Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития самостоятельности детей 6-7 лет 9
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития самостоятельности детей 6-7 лет 28
2.2 Организация и содержание работы по развитию самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности 40
2.3 Выявление динамики уровня развития самостоятельности детей 6-7 лет 54
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Сводные таблицы результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования 70
На современном этапе развития российского государства становится все более очевидной органическая связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим самостоятельность детей старшего дошкольного возраста, успешное управление ее развитием, методическое, организационное и психологическое обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача.
Одним их целевых ориентиров дошкольного образования является самостоятельность детей. Самостоятельность является важной составляющей готовности детей к школе.
Самостоятельность - важнейшая характеристика личности, касающаяся почти всех сторон ее жизни и деятельности, изучалась многими педагогами и психологами (Г.Н. Година, О.В. Зимонина [12], Ф.И. Изотова [13], А.А. Люблинская [16], ВС. Мухина Д.Б, Эльконин и другие ученые). Успешность развития самостоятельности в дошкольном возрасте во многом определяет направленность личности и ее развитие в дальнейшем, так как самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других качеств личности (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной» [27].
Исследования психологов доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для развития у детей основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Изучение проблемы развития самостоятельности ведутся в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская).
В связи с этим одной из важных задач работы с дошкольниками является развитие личности, способной самостоятельно решать различные задачи в специфических для дошкольника видах деятельности. Одним из видов деятельности, составляющей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования механизм развития дошкольника, является познавательно-исследовательская деятельность.
По мнению авторов, (Н.Н. Поддъяков, В.В. Щетинина), поисковая деятельность имеет наиболее важное значение в развитии ребенка, так как она осуществляется путем внешних пробующих действий, которые выступают как способ обследования предмета, способ анализа ситуации. Они могут не иметь непосредственного практического эффекта.
Используя в процессе обследования предмета различные способы воздействия на него, ребенок изучает данный предмет всесторонне. Чем более разнообразны воздействия, тем больше вероятность, что предмет раскроется во всем многообразии своих особенностей. В процессе же осмысления выделенных таким способом свойств ребенок делает свои, правильные или неправильные, выводы о других, скрытых свойствах предмета, открывает возможности новых способов действий, получения новых эффектов
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы развития самостоятельности как качества личности ребенка и выбором познавательно-исследовательской деятельности в качестве средства развития самостоятельности детей 6-7 лет.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью развития самостоятельности детей 6-7 лет и недостаточным использованием педагогами познавательно-исследовательской деятельности, как средства для успешного осуществления данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности познавательно-исследовательской деятельности в развития самостоятельности детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет возможно, если:
• определены этапы развития самостоятельности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности: мотивационный, обучающий, действенно-развивающий;
• разработан комплекс поисковых заданий при реализации которых используются наглядные алгоритмы;
• обеспечено стимулирование самостоятельности и овладение детьми умениями планировать, анализировать и оценивать познавательно-исследовательскую деятельность в ходе поэтапной работы.
Задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
• выявить уровень развития самостоятельности детей 6-7 лет;
• определить содержание работы по развитию самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
• выявить динамику уровня развития самостоятельности детей 6-7 лет.
Теоретическо-методологической основой исследования составили:
• теоретические исследования особенностей развития у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности (Г.А. Балл, Г.Н. Година, Ю.Н. Дмитриева З.В. Елисеева, П.И. Пидкасистый);
• теория активности в познавательно-исследовательской деятельности (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, М.Л. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, Т.И. Шамова);
• концептуальные идеи о формировании познавательной самостоятельности у старших дошкольников (Ф.И. Изотова, ЮН. Дмитриева, Л.А. Понаморева, В.А. Сыркина, Н.Н. Поддьяков);
• теоретическое положения о роли поисковой деятельности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина);
• идеи об особенностях познания предметного мира детьми старшего дошкольного возраста (С.А. Козлова, О.В. Дыбина).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 10 «Елочка» г. Димитровграда Ульяновской области». В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработан комплекс поисковых заданий по ознакомлению детей с материалами предметного мира, при реализации которых используются наглядные алгоритмы.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по развитию самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности на мотивационном, обучающем и действенно-развивающем этапах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги дошкольной образовательной организации смогут использовать представленный в исследовании комплекс поисковых заданий с использованием наглядных алгоритмов, при развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований) и 1 приложения. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц, 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 69 страницах.
Одним их целевых ориентиров дошкольного образования является самостоятельность детей. Самостоятельность является важной составляющей готовности детей к школе.
Изучение проблемы развития познавательной самостоятельности велись в различных аспектах: сущность самостоятельности, ее природа, структура и соотношение компонентов самостоятельности, этапы, условия и методы развития познавательной самостоятельности.
