Введение 4
Глава 1 Общая характеристика правовой политики в сфере экономической безопасности 8
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности 8
1.2 Соотношение понятий экономической и национальной
безопасности 16
1.3 Правовая политика как средство обеспечения экономической
безопасности 22
Глава 2 Государственно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации 29
2.1 Правовые основы обеспечения экономической безопасности .. 29
2.2 Государственное управление в сфере обеспечения
экономической безопасности 32
Глава 3 Проблемы и перспективы развития законодательства об обеспечении транспортной безопасности в Российской Федерации 59
3.1 Институт финансово-правовой ответственности в системе
механизма обеспечения экономической безопасности 59
3.2 Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным
путем, как средство обеспечения экономической безопасности 62
3.3 Основные направления развития законодательства в сфере
обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления 65
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 72
Актуальность изучения проблем осуществления правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности трудно переоценить, поскольку от стабильности и благополучия в рассматриваемой области зависит благополучие как государства, так и каждого отдельного человека.
Вопросы обеспечения экономической безопасности всегда занимали большое значение в функционировании государства, но не всегда они рассматривались именно как часть проблем обеспечения именно экономической безопасности. Вопросы качественного и своевременного сбора налогов, наполнения государственного бюджета и целевого расходования его средств, проблемы полной и своевременной уплаты таможенных сборов - эти и многие иные смежные проблемы волновали государства с глубокой древности. В настоящее время подобного рода проблематика сохраняется, но к ней добавляются новые проблемы, связанные, например, с экономической деятельностью транснациональных финансовых корпораций, который могут вмешиваться в экономическую жизнь государств в своих интересах (например, деятельность Дж. Сороса).
Подобного рода эксцессы, наблюдающиеся в современном мире, заставляют переоценить понятие экономической безопасности государства и рассматривать экономическую безопасность в качестве важнейшей части (элемента) национальной безопасности.
Вопросы обеспечения экономической безопасности всегда волновали российское государство на протяжении его новейшей истории. Экономические хаос и потери 1990-х годов, дефолт, объявленный в 1998 году, экономические кризисы 2008 и 2014 годов - были в ряду событий, самым негативным образом влияющим на экономическое благополучие населения, влекущим множество банкротств юридических лиц, значительные потери и ограничения в деятельности государства в целом.
С другой стороны, экономическое благополучие является фактором, влияющим на общее благополучие государства, - рост благосостояния населения, развитие промышленности, вложения в инфраструктуру. Обеспечение экономического благополучия едва ли не главное требование населения к любой власти во все исторические эпохи. Самым непосредственным образом экономическое благополучие связано и с проблематикой обеспечения, например, военной безопасности, поскольку оно позволяет укреплять отечественные вооруженные силы.
Особую остроту проблемы обеспечения экономической безопасности приобретают в настоящее время, когда наше государство оказалось под ударом санкций, введенных против отечественной экономики многими другими государствами мира. Вопросы обеспечения национальной безопасности в создавшихся условиях требуют обеспечения высокой эффективности государственного управления в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Вопросам экономической безопасности отвечает, например, политика импортзамещения, направленная на смягчение ударов для отечественной экономики, проистекающих из отказа западных государств поставлять даже ту продукцию, соглашение о поставках которой уже было достигнуто.
Были изъяты западными странами в значительной своей части и международные резервы Российской Федерации, что оказало самое негативное влияние на курс национальной валюты. Приведенные угрозы требуют как принятием руководства страны встречных действий (контракций), так и введения в жизнь новых механизмов финансовой и кредитно-денежной политики, пересмотру статей доходов и расходов федерального бюджета.
Дополнительную актуальность рассматриваемому вопросу придает разворачивающийся мировой финансовый, продовольственный и энергетический кризис, который с высокой степенью вероятности затронет российскую экономику, являющуюся нетомлёной частью единой мировой экономической системы. Эффективное государственное управление экономикой и финансами в данном случае являет собой насущную задачу в рамках обеспечения национальной безопасности.
