Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития сострадания у
детей 6-7 лет как проблема исследования 8
1.2 Художественная литература как средство развития у детей 6-7
лет сострадания 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня развития сострадания у детей 6-7 лет 24
2.2 Работа по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами
художественной литературы 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития сострадания у детей
6-7 лет 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение
Современный мир наполнен агрессией, злобой, враждебностью и инфантильностью. Только свойства личности человека, такие как: искренность, доброта, сопереживание другому человеку или живому существу, могут привести человечество к счастью людей, живущих сейчас и тем поколениям, которые придут к ним на смену.
Сострадание представляет собой ключевое свойство личности, которое формируется в раннем возрасте и понимается как желание и готовность помогать другим людям через отражение чувств к ним. Сострадание необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста по той причине, что данное качество является стержневым образованием личности и характера человека через усвоение им морально-нравственных норм.
Проблема воспитания милосердия, развития сострадания у детей дошкольного возраста не новая. Многие исследователи рассматривали эту проблему с разных сторон. Так А. Байматова, М.П. Шульц утверждали, что начинать этот процесс надо с дошкольного возраста, важное средство воспитания у детей гуманных чувств - общение с животными (А.Г. Гиздатуллина). С.А. Козлова обращала внимание на пошаговость данного процесса. С.Н. Шадрина, Л.А. Григорович указывали на важность в данном процессе психолого-педагогических условий, в то время, как Б.С. Братусь связывал развитие гуманных чувств у детей с развитием этих чувств у взрослых.
Некоторые исследователи освещали тему развития нравственных качеств детей, в частности сострадания, посредством художественной литературы, а также рассматривали влияние художественной литературы на психику и поведение ребенка. К числу таких ученых можно отнести как отечественных, так и зарубежных исследователей, среди которых: М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Л. Нечаева, Дж. Сайти, С. Тернер и т.д.
Научившись сопереживать героям произведений искусства, дети начинают замечать настроение своих близких и окружающих. Они начинают пробуждать гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Именно на этой основе воспитываются принципы, честность и подлинное гражданство.
Таким образом, художественное слово помогает ребенку понять красоту родного языка, учит эстетическому восприятию окружающей среды, формирует этическое (нравственное) восприятие окружающего мира, по мнению М.А. Козловой. Чувства ребенка развиваются по мере того, как он изучает язык работ, с которыми знакомит его педагог.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие: между важностью развития сострадания у старших дошкольников и недостаточным использованием в этом процессе потенциала художественной литературы.
Практическая и социальная значимость проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Объект исследования: процесс развития сострадания у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы возможно, если:
- отобрать произведения художественной литературы,
ориентированные на развитие у детей сострадания;
- организовать совместную деятельность педагога и детей, используя различные формы и приемы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации;
- привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития сострадания у детей 6-7 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность средств
художественной литературы в развитии сострадания у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ библиографических источников, методы опроса, проективные методики, метод психолого-педагогического эксперимента, подведение итогов.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, Л. Нечаевой о развитии нравственных качеств детей посредством художественной литературы.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива Сахалинской области. В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Новизна работы заключается в разработке и реализации содержания, форм работы, и средств развития сострадания у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования художественной литературы в развитии у детей 6-7 сострадания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание работы по развитию у детей 6-7 сострадания посредством художественной литературы может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Анализ литературных источников показал, что сострадание представляет собой определенную сферу личности ребенка старшего дошкольного возраста и определяется наличием определенного уровня воспитания и развития. Развитие сострадания у детей старшего дошкольного возраста (отношение в семье, к пожилым и слабым) происходит под влиянием многих факторов, одним из которых является художественная литература.
Особенности развития детей 6-7 лет оказывают существенное влияние на выбор средств художественной литературы.
Этап констатирующего эксперимента, осуществляемый по следующим показателям: наличие знаний детей о нравственных качествах; умения детей понимать эмоциональное состояние других людей; наличие эмоциональной отзывчивости; наличие толерантного отношения детей к сверстникам и взрослым) выявил низкий уровень развития сострадания у детей 6-7 лет в ЭГ у 5 (33 %) детей и в КГ - у 4 (27 %) детей, средний уровень в ЭГ - 6 (40 %) детей, в КГ - 6 (40 %) детей. Высокий уровень в экспериментальной группе был выявлен у 4 (27 %) детей и у 5 (33 %) детей контрольной группы. Был сделан вывод: дети 6-7 лет имеют эпизодические знания о сострадании.
На формирующем этапе эксперимента был проведен комплекс мероприятий по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы: отобраны произведения художественной литературы, ориентированные на развитие у детей сострадания; организована совместная деятельность педагога и детей, с использованием различных форм и приемов работы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации; привлечены родители к участию в образовательной деятельности.
По завершению формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента с целью выявления динамики процесса развития сострадания детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в контрольной группе преобладает средний уровень развития у детей 6-7 лет сострадания, существенных изменений не наблюдалось, так как экспериментальная работа с этими детьми не проводилась.
