Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Методологические основы общих представлений о социальных стереотипах и о советском прошлом 10
1.1. Теоретические аспекты анализа социальных стереотипов 10
1.2. Советское прошлое в современной социологии: концептуализация образов и символов 18
Глава 2. Социологический анализ качественных и количественных показателей отношения к советскому прошлому различных категорий населения (на примере г.о. Тольятти) 28
2.1. Представления о советском прошлом молодежи и представителей старшего поколения жителей города Тольятти: сравнительный анализ 28
2.2. Социологическая характеристика представлений советского периода среди молодежи и представителей старшего поколения города Тольятти (метод фокус-групп) 44
Заключение 54
Список используемой литературы и источников 56
Приложение 1 61
Приложение 2 74
Приложение 3 80
Приложение 4 95
Приложение 5 103
Актуальность темы исследования. Советское общество на различных этапах характеризовалось по-разному, изучив эти этапы, можно увидеть, как жили люди в относительно недавнем прошлом, узнать и проанализировать решения, принятые главами государства, которые часто подвергались критике и влияли на жизнь народа. На примере жизни советского общества можно проследить закономерности и пути постепенного исчезновения классовых и национальных различий, поэтому со стороны науки и историков проявляется интерес к данному периоду.
Атрибуты советского прошлого, оставаясь всё дальше и дальше в прошлом, становятся важными для современной молодежи. Ностальгия по советскому периоду проявляется в значительном количестве частных проектов, создателями которых используются соответствующие символы, лозунги, бренды. Подтверждением этому является динамичное, эмоциональное обсуждение проблем истории и повседневности советского прошлого в открытой сети Интернета.
В процессе осознания прошлого советского периода практически у каждого человека могут складываться различные стереотипы. Они зачастую связаны с тем как жили люди в то время, как получали образование, какими качествами обладали. Данные стереотипы могут сильно отличаться у представителей различных поколений1.
Под поколением понимается некая группа людей, схожая по возрасту, сформировавшаяся в одних исторических условиях, одинаково мыслящих и оценивающих всё вокруг. Как бы люди не относились к данному периоду истории, этот период всё же преобладает в сознании каждого индивида.
Так, по данным ВЦИОМ, гордостью подавляющей части россиян остаются события советского периода, которые связаны с техническими достижениями и личным мужеством. Доминирующее большинство опрошенных восхищаются подвигами героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (93%), советских конструкторов, отправивших в 1961 г. в космос первого человека (91%), и запустивших в 1957 году первый искусственный спутник Земли (84%). Респонденты, которые считают свое материальное положение ниже среднего, чаще финансово благополучных опрошенных испытывают гордость при упоминании событий советского периода.
Стереотипы же, в свою очередь, это более или менее устойчивый и упрощенный образ социального объекта, этим объектом может выступать какая-либо группа, человек, событие или явление и тому подобное. Это обобщённые мнения о распределении тех или иных черт среди людей в группе.
Изначально термин «социальный стереотип» использовался американским политологом и журналистом Уолтером Липпманом в 1922 году в работе «Общественное мнение». В книге «Общественное мнение» автор утверждал, что это достаточно упорядоченные, схематически обусловленные культурой мировоззрения в голове человека, сохраняющие его приложенные усилия в процессе восприятия наиболее трудных социальных объектов и защищающие его ценности, установки и права.
В данной работе У. Липпман выделил две важные, по его мнению, причины, которые влияют на формирование социальных стереотипов. Первой причиной является использование принцип сохранения усилий, характерный для человеческого мышления в повседневности и, которое выражается в том, что сами люди стараются не реагировать каждый раз по- разному на происходящее, новые факты и явления, а стремятся отнести это к тому, что уже имеется.
Второй причиной является защита групповых ценностей и своих прав, которые уже существуют. Это такой образ определенного явления или человека, который уже устоялся, и, который используется в качестве «сокращения» при каком-либо взаимодействии с этим явлением.