Речь в данном случае может идти как о необходимости повышения эффективности деятельности государственных органов, функционирующих в сфере обеспечения национальной безопасности, так и о необходимости внесения определенного рода изменений и дополнений в соответствующее отраслевое законодательство.
Можно говорить о том, что за последние годы в Российской Федерации было сделано очень многое в плане обеспечения экономической безопасности: отменены соглашения о разделе продукции, достигнута продовольственная безопасность, восстановлены многие экономические связи, которые были нарушены в 1990-е годы. В значительной степени национальную экономики поддерживают высокие цены на сырьевые товары - традиционные предметы экспорта Российской Федерации. Проведенная налоговая реформа и общее укрепление системы сбора налогов позволяет федеральному бюджету быть профицитным. Все вышеизложенное не означает, однако, незыблемого положения экономической безопасности нашего государства; она нуждается как в теоретических исследованиях, так и в практических усилиях, направленных на ее укрепление в будущем, на совершенствование системы государственного управления в рассматриваемой области обеспечения задач национальной безопасности российского государства.
Политика, осуществляемая государством в рассматриваемой области, должна быть основана на требованиях действующего законодательства, в связи с чем может быть обозначена в качестве правовой политики.
Целью исследования является теоретическое рассмотрение различных аспектов государственно-правового управления и реализации правовой политики в сфере обеспечения экономической составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели необходимо будет выполнить такие задачи, как:
- определение понятия экономической безопасности в качестве одного из составных элементов национальной безопасности;
- изучение особенностей государственного управления и правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
- рассмотрение особенностей реализации института юридической
ответственности как средства обеспечения экономической безопасности государства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экономической безопасности.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства и подзаконных актов, направленные на обеспечение экономической безопасности государства.
Методологию исследования представляют такие общеправовые методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения. Изучаемые явления рассматриваются в процессе их исторического развития с учетом сравнительно-правового аспекта при проведении соответствующего исследования.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
Считаем, что подобные вызовы и угрозы должны также учитываться при оценке эффективности деятельности соответствующих государственных органов и их должностных лиц, которые функционируют в определенных сферах государственного управления.
В настоящее время экономическая безопасность рассматривается законодателем в качестве неотъемлемого элемента национальной безопасности. Важность и объем задачи обеспечения экономической безопасности обуславливают то обстоятельство, что для ее обеспечения законодателем принимаются отдельные специализированные нормативно-правовые акты.
Следует говорить о существовании в Российской Федерации отдельного направления в правовой политике - правовая политика в сфере обеспечения экономической безопасности. Действенность правовой политики в указанной области обеспечивается соответствующей правотворческой и правоприменительной работой, большое значение приобрела также право интерпретационная деятельность, в рамках которой судебными органами даются разъяснения разного рода сложных вопросов в области обеспечения экономической безопасности.
Именно разработке качественных и эффективных, свободных от проявлений коррупции нормативно-правовым актов в сфере осуществления экономической безопасности должен быть отдан приоритет и усилия государства, поскольку только при наличии качественного законодательства в рассматриваемой области можно добиться состояния защищенности соответствующих экономических отношений.
систему органов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в общих чертах можно считать уже сложившейся и имеющей все шансы для своего дальнейшего успешного совершенствования.
Самой главной проблемой в настоящее время может являться некоторая наблюдающаяся несогласованность в осуществлении правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, можно говорить о том, что у многих частных субъектов (например, коммерческих банков) в настоящее время сложились собственные системы обеспечения внутренней экономической безопасности, но формальное взаимодействие данных систем с общефедеральной системой обеспечения экономической безопасности еще не налажено. Подобное взаимодействие предлагается налаживать в формах разного рода консультационных и координационных комитетов и советов.
Считаем также, что в дело обеспечения экономической безопасности должны быть втянуты все уровни и звенья государственного аппарата, в настоящее время кроме специализированных органов, участие иных органов и ведомств в сфере обеспечения экономической безопасности представляется недостаточным.
В качестве критерия успешности осуществления правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности требуется разработка однозначных параметров эффективности государственного управления в рассматриваемой области.
