Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития связной речи детей 6-7 лет 9
1.2 Особенности развития связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах 25
2.1 Выявление уровня развития связной речи детей 6-7 лет 25
2.2 Содержание работы по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах 40
2.3 Динамика уровня развития связной речи детей 6-7 лет 58
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложение А Стимульный материал диагностической методики «Составление рассказа по сюжетной картинке» 73
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 74
Приложение В Стимульный материал диагностической методики «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» 76
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 77
Актуальность исследования обусловлена важностью тем, что на современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. Дошкольный возраст - это особый период в жизни человека, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности.
В соответствии с утверждением и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) именно в дошкольном возрасте ребенку необходим не только качественный уход, но и более значимым является организация его пребывания в дошкольной образовательной организации, направленная на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что основой образования в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6-7 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Таким образом, на современном этапе остро встает проблема развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка:
• запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями;
• дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.
Поэтому, необходимым условием развития гармонически развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками. Совместная деятельность педагога и детей, опосредованная речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия гармонизации личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом ее жизнедеятельности. Социально-экономический запрос современного общества в гармонически развитой личности, способной свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, не случайно обращен в сферу дошкольного образования.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется целесообразностью разработки вопросов развития связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах; гуманистической личностно-ориентированной направленностью системы дошкольного образования.
Изучением речевого аспекта коммуникаций занимались Л.Г. Антонова, В.Е. Гольдин, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, И.С. Лопухина, Г. Лямина, А.И. Максаков, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Л.Н. Морозова, Н.В. Новотворцева, Д.Э. Розенталь, Е. Смирнова, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, У.В. Ульенкова, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко и другие ученые.
Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника дошкольной образовательной организации, предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в дошкольной образовательной организации, заключаются в неумении учащегося выразить свою мысль словами, в его неспособности передать вербально имеющиеся знания. Фактически, реально существующая система дошкольного образования не создает личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между декларируемой в научных исследованиях необходимостью развития связной речи детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций возможностей организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах для успешного осуществления данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности организации совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет в режимных моментах, способствующие развитию связной речи дошкольников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах будет возможно, если:
• развитие связной речи детей осуществляется поэтапно: подготовительный, речеактивизирующий, лексический;
• организованы игровые упражнения в режимных моментах, способствующие формированию у детей умения использовать при построении высказываний разнообразные выразительные средства;
• речеактивизирующие ситуации органически включены в различные виды совместной детской деятельности в режимных моментах.
Задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
• выявить уровень развития связной речи детей 6-7 лет;
• определить содержание работы по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
• выявить динамику уровня развития связной речи детей 6-7 лет.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
• теоретические положения Б.Т. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Г.А. Ковалева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна о взаимосвязи деятельности и общения;
• теория деятельности П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина;
• теоретические положение Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, М.С. Кагана о том, что содержание процесса формирования коммуникативной деятельности дошкольников полностью детерминировано социальной ситуацией развития;
• теоретические положения Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина о структуре речевой деятельности, о взаимосвязи речи и мышления, речи и развития человека.
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада «Колосок» с. Ташелка Ставропольского района, Самарской области. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования: заключается в том, что разработано содержание речеактивизирующих ситуаций, как основной формы организации совместной деятельности педагога и детей.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель поэтапного развития связной речи детей 6-7 лет в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций при решении зада, связанных с речевым развитием старших дошкольников.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц. Основной текст работы изложен на 72 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития связной речи детей 6-7 лет является одной из центральных задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в развитии личности старшего дошкольника. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная функция. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
На констатирующем этапе исследования на базе проведенного теоретического анализа работ Ф.А. Сохина, Н.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флёриной мы выделили показатели развития связной речи детей 6-7 лет и в соответствии с ними подобрали диагностические методики.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень развития связной речи имеют 5 детей (25%) экспериментальной группы и 6 детей (30%) контрольной группы; к среднему уровню развития связной речи мы условно отнесли 12 детей (60%) экспериментальной группы и 12 детей (60%) контрольной группы; к высокому уровню развития связной речи мы условно отнесли 3 детей (15%) экспериментальной группы и 2 детей (10%) контрольной группы. Полученные результаты свидетельствовали о том, что необходимо организовать проведение специальной работы с детьми 6-7 лет по развитию связной речи.
Цель формирующего эксперимента: развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Мы предположили, что развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах будет возможно, если:
• развитие связной речи детей осуществляется поэтапно: подготовительный, речеактивизирующий, лексический;
• организованы игровые упражнения, способствующие формированию у детей умения использовать при построении высказываний разнообразные выразительные средства;
• речеактивизирующие ситуации органически включены в различные виды совместной детской деятельности (коммуникативная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская, изобразительная).
Нами были разработаны следующие этапы развития связной речи детей 6-7 лет в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах:
• I этап - подготовительный, на котором основываясь на особенностях мышления ребенка 6-7 лет происходит накопление и обогащение впечатлений по предложенной теме;
• II этап - речеактивизирующий, направленный на активацию речевых умений детей 6-7 лет для оформления высказывания;
• III этап - лексический, для него характерно оформление ребенком 6-7 лет будущего высказывания в соответствии с грамматикой родного языка и уточнением лексических средств.
Реализация разработанных этапов развития связной речи детей 6-7 лет длилась в течение трех месяцев, в результате была выстроена модель поэтапного развития связной речи детей 6-7 лет в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный эксперимент и была выявлена следующая динамика уровня развития связной речи детей 6-7 лет в результатах в экспериментальной группе:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 15%,
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Таким образом, мы считаем, что работа по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах достигла поставленных цели и задач и способствовала активации речевых умений детей для оформления высказывания; развитию умений детей по оформлению будущих высказывания в соответствии с грамматикой родного языка и уточнением лексических средств.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по развитию связной речи детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Алексеева М. М. Развитие связной речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_2273 8.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
2. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка. М. : Культурно-историческая психология, 2016. 43 с.
3. Бутон Ш. П. Развитие речи // Психолингвистика. 2005. № 4. С. 307325.
4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. Педагогика. 1978. 266 с.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Наука, 2004. 239 с.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Развитие речи, интеллекта и образного мышления. Пословицы и поговорки. М. : «АСТ», 2021. 64 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2014. 168 с.
8. Дубровина И. В. Готовность к школе. М. : Наука,. 1995. - 222 с. М. : Академический Проект, 2001. 96 с
9. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на- Дону, 1987. 306 с.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia-oscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20795.pdf (дата обращения: 01.07.2021).
11. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М. : Просвещение, 2016. 127 с.
12. Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними дошкольниками // Психолингвистика. М. : Издательство АПН РСФСР, 1984. С. 260-282.
13. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М. : Слово, 2016. 248 с.
14. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников. М. : Альфа, 2002. 101 с.
15. Лихачев Б. Т. Педагогика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast (дата обращения: 01.07.2021).
...