Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этническая идентичность в условиях мультикультурного общества

Работа №110842

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Мультикультурное общество как объект социологического анализа 10
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению мультикультурного
общества 10
1.2. Проблема этнической идентичности в мультикультурном обществе 19
Глава 2. Эмпирический анализ этнической идентичности в условиях мультикультурного общества 27
2.1. Анализ отношения представителей разных поколений к национальной идентичности 27
2.2. Особенности сохранения этнической идентичности в условиях мультикультурного общества 41
Заключение 47
Список используемой литературы и источников 50
Приложение

Актуальность выбранной нами темы неоспорима: в современном мире сотни этнических групп объединены в социуме с постоянно трансформирующимися культурами, что несомненно оказывается огромное влияние на развитие этнической идентичности.
Современный человек постоянно находится во взаимосвязи со множеством культур, национальные особенности не должны являться барьером для поддержания всемирного спокойствия и процветания. Широкое разнообразие культур и обычаев образует разрыв между людьми разных национальностей: языковые особенности, историческое прошлое, различие менталитета и мышления, религиозные взгляды - всё это формирует общественные сознание, направленное на подавление или отрицание чего- либо непохожего, особенного.
Россия - это полиэтническая страна. Наибольшую часть населения Российской Федерации составляет русское население (83 %), однако также в нашей стране живут более 172 народов. Последнее десятилетие было особенным для жизни этносов нашего государства. Одни именовали его периодом «взбунтовавшейся этничности», прочие - «нового национального восстановления». Абсолютно бесспорно, что формирование гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью. Существенные социальные процессы реформирования разных областей жизни имеют этническую изменчивость. Этничность зачастую обретает декларационные, манифестные формы, становится мобилизующим орудием в приобретении достоинства, а порой в общественном желании к превосходствам на социально-политической арене и во многом устанавливает социальное поведение.
Что такое мультикультурность? Существует несколько значения данного понятия. Термином «мультикультурный» иногда обозначают культурное, языковое и конфессиональное разнообразие населения страны или региона. Мультикультурализм обозначает также определенную политику государства, которая направлена на поддержку такого многообразия и идеологическое обоснование такой политики, а также правовое обеспечение.
В начале 20 века была разработана концепция «салата», согласно которой различные культуры не плавятся, а вступают в диалог, сохраняют свои историко-культурные особенности.
Обобщая политику государств, придерживающихся политики мультикультурализма в настоящее время (Германия, Франция, Англия, Италия, Швеция, Канада, Австралия), можно перечислить ряд конкретных мер, цель которых - помочь этнокультурным группам войти в общество, не меняя своих ценностных установок:
1. Политика «позитивной дискриминации»: представители этносоциальных групп пользуются гораздо большими социальными льготами, чем им это требуется. Такая политика «мультикультурного заискивания» приводит к недовольству коренного населения, а, следовательно, усугубляет конфликты, а не решает их;
2. Языковая и образовательная политика: представители этнокультурных групп могут изучать как язык титульной нации, так и свой родной;
3. Достижение равноправия в отношении трудоустройства;
4. Решение жилищного вопроса. Эта мера наиболее успешно была реализована в государствах, где удалось наделить этнические группы (например, мигрантов) жилищем, но и избежать густнонаселенных гетто.
Очевидно, что мультикультурализм современности несет в себе конструктивный, гуманистический, а не деструктивный потенциал, что дает основания для надежд на изменение в перспективе ценностей, присущих современному массовому обществу, страдающему приземленностью ценностных ориентиров и чертами антигуманизма.
Тем не менее в условиях глобализации и миграции мультикультурализм приносит с собой новые вызовы, такие как: национальные и политические конфликты, угрозу терроризма, возможность конфликта цивилизаций, проблематизируется даже вопрос сохранения и развития этнической идентичности.
В последнее время среди исследователей растет интерес к изучению проблемы этнической идентичности, тенденций сохранения и обогащения своей национальной культуры, традиций и обычаев, культурной самобытности народов, а также представителей различных этнически групп. Это приводит к желанию реализовать свою принадлежность к определенной этнической группе, к познанию этнической идентичности своего народа, а также особенностей самоидентификации.
