ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы обучения языкам высокоуровневого программирования в Республике Таджикистан 7
1.1 Общая характеристика проблемы подготовки программистов в Республике Таджикистан 7
1.2 Методические рекомендации по разработке электронного учебника 10
1.3 Обзор аналогов электронного учебника по Visual Basic 17
Выводы к главе 1 24
Глава 2 Адаптация и локализация электронного учебника по программированию на Visual Basic к специфике процесса обучения в Республике Таджикистан 25
2.1 Проблемы адаптации электронных учебников 25
2.2 Выбор средства разработки электронного учебника по программированию на Visual Basic 27
2.3 Разработка и локализация электронного учебника по программированию на Visual Basic 29
Выводы к главе 2 64
Глава 3 Методика повышения дидактических возможностей процесса обучения программированию на языке Visual Basic на таджикском языке 65
3.1 Проблемы применения электронных учебников при обучении программированию 65
3.2 Функциональные возможности таджикской версии электронного учебника по программированию на Visual Basic 68
3.3 Разработка структуры электронного учебника 73
3.4 Разработка содержания по разделам и темам учебника 76
3.5 Руководство по использованию электронного пособия 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Приложение А 91
Актуальность темы исследования. На 35-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО официально представила «Рамочные рекомендации» к структуре информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) -компетентности учителей - «UNESCO ICT Competency for Teachers (UNESCO ICT-CFT)» [29].
Основная предпосылка разработки этих «Рамочных рекомендаций» заключалась в том, что современное общество сегодня все больше и больше основывается на информации и знаниях. Именно поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие всех членов общества такими навыками в области ИКТ, которые позволяли бы им не только обрабатывать информацию, но и иметь возможность развивать свой творческий потенциал и способности к решению любых проблем. Учителя и другие педагогические работники также должны иметь соответствующие возможности для приобретения и развития таких навыков для дальнейшего применении их в управлении процессом обучения.
Поэтому одной из главных задач, которые необходимо решить для обеспечения ИКТ-компетентности учителей является адаптация современных интерактивных средств обучения к конкретным условиям, особенностям и требованиям соответствующей национальной или региональной системы образования.
На первом этапе задача адаптации сводится к переводу контента средств обучения на национальный язык.
Как показывает практика обучения программированию на языках высокого уровня в Республике Таджикистан, дефицит электронных учебников на национальном языке является одной из основных причин низкого качества освоения даже таких относительно простых сред программирования, как Visual Basic.
Решение данной задачи невозможно без использования соответствующего информационного обеспечения.
Таким образом, актуальность темы магистерской работы обусловлена необходимостью разработки современного информационного обеспечения для поддержки задач управления процессом обучения программированию на языках высокого уровня в Республике Таджикистан.
Объект исследования - процесс обучения программированию на языках высокого уровня в Республике Таджикистан.
Предмет исследования - информационное обеспечение процесса обучения программированию на языке высокого уровня в Республике Таджикистан.
Гипотеза исследования: внедрение информационного обеспечения, адаптированного к условиям, особенностям и требованиям системы образования Республики Таджикистан, в процесс обучения программированию на языках высокого уровня позволит повысить дидактические возможности данного процесса.
Целью исследования магистерской работы является разработка информационного обеспечения, адаптированного к условиям, особенностям и требованиям системы образования Республики Таджикистан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать качество существующих средств информационной поддержки процесса обучения программированию на языках высокого уровня (ЯВУ) в Республике Таджикистан;
2) выполнить обзор и анализ подходов к разработке и адаптации информационного обеспечения процесса обучения программированию на ЯВУ;
3) выполнить обзор и анализ аналогов локализованных электронных учебников по языку Visual Basic; разработать модель электронного учебника по языку Visual Basic;
4) выбрать средства реализации электронного учебника по языку Visual Basic;
5) разработать электронный учебник по языку Visual Basic с контентом на таджикском языке;
6) разработать методику повышения дидактических возможностей процесса обучения программированию на ЯВУ с помощью современных ИКТ на примере изучения основ языка Visual Basic.
Научная новизна исследования состоит в том в разработке нового информационного обеспечения для поддержки процесса обучения программированию на языках высокого уровня в Республике Таджикистан.
Значимость диссертационного исследования заключается в том, что был разработан электронный учебник по языку Visual Basic, адаптированный к условиям, особенностям и требованиям системы образования Республики Таджикистан.
Теоретической основой исследований послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области электронных ресурсов, используемых в образовательном процессе, при этом акцент делается на решении проблем адаптации ИКТ-средств обучения к специфике процесса обучения в Республике Таджикистан.
В процессе исследования были использованы следующие практические положения и методы: анализ научной и методической литературы по теме исследования, моделирование и проектирование электронных образовательных ресурсов, проведение эксперимента, проведение апробации электронного ресурса в реальных условиях и оценка результатов.
Основные этапы исследования: исследование велось с 2015 по 2017 гг. в три этапа:
На первом - констатирующем этапе исследования (2015 г.) - формулировалась тема, осуществлялась работа с источниками по проблемам разработки и использования электронных образовательных ресурсов.