Генри Тэджфэл выделил такие две социальные функции стереотипизации, как:
1) разъяснение уже имеющихся взаимоотношений между группами, также поиск факторов непростых и «печальных» социальных событий;
2) обоснование существующих отношений между группами, например, некоторая деятельность, которая планируется и воплощается в действие по отношению к другим группам. Психологическое устройство процесса стереотипизации всегда применялось в разных реакционных доктринах в сфере политики, утверждающих взятие народа и, в то же время, оказывающих на них давление, для точного сохранения власти поработителей способом распространения отрицательно влияющих стереотипов о побежденных и порабощённых.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие «стереотип» (данное понятие введено У. Липпманом) прямо связано с понятием «установка» (введено в 1888 году Л. Ланге). Далее же это понятие совершенствовали Ф. Знанецкий и У. Томас, которые в 1918 году стали авторами определения «социальная установка». В 1935 году Г. Оллпорт взяв за основание такой аспект социальной установки как функциональная сторона, выдвигает такую формулировку, что установка является состоянием определенного стремления, совершающее направленное воздействие на реакцию человека в отношении определенно многих ситуаций и объектов, связанных с ней. Однако функциональный аспект социальной установки даёт начало тому, что она связывается с социальными стереотипами.
Значительный вклад в процесс изучения социального стереотипа внесли русские ученые В. А. Ядов и П. Н. Шихирев. В. А. Ядов уточнил определение стереотипа и рассмотрел его в виде обобщенного образа о социальном объекте, практически всегда эмоционально приукрашенного и пользующегося устойчивым характером. Второй же ученый определил определенные рамки социального стереотипа и выделил четыре вида стереотипов: социологический, аффективный, когнитивный, социально-психологический. Взгляд У. Вайнеки является наиболее близким к ранее описанному подходу, он основывается на установлении контакта характерных черт стереотипов с когнитивным процессом как индивидуальным, неповторимым видом знания. Затем автор сделал вывод о том, в основе формирования стереотипов находятся экстенсиональные и итенсиональные свойства, которые имеют особенное значение для этого субъекта. Также в развитие теории стереотипа и установки был внесён вклад такими нашими отечественными учеными, как А. Г. Асмоловой, К. Абульхановой, Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой, Н. П. Бехтеревой, В. С. Агеевой, Н. А. Рождественской и другими2.
Целью исследования является сравнительный анализ представлений о советском прошлом среди представителей молодого и старшего поколений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятия: «образ», «стереотипы», «социальные стереотипы», «поколение», «советское прошлое», «символы», «стереотипы и символика»;
2) Изучить основные теоретические аспекты анализа социальных стереотипов;
3) Рассмотреть концепции советского прошлого в современной социологии;
4) Описать образ советского прошлого в сознании представителей различных поколений в контексте символов;
5) Провести сравнительный анализ преставлений о советском прошлом среди представителей молодёжи и людей старшего поколения.
Объектом данного исследования выступают стереотипы и символы советского прошлого.
Предметом выступают представления о советском прошлом в сознании представителей молодёжи и людей старшего поколения.
Теоретико-методологическая база исследования:
1) Комплексный подход (В. А. Ядов, У. Липпман, Н. А. Рождественская, Г. Тэшфэл). Согласно данному подходу формируется значение и место социальных стереотипов в современной социологии;
2) Функциональный подход (Т. Парсонс, Р. К. Мертон, Г. Спенсер). В этом подходе социальный стереотип рассматривается как целое, его элементы, затем определяется их роль, место и функции, реализуемые в обществе;
3) Поколенческий (метод когортного анализа) подход (Т. Парсонс, П. Сорокин, С. Айзенштадт, М.С. Науэн, К. Мангейм) содействует познанию особенностей исторического развития общества как структуры, организации и системы. Позволяет измерить влияние эффектов когорты, возраста, исторического периода, которые являются ключевыми факторами объяснения перемен в обществе;
4) Подход стереотипов (метод анализа жизненных путей) (Х. П. Блоссфельд, Ю. Левада, Т. Шанин и др.). Данный метод базируется на том, что институциональную и социальную структуру общества, охватывая её изменения во времени, можно проанализировать и выявить, изучая биографию каждого члена этого общества из некоторый поколений, следующих друг за другом. Когнитивизация выводит процесс стереотипизации из утверждений процесса познания, когда внимание акцентируется на процессах категоризации и восприятия (Д. Тейлор, Г. Тэджфел, Т. К. Трейлер, С. Т. Фиске, Д. М. Маки и другие). Человек не способен рассмотреть любую группу как исключительную, поэтому он полагается на стереотипы, в которых уже имеется нужная информация;
5) Символический интеракционизм (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, М. Кун, Г. Блумер) позволяет проследить как индивиды, взаимодействуя между собой, оперируют значениями и символами, которые в последующем позволяют интерпретировать ситуации, оценивать преимущества и недостатки определенных поступков.