Этнокультурное разнообразие современного общества в контексте интеграции всего мира, фактически охватывает данные процессы. Этот феномен ученые назвали «этническим парадоксом современности», который четко проявляется в «сочетании несочетаемого»: сосуществование процессов глобализации одновременно с повышенным вниманием и интересом к национальным обычаям и традициям этнической общности.
Степень научной разработанности проблемы. К середине 90-х гг. ХХ века среди западных исследователей увеличивается особый интерес к проблеме мультикультурализма. Основоположником теории мультикультурализма является канадский профессор философии Чарльз Тейлор [4]. Критиком мультикультурализма выступает британский политический философ Брайан Барри [2].
Отечественные ученые анализируют западноевропейские школы. В этой области работают М. Б. Хомяков [39], А. И. Куропятник [24]. Большое количество российских исследований посвящено изучению мультикультурных моделей отдельных государств. Так, специалистами по немецкому мультикультурализму являются Л. Б. Карачурина [19], С. В. Погорельская [28].
Целью данной бакалаврской работы является изучение особенностей развития этнической идентичности в мультикультурном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить несколько задач:
1) изучить методологические принципы анализа мультикультурного общества;
2) проанализировать развитие этнической идентичности в мультикультурном обществе;
3) выявить отношение представителей этнических групп к этнической идентичности в мультикультурном обществе;
4) изучить способы сохранения этнической идентичности в условиях мультикультурного общества.
Объектом данной работы является мультикультурное общество, предметом - этническая идентичность в мультикультурном обществе.
Теоретико-методологическая база исследования. Опираясь на теоретико-методологическую базу, которую составили классические и современные концепции межэтнических отношений, разработанные как зарубежными, так и отечественными исследователями, мы изучим тему и выявим особенности современных межэтнических взаимодействий в условиях мультикультурного общества.
Многие исследователи, используя понятие мультикультурализма, придают ему соответствующие смысловые нагрузки. Американской социолог Н. Глейзер определяет мультикультурализм, как комплекс разнообразных процессов, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес американской культуре. Либеральный историк Артур Шлезингер, в свою очередь, трактует данное понятие «как идеологию, сущность которой заключается в том, чтобы заменить общественные идеалы «ассимиляции- фрагментацией, интеграции-сепаратизмом»». С третьей стороны, консерваторы в США усматривают в мультикультурализме «атаку на европейско-американскую культуру», угрозу основополагающим национальным ценностям (христианской морали, праву, семье и др.). Они с подозрительностью относят мультикультурализм к марксистской или «левой» политическим идеологиям, которые преследуют цель разрушить потенциал культурной ассимиляции в США.
Мультикультурализм как универсальное явление, связанное с тождеством общечеловеческих ценностей в современном мире в развернутом варианте представлена в работах Ч. Кукатаса. Он определяет пять вариантов реакции на проблему столкновения культурных парадигм: изоляционизм, ассимиляторство, мягкий мультикультурализм, жесткий мультикультурализм и апартеид. С другой стороны, М. Вевьерка считает, что мультикультурализм сочетает в себе требование культурного признания с борьбой против социального неравенства. С. Жижек рассматривает мультикультурализм как форму культурной экспансии, сформировавшуюся в эпоху глобализации, или как проявление космополитического мировоззрения. В частности, согласно С. Жижеку, сущность мультикультурализма проявляется в замене общественных идеалов, когда за понятием интеграции, выдающей себя за форму терпимости, часто скрывается представление об ассимиляции.
Изучения мультикультурализма на постсоветском пространстве начала складываться лишь с конца 1990-х гг. Азербайджанский ученый И. Мамедзаде, обращая внимание на данное обстоятельство, пишет: «Осознание актуальности проблем мультикультурализма для нас в определенной степени может объясняться тем, что с межгосударственным обострением мы столкнулись в 1980-е годы в бывшем Советском Союзе где. В. С. Малахов и Г. Д. Дмитриев используют понятие «мультикультурализм» и рассматривают его как многокультурное образование.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, обусловленные его предметом и целью: анализ, индукция, обобщение, сравнение, описание, анкетирование, шкала этнической дистанции и экспертное интервью.
