Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения оценки как категории субъективной модальности в публицистическом тексте Марии Степановой

Работа №111158

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения оценки как категории субъективной модальности в публицистическом тексте 8
1.1 Особенности публицистического текста 8
1.2 Категория субъективной модальности 17
1.3 Оценка как категория субъективной модальности 24
1.4 Связь оценки с другими категориями языка 34
Глава 2 Лексические средства выражения оценки в эссеистике М. Степановой 39
2.1 Алгоритм анализа оценочных слов и выражений 39
2.2 Собственно лексические средства выражения оценки 42
2.3 Комплексные средства выражения оценки 57
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 71
Приложение А Оценочная лексика, выявленная в сборнике эссе М. Степановой «Против нелюбви» 77

Категория модальности - одна из важнейших, стержневых категорий языка. Ее назначением является отражение сущности коммуникативного процесса. В высказывании модальность может быть представлена различными формами языка. Однако это не мешает данной категории быть одной из нерешенных проблем в области языкознания.
В научной среде существуют разнообразные подходы к трактовке понятия модальности. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции В.В. Виноградова, который представляет модальность как грамматически выражаемое отношение говорящего к действительности, а именно: к содержанию речи, собеседнику, а также к самому себе.
Наибольший интерес для лингвистов представляет изучение субъективной модальности и средств ее выражения. Несмотря на факультативный признак, субъективная модальность является важнейшим структурно-содержательным компонентом категории модальности. Субъективная модальность выражает в тексте отношение автора к сообщаемой информации, а также репрезентирует его точку зрения, позицию и ценностные ориентации, что представляет особый интерес при изучении публицистических текстов.
Вслед за В.В. Виноградовым и Е.М. Вольф мы считаем, что смысловую основу субъективной модальности составляет оценка.
В современной науке существуют различные классификации оценки и оценочных слов. Н.Д. Арутюнова отмечает аксиологическое значение субъективной оценки и выделяет общеоценочный и частнооценочный типы. К последнему ученый относит группы сенсорных, сублимированных и рационалистических оценок. Е.Ф. Петрищева пишет об эмоциональной и интеллектуально-логической оценке. Е.М. Вольф указывает на дескриптивный и оценочный компоненты значения и разграничивает общую и частную, а также эмоциональную и рациональную оценку. Г.Я. Солганик, акцентируя внимание на оценочности публицистического текста, делит оценочные слова на позитивнооценочные, негативнооценочные и модальнооценочные. А в работе С.Н. Суздальцевой классификация оценочных слов и выражений основана на семантическом значении.
В настоящем исследовании на материале публицистических текстов М. Степановой нами был разработан алгоритм анализа оценочной лексики. Обозначенный аспект составил актуальность работы.
Изучению и трактовке термина «модальность» посвящены работы В.З. Панфилова, Г.А. Золотовой, И.Ю. Куксы и других ученых. Необходимые данные о средствах выражения субъективной модальности были получены из трудов Н.Ю. Шведовой, Г.Я. Солганика. Оценке также посвящено большое число научной литературы. В представленной выпускной квалификационной работе нашли отражение позиции таких ученых, как В.В. Виноградов и Е.М. Вольф. В рамках данного исследования нас, прежде всего, интересовала возможность анализа оценочной лексики с точки зрения ее семантики, поэтому ядром научной базы послужила классификация С.Н. Суздальцевой, которая была отражена в статье «Оценочная лексика в политическом дискурсе: семантико-стилистические разряды, воздействующий результат». Ценным источником понимания экспрессивного аспекта языка стали работы И.В. Арнольд и В.Н. Цоллера. Таким образом, при подборе теоретического материала мы применяли интегральный подход - описали заявленную тему с разных сторон.
Целью данного исследования является определение лексических средства выражения оценочного значения и выявление особенностей их функционирования как маркеров субъективной модальности в публицистическом тексте М. Степановой.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты изучения категории субъективной модальности в публицистическом тексте;
б) разработать и применить алгоритм анализа оценочных слов и выражений;
в) отобрать и проклассифицировать языковой материал по теме;
г) оценить полученные данные и возможность их использования с точки зрения лингвокриминалистики.
В качестве объекта исследования были выбраны языковые особенности текстов эссе М. Степановой «Против нелюбви» (2019).