В настоящее время в российском законодательстве содержится целая совокупность норм, направленная на привлечение лиц, виновных в посягательстве на экономическую безопасность, к мерам юридической ответственности и к наказанию.
Часть из этих мер находится в традиционных отраслевых кодексах (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ). Другие находятся в специальных актах, посвященных вопросам обеспечения экономической безопасности (Бюджетный и Налоговый кодексы РФ).
Таким образом, институт юридической ответственности за посягательство на экономическую безопасность в Российской Федерации уже сформирован, хотя отдельные его элементы продолжают находиться в процессе своего становления.
Система органов и норм, обеспечивающих противодействие отмыванию преступно нажитых денежных средств, выступает в качестве подсистемы в рамках системы обеспечения экономической безопасности российского государства.
В условиях беспрецедентного санкционного давления экономическая безопасность нашего государства испытывает также беспрецедентные риски. Проводимая в подобного рода условиях правовая политика нашего государства, направленная на обеспечение экономической безопасности, должна носить сдержанный и оригинальный характер, способный переломить намечающиеся негативные тренды в развитии отечественной экономики. В складывающихся условиях именно принятие грамотных и взвешенных решений в рамках национальной правовой политики способно обеспечить экономические аспекты национальной безопасности российского государства.
1. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2021 г. по делу № АПЛ21-283 [Электронный ресурс] // URL: sudact.ru
2. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 г. [Электронный ресурс] // URL: sudact.ru
3. Банк О.А. Экономическая безопасность личности в системе экономической безопасности государства // Russian Journal of Management. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 106-110.
4. Бородина А.С. Служба экономической безопасности как основное звено системы экономической безопасности предприятия // Научно-практические исследования. 2020. № 9-5 (32). С. 7-10.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г № 145 ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
6. Василенко О.А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т. 16. - № 1 (382). - С. 60-79.
7. Гаджиахмедова Г.А. Региональная экономическая безопасность как фактор экономической безопасности государства // Научные исследования и разработки: новое и актуальное. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 2021. - С. 561-564.
8. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность в налоговой сфере в системе обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно¬практической конференции, в 2-ух частях. - 2017. - С. 63-68.
9. Дедова Т.В., Путилов А.В. Взаимосвязь бухгалтерского учета и экономической безопасности предприятия, влияние рисков на экономическую безопасность // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности коммерческой организации. Материалы I Международной студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 33-35.
10. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза // Экономические отношения.
2019. Т. 9. № 4. С. 2621-2648.
11. Захаров А.Н. Международная экономическая безопасность как основа экономической безопасности РФ в условиях финансовой глобализации // Бизнес и банки. - 2004. - № 14. - С. 3-5.
12. Зачесова Н.В. Определение стратегических ориентиров укрепления экономической безопасности финансовых учреждений как необходимый этап формирования стратегии экономической безопасности Украины // Бизнес информ. - 2016. - № 1 (456). - С. 272-276.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
14. Кокорина А.Н. Система экономической безопасности
организации: структура и основные функциональные направления
обеспечения экономической безопасности // научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК. Материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 177-183.
15. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
16. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом РФ 30 мая 2018 г. // СПС «КонсультантПлюс»
17. Корнилов М. Я., Юшин И. В. Экономическая безопасность: учебное пособие. - М.: РГ-Пресс, 2019. - 320 с.
18. Костин В.И. Угрозы экономической безопасности водного транспорта в системе обеспечения экономической безопасности России // Речной транспорт (XXI век). - 2011. - № 5 (53). - С. 60-63.
19. Краснощек А.А. Экономическая безопасность транспортной отрасли как важная составляющая экономической безопасности государства // Вестник транспорта. 2006. № 10. С. 7-11.
20. Курышко И.В. Экономическая безопасность россии в современной системе международной экономической безопасности // Студенческий. - 2020. - № 30-2 (116). - С. 20-22.
21. Лапина Е.Н. Экономическая безопасность банковской сферы: понятие, сущность и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации // Трансформация финансовой системы России и Казахстана в условиях пандемии коронавируса. Сборник статей. 2020. - С. 296-308.