Апробация. Результаты исследования были апробированы:
1. Хачатрян М.В. Этническая идентичность в условиях мультикультурного общества // Студенческие дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. (в печати).
2. Хачатрян М. В. Проблема этнической идентичности в мультикультурном обществе // II Всероссийская национальная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых / Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований, г. Комсомольск-на-Амуре (в печати).
3. Хачатрян М. В. Этническая идентичность в условиях мультикультурного общества // XII Межрегиональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов / Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ, г. Барнаул (в печати).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема мультикультурализма уходит своими корнями в глубокую древность и остается актуальной и по настоящее время. Причина этого факта кроется в том, что во все времена представители различных этносов вступали в тесные контакты. Эта проблема очень значима в данный момент развития нашего общества, так как одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений является сфера отношений между различными этическими группами.
Актуальность сохранения этнической идентичности в условии постоянно трансформирующихся культур приобретает особую важность. Этносы интегрируются между собой, теряя свои национальные особенности, однако на помощь приходят этнические общины, которые дают молодежи возможность учить родной язык, культуру, песни и танцы.
Итак, в содержание национальной идентичности входят: установившиеся особенности национальной культуры, обычаи, верования, мифы, нравственные императивы и т.д. К компонентам национальной идентичности можно отнести: историческую память, национальные мифы, традиции, символы, национальное самосознание, национальный характер и национальный менталитет (мировоззрение, мироощущение).
Часто национальная идентичность достигается путем сравнения либо сопоставления своей нации другой. Здесь идентичность ставит некие границы, которые отделяют ее от других, своих и чужих, друзей и врагов. В современных условиях развития общества был по-новому поставлен вопрос о принадлежности к той или иной социальной общности. Одна из глубинных потребностей человека - приобщение к системе ориентации, дающей возможность «отождествления» себя с неким признанным образцом [16].
Динамика современных перемен во всех сферах общества намного опережает процесс их осмысления. Традиционные ценностные и нравственные ориентиры, парадигма мышления, старые схемы поведения потеряли былую значимость. Так, в «досовременных» обществах идентичность человека определялась его происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою, и поэтому проблема самоидентификации отсутствовала. Осознание идентичности как феномена чрезвычайно важно для современной личности, стало более актуальным с наступлением «современности».
Многочисленные достижения индустрии и постиндустрии, техники и технологии, ускорившиеся темпы глобализации, инновационные внутри- и межгосударственные коммуникации, опережающее развитие информационного пространства делают крайне затруднительным процесс самоопределения - в том числе и процесс определения собственной идентичности, как равно и идентичность окружающих [8, с. 5]. Все вышеперечисленные процессы и, особенно процесс всесторонней глобализации, привели к кризису национальной идентичности.
В нашей работе нам удалось узнать, что сохранение этнической идентичности необходимо для современного российского общества в условиях глобализации.
В первой части нашей работы мы изучили понятие мультикультурализма, внедрение данного термина в научный оборот, а также теоретико-методологические подходы к изучению мультикультурализма. Каждый из этих подходов имеет свою специфику в изучении и описании мультикультурализма. Несмотря на это, мы выяснили, что политика мультикультурализма направлена на сохранение самобытности культур, а также построения толерантной картины мира, ведь толерантность к другому человеку, народу, государству является источником гармонии в современном мире. Также нами были изучены проблемы этнической идентичности в мультикультурном обществе, которые определяются в рамках глобализации и стремительного изменения современного общества.
Во второй части работы мы провели исследование, направленное на анализ отношения представителей разных поколений к национальной идентичности было проведено исследование по школе Богардуса, целью которого было получение информации о национальной дистанции жителей. Также нами было проведено экспертное интервью с главами национальных общин г.о. Тольятти, где мы выяснили, какие меры предпринимаются для сохранения национальной идентичности у молодого поколения.
Таким образом, результаты теоретического и эмпирических исследований вопросов межличностных отношений в межнациональном общении однозначно свидетельствует об одном - проблема сохранения этнической идентичности в современном российском обществе является актуальной. Именно отношение основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей в значительной степени определяет общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.



1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2011. - 320 с.
