РАЗВИТИЕ СОСТРАДАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития сострадания у
детей 6-7 лет как проблема исследования 8
1.2 Художественная литература как средство развития у детей 6-7
лет сострадания 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня развития сострадания у детей 6-7 лет 24
2.2 Работа по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами
художественной литературы 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития сострадания у детей
6-7 лет 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение
Глава 1 Теоретические основы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития сострадания у
детей 6-7 лет как проблема исследования 8
1.2 Художественная литература как средство развития у детей 6-7
лет сострадания 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня развития сострадания у детей 6-7 лет 24
2.2 Работа по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами
художественной литературы 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития сострадания у детей
6-7 лет 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение
Современный мир наполнен агрессией, злобой, враждебностью и инфантильностью. Только свойства личности человека, такие как: искренность, доброта, сопереживание другому человеку или живому существу, могут привести человечество к счастью людей, живущих сейчас и тем поколениям, которые придут к ним на смену.
Сострадание представляет собой ключевое свойство личности, которое формируется в раннем возрасте и понимается как желание и готовность помогать другим людям через отражение чувств к ним. Сострадание необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста по той причине, что данное качество является стержневым образованием личности и характера человека через усвоение им морально-нравственных норм.
Проблема воспитания милосердия, развития сострадания у детей дошкольного возраста не новая. Многие исследователи рассматривали эту проблему с разных сторон. Так А. Байматова, М.П. Шульц утверждали, что начинать этот процесс надо с дошкольного возраста, важное средство воспитания у детей гуманных чувств - общение с животными (А.Г. Гиздатуллина). С.А. Козлова обращала внимание на пошаговость данного процесса. С.Н. Шадрина, Л.А. Григорович указывали на важность в данном процессе психолого-педагогических условий, в то время, как Б.С. Братусь связывал развитие гуманных чувств у детей с развитием этих чувств у взрослых.
Некоторые исследователи освещали тему развития нравственных качеств детей, в частности сострадания, посредством художественной литературы, а также рассматривали влияние художественной литературы на психику и поведение ребенка. К числу таких ученых можно отнести как отечественных, так и зарубежных исследователей, среди которых: М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Л. Нечаева, Дж. Сайти, С. Тернер и т.д.
Научившись сопереживать героям произведений искусства, дети начинают замечать настроение своих близких и окружающих. Они начинают пробуждать гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Именно на этой основе воспитываются принципы, честность и подлинное гражданство.
Таким образом, художественное слово помогает ребенку понять красоту родного языка, учит эстетическому восприятию окружающей среды, формирует этическое (нравственное) восприятие окружающего мира, по мнению М.А. Козловой. Чувства ребенка развиваются по мере того, как он изучает язык работ, с которыми знакомит его педагог.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие: между важностью развития сострадания у старших дошкольников и недостаточным использованием в этом процессе потенциала художественной литературы.
Практическая и социальная значимость проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Объект исследования: процесс развития сострадания у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы возможно, если:
- отобрать произведения художественной литературы,
ориентированные на развитие у детей сострадания;
- организовать совместную деятельность педагога и детей, используя различные формы и приемы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации;
- привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития сострадания у детей 6-7 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность средств
художественной литературы в развитии сострадания у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ библиографических источников, методы опроса, проективные методики, метод психолого-педагогического эксперимента, подведение итогов.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, Л. Нечаевой о развитии нравственных качеств детей посредством художественной литературы.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива Сахалинской области. В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Новизна работы заключается в разработке и реализации содержания, форм работы, и средств развития сострадания у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования художественной литературы в развитии у детей 6-7 сострадания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание работы по развитию у детей 6-7 сострадания посредством художественной литературы может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Сострадание представляет собой ключевое свойство личности, которое формируется в раннем возрасте и понимается как желание и готовность помогать другим людям через отражение чувств к ним. Сострадание необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста по той причине, что данное качество является стержневым образованием личности и характера человека через усвоение им морально-нравственных норм.
Проблема воспитания милосердия, развития сострадания у детей дошкольного возраста не новая. Многие исследователи рассматривали эту проблему с разных сторон. Так А. Байматова, М.П. Шульц утверждали, что начинать этот процесс надо с дошкольного возраста, важное средство воспитания у детей гуманных чувств - общение с животными (А.Г. Гиздатуллина). С.А. Козлова обращала внимание на пошаговость данного процесса. С.Н. Шадрина, Л.А. Григорович указывали на важность в данном процессе психолого-педагогических условий, в то время, как Б.С. Братусь связывал развитие гуманных чувств у детей с развитием этих чувств у взрослых.
Некоторые исследователи освещали тему развития нравственных качеств детей, в частности сострадания, посредством художественной литературы, а также рассматривали влияние художественной литературы на психику и поведение ребенка. К числу таких ученых можно отнести как отечественных, так и зарубежных исследователей, среди которых: М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Л. Нечаева, Дж. Сайти, С. Тернер и т.д.
Научившись сопереживать героям произведений искусства, дети начинают замечать настроение своих близких и окружающих. Они начинают пробуждать гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Именно на этой основе воспитываются принципы, честность и подлинное гражданство.
Таким образом, художественное слово помогает ребенку понять красоту родного языка, учит эстетическому восприятию окружающей среды, формирует этическое (нравственное) восприятие окружающего мира, по мнению М.А. Козловой. Чувства ребенка развиваются по мере того, как он изучает язык работ, с которыми знакомит его педагог.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие: между важностью развития сострадания у старших дошкольников и недостаточным использованием в этом процессе потенциала художественной литературы.
