Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика национальной безопасности 7
1.1 Понятие национальной безопасности 7
1.2 Источники угроз национальной безопасности 15
Глава 2 Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности 22
2.1 Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности 22
2.2 Субъекты административно-правового обеспечения национальной безопасности 29
Глава 3 Административно-правовые средства и методы обеспечения национальной безопасности 47
3.1 Административно-правовой режим обеспечения национальной безопасности 47
3.2 Вопросы и практика применения мер административного принуждения для обеспечения национальной безопасности 63
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 76
Актуальность темы исследования.
Успех, происходящих в настоящее время в Российской Федерации трансформационных процессов в экономике, политике, социальной и других сферах общественной жизни, невозможен без обеспечения защиты приоритетных национальных интересов в сфере национальной безопасности, что является первоочередной и неотъемлемой функцией любого государства. Игнорирование важности национальной безопасности и необходимости ее обеспечения может привести к таким социальным проблемам, которые могут вылиться в военные действия, массовые беспорядки, уничтожению всех инфраструктур, материальных и духовных ценностей. Все это в своей совокупности представляет угрозу не только безопасности государства, его суверенитету и территориальной целостности, но и всему обществу.
Ключевое значение в обеспечение национальной безопасности принадлежит механизму административно-правового обеспечения обороны и безопасности государства, который направлен на предупреждение и предотвращение угроз национальной безопасности посредством отдельных мер административного принуждения и предупреждения.
Однако в теоретико-правовом аспекте данный механизм обеспечения национальной безопасности является мало изученным и исследованным. В научно-теоретическом осмыслении нуждаются такие вопросы, как определение понятия «административно-правовая охрана национальной безопасности», анализ отдельных элементов механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности, а также организационно-правовые основы применения мер административного принуждения и предупреждения.
Сложность данной проблемы обусловлена причинами объективного и субъективного характера: недостаточной разработанностью соответствующей теории и методологии и необходимостью развития соответствующих научных школ, что и вызывает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности.
Предмет исследования - совокупность норм действующего законодательства, регулирующие обеспечение национальной безопасности посредством административно-правовой охраны.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ административно-правовой охраны национальной безопасности в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие национальной безопасности;
• определить источники угроз национальной безопасности;
• проанализировать нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности как элемента механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности
• выявить субъектный состав административно-правового обеспечения национальной безопасности;
• исследовать особенности административно-правового режима обеспечения национальной безопасности;
• рассмотреть вопросы, возникающие на практике при применении мер административного принуждения для обеспечения национальной безопасности.
Нормативная правовая основа исследования представлена: Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими административно-правовую охрану национальной безопасности в Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, среди которых методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, статистический аксиологический и другие методы. Исследование основано на концептуальных положениях конституционного и гражданского права, а также на научных трудах по теории государства и права, конституционного и административного права.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: В.А. Акимова, С.С. Алексеева, Д.Н. Бахрах, Г.Н. Василенко, С.И. Гирько, В.Е. Дементьева, С.А. Джафарова, В.А. Иванова, А.И. Каплунова, И.Б. Кардашовой, Д.Н. Кобелева, А.М. Коновалова, С.В. Лихачева, А.В. Малько, И.Л. Морозва, Д.В. Осинцева, А.О. Поддубного, Н.Ф. Поповой, Р.А. Семенюк, Ю.Н. Сосновской, А.С. Щербакова, Е.М. Ямоловой, А.В. Яшиной и др.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное исследование административно-правовой охраны национальной безопасности, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, национальная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. Иными словами, национальная безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних факторов.
Во-вторых, Российская Федерация, сталкиваясь с определенными угрозами в экономической, политической и социальной сфере в условиях международного гуманитарного кризиса, вызванного пандемией коронавируса, ищет ответы на соответствующие вызовы, в том числе путем модернизации государственного аппарата и нормативно-правовой базы его функционирования. Внимание руководства страны к проблемам национальной безопасности в последние двадцать лет обеспечили принятие важнейших документов стратегического планирования в этой области. Вместе с тем, новые вызовы международного и внутригосударственного характера требуют не только оперативного управленческого реагирования, но и корректировки целеполагающих программных документов.
В-третьих, конституционные преобразования 2020 года дали импульс преобразованию концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В содержании Конституции РФ был сделан акцент на обеспечение конкретных видов национальных ценностей, национальных интересов, стратегических национальных приоритетов. Также заложены новые подходы к формированию системы обеспечения национальной безопасности.
Рассмотренные нормативно-правовые основы обеспечения национальной безопасности показывают, что идет последовательный планомерный процесс совершенствования концептуальных основ конституционно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что разрабатываются новые подходы и механизмы противодействия современным вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации в зависимости от объективных условий функционирования государства.
