Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические условия реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата

Работа №111139

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2020
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата 11
1.1 Психологическая характеристика эмоциональной сферы женщин в период средней взрослости 11
1.2 Психологическая характеристика эмоциональной сферы женщин в период средней взрослости с патологией опорно-двигательного аппарата 18
1.3 Методы психологической реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата 30
Выводы по первой главе 37
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических условий реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Содержание программы комплексной реабилитации 61
2.3 Этапы реализации реабилитационной программы и результаты заключительного тестирования 68
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования 83
Выводы по второй главе 101
Заключение 104
Список используемой литературы 109
Приложение А Диагностическая беседа И.Г. Малкина-Пых 114
Приложение Б Тест Люшера суммарное отклонение 115
Приложение В Расчёт суммарного отклонения до эксперимента 116
Приложение Г Психокоррекционные упражнения 121
Приложение Д Изометрическая гимнастика 126
Приложение Е Самомассаж мячами 131
Приложение Ж Просветительские лекции 133
Приложение И Расчёт суммарного отклонения после эксперимента 147

В современном мире ценность молодости увеличивается, так как в молодом возрасте человек располагает большим количеством физических ресурсов, а значит и большим количеством перспектив. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. Возникает вопрос, а где граница перехода молодости в зрелость. По периодизации Г. Крайга: «ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет; средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет; поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти» [22, с. 14]. Таким образом, мы подошли к тому, что средний возраст человека соответствует возрасту средней взрослости.
Швейцарский психолог Э. Клапаред писал, что «зрелый возраст равносилен остановке в развитии. Это положение есть ничто иное, как последовательный вывод о взрослости и зрелости, как цели развития личности и одновременно финалом. По мнению многих психологов на этом этапе развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных характеристик».
Период средней взрослости изучали в своё время Э. Эриксон, К. Юнг, Д. Левинсон. Эриксон писал о том, что человек в среднем возрасте нуждается в принятии и одобрении ближайшего окружения, а самое главное в этом возрасте заинтересованность в устойчивости жизни. Д. Левинсон считал этот возраст периодом разочарования, а К. Юнг моментом взлёта и роста. Надо сказать, что эти заключения формировались на основе психотерапевтической работы с клиентами среднего возраста, а исследовательской работы, как таковой в то время не проводилось. И мы не знаем, какую именно, патологию имели клиенты психотерапевтов.
Т.А. Умнова писала о том, что по данным некоторых исследований интеллектуальная сфера от 18 до 60 лет практически не меняется. Женщины среднего возраста без патологии опорно-двигательного аппарата ясно понимают и принимают происходящие изменения. Они принимают свои новые возможности, и это помогает им сохранять творческое состояние интереса к жизни. Находиться в хорошем настроении и делиться им с окружающими, радуясь жизни.
Женщины с патологией опорно-двигательного аппарата имеют тенденцию отрицать реальность. Так, И.Г. Малкина-Пых пишет, что «в психическом состоянии отчетливо выражены переживания страха и депрессии. Отчетливо определяется склонность к самопожертвованию и зависимости».
Отрицание принципа реальности неизбежно приводит к нарушению принципа удовольствия. Нарастает количество жалоб и проблем. Недовольство становится привычной реакцией на всё новое из-за непонимания того, что происходит. Женщину в таком состоянии бывает трудно разговорить, и пригласить на консультацию. Такое приглашение может вызвать негативную реакцию.
«В среднем возрасте, начинается вторая половина жизни женщины с характерными для нее процессами соматической инволюции, на протяжении которой состояния подавленности, колебания настроения и даже явные депрессивные реакции становятся более частыми, чем в первой половине жизни. Внешних и внутренних поводов для этого у чувствительных людей хватает».
Женщины среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата нуждаются в помощи, но предложить её может быть сложно, из-за возможности вызвать негативную реакцию. Можно предположить, что в данной ситуации оптимальной будет разработка программы, в которую будут интегрированы занятия ЛФК; просветительская деятельность для повышения уровня психологической грамотности; психокоррекционные упражнения для повышения уровня осознанности и релаксационные практики для того, чтобы напряжение приводило к разрядке, и был задействован принцип удовольствия.
