Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Работа №110835

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности в дошкольном возрасте в психолого-педагогических исследованиях ... 8
1.1 Тревожность как показатель эмоционального благополучия
и неблагополучия детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания 12
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий снижения тревожности у детей 5-6 лет 19
2.1 Выявление реального уровня тревожности у детей 5-6 лет
и стилей семейного воспитания 19
2.2 Реализация педагогических условий, способствующих
снижению тревожности у детей 5-6 лет 31
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 59
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение 76


Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью.
Некоторые эмоциональные проявления, характерные для раннего возраста, в дальнейшем закрепляются как формы поведения и составляют, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка» [2, с. 231]. При благоприятных условиях развития для дошкольников не характерны устойчивые отрицательные эмоциональные состояния.
При неблагоприятных условиях развивается негативное отношение к определенным сторонам жизни. Зачастую это приводит к формированию черт характера, свидетельствующих о «внутреннем неблагополучии». Одной из таких черт является тревожность.
Проблема тревожности у детей по своей теоретической и практической значимости актуальна в настоящее время. Данной проблеме уделяли в своих работах как отечественные, так и зарубежные ученые. В отечественной психологии при рассмотрении вопроса о видах тревоги и тревожности принимали участие Л.И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединский, Е.В. Новикова, А.С. Спиваковская, Ю.А. Ханик и другие.
Зарубежные психологи В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл разработали детский тест тревожности. Ч.С. Спилбергом была разработана методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность как свойство и как состояние.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о возрастании в последние годы тревожности и страхов у детей, изменилось «качество» и причины возникновения тревожности, вследствие чего наблюдается нарушение психического здоровья дошкольников. Большинство психологов считает, что психическое здоровье и нездоровье детей связано со стилями семейного воспитания и зависит от способов общения с детьми взрослых (Д. Бомринд, В.М. Минияров, А.В. Петровский, Л.Г. Саготовская, Э.Г. Эйдемиллер и другие).
В настоящее время, сравнительно с предшествующим десятилетием, не только увеличилось количество тревожных детей, но и сама тревожность «повзрослела», стала глубинной, личностной; многие дети живут в атмосфере эмоциональной напряженности.
Анализ практики и психолого-педагогической литературы позволил выделить следующее противоречие: несмотря на то, что исследование тревожности в детском возрасте широко представлено в теоретических и опытно-экспериментальных работах отечественных и зарубежных ученых, но на сегодняшний день недостаточно рассмотрен такой фактор возникновения и развития тревожности у детей 5-6 лет, как стили семейного воспитания. Все это выдвигает на первый план актуальную как в теоретическом, так и в практическом плане проблему исследования. Она связана с разработкой педагогических условий снижения тревожности у детей 5-6 лет.
Исходя из рассмотренной нами проблемы, цель нашего исследования состоит в определении и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность организации работы по снижению тревожности у детей 5-6 лет.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия снижения тревожности у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования - мы предположили, что между стилями семейного воспитания и проявлением тревожности у детей старшего дошкольного возраста существует зависимость, следовательно, необходимо реализовать следующие педагогические условия снижения тревожности у детей 5-6 лет:
- разработать тренинговые формы работы с детьми 5-6 лет и их родителями;
- организовать работу по снижению уровня тревожности у детей 5-6 лет поэтапно: тренинг с детьми, тренинг с родителями, совместный детско - родительский тренинг.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить реальный уровень тревожности у детей 5-6 лет и стили семейного воспитания.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия,
способствующие снижению тревожности у детей 5-6 лет.
4. Проанализировать результативность экспериментальной работы.
В соответствии с предметом, целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы;
- тестирования детей и родителей;
- наблюдения за детьми;
- беседа с родителями;
- проективный метод;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теоретические положения М.В. Гамезо о рассмотрении тревожности как эмоционального состояния, обеспечивающего безопасность субъекта на личностном уровне;
- теоретические положения о неблагоприятном влиянии тревожности на состояние здоровья, деятельности и поведения индивида В.М. Остапова, И.Д. Левитова, Ч.Д. Спилбергера, О.Г. Мельниченко;
- теоретические положения Е. Савиной, Н. Шапиной, В.С. Мухиной, А. Фромма о роли родителей в появлении тревожности у детей.
Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия снижения уровня тревожности у детей 5 -6 лет на основе структурирования форм работы с детьми 5-6 лет и родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели тревожности и дана качественная характеристика уровням тревожности у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что определенные нами педагогические условия снижения тревожности у детей 5-6 лет на основе тренинга.
Работы с детьми и родителями, могут использоваться воспитателями и педагогами-психологами в дошкольных образовательных организациях при решении задач, связанных с коррекцией неблагополучных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 «Солнечный» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе принимали участие 20 детей старшей группы № 5.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (57 наименований), 10 приложений. Работа проиллюстрирована 3 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространенным явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие).
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
В настоящее время проблема эмоционального здоровья и нездоровья у детей, в связи со своей огромной значимостью, приобретает особую актуальность, проявляясь в семьях у детей с раннего возраста. В нашей работе выявлена закономерная связь между стилями семейного воспитания и тревожностью у детей 5-6 лет.
В процессе работы мы осуществили теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме тревожности.
Далее нами был выявлен реальный уровень тревожности у детей, выявлены стили семейного воспитания и их влияние на развитие тревожности в ходе констатирующего эксперимента. В итоге нами были получены следующие результаты:
1. Высокий уровень тревожности наблюдался у 40% детей в тех семьях, где преобладает контролирующий стиль семейного воспитания (10% семей), либо попустительский стиль (25% семей).
2. Средний уровень тревожности наблюдался у 45% детей в тех семьях, где преобладает состязательный стиль семейного воспитания (25% семей), либо предупредительный стиль семейного воспитания (15% семей).
3. Низкий уровень тревожности наблюдался у 15% детей в тех семьях, где преобладает рассудительный стиль семейного воспитания (20% семей), либо сочувствующий стиль (5% семей)
Исходя из этих данных, нами была определена необходимость проведения работы, направленной на нормализацию стилей семейного воспитания, которая могла существенно снизить тревожность у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы разработали педагогические условия, способствующие снижению тревожности у детей 5 - 6 лет: разработка тренинговых форм работы с детьми и их родителями и организация поэтапной работы: тренинг с детьми, тренинг с родителями, совместный детско-родительский тренинг. Тренинговые формы для детей и родителей, включали в себя серию игр, направленных на повышение самооценки, упражнений, на расслабление, консультации и мини-лекции для родителей.
После завершения работы мы провели контрольный срез, после чего сравнили полученные результаты с прежними показателями. Вследствие проведенной нами формирующей работы произошли следующие изменения.
1. Динамика уровня тревожности по окончании нашей формирующей работы значительна:
- показатель высокого уровня тревожности у детей снизился на 25%;
- показатель среднего уровня тревожности повысился на 5%;
- показатель низкого уровня тревожности повысился на 30%.
2. В ряде семей изменился стиль семейного воспитания:
- в 30% семей преобладает состязательный стиль семейного воспитания, что на 5% больше, чем на этапе констатирующего среза;
- в 5% семей преобладает попустительский стиль семейного воспитания, что на 20% меньше, чем на этапе констатирующего среза;
- в 35% семей преобладает рассудительный стиль семейного воспитания, что на 15% больше, чем на этапе констатирующего среза;
- в 15% семей преобладает предупредительный стиль семейного воспитания, он остался на том же уровне.
- в 5% семей преобладает контролирующий стиль семейного воспитания, что на 5% меньше, чем на этапе констатирующего среза;
- в 10% семей преобладает сочувствующий стиль семейного воспитания, что на 5% больше, чем на этапе констатирующего среза.
Что подтвердило нашу гипотезу, а полученные данные и разработанные нами педагогические условия снижения тревожности у детей 5-6 лет на основе тренинговых форм работы с детьми и родителями, могут использоваться воспитателями и психологами в дошкольных учреждениях при решении задач, связанных с коррекцией неблагополучных эмоциональных состояний детей 5-6 лет.



1. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н.Е. Аракелов, Н. Шмикова // Вестник МГУ, серия «Психология». - 2008 - № 1. - С. 18.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - С. 231-235.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение [Текст] / Г.М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990- 144 с.
4. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е.М. Волкова. - М., 2006.
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2007. - 210 с.
6. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В.
Гребенников. - М.: Просвещение, 2005. - 140 с.
7. Губкина, Т.С. Родительский клуб [Текст] / Т.С. Губкина // Школьный психолог. - 2014. - № 25. - С. 11-14.
