Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития организаторских способностей у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности 8
1.1 Развитие организаторских способностей как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности развития организаторских способностей у детей 6-7
лет 14
1.3 Познавательно-исследовательская деятельность, ее роль в развитии
организаторских способностей у дошкольников 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию организаторских способностей у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности 23
2.1 Изучение уровня развития организаторских способностей у детей 6¬
7 лет 23
2.2 Содержание и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
организаторских способностей посредством познавательно-исследовательской деятельности 35
2.3 Изучение динамики развития уровня организаторских способностей
у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 53
В современной жизни возросли требования к личности человека, его деловым качествам. Эти качества развиваются на основе практического применения управленческих знаний в реальных ситуациях. В это сложное время человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять организаторские способности.
Поэтому в федеральном государственном стандарте дошкольного образования отведено особое место конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальной жизни.
В соответствии с этим организационная деятельность рассматривается как важный компонент организаторских способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы.
В практике педагоги для развития организаторских способностей у детей подготовительной к школе группы применяют различные виды деятельности. Мы предполагаем, что в развитии организаторских способностей у дошкольников 6-7 лет важную роль играет познавательно-исследовательская деятельность.
В психолого-педагогической литературе вопрос изучения процесса адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды рассматривался в трудах Анохина П.К., Березина Б.Ф., Александровского Ю.А. Основные положения теории психического развития личности ребенка 6-7 лет представлены в исследованиях Выготского Л.С., Божович Л.И. Для решения проблемы развития организаторских способностей у дошкольников 6-7 лет послужили труды ученых Немова Р.С., Роговой Е.И., Столяренко Л.Д., Уманского Л.И.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что в данных исследованиях не затрагиваются вопросы развития у детей 6-7 лет организаторских способностей посредством познавательно-исследовательской деятельности специально не исследовался.
В результате чего нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет организаторских способностей и отсутствием обоснования роли познавательно-исследовательской деятельности в данном процессе.
На основании выделенного противоречия, сформулировали проблему исследования: какова роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии организаторских способностей у детей 6-7 лет.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет организаторских способностей посредством познавательно-исследовательской деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности познавательно-исследовательской деятельности в развитии организаторских способностей у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс развития организаторских способностей у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс развития организаторских способностей у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие организаторских способностей у детей 6-7 лет возможно, если:
- изучены возможности познавательно-исследовательской деятельности как средства развития у детей 6-7 лет организаторских способностей;
- выявлен уровень развития у детей 6-7 лет организаторских способностей;
- поэтапно организован процесс развития у детей 6-7 лет развития
организаторских способностей посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития организаторских способностей у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования;
2. Выявить уровень развития организаторских способностей у детей 6-7 лет;
3. Разработать этапы развития организаторских способностей у детей 6-7 лет посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, диагностические задания); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретической основой исследования явились положения: о дошкольном детстве как важнейшем периоде в становлении личности, (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон); концепции о культурно-историческом развитии человека (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, A. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, В.И. Слободчиков); исследования, посвященные познавательно-исследовательской деятельности (О.В. Дыбина, Н.Н. Поддъяков, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская и Н.Н. Совгир, B. В. Щетинина).
Новизна исследования:
- выявлена возможность исследования развития у детей 6-7 лет
организаторских способностей посредством познавательно - исследовательской деятельности;
- определены показатели, диагностические задания и уровни развития у детей 6-7 лет организаторских способностей.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие организаторские способности, которое рассматривается, нами как совокупность свойств личности, выражающихся в умении организовать совместную деятельность, распределить обязанности между детьми, контролировать выполнение всех условий ее организации и оказывать помощь сверстникам в совместной деятельности;
- обоснована возможность познавательно-исследовательской деятельности в развитии у детей 6-7 лет организаторских способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс развития организаторских способностей у детей 6-7 лет. В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня развития организаторских способностей у детей 6-7 лет. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, детской психологии, специальных курсов, освещающих вопросы дошкольного образования, а также в практике дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение города Тольятти МАОУ детский сад № 79 «Гусельки». В эксперименте участвовало 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Таким образом, организаторские способности обладают определенными свойствами: ответственностью, решительностью, обязательностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в развитии организаторских способностей ребенка.