Второй этап (2015-2016 гг.) - поисковый. В ходе него осуществлялся анализ подходов к разработке и адаптации информационного обеспечения процесса обучения программированию на ЯВУ, разработка методики повышения дидактических возможностей процесса обучения с помощью современных ИКТ, корректировались задачи исследования, осуществлялась теоретическая апробация исследования в ходе выступлений на конференциях.
Третий этап (2016-2017 гг.) - экспериментальная апробация. Разработан электронный учебник по Visual Basic на таджикском языке, проводилась оценка результатов, проверялась достоверность определенной гипотезы, формулировались выводы по проведенному исследованию.
На защиту выносится:
1) Электронный учебник по программированию на ЯВУ Visual Basic с контентом на таджикском языке.
2) Методика повышения дидактических возможностей процесса обучения программированию на ЯВУ с помощью современных ИКТ на примере изучения основ языка Visual Basic.
В первой главе проанализированы существующие средства информационной поддержки процесса обучения программированию на ЯВУ в Республике Таджикистан, выполнен обзор и анализ подходов к разработке и адаптации информационного обеспечения процесса обучения программированию на ЯВУ.
Во второй главе описан процесс разработки электронного учебника по языку Visual Basic на таджикском языке.
В третьей главе представлена методика повышения дидактических возможностей процесса обучения программированию на ЯВУ с помощью современных ИКТ на примере изучения основ языка Visual Basic.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
По теме магистерской работы опубликовано 2 работы (Приложение А) [19,20].
Работа изложена на 91 страницах с приложение, содержит 51 рисунок и 1 таблицу.
Целью и основным результатом магистерской диссертации является является разработка информационного обеспечения, адаптированного к условиям, особенностям и требованиям системы образования Республики Таджикистан.
В процессе работы над диссертацией решены следующие задачи:
1) выполнен анализ качества существующих средств информационной поддержки процесса обучения программированию на ЯВУ в Республике Таджикистан, который подтвердил актуальность темы исследования;
2) выполнен обзор и анализ подходов к разработке и адаптации информационного обеспечения процесса обучения программированию на ЯВУ, на основании которого принято решение о переводе на таджикский язык русскоязычной версии электронного учебника;
3) выполнен обзор и анализ аналогов локализованных электронных учебников по языку Visual Basic, по результатам которого выбран электронный учебник для Visual Basic 6.0;
4) в качестве средства разработки электронного учебника выбран редактор FrontPage, как самый доступный и не требующий особой подготовки для работы;
5) разрабон электронный учебник по языку Visual Basic с контентом на таджикском языке.
6) предложена методику повышения дидактических возможностей процесса обучения программированию на ЯВУ с помощью разработанного электронного учебника.
Результаты практического применения предложенной методики среди студентов, граждан Республики Таджикистан, обучающихся в Тольяттинском государственном университете подтвердили выдвинутую в работе гипотезу.
1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 127 с.
2. Алексеев Г.В. Разработка электронных учебных изданий на основе языка HTML [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Алексеев Г.В., Бриденко И.И. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 99 с.
3. Аллен Майкл E-learning : как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Аллен Майкл. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 200 с.
4. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. - 616с.
5. Браун С. Visual Basic 6. Учебный курс / С. Браун. -СПб Питер, 2007. - 574с.
6. Гаврилов А.В. Разработка электронных учебно-методических материалов в системе дистанционного обучения STELLUS: учебно-методическое пособие / Гаврилов А.В. - Омск: Омская академия МВД России, 2010. - 100 с.
7. Глаголев В.Б. Программирование на языке Visual Basic 2008. Конспект лекций : учебное пособие / Глаголев В.Б. - М.: Издательский дом МЭИ, 2010. - 181 с.
8. Екимова М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle / Екимова М.А. - Омск: Омская юридическая академия, 2015. - 22 с.
9. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: Изд- во ЦНТЭП, 1999. - 363 с.
10. Зеньковский В.А. Программирование на Visual Basic 6.5 и Visual Basic.Net / Зеньковский В.А. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2009. - 248 с.
11. Лобачев С.Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов / Лобачев С.Л. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. - 188 с.
12. Каримов И. И. Повышение эффективности подготовки студентов гуманитарных специальностей в области информационных технологий в Республике Таджикистан / И.И. Каримов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Калуга - 2013.
13. Монастырев П. Этапы создания электронных учебников / П. Монастырев П., Е. Аленичева // Высшее образование в России. - 2001. - №5. С. 103-105.
14. Рандалл Н. Использование Microsoft FrontPage 2002. Специальное издание / Н. Рандалл, Д. Джоунз. - М.: Вильямс, 2002.м - 848 с.
15. Рахмонов З.Ф. Социально-экономические аспекты внедрения информационных технологий в сфере высшего профессионального образования Республики Таджикистан / З.Ф. Рахмонов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Душанбе - 2011.
...