В-четвертых, система обеспечения национальной безопасности представляет собой сложную категорию теории национальной безопасности, она состоит из двух подсистем: государственной и негосударственной. Государственной системе обеспечения национальной безопасности отводится ведущая роль, ведь это совокупность государственных органов, обеспечивающих защиту личности, общества, государства от насильственных противоправных действий внутренних и внешних противников.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности имеет второстепенное значение. Под ней подразумеваются общественные структуры разного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности: предупреждение преступлений и конфликтных ситуаций, озвучивание общественного мнения, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, обеспечение общественной безопасности, противодействие коррупции, повышение уровня правовой и политической культуры.
Необходима максимальная транспарентность взаимодействия государства и гражданского общества при обеспечении национальной безопасности. В том случае, если система обратной связи не эффективна, функция общественного контроля отражена только «на бумаге», у граждан нет возможности повлиять на проводимую государственную политику посредством выдвижения гражданских инициатив, то гражданское общество в России развиваться не будет.
В-пятых, законодательная дефиниция особого правового режима отсутствует. Обобщение различных точек зрения исследователей на обозначение содержания данного понятия показывает, что основополагающими характеристиками особого правового режима являются изменение административно-управленческого механизма регламентации общественных отношений, перераспределение полномочий органов государственной власти, введение оснований ограничения прав физических и юридических лиц, а также установление дополнительных обязанностей и запретов, продиктованных стремлением обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при условиях чрезвычайных, экстраординарных ситуаций.
Рассмотренные административно-правовые режимы являются одной из составляющих системы обеспечения национальной безопасности, устанавливая порядок поведения граждан и деятельности государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, а также регламентирующий общественные отношения в конкретной области обеспечения национальной безопасности, недопущение противоправной деятельности, могущей нанести ущерб национальной безопасности, а также предусматривающий возможность применения специальных режимных мер, иных специальных форм и методов деятельности уполномоченных органов, характер которых обусловлен необходимостью адекватного противодействия реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
В-шестых, национальная безопасность реализуется применением различных мер (правовых, организационных, экономических и т.д.), направленных на противодействие угрозам национальной безопасности», в том числе и мер административного принуждения. К ним относятся разнообразные меры принудительного воздействия для обеспечения правопорядка в обществе и тем самым национальной безопасности. Данные меры используются не только в качестве наказания за совершенные административные правонарушения, но и для их предупреждения, а также предотвращения других общественно опасных явлений, а также пресечения правонарушений и сведения до минимума последствий чрезвычайных ситуаций.
Важная роль в обеспечении национальной безопасности принадлежит в первую очередь мерам административного предупреждения, осуществляемым с целью не допустить совершение административных правонарушений и возникновение иных общественно опасных явлений (различных аварий и катастроф природного и техногенного характера) в обществе.
Таким образом, меры административного принуждения побуждают субъектов права исполнять (соблюдать) нормы права, устанавливающие определенные требования, запреты, ограничения в сфере обеспечения национальной безопасности. Они позволяют активно реагировать на угрозы национальной безопасности в сфере деятельности ОИВ. При реализации возложенных функций и полномочий эти органы осуществляют получение и оценку информации об угрозах национальной безопасности, принимают меры административного принуждения по их устранению, нейтрализации или минимизации. Рассматриваемым мерам отводится значительная роль в реализации всех национальных приоритетов обеспечения национальной безопасности. В статье были раскрыты некоторые меры административного принуждения, применяемые для обеспечения общественной безопасности, и показано, что они являются объективно необходимыми и обоснованными для обеспечения национальной безопасности.
1. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах: учебник / Под ред. А.В. Зубач. М., 2015. 277 с.
2. Акимов В.А. Безопасность России. Национальная и международная безопасность. В 6 томах. Том 1 М.: Знание, 2012. 497 с.
3. Алексеев С. С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1995. 320 с.
4. Амосов И. Влияние демографических процессов на национальную безопасность России: моногр. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 200 с.
5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма, 2008. 816 с.
6. Безопасность России. Национальная и международная безопасность / В.А. Акимов и др. М.: Знание, 2012. 752 c.
7. Белов П. Национальная безопасность России. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 456 c.
8. Василенко Г.Н. Административное законодательство в условиях применения норм Федерального закона «О полиции» // Административное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 30 - 35.
9. Викторов А. Ш. Духовная безопасность России. М.: КДУ, 2010. 302 c.
10. Виссаров А.В., Нефедова Т.Л. Порядок и особенности ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях действия особых правовых режимов // Марийский юридический вестник. 2016. № 4 (19). С. 27-30.
11. Гирько С.И. Обоснована ли пролонгация Концепции общественной безопасности в Российской Федерации? // Диалог. 2019. № 2. С. 6 - 15.
12. Дементьев В.Е. Роль гражданского общества и его институтов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 212 с.
13. Демченко С. В. Диалектика национальной безопасности и образовательной политики России. М.: Де-По, ИСЭПиМ, 2010. 200 c.
14. Джафаров С. А. Национальная безопасность России. М.: ЦТМ- Пресс, 2018. 600 c.
15. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
...