Практическая и социальная значимость проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Объект исследования: процесс развития сострадания у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы возможно, если:
- отобрать произведения художественной литературы,
ориентированные на развитие у детей сострадания;
- организовать совместную деятельность педагога и детей, используя различные формы и приемы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации;
- привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития сострадания у детей 6-7 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность средств
художественной литературы в развитии сострадания у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ библиографических источников, методы опроса, проективные методики, метод психолого-педагогического эксперимента, подведение итогов.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
- идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец);
- исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, Л. Нечаевой о развитии нравственных качеств детей посредством художественной литературы.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива Сахалинской области. В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Новизна работы заключается в разработке и реализации содержания, форм работы, и средств развития сострадания у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования художественной литературы в развитии у детей 6-7 сострадания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание работы по развитию у детей 6-7 сострадания посредством художественной литературы может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Анализ литературных источников показал, что сострадание представляет собой определенную сферу личности ребенка старшего дошкольного возраста и определяется наличием определенного уровня воспитания и развития. Развитие сострадания у детей старшего дошкольного возраста (отношение в семье, к пожилым и слабым) происходит под влиянием многих факторов, одним из которых является художественная литература.
Особенности развития детей 6-7 лет оказывают существенное влияние на выбор средств художественной литературы.
Этап констатирующего эксперимента, осуществляемый по следующим показателям: наличие знаний детей о нравственных качествах; умения детей понимать эмоциональное состояние других людей; наличие эмоциональной отзывчивости; наличие толерантного отношения детей к сверстникам и взрослым) выявил низкий уровень развития сострадания у детей 6-7 лет в ЭГ у 5 (33 %) детей и в КГ - у 4 (27 %) детей, средний уровень в ЭГ - 6 (40 %) детей, в КГ - 6 (40 %) детей. Высокий уровень в экспериментальной группе был выявлен у 4 (27 %) детей и у 5 (33 %) детей контрольной группы. Был сделан вывод: дети 6-7 лет имеют эпизодические знания о сострадании.
На формирующем этапе эксперимента был проведен комплекс мероприятий по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы: отобраны произведения художественной литературы, ориентированные на развитие у детей сострадания; организована совместная деятельность педагога и детей, с использованием различных форм и приемов работы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации; привлечены родители к участию в образовательной деятельности.
По завершению формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента с целью выявления динамики процесса развития сострадания детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в контрольной группе преобладает средний уровень развития у детей 6-7 лет сострадания, существенных изменений не наблюдалось, так как экспериментальная работа с этими детьми не проводилась.
В экспериментальной группе на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития сострадания, в то время как на констатирующем этапе - средний уровень. Низкий уровень в экспериментальной группе понизился с 33 % до 13 %. Высокий уровень развития сострадания наблюдается у 7 (47 %) детей, что на 20 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Результаты исследования могут быть полезны воспитателям и педагогам-психологам, которые осуществляют свою деятельность в рамках развития гуманных чувств и сострадания у детей 6-7 лет.
Таким образом, проведенное нами исследование в полной мере подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы. Цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Особенности развития детей 6-7 лет оказывают существенное влияние на выбор средств художественной литературы.
Этап констатирующего эксперимента, осуществляемый по следующим показателям: наличие знаний детей о нравственных качествах; умения детей понимать эмоциональное состояние других людей; наличие эмоциональной отзывчивости; наличие толерантного отношения детей к сверстникам и взрослым) выявил низкий уровень развития сострадания у детей 6-7 лет в ЭГ у 5 (33 %) детей и в КГ - у 4 (27 %) детей, средний уровень в ЭГ - 6 (40 %) детей, в КГ - 6 (40 %) детей. Высокий уровень в экспериментальной группе был выявлен у 4 (27 %) детей и у 5 (33 %) детей контрольной группы. Был сделан вывод: дети 6-7 лет имеют эпизодические знания о сострадании.
На формирующем этапе эксперимента был проведен комплекс мероприятий по развитию сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы: отобраны произведения художественной литературы, ориентированные на развитие у детей сострадания; организована совместная деятельность педагога и детей, с использованием различных форм и приемов работы, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе ее организации; привлечены родители к участию в образовательной деятельности.
По завершению формирующего этапа был проведен контрольный этап эксперимента с целью выявления динамики процесса развития сострадания детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в контрольной группе преобладает средний уровень развития у детей 6-7 лет сострадания, существенных изменений не наблюдалось, так как экспериментальная работа с этими детьми не проводилась.
В экспериментальной группе на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития сострадания, в то время как на констатирующем этапе - средний уровень. Низкий уровень в экспериментальной группе понизился с 33 % до 13 %. Высокий уровень развития сострадания наблюдается у 7 (47 %) детей, что на 20 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику в развитии сострадания у детей 6-7 лет средствами художественной литературы.
Результаты исследования могут быть полезны воспитателям и педагогам-психологам, которые осуществляют свою деятельность в рамках развития гуманных чувств и сострадания у детей 6-7 лет.
Таким образом, проведенное нами исследование в полной мере подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы. Цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Искусство живописи как источник вдохновения в формировании творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Художественная литература как средство обогащения нравственных представлений у детей среднего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019