Предмет исследования составила оценочная лексика, рассмотренная в аспекте интегрального подхода.
В данном исследовании применялись следующие методы: метод анализа словарных дефиниций, метод семантического анализа, контекстуальный анализ. Языковой материал был отобран путем сплошной выборки из текстов эссе и составил 521 единицу.
На защиту выносятся следующие положения:
а) оценка может содержаться в семантике слов, входящих в высказывание, поэтому одним из наиболее перспективных методов анализа является выявление значения оценочной лексики, то есть семантический анализ;
б) преобладающей категорией оценочных слов и выражений в публицистическом тексте М. Степановой является рационально-оценочная лексика;
в) для комплексного анализа оценочной лексики необходимо учитывать одновременно ряд факторов: семантику, контекст, экспрессивную окраску и воздействие на адресата речи.
Теоретической базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по модальности (Виноградов, В.В., Гальперин И.Р., Шведова Н.Ю., Солганик Г.Я.,). Были использованы работы по оценочной лексике (Арутюнова Н.Д., Вольф Е.М., Суздальцева В.Н., Стернин И.А.), а также различные словари (Большой толковый словарь русского языка, Современный толковый словарь русского языка, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем рассмотрен своеобразный подход к описанию оценочной лексики, совмещающий в себе рассмотрение лексического значения, контекста, экспрессивной окраски и воздействия на адресата текстов. Кроме того представленная модель отражает новое видение, которое может помочь при семантическом анализе оценочной лексики.
Практическая значимость работы состоит в том, что отобранный языковой материал является ценным ресурсом для филолога. А разработанный алгоритм анализа оценочной лексики, описанный во второй главе, может быть применен в рамках лингвокриминалистической экспертизы.
Основные положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» в 2019г. и 2020 г., на Научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» в 2020 г., на III Международной научной конференции студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых» в 2020 г., а также на VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: К 70-летию профессора Юрия Ивановича Горбунова» в 2021 г. По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ. Практические результаты магистерского исследования были успешно использованы автором на очных занятиях по дисциплинам «Основы лингвистической интерпретации спорных текстов» и «Теория и практика лингвистической экспертизы» в Тольяттинском государственном университете.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
а) Шахмаева К.А. Языковая репрезентация оценки в эссе М. Степановой «Позавчера сегодня» // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 288-289;
б) Шахмаева К.А. Антитеза как средство выражения авторской оценки в эссе М. Степановой «Разговоры в царстве мертвых» // Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция (Тольятти, 13 апреля - 29 мая 2020 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. С. 738-740;
в) Шахмаева К.А. Соотношение эмоциональной и рациональной оценки в эссеистике М. Степановой // Язык и культура взгляд молодых. Материалы III Международной научной конференции студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках Международного фестиваля славянских языков и культур (Москва, 26-28 мая 2020 года) / гл. ред. М.Н. Русецкая. М. : Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. С. 503 - 505;
г) Шахмаева К.А. Лексические средства выражения субъективной модальности в эссеистике М. Степановой // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, декабрь 2020 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. В печати;
д) Шахмаева К.А. Оценочная лексика как средство выражения субъективной модальности в эссеистике М. Степановой // «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: К 70-летию профессора Юрия Ивановича Горбунова»: VII Международная научная конференция (Тольятти, май 2021 года). 2021. В печати.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итогом данного научного исследования можно считать достигнутую, посредством решения поставленных задач, цель. По мере ее достижения были получены следующие результаты:
Рассмотрены теоретические аспекты изучения категории субъективной модальности в публицистическом тексте. Проведенный анализ литературы предоставил нам возможность выработать способы систематизации модальных значений и сосредоточиться на наиболее полезных для данной научной работы материалах.
Была рассмотрена связь субъективной модальности и оценки и заявлена идея о том, что оценка составляет смысловую основу субъективной модальности. Кроме того, были проанализированы структурные компоненты оценки, а также различные классификации оценочных слов и выражений.
Показана связь категории оценки с такими категориями языка, как эмоциональность и экспрессивность. Оценка и эмоциональность, входя в языковое высказывание, обогащают и дополняют его информативный объем. Экспрессивность же усиливает заложенный смысл, не меняя его.