2. Асад, Т. Формирование светского: христианство, ислам,
современность. Стэнфорд: Университетская пресса, 2013. - 167 с.
3. Аствацатурова М.А. Российская идентичность в Северо-Кавказском регионе: гражданское содержание и полиэтничные формы. Учебное пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - 43 с.
4. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2013.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. M., 2005. - 165 с.
6. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. - 121 с.
7. Бенхабиб С. Притязания культуры. - М.: Логос, 2003. - 296 с.
8. Борисов А. А. Американские консерваторы и мультикультурализм. - Пермь, 2000. - 18 с.
9. Вера, этнос, нация. Религиозный компонент этнического сознания / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция, 2009. - С. 363¬386.
10. Воропай Т.С. Между глобализацией и массовой культурой // Философские науки - 2009 - № 10. - С. 17-25.
11. Гавров С. Н. Национальная культура и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2013. - 86 с.
12. Горшунова Е., Межкультурная коммуникация, этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества: учеб.пособие / Е. Горшунова, Ю. Горшунов. М.: Проспект, 2015. - 112 с.
13. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л.А. Карпенко. М.: Пер Сэ, 2006. - 108 с.
14. Карачурина Л. Б. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения - 2008 - №7 - С. 60-64.
15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (пер. с англ.). М., 2005. - 209 с.
16. Кимлика У. Либеральная равенство / ВИЧ Кимлика // ЛИБЕРАЛИЗМ: Антология / Сост. А. Проценко, В. Лесной.: Факел, 2002. - 1126 с.
17. Кимлика У. Политики на местном языке: национализм
мультикультурализм, гражданство. - М., 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.magister.msk.ru/library/philos/freud001.htm. (дата обращения - 7.02.2019).
18. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма. - М., 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/ study/327/. (дата обращения - 23.11.2018).
19. Куропятник А. И. Мультикультурализм: идеология и политика полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000 - № 2 - С.53-65.
20. Леви-Строс К.Л Структурная антропология / К.Л. Леви-Строс; пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с. (Серия «Психология без границ»).
21. Малахов В. Культурный плюрализм мильтикультурализм // Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2011. - 120 с.
22. Мид Дж. Аз и Я / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 227¬237.
23. Погорельская С. В. Позиции политических партий ФРГ и германского правительства по отношению к исламу внутри страны // Актуальные проблемы Европы. - 2012. - № 4. - С. 151-183.
24. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. М.: Гардарика, 2011. - 344 с.
25. Пржиленский В.И. Идентичность: обретать, выбирать //
Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 38-40.
26. Ремизов М. Апории терпимости. Русский Журнал. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 161 с.
27. Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности. М., 2002. - 82 с.
28. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психического развития человека / «Вопросы психологии». М., 2002. - 43 с.
29. Тангалычева Р. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации / Р. Тангалычева. СПб.: Алетейя, 2012. - 248 с.
30. Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность.
Социологические очерки. М.: «Российская энциклопедия»
(РОССПЭН), 2003. - 174 с.
31. Уханов Е.В. Идентичность в сетевых коммуникациях // Философские науки. - 2009. - № 10. - 67 с.
32. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 88-93.
33. Фрейд З. Групповая психология и анализ Эго / З. Фрейд. М.:
Современные проблемы, Н.А. Столляр, М., 1926. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.magister.msk.ru/library/philos/freud001.htm. (дата обращения - 25.12.2018).
34. Хомяков М. Б. Брайан Барри: либеральный универсализм против мультикультурализма и национализма // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - №1. - С. 74-89.
35. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. Екатеринбург, 2002. - 124 с.
36. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. - 400 с.
37.Эриксон Е. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 342 с.
38. Akbar A., Brian F. After terror: Promoting dialogue among civilizations. London: Polity Press, 2005.
39. Barry B. Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Wiley, 2014.
40. Kymlicka W. Justice and minority rights // Contemporary political philosophy: An anthology. Malden: Blackwell Publishers Inc., 2000.
41. Taylor Ch. Multiculturalism and the "Politics of Recognition". Princeton, Princeton University, p.64, 72, 2012.
42. Therborn G. European Modernity and Beyonol. London, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