В экспериментальной группе на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития сострадания, в то время как на констатирующем этапе - средний уровень. Низкий уровень в экспериментальной группе понизился с 33 % до 13 %. Высокий уровень развития сострадания наблюдается у 7 (47 %) детей, что на 20 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Результаты исследования могут быть полезны воспитателям и педагогам-психологам, которые осуществляют свою деятельность в рамках развития гуманных чувств и сострадания у детей 6-7 лет.
Таким образом, проведенное нами исследование в полной мере подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы. Цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
1. Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 2013. 39 с.
2. Байматова А. Идеи ученых о милосердии. // Молодой ученый. 2013. №2. С . 333-335.
3. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Академия, 2005. 412 с.
4. Большой словарь русского языка [Электронный ресурс] : ULR: http://www.dict.t-mm.ru (дата доступа: 05.01.2020).
5. Братусь Б. С. Нравственное сознание (психологическое исследование). М. : Изд-во «Знание», 2005. 65 с.
6. Бурнашев В. Уроки нравственности: учебное пособие. №2. М. : Просвещение, 2014.115 с.
7. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Электронный ресурс] : ULR: http://www.koob.ru. (дата обращения 05.01.2020).
8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 2010. 288 с.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2009. 96 с.
10. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование [Электронный ресурс] : ULR: http://www.koob.ru. (дата
обращения: 05.01.2020).
11. Гиздатуллина А. Г. Работа с родителями в детском саду [Электронный ресурс] : ULR : http://www.moidetsad.ru/konsultac260.html. (дата обращения 05.01.2020).
12. Грамматика нравственности; под ред. Э. П. Козлова. М. : Новый учеб, 2007. 223 с.
13. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М. : Академия, 2011. 289 с.
14. Гуревич П. С. Философский словарь. Олимп. М. : Академия, 2007. 461 с.
15. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка М. : Феникс, 2009. 927 с.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 23 с.
17. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного творчества в процессе ознакомления с предметным миром. М. : Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2012. 36 с.
18. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» // Народное образование. 2008. № 9. с. 37.
19. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М. : «Новая школа», 2006. 157 с.
20. Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. ULR: http://www.childpsy.ru. (дата обращения: 05.01.2020).
21. Козлов Э. П. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004-2007. № 1-9. С. 25
22. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. М. : изд. центр «Академия», 2010. 416 с.
23. Кон И. С. Ребенок и общество. М. : Наука, 2008. 269с.
24. Кульчинская Е. И. Воспитание чувств детей в семье. Киев : Радянська школа, 2003. 120 с.
25. Купина Н. А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры М. : Академия, 2012. 176 с.
26. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : ULR: http://pedlib.ru. - (дата обращения: 05.01.2020).
27. Материалы Международной конференции. 16-17 февраля 2012 года, г. Ташкент [Электронный ресурс] : ULR: http://uza.uz. (дата обращения: 05.01.2020).
28. Мезина Е. С. Формирование у детей 4-5 лет доброжелательного
отношения к людям посредством традиций дошкольной образовательной организации. Тольятти : Изд-во Тольяттинский государственный
университет, 2016. 56 с.
29. Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). СПб : Питер, 2016. 52 с.
30. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М. : Академия, 2014. 96 с.
31. Мясников В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии. М. : Просвещение, 2007. 356 с.
32. Братусь Б. С. Начала христианской психологии: учебное пособие для вузов. М. : Наука, 2005. 236 с.
33. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Просвещение : Владос, 2005. 496 с.
34. Нравственные проблемы развития личности; под ред. А.И. Титаренко. М. : МГУ, 2012. 144 с.
35. Ощепкова Л. С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников [Электронный ресурс] : ULR: http://www.dissercat.com (дата обращения: 05.01.2020 ).
36. Примерная основная образовательная программа начального общего образования; сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2010. 204 с.
37. Прихожан A. M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 143-149.
38. Психология эмоций; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 288 с.
39. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : ULR: http://dohcolonoc.ru. (дата обращения: 05.01.2020).
40. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М : Издательство Московского университета, 2011. 184 с.
41. Русскова Л. В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М. : Академия, 2006. 397 с.
42. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет. М. : АРКТИ, 2012. 78 с.
43. Суслов В. Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы: тесты и практические задания. М. : Просвещение, 2010. 68 с.
44. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 2010. 288 с.
45. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М. : Просвещение, 2008. 108 с.
46. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс] : ULR: www.efremova.info. (дата обращения: 05.01.2020).
47. Харламов И. Ф. Педагогика. М. : Гардарики, 1999. 520 с.
48. Чаплыгина А. Ю. Формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях посредством этических бесед. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. 73 с.
49. Черемисина В. Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. С. 14-36.
50. Шадрина С. Н. Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях // Преподаватель XXI век Московский педагогический государственный университет. 2012. № 4. С. 170-173.
51. Шульц М. П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников // Нравственное воспитание школьников. 2006. №12. С.104.
52. Шутова В. А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] ULR: http://www.dissercat.com (дата обращения: 05.01.2020).
53. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Просвещение, 2004. 144 с.