Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам
формирования эстетического вкуса младших школьников 8
1.2. Методы развития эстетического вкуса младших школьников на уроках
литературного чтения 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетического
вкуса младших школьников на уроках литературного чтения 27
2.1. Исследование исходного уровня развития эстетического вкуса
младших школьников 27
2.2. Разработка и реализация комплекса упражнений по развитию эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию эстетического вкуса младших школьников 46
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 60
Актуальность исследования. Отечественное образование сегодня устремлено на то, чтобы преодолеть негативные тенденции, которые характеризуются деформацией ценностных и этических тенденций бытия, отчуждением от мира и от себя самого, эмоциональной глухотой, несформированностью эмоционально-волевой сферы. Сегодня образование ориентируется на то, чтобы развивать духовный мир человека. Как один из результатов образования - это такие ценности, как гармония, красота, эстетическое развитие, нравственный выбор.
Проблема изучения эстетического вкуса это одна из важнейших проблем, поскольку данное понятие в целом является неотъемлемой частью духовного и нравственного воспитания. Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, привития чувства прекрасного. Посредством эстетического воспитания учитель может заложить в ребёнке фундамент духовно-эстетической, морально-нравственной личности. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируется любовь к окружающему миру, и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.
Учеными-исследователями была сформирована теоретическая база для изучения данного вопроса. Большое значение имеют исследования вопросов о развитии личности детей в процессе обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, коррекция эмоционального развития детей Л.Л. Лебедева, Л.П. Воропаевой. Однако, по нашему мнению, в процессе развития эстетического вкуса младших школьников недостаточно потенциал уроков литературного чтения. В стенах школы развитию интеллекта учеников уделяется должное внимание, а развитию вкуса эстетического, из-за не достаточной разработанности методического обеспечения, остается декларативным. Традиционное образование школьников младших классов рассматривает эмоциональные детские переживания, главным образом, как психологический резерв личности в усвоении информационного поля, содержанием обучения при этом так и не становясь.
При усвоении предметов учебных дисциплин, цель развития эстетического вкуса осуществляется не регулярно и проводится с целью решить отдельные интеллектуальные задачи: на уроках по литературному чтению, русскому языку, музыке, изобразительному искусству, окружающему миру.
Исходя их вышесказанного, мы определили проблему исследования: каковы средства уроков литературного чтения, способствующие эффективному развитию эстетического вкуса младших школьников. (Образность литературного произведения, эмоциональная окраска высказываний)
Цель исследования - разработать комплекс упражнений, способствующих развитию эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения и проверить их эффективность опытно - экспериментальным путем.
Объект исследования: образовательный процесс обучения учащихся в начальной школе.
Предмет исследования: процесс развитие эстетического вкуса у учащихся на уроках по литературному чтению.
Гипотеза исследования: процесс развития эстетического вкуса школьников младших классов на уроках по литературному чтению будет более эффективным если:
- расширить читательский кругозор младших школьников;
- спроектировать и внедрить в учебный процесс упражнения, способствующие самовыражению школьников и проживанию ими эмоциональных состояний героев литературных произведений;
- использовать для развития эстетического вкуса средства литературы (Эмоциональное состояние героя, образность литературного произведения).
Для того чтобы осуществить поставленную цель, выделим задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить исходный уровень развития эстетического вкуса у учащихся младших классов.
3. Разработать и реализовать комплекс упражнений и внедрить их в образовательный процесс.
4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы процесса развития эстетического вкуса школьников младших классов на уроках по литературному чтению.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогических источников литературы на данную тематику, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, беседа, анкетирование, наблюдение, игровые методы.
Практическая значимость исследования будет эффективной если разработка комплекса упражнений по развитию эстетического вкуса на уроках по литературному чтению будет использован учителями начальных классов.
База исследования: МБУ «Школа №59» г.о. Тольятти.
Большие возможности для развития эстетического вкуса школьника младшего класса представляют уроки по литературному чтению. Как раз поэтому литературное чтение в начальной школе представляет благоприятную почву для развития эстетического вкуса.
Для того чтобы провести диагностику развития у школьников эстетического вкуса целесообразно применять различные методы: наблюдение за деятельностью учеников, организовывать беседы, проводить анкетирования, творческие работы. Анализ работ, которые были сделаны в процессе урока, является одним из основных способов для того чтобы выявить уровень развития учеников: в сделанном предмете показаны наглядно, какие у детей есть эстетические вкусы, способности к творчеству и приобретенные умения.
После проведения анализа полученных данных, можно прийти к выводу - уровень развития эстетического вкуса у школьников младших классов существенно вырос, что указывает на успешное проведение разработанных нами практических упражнениях. Процентное распределение по уровням развития эстетического вкуса у учеников контрольной группы стали немного выше. В экспериментальная группа показала изменения более значительное в своих показателях. В экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 12,5%.