Разработан и применен алгоритм анализа оценочных слов и выражений, в основу которого лег семантический анализ. При выполнении анализа оценочной лексики необходимо учитывать ряд принципов, применение которых в опоре на конкретные лингвистические маркеры позволяет обеспечить достаточную лингвистическую объективность при анализе языкового материала. Так, в диссертационном исследовании анализ оценочной лексики будет проводиться по следующему алгоритму:
а) определить значение анализируемого слова (с опорой на словари);
б) определить контекст высказывания;
в) выявить вид экспрессивности и средства ее выражения;
г) определить, какое воздействие оказывает оценка на адресата высказывания.
Выполнение анализа оценочных слов и выражений по предложенному алгоритму позволит более разносторонне рассмотреть лексику данной языковой категории.
В настоящей магистерской диссертации представлен анализ лексико-семантических средств выражения оценки. В качестве основы исследования была взята семантическая классификация оценочных слов и выражений В.Н. Суздальцевой. В результате наблюдения над языком публицистических текстов М. Степановой мы обнаружили 521 единицу оценочной лексики. В сборнике эссе «Против нелюбви» эти средства выражают авторскую оценку тем или иным событиям и явлениями, а также оказывают воздействие на адресата текстов.
В публицистическом тексте М. Степановой преобладает рационально-оценочная лексика: «рожок, который военною славой заплакал», «простодушный и неискоренимый антисемитизм», «страстный патриотизм», «жест поэтической солидарности», «отсутствие родителей, их равнодушие, предательство, смерть». Это обосновывается спецификой жанра, в котором функционирует оценочная лексика. Так, эссе, выражая подчеркнуто индивидуальную позицию автора, направлено на воздействие на адресата текстов. Для достижения этой цели М. Степанова использует рационально-оценочную лексику, которая способна сформировать у реципиентов стереотипные оценочные представления.
При анализе материала нами были выделены примеры, представляющие собой комплексное средство выражения оценки. В сборнике эссе «Против нелюбви» оценочное значение может актуализироваться в метафорах: «пафос интеллектуальной алчности», «обитатели интеллектуальной Валгаллы», «святость исходной системы координат». Еще одним средством выражения оценки могут быть эпитеты: «И Техас, который у нее состоит в основном из остервенелого неба», «армия широкосердечных стариков». Также оценочное значения находит свое отражение в сравнениях: «Зонтаг-амазонка», «чудо- ребенок Аля», «лирическая машина, на-гора» и англицизмах «один из немногих хэппи-эндов», «мечта о текстуальном бессмертии, о славе-glory». Использование выразительных средств языка в публицистическом тексте позволяет усилить оценку описываемых автором событий, явлений или личностей. А образность, которая достигается при помощи экспрессивных средств, увеличивает воздействие на адресата текстов.
Полученные данные были оценены и проклассифицированы с точки зрения лингвистического исследования, в котором отобранная оценочная лексика может быть использована. Также нами был разработан алгоритм анализа оценочной лексики, который включает в себя рассмотрение лексического значения, контекста, экспрессивной окраски и воздействия на адресата текстов. Следовательно, полученный результат имеет конкретное прикладное значение не только для филолога, но и для лингквокриминалиста, который сможет применить разработанный алгоритм в исследованиях.


1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М.: Флинта, 2016. 384 с.
2. Арнольд И.В. Экспрессивные средства английского языка // Сборник науч. работ / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; ред. И. В. Арнольд. Ленинград: ЛГПИ, 1975. 136, [1] с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136-137.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М. : Наука,1988. 341 с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
6. Балли Ш. Французская стилистика = Traite de stylistique francaise / под ред. Е.Г. Эткинда; пер. с фр. К.А. Долинина. Изд. 3. М.: URSS, 2009. 392с.
7. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Русский язык и культура речи. М.: Дрофа, 2011. 479, [1] с.
8. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007. 592 с.
9. Блинкова Л.М. Способы передачи модальности при переводе текстов // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 марта 2020 г. Минск: БГУ, 2020. С. 361-365.
10. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
11. Вежбицкая А. Лексическая семантика в культурно-сопоставительном аспекте // Семантические универсалии и описание языков. М., 1999. 647с.
12. Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org (дата обращения: 06.05.21)
13. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 560 с.
14. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. 4-е изд. М.: Рус. яз., 2001. 720 с.
15. Володина М.Н. СМИ как форма «общественного диалога» // Язык современной публикации: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. М.: Флинта, 2007. С. 31-43.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