Налог на доходы физических лиц в доходах бюджетов бюджетной системы Российской федерации
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Организационные принципы формирования федерального бюджета 7
1.2 Актуальные проблемы подоходного налогообложения физических
лиц в Российской Федерации 11
1.3 Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах 23
2 Анализ и оценка подоходного налога в составе и структуре федерального
бюджета 27
2.1 Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета РФ .. 27
2.2 Динамика поступлений от подоходного налога 36
2.3 Оценка роли налога на доходы физических лиц в структуре доходов
федерального бюджета 39
3 Совершенствование механизма формирования поступлений от налога на
доходы физических лиц в федеральном бюджете РФ 44
3.1 Перспективы введения необлагаемого минимума по НДФЛ в
России 44
3.2 Перспективы совершенствования налогообложения дивидендных
доходов физических лиц в России 57
Заключение 61
Список используемой литературы 63
1 Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Организационные принципы формирования федерального бюджета 7
1.2 Актуальные проблемы подоходного налогообложения физических
лиц в Российской Федерации 11
1.3 Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах 23
2 Анализ и оценка подоходного налога в составе и структуре федерального
бюджета 27
2.1 Анализ состава и структуры доходов федерального бюджета РФ .. 27
2.2 Динамика поступлений от подоходного налога 36
2.3 Оценка роли налога на доходы физических лиц в структуре доходов
федерального бюджета 39
3 Совершенствование механизма формирования поступлений от налога на
доходы физических лиц в федеральном бюджете РФ 44
3.1 Перспективы введения необлагаемого минимума по НДФЛ в
России 44
3.2 Перспективы совершенствования налогообложения дивидендных
доходов физических лиц в России 57
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Подоходные налоги взимались с древних времен, в тех или иных видах и формах: в прошлом это могли быть разнообразные церковные и светские десятины, барщины и оброки, а сегодня - в виде различных подоходных налогов. Подоходный налог, взимаемый с физических лиц, затрагивает интересы, как корпораций, так и отдельно взятых индивидуумов.
Подоходное налогообложение физических лиц оказывает колоссальное влияние на уровень реальных доходов населения и является одним из главных источников поступлений в бюджет за счет роста доходов граждан- налогоплательщиков.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России многократно корректировалась, реформировалась и изменялась, но представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц [31, с.9].
Важно подчеркнуть, что НДФЛ прямо влияет на потребление через регулирование величины располагаемого дохода, и данный налог способен как стимулировать налогоплательщиков к потреблению, так и заставлять их сокращать его.
Поэтому одной из главных проблем подоходных налогов, в общем, и НДФЛ в частности, является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
То есть, имеется потребность в таких элементах налога, которые смогут обеспечить, как можно более справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам как государства, так граждан- налогоплательщиков от НДФЛ.
В России закреплен пропорциональный характер налогообложения, действует основная ставка налога равная процентам.
Проблемы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России являются перспективными и актуальными с момента появления подоходного налогообложения, особенно сегодня, в условиях непростой и быстро изменяющейся социально-экономической ситуации, как в России, так и в мире, а также по причине наличия неразрешенных вопросов как теоретического, так и практического характера.
Цель данной выпускной работы оценить перспективы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России.
Для этого необходимо, в свою очередь, решить несколько задач:
- изучить теоретические основы, фискальное и регулирующее значение, а также выявить проблемы подоходного налогообложения физических лиц в России;
- провести анализ поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ и изучить роль налога в формировании доходов бюджетной системы РФ;
- по итогам анализа изучить проблемы и перспективы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России;
- предложить меры и оценить перспективы по совершенствованию подоходного налогообложения физических лиц в России.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц. Предмет исследования - процесс реформирования подоходного налогообложения в Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования включают 2015-2018 годы.
Теоретико-методологическую основу исследования учебники, статьи монографии, содержащие информацию о международном и отечественном опыте налогообложения доходов физических лиц.
Система обложения доходов физических лиц достаточно подробно исследовалась многими учеными-экономистами, как западными (например, А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль и т.д.), так и отечественными, в частности здесь можно выделить труды финансистов дореволюционного периода - С. Витте, М. Кулишера, Н. Тургенева, И. Озерова, И. Янжула. С учетом активных дискуссий по поводу изменения принципа обложения доходов физических лиц, в настоящее время публикаций, посвященных данной проблематике, достаточно много. Среди них можно выделить: А.В. Аронова, Е.С. Вылкову, И.В. Гашенко, И.В. Горского, А.В. Кашина, Н.П. Мельникову, Н.И. Малис, Л.П. Павлову, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева и др.
В настоящей работе применяются такие общенаучные методы исследования, как метод диалектики, системный; методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции и некоторые другие, а также частнонаучные: сравнительный, исторический, статистический и др.
