Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПСИХОТРАВМЫ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ

Работа №111164

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор и анализ особенностей жизненной перспективы личности под влиянием психотравмы 9
1.1 Проблема жизненной перспективы личности в психологической литературе 9
1.2 Понятийный анализ психологической травмы и ее влияние на изменение жизненной перспективы 19
Глава 2 Эмпирическое исследование жизненной перспективы личности под влиянием психологической травмы 35
2.1 Организация и методы исследования жизненной перспективы личности под влиянием психологической травмы 35
2.2 Представление, анализ и интерпретация результатов 42
Заключение 70
Список используемой литературы 74
Приложение А Таблицы первичных данных 80

Актуальность исследования. В условиях интенсификации жизненных ритмов, активного развития технологий и смещения способов коммуникации и социализации личности в виртуальное пространство и, как следствие, изменение адаптивных особенностей и адаптационных инструментов, все больший интерес представляют психологические исследования личности в контексте преодоления ею психологических травм и интегрирование этого опыта в жизненную перспективу личности.
Также стоит отметить, что конец прошлого и начало нынешнего века ознаменовались большим количеством стихийных бедствий, терроризмом, военными конфликтами и другими сверхэкстремальными событиями- это стало неотъемлемой частью жизни современного человека, что добавляет актуальности и предъявляет все новые теоретические и методологические вызовы психологической науке.
Весь жизненный путь человека насыщен многообразными переживаниями и каждая личность, без исключения, неоднократно сталкивается на протяжении жизни с травмирующими событиями.
Анализ научных исследований и психологической практики позволили нам выявить следующие противоречия. Ввиду того, что реакция на одни и те же события, сопровождаемые сильным эмоциональным потрясением и наделяемые личностью особой субъективной значимостью, зависят от множества факторов и характеристик, например, личностных особенностей, ценностей, способности к адаптации в стрессовых ситуациях и других параметров, то жизненная перспектива индивида является исключительно сложным, многогранным понятием, требующим особого внимания и изучения. Можно с уверенностью утверждать, что в связи с кризисами, катастрофами, травмами и другими негативно эмоционально окрашенными событиями происходит психологическая трансформация личности и разрыв целостной картины мира.
Психотравматизация личности часто не просто нарушает целостную картину будущего, опираясь на прошлый и настоящий опыт, она влечет за собой экзистенциальный вакуум. Индивид перестает искать новые смыслы, строить планы, бороться с последствиями травмы, и он безропотно погружается в неврозы, усугубляя соматические проявления.
В то же самое время психологическая травма далеко не всегда влечет за собой фрустрацию и опустошение, для некоторых это является мотивирующим и преобразующим фактором, когда именно после травмирующего события личность создает объемную наполненную жизненную перспективу, которая ранее отсутствовала.
Проблема изменения жизненной перспективы, при столкновении с психотравмирующим событием, не может считаться в полной мере изученной, более того, этот вопрос крайне редко является непосредственным предметом психологического исследования.
Для разрешения выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: несмотря на разработанность темы чаще всего, жизненная перспектива личности рассматривается в научной литературе, скорее, как опосредованный фактор в ситуации кризиса. Несмотря на высокую научную значимость этой проблематики, само понятие жизненной перспективы не сведено к единому пониманию и до сих пор остается неоднозначными и разрозненным.
Целью исследования является выявление особенностей жизненной перспективы личности после травмирующих событий.
Объект исследования - жизненная перспектива личности.
Предмет исследования в данной работе - изменение жизненной перспективы личности после психологической травмы.
Гипотеза исследования: психотравма реконструирует структуру жизненной перспективы личности сразу по нескольким компонентам:
• как часть эмоционально-оценочного снижает уровень психологического и эмоционального комфорта и благополучия,
• меняет индивидуальное отношение к временному континууму, усиливает негативное отношение к прошлому, как элемент ценностно-смыслового компонента,
• в составе организационно-деятельностного компонента может детерминировать модели поведения, как активного, так и пассивного характера в отношении достижения поставленных целей.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
• провести терминологический и понятийный анализ жизненной перспективы личности в травмирующей ситуации;
• систематизировать теоретические и экспериментальные данные исследований в этой области в современной науке;
• подобрать методы для изучения изменений в жизненной перспективе личности после столкновения с психотравмирующим событием;
• разработать план и провести комплексное эмпирическое исследование - влияние психотравмы на жизненную перспективу личности;
• провести анализ и сделать выводы по результатам эмпирического исследования - сформулировать, классифицировать и описать изменения личностной перспективы.
Теоретико-методологическая основа работы составляет: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и другие); экзистенциально-гуманистические концепции (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл); теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, С.Л. Рубинштейн и другие); подходы к пониманию критических ситуаций (Ф.Е. Василюк), классификации, виды кризисов (A.A. Осипова, А.Г Амбрумова, Ф.В. Бассин, В.В. Пантелеева и другие), современные исследования жизненных перспектив в период кризиса (К. Муздыбаев, Е.И. Головаха, Е.Ю. Мандрикова, И.А. Ральникова и другие).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; методы математико-статистического анализа данных.