«Познавательно-исследовательская деятельность способствуют формированию познавательной активности детей 6-7 лет и развитию у них познавательной самостоятельности, инициативы, познавательного интереса и творческого мышления» [24, с. 34].
По мнению Н.Н. Поддъякова и В.В. Щетининой, поисковая деятельность имеет наиболее важное значение в развитии ребенка, так как она «осуществляется путем внешних пробующих действий, которые выступают как способ обследования предмета, способ анализа ситуации. Они могут не иметь непосредственного практического эффекта.
Экспериментальная работа проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 10 «Елочка» г. Димитровграда, Ульяновской области». В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития самостоятельности детей 6-7 лет. На базе проведенного теоретического анализа работ Е.Я. Голанта, Е.Л. Кононко, Г.Б. Мониной были выделены показатели развития самостоятельности детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические методики.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам условно отнести всех детей к одному из уровней развития самостоятельности детей 6-7 лет. Низкий уровень развития самостоятельности детей 6-7 лет был выявлен у 5 детей (25%). Средний уровень был выявлен у 13 детей (65%). Высокий уровень был выявлен у 2 детей (10%).
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления специально организованной работы по развитию самостоятельности детей 6-7 лет.
Исходя из цели, гипотезы исследования, и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы, способствующее развитию самостоятельности детей 6-7 лет в познавательно-исследовательской деятельности.
Программа формирующего эксперимента состояла из 3 этапов: мотивационный; обучающий; действенно-практический.
На мотивацонном этапе для решения поставленных задач, с учетом рассмотренных подходов, мы разработали фокусы с материалами предметного мира, которые предъявлялись детям в наглядно-действенной форме и были реализованы в форме организации совместной деятельности: «взрослый - ребенок», «взрослый - группа детей» как организация соучастия детей в познавательно-исследовательской деятельности взрослого.
Работа с детьми на обучающем этапе предполагала реализацию под этапов, характеризующихся особенностью позиции педагога и овладение детьми действия по использованию наглядных алгоритмов:
• первый под этап: педагог совместно с детьми обсуждает план действий и зарисовывает наглядный алгоритм;
• второй под этап: педагог совместно с детьми обсуждает уже предложенный алгоритм действий, после чего дети самостоятельно его выполняют;
• третий под этап: педагог наблюдает за тем, как дети самостоятельно выполняют действия по уже заданному алгоритму действий;
• четвертый под этап: педагог наблюдает за тем, как дети коллективно обсуждают последовательность действий по достижению цели, затем зарисовывают наглядный алгоритм;
• пятый под этап: педагог наблюдает за тем, как дети самостоятельно определяют последовательность действий по достижению цели и самостоятельно зарисовывают наглядный алгоритм.
На действенно-развивающем этапе целью нашей работы было формировать у детей 6-7 лет умение самостоятельно осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и вносить необходимые коррективы в деятельность.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня развития самостоятельности детей 6-7 лет:
• количество детей с низким уровнем развития самостоятельности снизилось на 20%;
• количество детей со средним уровнем развития самостоятельности увеличилось на 5%;
• количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности увеличилось на 10%.
Что свидетельствует о правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Апполонова Н. И. Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста // Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Л. П. Бочкаревой. Ульяновск : УИПКПРО, 2002. С. 23-25.
2. Власова Т. А. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. 2005. № 4. С. 25.
3. Власова Т. А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 30.03.2022).
4. Волосова Е. Н. Развитие ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-emma-pilyugina/74341- rannee-detstvo-poznavatelnoe-razvitie-1-3-goda-metodicheskoe-posobie-emma- pilyugina/read/page-1.html (дата обращения: 10.01.2022).
5. Волосова Е. Н. Развитие ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-emma-pilyugina/74341- rannee-detstvo-poznavatelnoe-razvitie-1-3-goda-metodicheskoe-posobie-emma- pilyugina/read/page-1.html (дата обращения: 30.03.2022).
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
8. Голант Е. Я. Вопросы развития самостоятельности в процессе обучения и воспитания. Л. : Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1965. 303 с.
9. Давыдов В. В. Избранные педагогические труды; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Просвещение, 2001. 554 с.
10. Дмитриева Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности. М. : МГУ, 2012. 657 с.
11. Дыбина О. В., Еник О. А., Пенькова Л. А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М. : Центр педагогического образования, 2008. 64 с.
12. Зимонина О. В. Психология детства. М., 2011. С. 5-7.
13. Изотова Ф. В. Формирование самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно игровой деятельности. обучения и воспитания. Л. : Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1965. 303 с.
14. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М. : Политиздат, 1983. 256 с.
15. Кононко Е. Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1978. 23 с.
...