В результате исследования раскрыта сущность понятия организаторских способностей и охарактеризованы их особенности у дошкольников 6-7 лет, проведена экспериментальная работа по определению уровня развития организаторских способностей детей 6-7 лет.
Исследование осуществлялось в экспериментальной и контрольной группах. Для выявления уровня развития организаторских способностей использовались следующие критерии: умение организовать совместную деятельность, умение распределить обязанности между детьми в совместной деятельности, умение контролировать выполнение всех условий организации совместной деятельности, умение оказывать помощь сверстникам в совместной деятельности, умение подчиняться решению коллектива в совместной деятельности.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет низкий уровень развития организаторских способностей.
Формирующий эксперимент свидетельствует, что познавательно-исследовательская деятельность эффективна в процессе развития у детей 6-7 лет организаторских способностей. Результаты исследования экспериментально доказали, что организаторские способности - совокупность свойств личности, выражающиеся в умении организовать совместную деятельность, распределить обязанности между детьми, контролировать выполнение всех условий ее организации и оказывать помощь сверстникам в совместной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента обобщили и проанализировали результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет организаторских способностей после проведения формирующего этапа экспериментального исследования, который показал, что у многих детей экспериментальной группы уровень развития повысился.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию организаторских способностей детей 6-7 лет дело важное и необходимое и поддается корректировке путем познавательно-исследовательской деятельности.
1. Абульханова-славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-славская. - М.: Наука, 2015.-335 с.
2. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной
деятельности [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Наука, 2015.-453 с.
3. Безукарова, Н.В. Воспитание организованности старших
дошкольников [Текст] / Н.В. Безукарова. - Красноярск, 2016. - 266 с.
4. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определять организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2015. -176 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Воронеж, 2016. -369 с.
6. Березен, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березен. - М.: Наука, 2015.-270 с.
7. Выготский, Л.С. Психология Развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. - 350 с.
8. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Эксмо, 2015. - 250 с.
9. Кнебель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным [Текст] / М.О. Кнебель. - М.: Наука, 2014.-240 с.
10. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Инфра, 2015.- 365 с.
11. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2015.¬356 с.
12. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - СПб.: Наука, 2015. - 258 с.
13. Николаев, В.Н. Формирование организаторских умений и навыков у дошкольников [Текст] / В.Н. Николаев. - М.: Инфра, 2015.- 293 с.
14. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2014. - 214 с
15. Николаев, В.Н. Формирование организаторских умений и
навыков у дошкольников [Текст] / В.Н. Николаев. - М.: Инфра, 2014.- 186 с.
16. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] /
К.К. Платонов. - М.: Наука, 2015.-247 с.
17. Столяренко, Л.Д. Психология личности [Текст] / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2014.- 230 с.
18. Корсини, Р.К. Психологическая энциклопедия [Текст] / Р.К. Корсини. - СПб.: Наука, 2015. - 203 с.
19. Карелина, А.А. Психологические тесты [Текст] / А.А. Карелина. - М.: Владос, 2015.- 248 с.
20. Реан, А.А. Социально-педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломский. - СПб.: Наука, 2015. - 241 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Наука, 2015. - 212 с.
22. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2014. - 160 с.
23. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Феникс, 2015. - 207 с.
24. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельность дошкольников [Текст] / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
25. Уманский, Л.И. Опыт изучения организаторских способностей учащихся [Текст] / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2014. - 140 с.
26. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель.
- М.: Феникс, 2015. - 241 с.
27. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности в малых группах. [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Феникс, 2015. - 247 с.
28. Харченова, И.С. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуального развития [Текст] / И.С. Харченова. - М.: Просвещение, 2014. - 369 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] /Министерство образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: https://pravobraz.ru, свободный. - Загл. С экрана. - Яз. рус.
30. Организаторские способности дошкольников [Электронный ресурс] /Развитие детей - Режим доступа: https://bukvic.ru, свободный. - Загл. С экрана. - Яз. Рус.
31. Развитие организаторских способностей и лидерских качеств [Электронный ресурс] /Развитие детей - Режим доступа: https://pedportal.net, свободный. - Загл. С экрана. - Яз. Рус.