Автором была аргументировано доказана необходимость перехода к прогрессивной ставке по налогу на доходы физических лиц, подробно предложена сама процедура такого перехода, чтобы максимально эффективно и безболезненно изменить систему обложения подоходным налогом.
Положения и выводы, представленные в выпускной квалификационной работе, ориентированы на широкое практическое использование.
Подоходное налогообложение физических лиц оказывает колоссальное влияние на уровень реальных доходов населения и является одним из главных источников поступлений в бюджет за счет роста доходов граждан- налогоплательщиков.
За последние годы схема подоходного налогообложения в России многократно корректировалась, реформировалась и изменялась, но представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц [31, с.9].
Важно подчеркнуть, что НДФЛ прямо влияет на потребление через регулирование величины располагаемого дохода, и данный налог способен как стимулировать налогоплательщиков к потреблению, так и заставлять их сокращать его.
Поэтому одной из главных проблем подоходных налогов, в общем, и НДФЛ в частности, является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.
То есть, имеется потребность в таких элементах налога, которые смогут обеспечить, как можно более справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам как государства, так граждан- налогоплательщиков от НДФЛ.
В России закреплен пропорциональный характер налогообложения, действует основная ставка налога равная процентам.
Проблемы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России являются перспективными и актуальными с момента появления подоходного налогообложения, особенно сегодня, в условиях непростой и быстро изменяющейся социально-экономической ситуации, как в России, так и в мире, а также по причине наличия неразрешенных вопросов как теоретического, так и практического характера.
Цель данной выпускной работы оценить перспективы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России.
Для этого необходимо, в свою очередь, решить несколько задач:
- изучить теоретические основы, фискальное и регулирующее значение, а также выявить проблемы подоходного налогообложения физических лиц в России;
- провести анализ поступлений НДФЛ в бюджетную систему РФ и изучить роль налога в формировании доходов бюджетной системы РФ;
- по итогам анализа изучить проблемы и перспективы совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России;
- предложить меры и оценить перспективы по совершенствованию подоходного налогообложения физических лиц в России.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц. Предмет исследования - процесс реформирования подоходного налогообложения в Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования включают 2015-2018 годы.
Теоретико-методологическую основу исследования учебники, статьи монографии, содержащие информацию о международном и отечественном опыте налогообложения доходов физических лиц.
Система обложения доходов физических лиц достаточно подробно исследовалась многими учеными-экономистами, как западными (например, А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль и т.д.), так и отечественными, в частности здесь можно выделить труды финансистов дореволюционного периода - С. Витте, М. Кулишера, Н. Тургенева, И. Озерова, И. Янжула. С учетом активных дискуссий по поводу изменения принципа обложения доходов физических лиц, в настоящее время публикаций, посвященных данной проблематике, достаточно много. Среди них можно выделить: А.В. Аронова, Е.С. Вылкову, И.В. Гашенко, И.В. Горского, А.В. Кашина, Н.П. Мельникову, Н.И. Малис, Л.П. Павлову, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева и др.
В настоящей работе применяются такие общенаучные методы исследования, как метод диалектики, системный; методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции и некоторые другие, а также частнонаучные: сравнительный, исторический, статистический и др.
Автором была аргументировано доказана необходимость перехода к прогрессивной ставке по налогу на доходы физических лиц, подробно предложена сама процедура такого перехода, чтобы максимально эффективно и безболезненно изменить систему обложения подоходным налогом.
Положения и выводы, представленные в выпускной квалификационной работе, ориентированы на широкое практическое использование.
Согласно ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. То есть механизм его расчета един на территории всей страны и местные или региональные власти не могут на него повлиять.
Налог на доходы физических лиц НДФЛ - это федеральный прямой налог, которым облагаются доходы граждан РФ и нерезидентов, которые получают различные виды доходов на территории РФ. Базой налогообложения НДФЛ является сумма, полученного гражданином дохода от различных источников.
Делая обобщающие выводы по результатам анализа можно выделить два основных сценария эволюции подоходного налогообложения физических лиц в России:
1. Путь развития и дальнейшего совершенствования, существующего НДФЛ с сохранением пропорционального характера обложения или с незначительной корректировкой устоявшихся элементов налога, которая может выражаться, например, в повышении основной ставки налога на 1 -2% (с 13% до 14-15%) с целью увеличения поступлений в консолидированный бюджет РФ. Подобная мера не должна значительно отразиться на благосостоянии налогоплательщиков и коренным образом повлиять на социально-экономическую ситуацию, спровоцировав негативные процессы.
2. Второй вариант предполагает всестороннее реформирование НДФЛ и предание налогу новой формы посредством изменения и переработки элементов налога. Реформирование может заключатся, например, во внедрении прогрессивной шкалы, введении необлагаемого налогом минимума, а также применение принципов семейного налогообложения.