В исследовании использовались следующие методики:
• анкетирование для выявления группы испытуемых с психологической травмой в связи с потерей близкого человека;
• шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale -Revised, IES-R), в адаптации Н.В. Тарабиной;
• опросник для изучения временной перспективы Zimbardo (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой и др.;
• опросник «Индекс жизненной удовлетворенности», в адаптации Н.В. Паниной;
• опросник посттравматического роста (ОПТР) Р. Тадеши, Л. Калхауна, в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова.
Экспериментальная база исследования: электронный ресурс сети Интернет, социальная сеть Вконтакте, группы: психологическая помощь, психологические исследования. Выборку составили 40 человек среднего возраста, 20 из которых вошли в экспериментальную группу, а другие 20 - в контрольную группу, в возрасте от 26 до 46 лет (средняя зрелость по периодизации Эриксона), в равном соотношении по половому признаку.
Новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что предложена авторская концепция трансформации жизненной перспективы личности в контексте психологической травмы. Доказано, что в ответ на травматическое событие перспектива, как система, претерпевает перестройку структуры в аспектах эмоционально-оценочного, ценностно-смыслового и организационно-деятельностного компонента; дана характеристика этих изменений. В настоящее время количество эмпирических данных о влиянии психотравмы на жизненную перспективу невелико и качественный анализ изменения структуры малоизучен.
Теоретическая значимость заключается в том, что жизненная перспектива в контексте переломных кризисных событий является малоизученной проблематикой, поэтому сбор и систематизация существующих и вновь полученных данных, может помочь в углублении знаний, более детального исследования для дальнейшего применения в практической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в консультативной, психокоррекционной и тренинговой работе в целях оказания психологической помощи для терапии жизненной перспективы при психологической травме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретической и методологической обоснованностью работы; репрезентативностью выборки испытуемых (40 человек); количественным и качественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики; применением комплекса методов, соответствующих целям, предмету, задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в осуществлении целенаправленного обзора и анализа научных источников по проблеме исследования, планировании и проведении исследования, математико-статистической обработке полученных данных, интерпретации результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
• психологическая травма ставит человека перед необходимостью перестройки существующего уклада жизни, планов, целей и своей регулирующей функции в отношении его активности в настоящем и характеризуется несогласованностью с прошлым и будущем;
• переживая травматическое событие, человек проводит структурно - содержательную реконструкцию перспективы, имеющую место в эмоционально-оценочном, ценностное-смысловом и организационно-деятельностном измерении.
• реконструированная жизненная перспектива, в результате психотравмы, носит двунаправленный характер и обладает признаками, как адаптивных, так и неадаптивных изменений.
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертационного исследования были представлены в двух научных статьях и опубликованы в научном журнале «Молодой ученый» (№ 10 (300) март 2020г., №48 (338) ноябрь 2020 г.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) и заключения; содержит 14 таблиц и 8 рисунков, список используемой литературы и других источников (50 источников, 7 из которых на иностранном языке), 1 приложение. Основной текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, было посвящено изучению особенностей жизненной перспективы под влиянием травмирующих событий.
В теоретической части работы был проведен анализ научных работ по изучаемой проблеме. Так, под жизненной перспективой принято понимать сложную целостную картину своего прогнозируемого и ожидаемого будущего, систему целей, приоритетов, личностных ценностей и мотивов от которых зависит смысл и качество жизни личности и ее самореализация. Зачастую жизненная перспектива рассматривается, как ключевой фактор психологического благополучия. В исследовании жизненных перспектив личности принято применять типологический, прогностический, событийный и мотивационный подходы. Жизненная перспектива, как система, включает в себя ряд взаимозависимых компонентов: ценностно-смысловой (смысловые образования личности, ценностные ориентации, мотивы), эмоционально-оценочный (эмоции, чувства желания, мечты надежды), когнитивный (самосознание, самоопределение, мировоззрение), организационно-деятельностный (воля, цели и способы их достижения, планы, стратегии, формы поведения, посредством которых планы последовательно воплощаются в реальность). Каждый из этих структурных элементов может переоцениваться и меняться, когда в жизнь личности вторгается психотравма.
Психотравма относится к ненормативным кризисам, а именно к экстремальным ситуациям, которые вызывают сильные эмоциональные потрясения, стойкие негативные переживания и затрагивают значимые стороны существования личности. Исследования, посвященные кризисным состояниям и способности человека с ними справляться, показывают наличие двух основных возможностей - страдания и роста. Степень погружения в психотравму и ее влияние на личность варьируется не от масштаба самого травматического события, а от личной значимости, актуальности, уровня сознания, специфики онтогенеза, адаптивного потенциала и других личностных особенностей. То есть не сама травма (конкретный вид травмирующего события) приводит к посттравматическому росту или, напротив, к дезадаптации личности, а то как человек обрабатывает этот опыт, какие делает выводы и как преобразует свою перспективу в ответ на событие. То же время позитивные изменения, «воспринятые выгоды» в результате психотравмы не означают отсутствие страданий и переживаний у человека, два этих процесса происходят одновременно, а не заменяют друг друга.