22. Ливенцова Н.О. Анализ влияния деятельности отдела экономической безопасности и противодействия коррупции на экономическую безопасность Новосибирской области // Молодой ученый. -
2020. - № 29 (319). - С. 228-231.
23. Литвиненко А.Н., Громов И.А. Система экономической безопасности государства в компетенции департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - 2010. - № 30. - С. 71-75.
24. Маханько Г.В., Шалагинова Е.С. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России // Современные проблемы социально-экономического развития. сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.
25. Миронова И.Б. Система экономической безопасности территорий опережающего развития и оценка их результативного воздействия на уровень экономической безопасности регионов // Инновационное развитие экономики.
- 2021. - № 2-3 (62-63). - С. 368-372.
26. Миронова И.С., Кондусова Ю.В. Финансовая безопасность как часть экономической безопасности экономического субъекта // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности коммерческой организации. Материалы I Международной студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 161-164.
27. Мусатаева М.О. Источники, виды и факторы угроз экономической безопасности, создание службы экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № T23. - С. 26-30.
28. Мусаткина А.А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности : автореф. дис. канд. юрид. наук. - Казань: 2004.
- 20 с.
29. Османов М.М., Султанов Г.С. Внешнеэкономическая безопасность как составляющая экономической безопасности страны: правовой и экономический аспекты // Вестник Екатерининского института. - 2022. - № 2 (58). - С. 93-96.
30. Пляскина Г.Е. Экономическая безопасность регионов как основа экономической безопасности Российской Федерации // Новые задачи экономики и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 198-201.
31. Попов М. В. Экономическая безопасность. - М.: Инфра-М, 2017. - 320 с.
32. Попова Е.Н., Попова Т.Н. Экономическая безопасность предприятия, угрозы экономической безопасности предпринимательства // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. - № 54. - С. 86-89.
33. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» // СПС «КонсультантПлюс»
34. Посуконько М.С. Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области) // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - № 2. - С. 558-563.
35. Рогова Т.Н. Обоснование доминантной роли финансово-экономической безопасности в системе экономической безопасности на мезоуровне // Инновационное развитие экономики. - 2020. - № 6 (60). - С. 344-350.
36. Сафохина Е.А. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта в системе экономической безопасности государства // Обеспечение экономической безопасности россии в современных условиях. Сборник статей Всероссийской научной конференции. Научное электронное издание. Москва, - 2020. - С. 348-351.
37. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
38. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлю с »
39. Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс»
40. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // СПС «КонсультантПлюс»
41. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» // Российская газета от 31.03.2022, №70(8718)
42. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» // СПС «КонсультантПлюс»
43. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г № 208 «О Стратегии
экономической безопасности» // СПС «КонсультантПлюс»
44. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г № 400 «О Стратегии
национальной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс»
45. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
46. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Васнева Е.В. Проблемные аспекты экономической безопасности и оптимизация процессов налогообложения в целях совершенствования экономической безопасности страны // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 1 (116). С. 36-38.
47. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790
48. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О
безопасности» // СПС «КонсультантПлюс»
49. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
50. Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
51. Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
52. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1649
53. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс»
54. Холчева И.А., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Дневник науки. - 2019. - № 5 (29). - С. 96.
55. Чеченко А.В., Шварцкопф Я.К. Экономическая безопасность в
россии. Перспективы развития экономической безопасности // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума
предпринимательства "Свое дело - твой успех". - 2017. - С. 234-237.
56. Шульгина А.В., Кривенко Ю.С., Минасян А.Т. Взаимосвязь экономической безопасности страны и международной экономической безопасности // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира. сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - 2018. - С. 292-293.
57. Югов Е.А. Коммерческая тайна: фактор обеспечения
экономической безопасности или угроза экономической безопасности предприятия (по результатам социологического опроса) // Вестник РМАТ. - 2020. - № 3. - С. 49-54.
58. Ялбулганов А.А. Новое в законодательстве о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и в методологии его осуществления // Молодой ученый, 2019, №4 - С. 35-37