Оба варианта имеют свои сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки, проблемы и пути реализации, но обладают серьезными перспективами, поскольку отвечают требованиям постоянно меняющейся социально-экономической обстановке, которая в свою очередь заставляет налоговую систему адаптироваться и приспосабливаться к новым условиям.
Третья глава полностью посвящена некоторым важным и заслуживающим внимания вопросам, связанным с перспективами совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России.
Например, рассмотрен вопрос о перспективах введения необлагаемого минимума и сделано предложение о введении необлагаемого минимума по НДФЛ в форме универсального вычета равного величине прожиточного минимума по НДФЛ, с одновременным повышением основной ставки налога с 13% до 15% в целях минимизации негативных последствий для бюджета от введения необлагаемого минимума.
Также затронут вопрос о перспективах совершенствования налогообложения дивидендов физических лиц с позиции сохранения пропорционального характера ставок по НДФЛ.
Выдвинуто и проанализировано предложение по введению единой (основной) ставки в 18% НДФЛ по обложению дивидендных доходов физических лиц. Значительное внимание уделено вопросу о перспективах введения семейного налогообложения доходов физических лиц в России.
Преобразования должны осуществляться комплексно, поэтапно, ориентируясь на текущую социально-экономическую ситуацию в стране и основываясь на последних достижениях налоговой науки. При этом должен быть принят весь комплекс мер по устранению возможных негативных последствий от введения подобных изменений.
В заключение выпускной работы важно отметить, что совершенствование подоходного налогообложения физических лиц в России является и будет являться важной, актуальной, дискуссионной и востребованной в научном сообществе темой для дальнейших исследований и изысканий.
Налог на доходы физических лиц НДФЛ - это федеральный прямой налог, которым облагаются доходы граждан РФ и нерезидентов, которые получают различные виды доходов на территории РФ. Базой налогообложения НДФЛ является сумма, полученного гражданином дохода от различных источников.
Делая обобщающие выводы по результатам анализа можно выделить два основных сценария эволюции подоходного налогообложения физических лиц в России:
1. Путь развития и дальнейшего совершенствования, существующего НДФЛ с сохранением пропорционального характера обложения или с незначительной корректировкой устоявшихся элементов налога, которая может выражаться, например, в повышении основной ставки налога на 1 -2% (с 13% до 14-15%) с целью увеличения поступлений в консолидированный бюджет РФ. Подобная мера не должна значительно отразиться на благосостоянии налогоплательщиков и коренным образом повлиять на социально-экономическую ситуацию, спровоцировав негативные процессы.
2. Второй вариант предполагает всестороннее реформирование НДФЛ и предание налогу новой формы посредством изменения и переработки элементов налога. Реформирование может заключатся, например, во внедрении прогрессивной шкалы, введении необлагаемого налогом минимума, а также применение принципов семейного налогообложения.
Оба варианта имеют свои сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки, проблемы и пути реализации, но обладают серьезными перспективами, поскольку отвечают требованиям постоянно меняющейся социально-экономической обстановке, которая в свою очередь заставляет налоговую систему адаптироваться и приспосабливаться к новым условиям.
Третья глава полностью посвящена некоторым важным и заслуживающим внимания вопросам, связанным с перспективами совершенствования подоходного налогообложения физических лиц в России.
Например, рассмотрен вопрос о перспективах введения необлагаемого минимума и сделано предложение о введении необлагаемого минимума по НДФЛ в форме универсального вычета равного величине прожиточного минимума по НДФЛ, с одновременным повышением основной ставки налога с 13% до 15% в целях минимизации негативных последствий для бюджета от введения необлагаемого минимума.
Также затронут вопрос о перспективах совершенствования налогообложения дивидендов физических лиц с позиции сохранения пропорционального характера ставок по НДФЛ.
Выдвинуто и проанализировано предложение по введению единой (основной) ставки в 18% НДФЛ по обложению дивидендных доходов физических лиц. Значительное внимание уделено вопросу о перспективах введения семейного налогообложения доходов физических лиц в России.
Преобразования должны осуществляться комплексно, поэтапно, ориентируясь на текущую социально-экономическую ситуацию в стране и основываясь на последних достижениях налоговой науки. При этом должен быть принят весь комплекс мер по устранению возможных негативных последствий от введения подобных изменений.
В заключение выпускной работы важно отметить, что совершенствование подоходного налогообложения физических лиц в России является и будет являться важной, актуальной, дискуссионной и востребованной в научном сообществе темой для дальнейших исследований и изысканий.
Подобные работы
- Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Доходы бюджетов и их разграничение между бюджетами разных уровней
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Прямые налоги в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Доходы бюджетов, их распределения по уровням бюджетной системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