Гипотеза исследования: в сознании представителей старшего поколения преобладает сугубо позитивный образ советского прошлого в связи с низким уровнем адаптации данного поколения к социально-экономическим и политическим реалиям современного российского общества.
Методы исследования: анкетирование, фокус-группа.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос N = 220 человек (110 представителей молодежи и 110 представителей старшего поколения), две фокус-группы N = 16 человек (8 представителей молодого поколения и 8 представителей старшего поколения).
Апробация работы:
1. XLIII Самарская областная студенческая научная конференция: «Современные культурные практики», 20 апреля 2017 год, г. Самара;
2. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 4 апреля 2017 год, г. Тольятти.
Структура работы: бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырёх параграфов, заключение, список используемой литературы и источников, приложения.
Советское прошлое и память о нём играет важную роль в становлении современного общества. По мере того, как отдаляется советское прошлое, его характер и ценности приобретают весомое значение, и для представителей молодого поколения. В сознании каждого человека присутствует советское, это ощущается по тому, как на сегодняшний день обсуждаются проблемы того и настоящего времени, ведется обсуждение различий ценностей людей в эти периоды. Также в процессе проведения нами анкетирования и фокус- групп мы в этом убедились.
По результатам проведённого исследования было выявлено то, что у практически всех опрошенных нами жителей г. Тольятти уровень знаний о советском периоде достаточно на высоком уровне. Этот период у людей ассоциируется с такими понятиями как дружный, родной, передовой, тоталитарный.
Целью же нашего исследования был сравнительный анализ представлений о советском прошлом молодёжи и представителей старшего поколения. В целом, мы убедились в том, что самооценка знаний о советском периоде у представителей старшего поколения выше, чем у молодежи. Также взрослые больше ориентированы на поиски информации о прошлом и более заинтересованы в изучении всех этапов истории. Но нельзя не отметить то, что молодёжь тоже интересуется и знает много о том времени и с удовольствием бы слушали рассказы и смотрели вещи, напоминающие и рассказывающие о советском прошлом.
Говоря о символах советской эпохи, следует сказать, что оба поколения много знают о них. Только представители старшего поколения могут более обобщенно и содержательно рассказать о каждом предоставленном им символе. Молодежи следовало бы больше интересоваться историей и символами времен СССР из книг, а в особенности от своих родственников и родителей.
Гипотезы, выдвинутые в начале исследования, подтвердились. Действительно, уровень знаний о советском прошлом у представителей старшего поколения выше, чем у молодёжи. Также представления о дружеских отношениях у представителей поколений разные.
Различия между мнениями респондентов прослеживались довольно значительные, но не во всех вопросах. По некоторым показателям молодёжь преуспевает, и это не может не радовать. Но всё же молодому поколению нужно больше узнавать о прошлом, интересоваться у своих родственников, изучать различную литературу по данной теме. Ведь то, что было в прошлом, оно всегда должно оставаться и останется в нашей памяти, так как без прошлого нет будущего, оно является фундаментом всего того, что должно быть.
1. Аникин, Д. А. Социальная память как символический капитал. - 2013. • № 9. - С. 280-292.
2. Ахиезер, А. С. Россия: Критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. - Новосибирск: Сибирский хронограф. - 2007. • 115 с.
3. Ахиезер, А. С. Россия: Критика исторического опыта. Т. 2. Теория и методология. Словарь. - Новосибирск. - 2008. - 143 с.
4. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. - М.: Индрик. - 2005. - 234 с.
5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. - М. - 1997. - 138 с.
6. Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.: АСТ, Сова. - 2007. - 103 с.
7. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. - М. - 2000. - 185 с.
8. Бурдье, П. Назначение «народа» // Бурдье П. Начала / Пер. с франц. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos. - 2004. - 230 с.
9. Воркачев, С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Изв. РАН. Сер. лит-ры и языка. - 2001. - Т. 60. - № 6. - С. 50-59.
10. Гришаева, Л. И., Цурикова, Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Академия. - 2007. - 617 с.
11. Гюнтер, Х. Тоталитарное государство как синтез искусств // Соцреалистический канон. - 2005. - 284 с.
12. Дельская, Т. Ф. Речевой стереотип как функциональная единица // Значение и смысл слова. - М. - 2007. - 123 с.
13. Донец, П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. - Воронеж: Изд-во ВГУ. - 2001. - 210 с.
14. Дубин, Б. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002. - № 2 (58). - С. 57-63.
15. Жидкова, Е. М. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4. - С. 405-412.
...