На этапе констатирующего эксперимента, он составлял 8,3%, а на этапе контрольного эксперимента уже - 20,8%. Этот показатель в контрольной группе стал выше на 8,5%. Он вырос с 8,7% на этапе констатирующего эксперимента до 17,2% на этапе контрольного эксперимента. Ученикам, у которых мы не выявили средний уровень эстетического вкуса в экспериментальной группе на констатирующем этапе, составил 33,3%%, а на контрольном он составил уже 45,8%.
Показатели повысились на 12,5%. В контрольной группе также наблюдается увеличение данного показателя с 39,1 % на этапе констатирующего эксперимента до 43,4% на этапе контрольного эксперимента. Средний показатель в контрольной группе вырос на 4,3%. Из таблицы также видно, что низкий уровень в обеих группах уменьшился.
В контрольной группе он уменьшился с 52,2% до 39,1%, т. е. на 13,1%. В экспериментальной группе произошло понижение с 58,3% до 33,3%. Уменьшение показателя низкого уровня произошло на 25,0%.
При подведении итога по опытно-экспериментальному исследованию, можем с уверенностью говорить, что комплекс практических упражнений по развитию эстетического вкуса у школьников младших классов, проводимый на уроках по литературному чтению показал себя действенным.
Результаты проведенного нами исследования имеют позитивную динамику, которая характеризуется существенным увеличением уровня развития эстетического вкуса учеников экспериментальной группы, а также незначительным ростом учеников контрольной группы.
И так, подводя итог, можем утверждать, что разработанный нами комплекс упражнений по развитию эстетического вкуса у школьников младших классов на уроках по литературному чтению показал себя очень действенным. Разработанный нами комплекс практических упражнений мы рекомендуем применять на уроках по литературному чтению для учеников младшего школьного возраста.
1. Абраменкова, В.В. Развитие отношений детей в детской субкультуре: учебник по социальной психологии/ В.В. Абраменкова. - М.: Трэлл, 2008. 431 с.
2. Абишева А.К. Как прекрасен этот мир, посмотри. Эстетическое воспитание в младших классах // Начальная школа. 2016. №3. С. 22¬23.
3. Ахтырская Е.Н. К вопросу об организации уроков литературного чтения в начальной школе // X Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных статей / под ред. З.Я. Селицкой. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) Тюм ГУ, 2018. С.199 - 203.
4. Батищев, Г.С. Диалектика творчества / Г.С. Батищев. - Спб.: Изд. Рэмо, 1997. 464 с.
5. Беленькая, Л.И. Дети и книжка: читатели 8-9 лет / Л.И. Беленькая. - М.: Всероссийский центр худ-го творчества уч-ся и персонала начального профессионального образования, 2005. 142 с.
6. Беленькая, Л. И. Ребёнок и книга: о читателе восьми-девяти лет / Л. И. Беленькая. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. - 144 с.
7. Бойко, В.В. Энергетическая сила эмоций в общении: взор на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Каскад, 1996. 472 с.
8. Волчегорская, Е.Ю. Аксеологическая стратегия личностно-ориентированного эстетического воспитания младших школьников // Философия образования 2014. №3. С.128.
9. Ворюшина, М.П. Анализ рассказа / М.П. Ворюшина // Младшая школа. 1989. №5. с. 16-20.
10. Ворюшина, М.П. Методика занятия на уроках литературы с младшими школьниками: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений / М.П. Ворюшина, Е.В.Лебедева, С.А. Кислинская, И.Р. Николайкр. - М.: Изд. центр «Наука», 2009. 288 с.
11. Выротский, Л.С. Психология в развитии человека / Л.С. Выротский.
- М.: Актэн, 2004. с. 60
12. Воюшина М. П., Суворова Е. П. Методическая подготовка учителя новой школы // Вестник Герценовского университета 2011. № 6. С.21-24.
13. Газман Л.Я. Беседы об искусстве // - М.: Знание. 2017 с. 162.
Граблева, В.Н.Изображение словами, при изучении лирических произведений в начальной школе / В.Н. Граблева //2000, №11. с.19¬25
14. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения у школьников младших классов и зависимость их от способа обучения / А.К. Дусавицкий // Психология. 2003. №1. с. 63-65.
15. Джидарьян И. Эстетическая потребность. - М: Наука, 1976. Зайнков, Л.В. Взаимосвязь ученого и педагога: беседы с педагогами / М.В. Зверева, Н.К. Индик. - М.: Проспект, 1991. 270 с.