Очевидно, что исследований по созданию и изучению воздействия программ комплексной реабилитации на эмоциональную сферу женщин среднего возраста имеются недостаточно. Этому аспекту и посвящено данное исследование.
Объект исследования: эмоциональная сфера женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: психологические условия реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: разработать программу реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата необходимо создать определенные психологические условия. В качестве таких условий могут служить:
во-первых, совокупность и комплексность проводимых реабилитационных мероприятий: психокоррекционные упражнения, просветительская деятельность, упражнения лечебной физкультуры и релаксационной практики;
во-вторых, проводимые, реабилитационные мероприятия направлены на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента эмоциональной сферы личности;
в-третьих, реабилитационные мероприятия проводятся с соблюдением следующих принципов работы: безусловного позитивного принятия, создание «зоны ближайшего развития», формирование психологической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать программу реабилитации по развитию эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
4. Проанализировать результаты воздействия реабилитационной программы на эмоциональную сферу женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
Методологической основой для данной работы являются основные принципы системно-деятельностного подхода.
Теоретической основой исследования являются работы авторов, изучавших возрастные особенности зрелости: Э. Эриксона, К. Юнга, Д. Левинсона, Г. Крайга, Э. Клапареда, Н. Бредберна, Э. Динера, В.В. Фролькиса, Р. Кеттела, Б.А. Сосновского, Е.П. Ильина, О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк, Т.А. Умновой, Е.М. Назимовой и В.М. Дильмана. Работы авторов, изучавших особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата: В.Д. Кузаковой, Р. Дальке и Т. Детлефанта, Н. Пезешкиана, И.Г. Малкиной-Пых, В.Э. Пахальяна и Ю. Парова. А также работы авторов различных психокоррекционных техник: метода М. Фенделькрайза, бодинамического анализа Л. Марчер, физиологически ориентированного подхода М. Е. Сандомирского, атр-терапии и телесного образа «Я» А.И. Копытина.
Научная новизна. Несмотря на большое количество терапевтических подходов направленных на реабилитацию нарушений эмоциональной сферы, но все-таки анализ научных подходов по реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата показал недостаточную изученность данного вопроса.
Теоретическая значимость заключается в изучении специфики эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата в обзоре основных терапевтических реабилитационных подходах.
Практическая значимость работы состоит в том, что программа комплексной реабилитации может быть использована в практическом здравоохранении и медико-социальной сфере.
Новизна полученных результатов: занятия лечебной физкультуры усовершенствованы и дополнены психокоррекционными упражнениями, мини-лекциями о связи физического и психического, и элементами релаксационной арт-терапии.
Апробация результатов магистерской диссертации: в журнале «Молодой учёный» № 37 от 2018 опубликовано две статьи «Предпосылки возникновения психосоматики» и «Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста».
«Молодой учёный» № 38 от 2018 опубликована статья «Причины, симптомы и картина личности при патологии опорно-двигательного аппарата у женщин среднего возраста».
В материалах VI Международной научной конференции «Психологические науки: теория и практика», Краснодар в ноябре 2018 опубликованная статья «Анализ телесно ориентированных методик».
Участие в LXIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе современного гуманитарного знания XXI века», секция - психофизиология. Казань, 26 февраля 2019. Публикация статьи «Психологические условия реализации программы коррекции общей физической подготовленности женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата».
Участие в LXXVI Международной научно-практической конференции «Представление о психологии и педагогике как об отраслях интегративного научного знания», секция коррекционная психология. Казань 26 сентября 2019 года. Публикация статьи «Психологические условия реализации программы комплексной реабилитации женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата».
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа:
• анализ научно-методической литературы;
• анализ медицинской документации.
2. Диагностические методы:
• сбор анамнеза;
• опрос в виде структурированного (стандартизованного) интервью, представляющий собой беседу по заранее разработанному плану, автор И.Г. Малкина-Пых;
• опрос в виде анкетирования, для которого используется бланковый тест для оценки самочувствия, активности и настроения САН;
• диагностическое тестирование с использованием стандартизированного теста самооценки психических состояний Айзенка, для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности;
• тестирование для определения уровня непродуктивного нервно-психического напряжения с помощью проективного теста Люшера.
3. Эмпирические методы:
• эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
4. Метод математической обработки t-критерий Стьюдента.