В результате эмпирического исследования нами были выявлены изменения сразу по нескольким компонентам структуры жизненной перспективы после психотравмы.
Неадаптивный характер изменений эмоционально-оценочного измерения жизненной перспективы респондентов экспериментальной группы отразил наличие обратной корреляции между влиянием травматического события и индексом жизненной удовлетворенности (г = -0,317 p<0,05).
Удовлетворенность жизнью, в свою очередь, является основным компонентом благополучия человека (Д. Канеман), которое основывается на балансе позитивных и негативных эмоциональных процессов. Выявленные симптомы использования механизмов избегания или снижения интенсивности воспоминаний и переживаний о психотравме, повлекли за собой угнетение эмоционального фона психических процессов, что в целом характеризуется меньшим энтузиазмом, эмоциональным упадком, притуплением чувств, безучастностью и снижением способности получать наслаждение от повседневной деятельности.
Ценностно-смысловой подход измерения изменений в жизненной перспективе при сравнительном анализе обнаружил нарушение темпорального связывания временных модусов после психотравмы, носящих неадаптивный характер, что подтверждено актуализацией негативного прошлого и фаталистического мышления; тенденцией к использованию форм поведения, направленного на отдаление и отделение травматического опыта; и смещением смысловых реалий на будущее. В то же время адаптивный характер изменений этого компонента представлен высоким уровнем повышения ценности жизни, который отметили у себя 70% респондентов с психотравмой.
В отношении поведенческого (организационно-деятельностного) компонента обнаружено, что травматический ответ на событие-утрату представлен двунаправленным характером поведения, как активным, так и пассивным, в части достижения поставленных целей, два эти процесса сосуществуют. Изменения по неадаптивному пути представлены выраженной ориентацией на негативное прошлое и высокой степенью фатализма, выявленной у людей после психотравмы, что обратно коррелирует с волевой сферой и влечет за собой нарушение последовательности в достижении поставленных целей, характерное для людей нерешительных, слабо мотивированных или тех, кто смирился с жизненными неудачам, с ярко выраженным внешним локусом контроля. Характер этих изменений отражает практическую жизненную позицию личности, подразумевает некую ограниченность в осознанной саморегуляции ею своего образа жизни, сниженной активности, обусловленной недостаточностью волевых усилий и решительных действий, склонностью отступать перед трудностями и безынициативностью по отношению к будущему. Одновременно с этим, в экспериментальной группе, анализ посттравматического роста выявил высокий уровень активности по отношению к поиску новых возможностей, свидетельствующий о направленном деятельном поведении в поиске новых ресурсов, источников в отношение нового реконструированного будущего. Активность же позволяет моделировать свою жизнь.
В целом, можно сделать вывод, в результате статистического и корреляционного анализа было установлено влияние психологической травмы на структурные компоненты жизненной перспективы, что приводит к ее реконструкции.
Результаты исследования о характере трансформационных процессов в жизненной перспективе открывают возможности для дальнейшего более глубокого, детального изучения разных сторон этой проблемы и применения этих знаний в практике психологического консультирования, что способствует упорядочению стихийных событий жизни не только во временной плоскости, но и позволяет человеку после тяжелой психологической травмы, интегрировать этот опыт, внести коррективы в образ жизни и занять активную позицию по отношению к планам и целям на будущее.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
2. Альбуханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. М. : Изд. «Мысль», 1991. 259 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. и вступ. ст. Боковикова А. М. Москва: 1995. 292 с.
4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 256-269. (Хрестоматия по психологии).
6. Дружинин Н. Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. 2003.
7. Егоренко Т. А., Родина Е. М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015 Том 4 № 4 С. 11-15. doi: 10.17759/jmfp.2015040402 URL jmfp_2015_4_n2_Egorenko.pdf (yandex.ru) (Дата обращения: 15.02.2021)
8. Завьялов В. Ю. Дистракция. Отдаление травматического материала. [Электронный ресурс] // Дианализ. Консультирование. Психотерапия. Коучинг. Медитация. URL: http://www.dianalyz.ru/newdia/Versia /Distraction.html (Дата обращения: 01.03.2021)
9. Ипполитова Е. А., Шведенко Ю. В. Особенности временной перспективы женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла // Молодой ученый. 2011. №11. Т.2. С. 67-70. URL: https://moluch.ru/archive/34/3928/ (Дата обращения: 16.11.2019).
10. Квасова О. Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации (обзор исследований). Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 109-117.
11. Козлов Н. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: ЭКСМО. 2014. 752 с.
12. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-184
13. Корвяков В. М. Психотравмтология. Монография. М.: Наука, 2005. 290 с.
14. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: дис. в виде науч. докл. д-ра психол. наук. М., 1994. 171 с.
15. Купчигина И. М., Недбаева К. М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. 2017. №48. С. 156-158. URL: https://moluch.ru/archive/182/46852/ (Дата обращения: 04.11.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