8. Доронова, Т.Н. Дошкольные учреждения и семья [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина. - М. : Линка-Пресс, 2007. - 220 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.,
1996. - 160 с.
10. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - М. : Просвещение, 1986. - 216 с.
11. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров.
- М. : Педагогика, 1986. - 120 с.
12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
13. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард / [Пер. с анг.]. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. - М., 2001. - С. 124-130.
14. Кмоева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Кмоева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 2014. - 180 с.
15. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2014. - С. 16-20.
16. Козлова, С.А. Мой мир [Текст] / С.А. Козлова. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 204 с.
17. Кондратьева, С.В. Практическая психология [Текст] : Учебник для студентов / С.В. Кондратьева. - М., 2012. - 420 с.
18. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 340 с.
19. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 2016. - 160 с.
20. Кутузова, А. Психомышечная тренировка [Текст] / А. Кутузова, О. Осафчук // Обруч. - 2013. - № 2. - С. 40-42.
21. Ленок, А. Социальные аспекты в работе психолога [Текст] / А. Ленок // Обруч. - 2012. - № 3. - С. 13-16.
22. Лешли, Дженни. Как работать с маленькими детьми [Текст] / Дженни Лешли. - М. : Просвещение, 1991. - 82 с.
23. Лэндрт, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрт. - М. : Международная педагогическая академия, 2004. - 174 с.
24. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 15.
25. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности [Текст] / В.М. Минияров. - Самара : Корпорация Федоров, 1997. - 44 с.
26. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания [Текст] / В.М. Минияров. - М. : МПСИ, 2000. - 92 с.
27. Мотова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Мотова, Г.Б. Монина. - СПб. : ООО Речь, 2015. - 212 с.
28. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : Учебник для пединститутов / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М., 1998. - С. 104¬120.
29. Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М., 2000. - 576 с.
30. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М. : Независимая фирма «Класс», 2017. - 82 с.
31. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых [Текст] / М.В. Осорина. - СПб., 2009. - 66 с.
32. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. - М. : ТОО Интелтех, 2015. - 140 с.
33. Пасс, Ю. Тебя я рисую, а тебя нет [Текст] / Ю. Пасс // Обруч. - 2005. - № 1. - С. 10.
34. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного поведения [Текст] / А.В. Петровский. - М. : Знание, 1981. - 148 с.
35. Петручек, В.П. Нервные дети [Текст] / В.П. Петручек, П.Н. Тарак. - М., 2001. - 136 с.
36. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психоаналитическая природа и возрастная динамика [Текст] /
А.М. Прихожан. - М. : Просвещение, 2004. - 280 с.
37. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова,
А.В. Запорожца, Ю.Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1983. - 440 с.
38. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко,
Б.Г. Мицелянова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 240 с.
39. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
40. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. -
Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 232 с.
41. Пухова, Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] / Т.И. Пухова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 14-24.
42. Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. - М. : Педагогика, 1990. - 48 с.
43. Римская, С.А. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты [Текст] / С.А. Римская, Р.Р. Римская. - М. : Издательство КСП, 2007. - 28 с.
44. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М. : Дидант, 2012. - 84 с.
45. Сагатовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива [Текст] / Л.Г. Сагаловская. - Томск, 2011. - 120 с.
46. Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога [Текст] / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб. : Акцидент, 2014. - 64 с.
47. Толстых, А.В. Взрослые дети. Парадоксы общения [Текст] /
А.В. Толстых. - М. : Прогресс, 1988. - 92 с.
48. Филипчук, Г. Знаете ли вы своего ребенка [Текст] / Г. Филипчук. - М. : Прогресс, 2006. - 64 с.
49. Хоментаускас, Т.Г. Семья глазами ребенка [Текст] / Т.Г.
Хоментаускас. - М. : Педагогика, 1989. - 44 с.
50. Ханин, Ю.А. Межличностная и внутригрупповая тревога в
условиях значимой совместной деятельности [Текст] / Ю.А. Ханин //
Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 45-53.
51. Шапарь, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. - М. : Владос, 2010. - 246 с.
52. Шевцова, И. Неприятие [Текст] / И. Шевцова // Школьный психолог. - 2014. - № 22. - С. 4-5.
53. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] /
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб. : Изд-во Питер, 1999. - 362 с.
54. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской - М. : Издательство Московского университета, 2010. - 282 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