Структура диссертации. Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе раскрыты особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата и проведён обзор имеющихся реабилитационных программ (позитивная терапия Н. Пезешкиана, метод М. Фенделькрайза, арт-терапия и телесный образ «Я», физиологически-ориентированный подход М.Е. Сандомирского, бодинамика Л. Марчер). Вторая глава содержит описание организации эксперимента, условия реализации программы по реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста, и анализ результатов эксперимента, проведённого с участием 16 испытуемых в Санкт- Петербургском городском бюджетном учреждении здравоохранения поликлинике № 48. Список литературы включает в себя 68 источников. Текст работы содержит 16 таблиц, 3 диаграммы и 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе были рассмотрены научно-теоретические подходы по проблеме нарушений в эмоциональной сфере женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата. Также были рассмотрены научные теории по условиям развития патологии опорно-двигательного аппарата и картине личности лиц с заболеванием остеоартроз. Теоретический анализ данных исследований по вопросам среднего возраста показал, что, психологический возраст зрелого человека во многом зависит от его прошлого опыта, от особенностей и уровня его личностного развития, от наличия жизненных целей и от уровня потенциала для их реализации. Кризису среднего возраста подвержены все люди независимо от пола и наличия сопутствующих заболеваний. Но особенностью кризиса женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата является тотальность кризисного процесса, который охватывает все стороны жизни женщины. Эта тотальность приводит к хроническому стрессу, переходящему в дистресс. Наличие заболевания усугубляет кризисный процесс, приводя к нарушениям эмоциональной сферы, затрагивая когнитивный, поведенческий и личностный компоненты. В связи с этим рассмотрены исследования современных отечественных и зарубежных специалистов, в области психологической реабилитации и нарушений эмоциональной сферы (А.И. Копытина, И.Г. Малкина-Пых, М.Е. Сандомирский, Н. Пезешкиан, М. Фенделькрайз, Л. Марчер).
Подробно рассмотрены основные средства, способствующие восстановлению эмоциональной стабильности (ЛФК, психокоррекционные упражнения, арт-терапия, просветительская деятельность) и их значение для восстановления эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата.
Вторая глава содержит подробное описание условий и этапов проведенного исследования. Приступая к реализации констатирующего эксперимента была проведена диагностическая беседа, качественный анализ которой показал, что все испытуемые женщины жаловались на снижение настроения, активности, плохое самочувствие, повышенный уровень тревожности, неудовлетворённость своим физическим и эмоциональным состоянием. После анализа медицинской документации, и обобщения данных диагностической беседы, испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группу. Те женщины, у которых характер соматических и психологических проблем был менее выражен, были определены, как контрольная группа. Женщины с ярко выраженными и более интенсивными жалобами, были определены, как экспериментальная группа. Результаты диагностического тестирования показали, что у женщин экспериментальной группы уровень самочувствия, активности и настроения колеблется от уровня ниже среднего до низкого. А у женщин контрольной группы те же показатели находятся на среднем уровне. В то же время показатели тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у женщин экспериментальной группы колеблются от среднего уровня до высокого, а у женщин контрольной группы эти же показатели находятся на среднем уровне. Непродуктивное нервно-психическое напряжение в экспериментальной группе колеблется от среднего уровня до выраженного, а в контрольной тот же показатель находится на среднем уровне.
На основании анализа данных констатирующего эксперимента были выбраны направления реабилитации: нормализовать физическое самочувствие, настроение и активность; нормализовать уровень самооценки; снизить уровень тревожности; снизить уровень ригидности; уровень агрессии. После чего были выбраны средства реализации программы: лечебная физкультура; психокоррекционные упражнения; арт-терапия; психологическое просвещение.
После реализации программы представлен сравнительный анализ между исходными данными до начала эксперимента и показателями после прохождения реабилитации. Сравниваемые количественные данные представлены графически в виде диаграмм и таблиц. Приведен подробный качественный анализ результатов эксперимента.
Полученные нами в ходе исследования данные показали, что реализация программы реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата оказала положительное влияние на развитие и на нормализацию эмоциональной сферы женщин, помогло им стать более адаптивными и конструктивными в своих решениях и восприятии реальности. Помогло им улучшит качество жизни.