16. Земская, Л.И. Вырабатывание эмоционально окрашенной речи / Л.И. Земская // Младшая школа. 1985 г., №11. с. 22-27
17. Ильин, Е.П. Чувства и эмоции / Е.П. Ильин. - Спб.: Прэт, 2001. 752 с.
18. Каптеров, П.Ф. Психология: педагогическая и детская/ П.Ф. Каптеров. -Воронеж. Изд. МПО «Моадэк», 1999. 336 с.
19. Карелина, И.О. Эстетическое развитие детей пяти - десяти лет / И.О. Карелина. - Ярославль: Бэк, 2006. 144 с.
20. Курносова, С.А. Воспитание у школьников младших классов эстетического вкуса / С.А. Курносова // Младшая школа. 2008, № 4
21. Курносов, С.А. Воспитание эстетического вкуса у школьников младших классов / С.А. Курносов // Наука, культура и образование. - 2012, за № 1. С. 194-196.
22. Кутявина, С.В. Литературное чтение. 2 класс. Контрольно - измерительные материалы. / С.В. Кутявина. - М.: ВАДО, 2015. 80 с.
23. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2016. С. 29.
24. Леонтьев, А.А. Речь, язык, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - Изд.: Красанд. 2010. 216 с.
25. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
26. Литературное чтение. 1-4 класс. УМК. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.- Баласс. - М. 2014.
27. Львов, М.Р. Методическая работа развития речи школьников младших классов/ М.Р. Львов. - Тула: ООО изд-во «Родник», 2003. - 125 с.
28. Любимова, Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. 2007. № 9. С. 60-64.
29. Мали, Л. Д. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения / Л. Д. Мали, Н. И. Наумова // Начальная школа. - 2017. - № 10. -С. 23-25.
30. Малидко, Л.Д. Элементы драматизации, применяемые на уроках по чтению / Л.Д. Малидко // младшая школа. 1981., №3. С. 27-31.
31. Мелик-Пашаев, А.А. Этапы к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянский. - Из-во: Баном. Знания, 2012. 184 с.
32. Методика проведения исследования и вопросы проведения диагностики художественно - творческого развития ребят: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / А.А. Мелик - Пашаев [и др.]. - Дубна.: Прогресс, 2009. 272 с.
33. Мосорова, А.А. Психология личности / А.А. Мосорова. - М.: Изд. Московского унив-та, 1988. 188 с.
34. Муриан В.М. Эстетический идеал. М., 1966.248 с.
35. Немов, Р.С. Психология: Учебн. для студен. высш. педаг. учеб. заведений: В трех книгах/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДУС, 2003. 688 с.
36. Обухова, Л.Ф. Теории, факты, проблемы. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривода, 1996. 374 с.
37. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева - М.: Просвещение, 2017. С. 236
38. Оморокова, М.И. Чтение в начальных классах. - Тула: ООО изд-во «Родник», 2003. 124 с.
39. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: учебник для
студен. выс. педаг. учебн. Завед. / И.М. Осмоловская. - М.:
Издательский центр «Знание». 2009. 192 с.
40. Романенко, Л.Н. Вырабатывание умений в эстетическом оценивании литературного произведения у школьников младших классов / Л.Н. Романенко // Педагогика и психология: методика и вопросы в практическом применении. 2010. №16-2. с. 154-155.
41. Рудковская, М.Ю. Уроки литературного чтения в нравственно-духовном воспитании школьников младших классов: учебное пособие. / М.Ю. Рудковская. -Судженск, 2012. 84 с.
42. Салеев В. А. Ивашкевич О. В. Эстетическое восприятие и детская фантазия - Мн.: НИО, 1999. 126 с.
43. Саржанова, А.Н. Литературоведческое развитее учеников школьников младшего возраста / А.Н. Саржанова // психология и педагогика. 2013. №3 (4). с. 35-37.
44. Светловская, Н.Н. Чтение является обязательным компонентом современного образования / Н.Н. Светловская // Младшая школа. - 2002, за № 7. с. 24-29.
45. Соболева О.В. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка // Начальная школа До и после. 2005. №1. С.8 - 11.
46. Соловков И.А. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский: К 80- летию со дня рождения // Начальная школа. 1998. №9. С.3-8.
47. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Азбука словесного искусства: Концепция и программа литературного образования в начальных классах школ гуманитарного типа: Пособие для учителей и студентов педагогических заведений - 2001.
48. Уткин В.Е. Эстетика для школьников. - М.: Материк - Альфа, 2010 С. 128.
49. Чикишева, О.В. Учебная деятельность, как фактора формирования заинтересованности к чтению школьников младших классов / О.В. Чикишева // Злободневные вопросы в современной педагогике: материалы II междун. научн. конфер. - Уфа: июль 2012. с. 94-95
50. Шмаков, С.А. Игры учеников - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Тресс, 2004. 240 с.