ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЛИЯНИЯ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Особенности занятий волейболом на уроках физической культуры 6
1.2 Формирование двигательных навыков и развитие двигательных
способностей юных волейболистов 9
1.3 Основы обучения игры в волейбол школьников 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 19
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ 21
3.1 Развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет
средствами игры в волейбол 21
3.2 Изучение показателей двигательной подготовки юношей 14-15 лет
в ходе педагогического эксперимента 24
3.3 Результаты выполнения технических приемов юных волейболистов по итогам педагогического эксперимента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Волейбол является одним из наиболее действенных оздоровительных воспитательных средств, оказывающих комплексное положительное воздействие на организм занимающего этим видом спорта. В русле концепции физического воспитания в школах основное внимание уделяется повышению качества занятий, различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в плане внедрения эффективных технологий на основе личностно-ориентированного подхода, дифференцированного и индивидуального обучения. Занятия волейболом удовлетворяют различные физкультурно - оздоровительные интересы, а также требования программы по физическому воспитанию.
Актуальность данной темы заключается в том, что использование волейбола для привлечения учащихся к полезному времяпровождению, обучение использовать освоенные виды физических упражнений для активного отдыха и полезного досуга, самостоятельных занятий физической культурой и спортом для повышения физической подготовленности, делает занятия волейболом доступным средством физического воспитания школьников. Школьный возраст является уникальным этапом возрастных периодов человека, так как в этом возрасте наиболее успешно развиваются наибольшее количество физических качеств, поэтому использование волейбола в качестве средства развития двигательных способностей школьников обоснованно.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение игры в волейбол на уроках физической культуры у школьников 14-15 лет окажет положительное влияние на развитие их двигательных способностей.
Цель исследования: исследовать влияние игры в волейбол на развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет средствами игры в волейбол на уроках физической культуры.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявить влияние занятий волейболом на развитие двигательных способностей занимающихся.
2. Изучить особенности двигательных способностей школьников 14-15 лет.
3. Исследовать влияние игры в волейбол на развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет.
Научная новизна: исследовано влияние игры в волейбол на развитие двигательных способностей школьников 14-15 лет.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать данный теоретический и практический материал для учителей физической культуры в школах с целью применения в своей работе.
1. Введение волейбола в программу школьного физкультурного образования создает благоприятные условия для освоения новых двигательных действий, позволяет расширить двигательные возможности учащихся. Школьный возраст является уникальным этапом возрастных периодов человека, так как в этом возрасте наиболее успешно развиваются наибольшее количество физических качеств, поэтому использование волейбола в качестве средства развития двигательных способностей школьников обоснованно.
2. Результативность действий игрока в волейболе зависит от того, насколько умело и эффективно он применяет технические и тактические приемы с учетом складывающейся в каждый момент игровой ситуации. Поэтому важно добиться, чтобы все стороны подготовки нашли свое отражение в действиях волейболиста в игре, а это во многом зависит и от двигательных способностей учащихся, развития их физических качеств. В качестве средств специальной физической подготовки рекомендуем использовать упражнения, направленные на развитие: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. После основного педагогического эксперимента так же был выявлен прирост показателей технико-тактического мастерства юношей экспериментальной группы. Умение добиваться успеха в спортивной борьбе, это способность, которую необходимо вырабатывать и совершенствовать средствами постоянных тренировок. Развитие двигательных способностей проявляется в разном возрасте по-разному, что должно учитываться на тренировках в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов.
3. Эффективность двигательных действий в соревновательных играх в зависимости от физической подготовленности определялась в турнире, организованном между участниками педагогического эксперимента контрольной и экспериментальной групп. В эффективности выполнения приема мяча и блокирования нападающего удара экспериментальная группа опережает контрольную группу. Игроками экспериментальной группы успешно выполнено 74,6% приемов мяча и 72,7% блокирования, а у контрольной - 59,2% и 40,95 соответственно. В пяти соревновательных играх одна завершилась победой игроков контрольной группы, а в четырех победили волейболисты экспериментальной группы.
1. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова. — СПб. : СПбГЛТУ, 2012. — 128 с.
2. Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие. / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева.— Томск : ТГУ, 2009.
3. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли.— М. : Спорт, 2016. — 384 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.— М. : Советский спорт, 2013. — 216 с.
5. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. —М. : Советский спорт, 2013. — 144 с.
6. Волейбол: теория и практика.— М. : Спорт, 2016. — 456 с.
7. Гайворонский, И.В. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях): учебное пособие. / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский, С.В. Виноградов. СПб. : СпецЛит, 2013. — 311 с.
8. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.
9. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков.— М. : Человек, 2015. — 288 с.
10. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков.— М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.
11. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 240 с.
12. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений — М. : Советский спорт, 2015. — 178 с.
13. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии).— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
14. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. - М. : Советский спорт, 2012. — 112 с.
15. Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте.— Томск : ТГУ, 2012. — 75 с.
16. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений. — М. : Советский спорт, 2011. — 142 с.
17. Иорданская, Ф.А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадаптации. М. : Спорт, 2016. — 176 с.
18. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре : учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 184 с.
19. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 192 с.
20. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник.— М. : Советский спорт, 2013. — 300 с.
21. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн.— М. : Спорт, 2016. — 176 с.
22. Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. / Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци. —М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 с.
23. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель.— М. : Советский спорт, 2009. — 272 с.
24. Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие.— Вологда : ВоГУ, 2014. — 111 с.
25. Мартенс, Р. Успешный тренер.— М. : Человек, 2014. — 440 с.
26. Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера
: монография. — М. : Физическая культура, 2009. — 288 с.
27. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази.— М. : Спорт, 2016. — 168 с.
28. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник. — М. : Спорт, 2016. — 416 с.
29. Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. — Красноярск : СибГТУ, 2013. — 160 с.
30. Попов, А.Л. Спортивная психология.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 159 с.
31. Порядок организации оказания медицинской помощи занимающимся физической культурой и спортом. — М. : Спорт, 2017. — 108 с.
32. Психология физической культуры: учебник.— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
33. Свиридов, В.Л. Волейбол. Энциклопедия.— М. : Спорт, 2016. — 592 с.
34. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте.— М. : Человек, 2011. — 160 с.
35. Смирнова, Н.Г. Педагогика. - Кемерово : КемГИК, 2005. — 84 с.
36. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека : учебник. / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов.— Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 510 с.
37. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. — М. : Советский спорт, 2010. — 392 с.
38. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. — М. : Спорт, 2016. — 352 с.
39. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение. / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина.— М. : Спорт, 2015. — 88 с.
40. Чехов, А.П. Краткая анатомия человека. — СПб. : Лань, 2013. — 2 с.
41. Чурекова, Т.М. Общие основы педагогики. / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова.— Кемерово : КемГУ, 2010. — 165 с.
42. Яковлева, Л.А. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. / Л.А.
Яковлева, Е.Ю. Шпаковская.— М. : ФЛИНТА, 2015. — 40 с.