участника уголовного судопроизводства дача показаний - это не право, а обязанность.
Данный «ход» следователя вряд ли можно считать законным, поскольку он ограничивает право лица на защиту и ограничивает его в использовании процессуальных средств, которыми законодатель наделил лиц, в отношение которых ведется расследование, ибо в качестве свидетеля лицо не может пользоваться процессуальными правомочиями подозреваемого или обвиняемого.
В целях противодействия такого рода злоупотреблениям со стороны обвинения, лицо может воспользоваться услугами адвоката, реализуя право, предусмотренное в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а именно право явиться на допрос с адвокатом в соответствии с частью 5 статьи 189 УПК РФ.
Заслуживает внимания вопрос использования в доказывании по делу уголовного характера такой информации, которая добыта путем дознания негласным способом лица, подозреваемого в совершении преступного деяния или обвиняемого в нем, проведённом в соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Иначе говоря, можно провести черту под положениями Уголовно-процессуального кодекса и позициях такого органа, как Конституционный Суд. Из них понятно, что эти два представителя борьбы с правонарушениями тесно сотрудничают между собой в проведении как оперативных мероприятий, так и процессуальной деятельности для достижения совместной цели защиты потерпевших, к которым могут быть отнесены как частные лица, так и лица юридические.
Но в любом случае съёмка скрытой камерой при проведении опроса лица, подозреваемого в преступной деятельности, является незаконной в силу нарушения его конституционного права. В данном случае были нарушены такие права, как дача показаний, от которых подозреваемый, согласно конституционному праву мог отказаться, право на адвоката, которого не было предоставлено, а также право не давать показания против себя самого и прочее. Таковые права у подозреваемого наступают в тот же момент, как он становится участником процессуального действия. Закономерно, что информация, добытая путем съёмки и опроса без ведома подозреваемого, согласно 75 статье, а именно ее части второй, пункта первого, признается недопустимой.
Ведение скрытого оперативно-розыскного мероприятия, такого как опрос, с использованием скрытой видеозаписи имеет следующее значение: использование, таким образом, собранной информации может быть направлено исключительно на развитие новых следственных мероприятий и версий, а также послужить отправной точкой для планирования последующих следственных шагов и прочее.
Относительно получения показаний подозреваемых и обвиняемых в ходе допроса в уголовном процессе необходимо обратить внимание на проблему использования насилия (психического или физического) для получения признательных показаний к подозреваемым и обвиняемым.
Подобное противоправное воздействие имеет преступный характер и влечёт уголовное преследование со стороны государства по статье 302 УК РФ.
С учётом того, что противоправная практика применения пыток в процессе дел сохраняется, в отдельных работах в этой связи высказываются шокирующие предложения упорядочить существующую практику осуществления пыток, вместо того, чтобы делать вид, что этого явления не существует.
Безусловно, говорить об этом серьёзно недопустимо, в связи с прямым противоречием подобной практики международным нормам, нормам Конституции РФ и федеральному законодательству.
Как вариант решения проблемы возможного противоправного поведения лиц, производящих допрос подозреваемых или обвиняемых, в некоторых работах предлагается отказаться от признания в качестве доказательства по уголовному делу показаний подозреваемого и обвиняемого, что вряд ли возможно, поскольку, нельзя забывать о том, что дача показаний подозреваемым и обвиняемым - ещё и способ осуществления самозащиты.
Как представляется, бороться с насилием со стороны сотрудников правоохранительных органов следует через глубокую проверку жалоб со стороны лиц, подвергшихся насильственным методам допроса. Также следует особое внимание уделять той категории доказательной базы, где подозреваемый или обвиняемый даёт показания против себя самого. Следует провести дополнительные работы с представителями системы дознания с целью повышения правового культурного образования. И, разумеется, требуется усилить надзор над системой дознания и сбора доказательств.
Разумеется, при имеющихся доказательствах противоправных воздействий на лицо, как подозреваемое, так и обвиняемое в совершении преступного деяния, добытые таким образом показания недопустимы для судопроизводства. Следуя научным источникам, недопустимая доказательная база исключается судом, а должностные лица-участники такого преступного воздействия подлежат уголовному преследованию.
Реализация права на юридическую помощь, посредством привлечения в производство по делу адвоката-защитника - одна из значимых гарантий отсутствия применения к подозреваемым и обвиняемым незаконных методов при производстве допроса.
Необходимо констатировать важность обеспечения гарантий законности производства допроса подозреваемого и обвиняемого, с соблюдением всех законных прав и интересов обозначенных участников уголовного судопроизводства.


1. Александров А.С. Пытка как реальность современного уголовного судопроизводства (сатирическая зарисовка) // Практическое законоискусство. Научно-практический журнал. 2008. № 1. С. 27-29.
2. Баренбойм П.Д. Как предотвратить пытки. Применение психологических знаний для защиты граждан. М. : Белые альвы, 1997. 89 с.
3. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М. : Проспект, 2017. 608 с.
4. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М. : ТК Велби, Издательство "Проспект", 2008. 792 с.
5. Бертовский Л.В. Допрос : тактика и технологии. М. : Экзамен, 2015. 176 с.
6. Божьев В.П. Уголовный процесс. М. : Юрайт, 2014. С. 56.
7. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций. СПб., 2004. 591 с.
8. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М. : Юрид. лит., 1970. 118 с.
9. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 11.04.2021).
10. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия. Учебное пособие. М. : МосУ МВД России, Книжный мир, 2006. 187 с.
11. Горбачев А.В. О допустимости показаний, данных лицом против самого себя // Адвокатская практика. 2004. № 2. С. 15-19.
12. Гришина Е.Б. К вопросу о понятии показаний в уголовном судопроизводстве России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. 2009. С. 355-357.
13. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976. 204 с.
14. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETS N 126) [Электронный ресурс] : Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987. URL: https://base.garant.ru/1305480/ (дата обращения 21.04.2021).
15. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учеб.-практ. пособие. М. : Велби: Проспект, 2007. 313 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