Согласно диагностике, проведенной после завершения контрольного этапа исследования, участницы экспериментальной группы отметили у себя улучшение физиологического и психологического состояния.
Женщины стали чувствовать себя менее удручёнными и несчастными. Прошло чувство бесполезности своей жизни и бессмысленности будущего. Появились новые интересы и силы для их реализации.
Испытуемые отмечали улучшение самочувствия, настроения и активности.
Состояние повышенной тревожности и неудовлетворённости своей жизнью сменилось на желание жить. В жизни женщин появились радостные события, о которых они рассказывали.
Прошла характерная жёсткость в общении, обидчивость и конфликтность. На смену им пришла спокойная оценка ситуации и возможность об этом говорить вместо немедленного реагирования. Что является показателем нормализации когнитивного, поведенческого и личностного компонентов женщин экспериментальной группы.
Испытуемыми было выражено желание участвовать в групповых тренингах, посвящённых личностному росту. Часть женщин стали проходить личную терапию.
Женщины поняли, что если они сами не будут интересоваться собой, и не будут проявлять к себе внимание, то будет нарастать ощущение одиночества и низкого качества жизни.
Таким образом, на первый план вышла личная ответственность за себя, своё здоровье, мысли, чувства, восприятие жизни. В связи с этим очевидна необходимость программ такого плана, так как данная деятельность оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье.
Можно предположить, что разница между результатами в экспериментальной и контрольной группах обусловлена присутствием в программе психокоррекционных упражнений, мини-лекций и арт-терапии. Так же в настоящий момент трудно сказать насколько устойчив и длителен будет эффект полученных результатов, ведь данные диагностических тестов показывают состояние испытуемых на настоящий момент времени. И поэтому данная работа нуждается в дальнейшем исследовании и изучении. Все женщины на момент исследования являлись пациентками дневного стационара поликлиники по своему основному заболеванию - остеоартроз. Что так же оказывало поддерживающее влияние на испытуемых. Данная программа может стать частью комплексного лечения в дневном стационаре.
Психокоррекционные упражнения способствуют возникновению спонтанности, которая придаёт т.н. «вкус жизни».
Просветительская деятельность, в рамках которой проводились мини­лекции, является наиважнейшей частью при работе с населением. Создалась парадоксальная ситуация: в современном мире доступна любая информация с одной стороны, но с другой стороны, информации доверяют тогда, когда она звучит из уст специалиста. И как показал эксперимент, некоторых знаний люди просто не имеют, и в этом причина их дезадаптации.
Арт-терапия в программе была представлена этническими инструментами: караталы, «поющие» чаши, рейнстик. Этот приём способствовал активному положительному эмоциональному отклику у занимающихся. Взрослые женщины радовались, «как дети». Этот приём активировал также положительные воспоминания, которые оказались тем самым ресурсом доступ, к которому был временно утрачен. А также музыкальная терапия способствовала возникновению новых планов и реанимации прежних желаний.
Программа комплексной реабилитации эффективна для решения поставленных задач. Созданные психологические условия для реализации программы реабилитации целесообразны и корректны.


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.
2. Александров А. А. Психотерапия: учебное пособие. СПб. : Питер, 2004. 480 с.
3. Алексеев А. А. Остеохондроз, заболевания связок, суставов, мышц. Москва-Пенза. : Гидриатика, 2008. 149 с.
4. Бадхен А. А. Мастерство психологического консультирования. СПб. : Речь, 2014. 240 с.
5. Берёзкина-Орлова В. Б. Телесная психотерапия. Бодинамика. М.: АСТ, Астрель, 2011. 409 с.
6. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Спб. : Братство, 2002. 224 с.
7. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Академия, 2001. 352 с.
8. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: КГУ, 2000. 572 с.
9. Дальке Р. Болезнь, как путь. Значение и предназначение болезней. М. : Весь, 2004. 320 с.
10. Дильман В. М. Большие биологические часы. (Введение в интегральную медицину). М. : Знание, 1982. 208 с.
11. Елисеев Ю. Ю. Психосоматические заболевания. Справочник. М. : Весь, 2003. 568 с.
12. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
13. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. пособие для вузов. СПб. : Питер, 2002. 672 с.
14. Киреева Е. Д. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Совр. гуман. ун-т, 1999. 52 с.
15. Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. : Речь, 2007. 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